Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 07:40, контрольная работа
Юридическая психология как наука изучает психические закономерности психологических знаний, которые применяются в области правового регулирования и юридической деятельности.
Предметом юридической психологии являются различные явления психики, индивидуально- психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХиГС
Кафедра УГОЛОВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА
Юридическая психология
(дисциплина)
Письменное контрольное задание
для студентов дистанционного обучения
Студент | |
Группа | |
Дата | |
Преподаватель | |
Новосибирск 2013г.
Протокол проверки:
Дата проверки |
|
Оценка |
|
Комментарии |
|
Тема 1.
Вопрос 1. Каковы предмет, задачи
и система юридической
Юридическая психология как наука изучает психические закономерности психологических знаний, которые применяются в области правового регулирования и юридической деятельности.
Предметом юридической психологии являются различные явления психики, индивидуально- психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.
Задачи юридической психологии во многом обусловлены теми задачами, которые стоят в целом перед правовой наукой, теми практическими вопросами, которые решают юристы в своей повседневной профессиональной деятельности. Исходя из этого перед юридической психологией стоят следующие задачи:
- разработка психологических
- психологическое обеспечение
правоохранительной
- исследование психологических
аспектов противоправного (
- изучение психологических
- совместное с криминологами изучение личности тех, кто совершает преступления;
- изучение закономерностей
- исследование проблем
- дальнейшее развитие института
судебно-психологической (
В центре внимания этой науки находятся психологические проблемы согласования человека и права как элементов одной системы.
Следует заметить, что психологические знания требуются юристу для того, чтобы в полной мере понять сущность базовых уголовно-правовых категорий, к числу которых относятся мотив, цель преступления и личность самого преступника.
Юридическая психология имеет свою систему, состоящую из следующих разделов:
Психологические закономерности в
области правоприменительной
СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Проблемы рецидива и преступного стереотипа поведения
Юридическая психология тесно связана со многими науками: уголовное право, уголовный процесс, судебная этика, психология, педагогика и другие.
Тема 2 .
Вопрос 2. Каковы методы судебной психологии (применительно к способам исследования)?
Юридическая психология широко использует методы юриспруденции и психологии для раскрытия изучаемых ею объективных закономерностей. Эти методы можно квалифицировать как по целям, так и по способам исследования.
Применительно к способам исследования судебная психология располагает следующими методами.
Метод наблюдения. Основная
ценность метода наблюдения заключается
в том, что в процессе исследования
не нарушается обычный ход деятельности
человека. При этом для получения
объективных результатов
- заранее определить, какие закономерности нас интересуют;
-составить программу
-правильно фиксировать
-определить место самого наблюдающего и его роль в среде изучаемых лиц.
Соблюдение этих требований очень важно для ситуаций, которые изучаются в судебной психологии. Для регистрации результатов наблюдения могут быть использованы технические средства: магнитофон, фото- и видеозапись. В условиях предварительного следствия технические средства могут быть использованы только в рамках процессуального закона. Полученные и зафиксированные таким образом результаты следственного действия могут рассматриваться одновременно как способ закрепления доказательств и как фиксированный результат наблюдения за поведением лица в определенных условиях.
Наблюдение может проводиться не только исследователем-психологом, но и любым должностным лицом, которому необходимо получить соответствующую информацию для использования данных ее анализа в борьбе с преступностью. Большое значение для получения информации о возможной причастности допрашиваемого к событию преступления может иметь наблюдение за его мимикой и жестами. А чтобы избежать предвзятой субъективной оценки результатов такого наблюдения, оно должно вестись строго объективно, с регистрацией всех фактов, полученных при наблюдении и при достаточно научной интерпретации результатов наблюдения.3
Метод эксперимента. При использовании данного метода изучается зависимость особенностей психических процессов от действующих на испытуемого внешних стимулов. Эксперимент строится таким образом, чтобы внешняя стимуляция изменялась по строго определенной программе. При эксперименте исследователь может с помощью изменения внешней ситуации преднамеренно вызвать нужный психический процесс.
В практике судебно-психических исследований получили распространение лабораторный и естественный эксперименты.
Лабораторный эксперимент
распространен в основном в научных
исследованиях, а также при проведении
судебно-психологической
Анкетный метод. Этот метод характеризуется однородностью вопросов, котрые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот материал подвергается статистической обработке и анализу. В области судебной психологии анкетный метод получил распространение при исследовании механизма образования преступного умысла. Анкетный метод довольно широко применялся при исследовании профессиограммы следователя, его профессиональной пригодности и профессиональной деформации. В настоящее время анкетный метод начал применяться для исследования некоторых аспектов причин преступности.
Метод интервью (беседы). Этот вспомогательный метод может быть использован в самом начале исследования с целью общей ориентировки и создания рабочей гипотезы. Такое его применение характерно, в частности, при исследовании личности на предварительном следствии. Это свободная непринужденная беседа, в ходе которой следователь изучает основные особенности личности собеседника, вырабатывает индивидуальный подход и вступает в контакт с допрашиваемым; такая беседа очень часто предшествует основной части допроса и способствует достижению его главной цели- получению объективной и полной информации в области преступления. При подготовке к беседе большое внимание следует уделять формулировке вопросов, которые должны быть краткими, конкретными и понятными.
Тема. 7.
Вопрос 1. Датйте общую характеристику психологических особенностей следственной деятельности.
Основным определяющим компонентом психологической структуры в деятельности следователя является его познавательная активность по собиранию и исследованию самых разнообразных фактов, на основании которых им полностью восстанавливается прошлое событие, все взаимоотношения различных лиц, связанных с этим событием, познается личность субъекта, совершившего преступление. Именно на предварительном следствии производится процесс создания модели прошлого события преступления.
Начиная процесс собирания фактов, следователь часто заранее не знает конечного результата сбора этих сведений, не может составить полную мыслительную модель имеющегося в прошлом события. Эта особенность познавательной деятельности приводит к существенным трудностям при сборе, отборе, оценке получаемой информации, к необходимости к выдвижению и проверки большого количества самых разнообразных версий по поводу природы действительной ценности тех или иных фактов, взаимосвязи между отдельными фактами. В деятельности следователя существенное значение приобретает криминалистическое знание и опыт, которые создают условия для понимания имеющейся информации, ее правильного выбора. Эти знания и опыт являются необходимой предпосылкой для активизации воссоздающего воображения. Познание прошлого события всегда основывается на фактах настоящего, в связи с этим возникает необходимость построения мысленных моделей, взаимосвязей фактов, явлений настоящего с прошедшим событием. Познание включает в себя и практическую сторону по проверке, оценке познаваемых фактов, явлений. В процессе этой деятельности широко применяются эксперименты с объектами, выявленными в процессе познавательной работы.
Следственная тактика с
Информация о работе Контрольная работа по юридической психологии