Контрольная работа по юридической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 07:40, контрольная работа

Краткое описание

Юридическая психология как наука изучает психические закономерности психологических знаний, которые применяются в области правового регулирования и юридической деятельности.
Предметом юридической психологии являются различные явления психики, индивидуально- психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.

Вложенные файлы: 1 файл

отпра.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

В данную систему входят следующие  руководящие принципы:

  • законность;
  • публичность;
  • равенство граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности;
  • национальный язык расследования;
  • неприкосновенность личности, жилища, личной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений;
  • всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств дела;
  • обеспечение прав и законных интересов участников предварительного следствия;
  • презумпция невиновности;
  • быстрота производства предварительного следствия;
  • процессуальная самостоятельность и ответственность следователя;
  • привлечение общественности к участию в раскрытии и расследовании преступлений.

Таким образом, психологические особенности  следователя как личности накладывают  отпечаток и играют первоначальную роль в практике следственной работы.

 

Тема 4.

Вопрос 2. Сделайте профессиограмму  одной из юридических  профессий.

Профессия судьи является одной  из наиболее сложных юридических  профессий. В его деятельности реализуется  значительное количество специальных качеств и навыков личности, которые, будучи приведены в систему, органически входят в структуру  личности судьи и определяют его творческий потенциал и индивидуальный стиль деятельности.

Основатель судебной этики А.Ф.Кони, не особенно веря в возможность реализации в судах царской России изложенных им нравственных начал при осуществлении правосудия, надеялся, что «центр тяжести учения о судопроизводстве перенесется с хода процесса на этическую и общественно- правовую деятельность судьи во всех ее разветвлениях».4 « Правосудие не может существовать без честного и независимого судейского корпуса. Для обеспечения его честности и независимости судья обязан принимать участие в формировании, поддержании высоких норм судейской этики и лично соблюдать эти нормы», которые изложены в Кодексе судебной этики, утвержденном VI Всероссийским съездом судей 02 декабря 2004г. А.Ф.Кони считал, что изучение судопроизводства в той ее части, которая относится к судебной деятельности, должно иметь своим предметом не только свойства и условия этой деятельности, но и поведение судьи по отношению к лицам, с которыми он приходит в соприкосновение вследствие своей деятельности.5

Основные стороны профессиограммы  судьи: социальная, реконструктивная, коммуникативная, организационная и удостоверительная.

Остановлюсь на каждой из них.

Социальная сторона. Судья озабочен не только тем, чтобы правильно, в  соответствии с законом, рассмотреть  и разрешить уголовное или  гражданское дело, но и тем, чтобы  в максимальной степени использовать судебные процессы, судебную практику и материалы для предупреждения преступных проявлений и иных нарушений законности. В этих целях они проводят публичные процессы по месту жительства тех, кто способствовал правонарушениям, проводят иную профилактическую работу. Профессиональная направленность личности судьи, выражается, в частности, в постоянном повышении уровня знаний и совершенствовании профессионального мастерства ( например: повышение квалификации в Российской академии правосудия в г.Москве; изучение периодических изданий:  Собрание законодательства Российской Федерации,«Российское правосудие», «Российская юстиция», «Цивилист», «Права человека», «Уголовное право», «Судья», «Судебный вестник» управления Судебного департамента в Новосибирской области   ), в стремлении к торжеству справедливости, установлению истины, в чувстве собственного достоинства, профессиональной гордости и др.

Каждый судья проводит в жизнь  идеи, заложенные в законодательстве. Одновременно он воспитывает значительное количество людей. Опытного судью отличает высокая ответственность за свою деятельность и за принятые решения, принципиальность. Все его замечания и даже жесты подвергаются постоянному контролю и оценке присутствующими в судебном заседании, поэтому опытного судью отличает беспристрастность и выдержка.

Реконструктивная сторона- это  текущий и завершающий анализ всей собранной по делу информации, окончательной целью которого является вынесение справедливого, в соответствии с действующим законодательством, приговора или решения. В реконструктивной деятельности реализуется общий и специальный интеллект, память, воображение, аналитическое и синтетическое мышление, интуиция судьи.

Мышление судьи должно отличаться объективностью, всесторонностью, конкретностью  и определенностью. Интуиция и воображение участвуют только в оценке информации на начальных этапах исследования доказательств.

Коммуникативная сторона проявляется  в общении с людьми в ходе судебного  заседания. При этом реализуются  такие личностные качества судьи, как  чуткость, эмоциональная устойчивость, умение слушать и разговаривать и др. Повышенная нервозность, возникающая при рассмотрении дел, и неумение некоторых судей «снимать» нервное напряжение снижают качество судебного процесса и могут привести к серьезным ошибкам.

Для того, чтобы в зале судебного  заседания вызвать человека на откровенность, снять растерянность, неловкость, раздражительность, необходимы большой такт, чуткость, культура и глубокое знание психологии личности.

Организационная деятельность  заключается в том, что председательствующий руководит ходом судебного разбирательства в рамках процессуального закона. При этом реализуются такие  личностные качества судьи, как воля, собранность, целеустремленность, настойчивость. В организационно деятельности судьи есть черты, которые отличают ее от руководящей деятельности в общепринятом смысле: участники процесса не находятся у судьи в подчинении, руководство ограничено рамками процессуального регулирования, и, как правило, оно имеет публичный характер.

Удостоверительная деятельность завершает профессиограмму и представляет собой приведение всей добытой в ходе процесса информации в специальные, предусмотренные законом формы: протокол, приговор, определение, постановление и др. В этой деятельности реализуется общая и специальная культура письменной речи судьи, его профессиональные навыки в составлении письменных документов.

 

Тема 5.

Вопрос 1.   Дайте психологический анализ личности преступника.

 

При исследовании личности лица, совершившего преступление, закон обязан исследовать смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, для того, чтобы выявить причины и условия совершения конкретного преступления. Таким образом, правоохранительные органы в процессе предварительного расследования по уголовному делу должны изучать свойства личности конкретного преступника, а также причины и условия, породившие преступление.

Личность преступника —  это совокупность его личных качеств, т.е. наличие смягчающих и отягчающих его вину обстоятельств, которые, в конечном счете, обусловили совершенное им преступление. Конкретное человеческое поведение определяется самосознанием субъекта. Часто говорят, что о человеке можно судить по его поступкам, которые характеризуют его личностную ценность. Для лиц, совершивших преступление, характерной особенностью их поведения является снятие с себя ответственности за совершенные ими противоправные общественно опасные деяния, т.е. самооправдание, совершаемое ими различными способами:

  • утрирование виновности потерпевшего;
  • обесценивание норм морали и ряда правовых норм путем противопоставления себе или преступному сообществу, членом которого является лицо, совершившее преступление;
  • перенесение ответственности на других лиц, а также оправдание возникшей ситуации, в результате которой было совершено преступление.

Каждое преступление имеет свой мотив, который определяется потребностями  лица, его совершившего. Следует  заметить, что потребности большинства  данной категории лиц обладают рядом  особенностей, к числу которых  относятся узость интересов, ограниченность. У большинства лиц, совершивших преступление, их поведение во время преступления было неадекватным, т.к. они хотели просто разрядить свою агрессивность или просто почувствовать какую-то опасность. Именно поэтому отличительной особенностью психики большинства совершивших преступление является их слабое интеллектуальное развитие и пониженная саморефлексия, зачастую отягченная их антисоциальной направленностью. Чтобы полнее добиться понимания механизмов поведения преступников, следует исходить из понятия "тип личности", который представляет направленность личности, ее ценностную ориентацию с характерными для нее способами поведения. Личность лица, совершившего преступление, характеризуется совокупностью ряда признаков:

  • видом преступления, т.е. объектом преступного посягательства;
  • формой вины, мотивом и целью совершенного преступления;
  • способом его совершения;
  • ситуацией и поводом совершения преступления;
  • наличием отягчающих и смягчающих вину обстоятельств, предусмотренных законом;
  • психическим отношением к содеянному (например, чистосердечное раскаяние в ходе предварительного следствия, явка с повинной или же, наоборот, уклонение от следствия и суда или оговор невиновных).

Различаются два типа личности  преступника:

    1. Антисоциальный - к числу данного типа относятся лица, совершавшие преступления неоднократно, имеющие отрицательную (корыстную) жизненную позицию:
  • корыстно-хозяйственные (уклонение от уплаты налогов и лицензирования);
  • корыстно-служебные (все должностные преступления);
  • воры — лица, совершающие тайное хищение имущества;
  • мошенники — лица, злоупотребляющие доверием потерпевших;
  • хулиганы;
  • злостные хулиганы;
  • совершившие клевету или оскорбление потерпевшего;
  • совершившие преступления против личности (убийства, причинение различной степени телесных повреждений и т. д.).

2.  Асоциальный - это лица, которые совершили преступление впервые в результате случайного стечения обстоятельств:

  • в результате преступного бездействия или халатности; по самонадеянности;
  • в состоянии аффекта, т.е. сильного душевного волнения, возникшего в результате неправомерного поведения потерпевшего;.

В ходе расследования по уголовному делу сотрудники правоохранительных органов  должны выявлять степень социальной опасности и схему поведения  преступника, для того, чтобы наиболее точно квалифицировать содеянное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Романов В.В. Юридическая психология : Учебник. – М.: Юрист

2. Васильев В.Л. Юридическая психология.

3. Шапарь,Б.В. Словарь практического психолога

4. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФА-М, 2001. – 704с

5. Юридическая психология: Учебно-методический  комплекс для дистанционного  обучения.

1 Романов В.В. Юридическая психология : Учебник. – М.: Юрист

2 Васильев В.Л. Юридическая психология.

3 Васильев В.Л. Юридическая психология.

4 Кони А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе. Собр. соч. Т. 4.С.34

5 Васильев В.Л. Юридическая психология.




Информация о работе Контрольная работа по юридической психологии