Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 07:40, контрольная работа
Юридическая психология как наука изучает психические закономерности психологических знаний, которые применяются в области правового регулирования и юридической деятельности.
Предметом юридической психологии являются различные явления психики, индивидуально- психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.
В данную систему входят следующие руководящие принципы:
Таким образом, психологические особенности следователя как личности накладывают отпечаток и играют первоначальную роль в практике следственной работы.
Тема 4.
Вопрос 2. Сделайте профессиограмму одной из юридических профессий.
Профессия судьи является одной из наиболее сложных юридических профессий. В его деятельности реализуется значительное количество специальных качеств и навыков личности, которые, будучи приведены в систему, органически входят в структуру личности судьи и определяют его творческий потенциал и индивидуальный стиль деятельности.
Основатель судебной этики А.Ф.Кони, не особенно веря в возможность реализации в судах царской России изложенных им нравственных начал при осуществлении правосудия, надеялся, что «центр тяжести учения о судопроизводстве перенесется с хода процесса на этическую и общественно- правовую деятельность судьи во всех ее разветвлениях».4 « Правосудие не может существовать без честного и независимого судейского корпуса. Для обеспечения его честности и независимости судья обязан принимать участие в формировании, поддержании высоких норм судейской этики и лично соблюдать эти нормы», которые изложены в Кодексе судебной этики, утвержденном VI Всероссийским съездом судей 02 декабря 2004г. А.Ф.Кони считал, что изучение судопроизводства в той ее части, которая относится к судебной деятельности, должно иметь своим предметом не только свойства и условия этой деятельности, но и поведение судьи по отношению к лицам, с которыми он приходит в соприкосновение вследствие своей деятельности.5
Основные стороны
Остановлюсь на каждой из них.
Социальная сторона. Судья озабочен не только тем, чтобы правильно, в соответствии с законом, рассмотреть и разрешить уголовное или гражданское дело, но и тем, чтобы в максимальной степени использовать судебные процессы, судебную практику и материалы для предупреждения преступных проявлений и иных нарушений законности. В этих целях они проводят публичные процессы по месту жительства тех, кто способствовал правонарушениям, проводят иную профилактическую работу. Профессиональная направленность личности судьи, выражается, в частности, в постоянном повышении уровня знаний и совершенствовании профессионального мастерства ( например: повышение квалификации в Российской академии правосудия в г.Москве; изучение периодических изданий: Собрание законодательства Российской Федерации,«Российское правосудие», «Российская юстиция», «Цивилист», «Права человека», «Уголовное право», «Судья», «Судебный вестник» управления Судебного департамента в Новосибирской области ), в стремлении к торжеству справедливости, установлению истины, в чувстве собственного достоинства, профессиональной гордости и др.
Каждый судья проводит в жизнь идеи, заложенные в законодательстве. Одновременно он воспитывает значительное количество людей. Опытного судью отличает высокая ответственность за свою деятельность и за принятые решения, принципиальность. Все его замечания и даже жесты подвергаются постоянному контролю и оценке присутствующими в судебном заседании, поэтому опытного судью отличает беспристрастность и выдержка.
Реконструктивная сторона- это
текущий и завершающий анализ
всей собранной по делу информации,
окончательной целью которого является
вынесение справедливого, в соответствии
с действующим
Мышление судьи должно отличаться объективностью, всесторонностью, конкретностью и определенностью. Интуиция и воображение участвуют только в оценке информации на начальных этапах исследования доказательств.
Коммуникативная сторона проявляется в общении с людьми в ходе судебного заседания. При этом реализуются такие личностные качества судьи, как чуткость, эмоциональная устойчивость, умение слушать и разговаривать и др. Повышенная нервозность, возникающая при рассмотрении дел, и неумение некоторых судей «снимать» нервное напряжение снижают качество судебного процесса и могут привести к серьезным ошибкам.
Для того, чтобы в зале судебного заседания вызвать человека на откровенность, снять растерянность, неловкость, раздражительность, необходимы большой такт, чуткость, культура и глубокое знание психологии личности.
Организационная деятельность заключается в том, что председательствующий руководит ходом судебного разбирательства в рамках процессуального закона. При этом реализуются такие личностные качества судьи, как воля, собранность, целеустремленность, настойчивость. В организационно деятельности судьи есть черты, которые отличают ее от руководящей деятельности в общепринятом смысле: участники процесса не находятся у судьи в подчинении, руководство ограничено рамками процессуального регулирования, и, как правило, оно имеет публичный характер.
Удостоверительная деятельность завершает профессиограмму и представляет собой приведение всей добытой в ходе процесса информации в специальные, предусмотренные законом формы: протокол, приговор, определение, постановление и др. В этой деятельности реализуется общая и специальная культура письменной речи судьи, его профессиональные навыки в составлении письменных документов.
Тема 5.
Вопрос 1. Дайте психологический анализ личности преступника.
При исследовании личности лица, совершившего преступление, закон обязан исследовать смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, для того, чтобы выявить причины и условия совершения конкретного преступления. Таким образом, правоохранительные органы в процессе предварительного расследования по уголовному делу должны изучать свойства личности конкретного преступника, а также причины и условия, породившие преступление.
Личность преступника — это совокупность его личных качеств, т.е. наличие смягчающих и отягчающих его вину обстоятельств, которые, в конечном счете, обусловили совершенное им преступление. Конкретное человеческое поведение определяется самосознанием субъекта. Часто говорят, что о человеке можно судить по его поступкам, которые характеризуют его личностную ценность. Для лиц, совершивших преступление, характерной особенностью их поведения является снятие с себя ответственности за совершенные ими противоправные общественно опасные деяния, т.е. самооправдание, совершаемое ими различными способами:
Каждое преступление имеет свой мотив, который определяется потребностями лица, его совершившего. Следует заметить, что потребности большинства данной категории лиц обладают рядом особенностей, к числу которых относятся узость интересов, ограниченность. У большинства лиц, совершивших преступление, их поведение во время преступления было неадекватным, т.к. они хотели просто разрядить свою агрессивность или просто почувствовать какую-то опасность. Именно поэтому отличительной особенностью психики большинства совершивших преступление является их слабое интеллектуальное развитие и пониженная саморефлексия, зачастую отягченная их антисоциальной направленностью. Чтобы полнее добиться понимания механизмов поведения преступников, следует исходить из понятия "тип личности", который представляет направленность личности, ее ценностную ориентацию с характерными для нее способами поведения. Личность лица, совершившего преступление, характеризуется совокупностью ряда признаков:
Различаются два типа личности преступника:
2. Асоциальный - это лица, которые совершили преступление впервые в результате случайного стечения обстоятельств:
В ходе расследования по уголовному делу сотрудники правоохранительных органов должны выявлять степень социальной опасности и схему поведения преступника, для того, чтобы наиболее точно квалифицировать содеянное.
Список использованной литературы:
1. Романов В.В. Юридическая психология : Учебник. – М.: Юрист
2. Васильев В.Л. Юридическая психология.
3. Шапарь,Б.В. Словарь практического психолога
4. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФА-М, 2001. – 704с
5. Юридическая психология: Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения.
1 Романов В.В. Юридическая психология : Учебник. – М.: Юрист
2 Васильев В.Л. Юридическая психология.
3 Васильев В.Л. Юридическая психология.
4 Кони А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе. Собр. соч. Т. 4.С.34
5 Васильев В.Л. Юридическая психология.
Информация о работе Контрольная работа по юридической психологии