Контрольная работа по юридической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:20, контрольная работа

Краткое описание

Предметом юридической психологии являются различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правового регулирования. Практические работники, ежедневно встречаясь с поведенческими проявлениями, нуждаются в глубоких и систематичных знаниях человеческой психики. Юридическая психология — это наука о психологических закономерностях в системе «человек и право».

Вложенные файлы: 1 файл

юрпсих готовая ктоме страниц.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

 

Задание 1.

Предметом юридической  психологии являются различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правового регулирования. Практические работники, ежедневно встречаясь с поведенческими проявлениями, нуждаются в глубоких и систематичных знаниях человеческой психики. Юридическая психология — это наука о психологических закономерностях в системе «человек и право».

Исследуя структуру  юридической психологии, мы определяем ее составные части, разделы, их взаимосвязь, семантику (смысловое содержание) каждой части, ее соотнесенность со смежными отраслями знаний. Так, методологический раздел юридической психологии соотносится с общей научной методологией, гносеологией, методикой научного исследования. Правовая психология соотносится с проблемами социализации личности, основами правотворчества, правосознанием, с психологическими основами саморегуляции поведения. Криминальная психология связана с формированием девиантного поведения, психическими и генетическими аномалиями, общей теорией мотивации поведения. Криминалистическая (следственная и судебная) психология связана с теорией эвристики, знаковой теорией, психологией познавательно-поисковой деятельности в проблемных ситуациях, психологией межличностного взаимодействия. Пенитенциарная психология связана с теорией ресоциализации, исправления личности, с проблемами раскаяния, ценностной переориентацией личности, с методикой формирования социального положительного поведения. Особенно тесно она связана с пенологией - наукой о наказании.

Задание 2. «Сбор сведений о фактах и событиях, имеюших психологическое значение для формирования индивидуально- личностных особенностей человека, с момента  его рождения до периода, интересуюшего  исследователя- это биографический метод. По другому этот метод называется методом выявления и обобщения биографических данных. Сведения получаются из автобиографии обследуемого лица, принадлежащих ему документов, корреспонденции, сообщений различных учреждений, родственников и т. п.

Биографический метод  исследования привлекал к себе внимание многих зарубежных юристов, психологов и криминологов, занимавшихся изучением  преступности. С целью изучения личности преступников разрабатывались различные  биографические вопросники, не утратившие актуальность и в настоящее время.

Известен, например, вопросник, разработанный итальянским профессором  Оттоленги. Наибольший интерес представляет для представителя юридической  психологии та часть вопросника, "...где  предусматривается получение сведений о семье изучаемого, наследственности, условиях жизни и воспитания, привычках (наркотики, алкоголь, курение), излюбленных занятиях и развлечениях (азартные игры и пр.), данные о поведении в семье, на работе, на военной службе, за границей, об отношении к полиции и преступным элементам, родственных связях и знакомствах"'. Подобные вопросники позволяют изучить личность преступника более полно и методично.

Отдельные аспекты биографического  метода в работе юриста являются важным средством получения информации, которая может быть использована в тактических целях.

Задание 3.

 С точки  зрения современной науки и  ее основных методов, В широком  смысле, происхождение сознания  можно понять как качественное  преобразование процесса отражения.  Сознание возникло благодаря качественно новому способу деятельности — труду. Возникновение и развитие труда привело к дальнейшему развитию мозга и органов чувств.  
Какие же признаки характеризуют сознательное отражение и регуляцию человеком своего поведения? Первый признак заключается в том, что, например, деятельность животных может осуществляться только по отношению к предмету жизненной, биологической потребности. Сознательная деятельность человека не всегда и не обязательно связана с биологическими мотивами, а зачастую даже противоречит им. У человека то, на что направлена деятельность, не совпадает с тем, что ее побуждает. Это проявляется в изготовлении орудий убийства, в разделении функций любой противоправной деятельности. 
Вторым признаком является то, что человек обладает иными формами отражения действительности, не только наглядным, чувственным, а отвлеченным, рациональным опытом, абстрактным мышлением. Обезьяна, по выражению Келлера, является рабом зрительного поля, то есть ее отражение ограничено наглядной ситуацией, она отражает непосредственно данные, внешние связи и отношения между предметами. Сознание же человека отражает существенные, устойчивые, закономерные связи между предметами и явлениями окружающего мира, выходит за пределы чувственного опыта. Он четко знает что он делает, зачем, а так же возможные последствия за деяния.  
Еще одним признаком  является возникновение языка. Язык человека представляет сложную систему кодов, обозначающих предметы, признаки, действия или отношения, которые несут функцию кодирования, передачи информации и введения ее в различные системы. Основной единицей языка является понятие. Именно в понятии отражены и закреплены существенные и устойчивые признаки того предмета, который оно обозначает. Возникновение языка и речи создает условия и возможности для усвоения не только своего индивидуального опыта, но и опыта других поколений — общественно-исторического опыта, что составляет третью важнейшую особенность сознания. 
Таким образом, сознание — это высший уровень отражения и регуляции человеком своего поведения.

Задание 4.

Эмоциональность выражается междометиями и интонацией. На  
познавательность речь может влиять тогда, когда речь сама по себе носит обучающий характер . Речь - это познавательный психический процесс, который заключается в совокупности произносимых и воспринимаемых человеком звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. На познавательную возможность человека большое влияние оказывают свойства речи. А именно, содержательность, понятность, выразительность и действенность речи. Средствами могут быть: восприятие, память, мышление, воображение.

Задание 5.

  1. Фрустрация сильно отличается от стресса. Конечно, в жизни различные психологические состояния редко встречаются в чистом виде, и фрустрация может переплетаться с психологическим стрессом. Однако стресс — это состояние, напрямую связанное с жизненно важными функциями, с выживанием. И поэтому в большинстве случаев стресс, если он сильный, поглощает фрустрацию. Когда речь идёт о жизни и смерти, тут уже не до фрустраций. Если говорят о фрустрации, то обычно имеют в виду человека как личность — с её проблемами, целями и особенностями, а когда речь идёт о стрессе, то чаще употребляются слова «организм» и «выживание».

Существенное отличие стресса от фрустрации состоит в том, что трудности, которые создают стрессовое состояние, в целом преодолимы, они не становятся неустранимой преградой на пути, как в случае фрустрации. Но эти трудности связаны с важнейшими потребностями, и от того, насколько успешно они пройдены, нередко зависит безопасность, а порой и сама жизнь. Даже если ситуация в действительности не настолько сложна, но человек воспринимает её как опасную, — значит, он переживает стресс. Точно так же и с фрустрацией. Возможно, препятствие, возникшее на пути к цели, вполне можно обойти, но если оно воспринимается как непреодолимый барьер, то налицо фрустрация.

Таким образом, наиболее важным моментом как в ситуации стресса, так и в ситуации фрустрации является восприятие конкретным человеком сложившихся обстоятельств. Это значит, что психологическая сущность любой критической ситуации во многом определяется теми личными переживаниями, которые испытывает человек в данном случае. И фрустрация, и стресс на субъективном уровне (на уровне нашего внутреннего Я) проявляются именно в переживаниях. Эти переживания в обоих случаях достаточно сильные и эмоциональные. По-видимому, оттого люди часто путают разные критические ситуации.

  1. Настроение представляет собой общее и относительно слабое эмоциональное состояние, но окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Одно настроение может сохраняться неделями, а иногда и месяцами. Вызываются настроения различными событиями, обстоятельствами, а также физическим самочувствием. Причины, обусловившие настроение, человеком осознаются не всегда.

Выделяют две основные черты, которые характеризуют настроение в отличие от других эмоциональных  состояний. Во-первых, настроение не предметно, а личностно, т.е. когда у человека радостное настроение, он не рад чему-то, а ему просто радостно. Во-вторых, настроение — не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние и основной компонент общего чувственного фона.

Настроения очень разнообразны: радостные или печальные, веселые или угнетенные, бодрые или подавленные, а также скука, ликование, восторг, надежда и так далее.

Посттравматическое стрессовое расстройство - непсихотическая затяжная реакция на травматический стресс (катастрофы, военные действия, несчастные случаи, жестокое обращение, физическое и/или психологическое давление, терроризм, сексуальное злоупотребление, изнасилование, др.), приводящий к возникновению психических нарушений почти у любого человека.

Возникновение расстройства непосредственно связано с ситуацией (коротко  
или длительно продолжающейся) угрожающего или катастрофического характера, которая способна вызвать общий дистресс у каждого индивидуума.Пережив травму, человек боится вспоминать об этом, старается избегать событий, напоминающих ему о случившимся. Но периодически вытесненные воспоминания напоминают о себе, произошедшее начинает ярко переживаться, у человека вновь возникает драматическая реакция, похожая на первоначальную острую реакцию во время травмы. Посттравматическое состояние проявляется эпизодами повторного переживания травмы в виде навязчивых воспоминаний (реминисценций), снов или кошмаров, вспышек страха, паники, агрессии, повышенной вегетативной возбудимости, бессонницы, др. Данные симптомы возникают на фоне хронического чувства эмоциональной притупленности, отчуждения от других людей, отстраненности от окружающего мира, могут сопровождаться отсутствие удовольствия, наслаждения (ангедонии), избеганием ситуаций и деятельности, напоминающих о травме. 

Различают: острое расстройство — если длительность симптомов меньше 3-х месяцев, хроническое расстройство — если длительность симптомов составляет 3 и более месяцев, расстройство с отсроченным началом — если симптомы начинаются по меньшей мере через 6 месяцев после воздействия травматического стресса

 

  1. Стресс — это нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации.

Стресс —  это эмоциональное состояние, связанное с тотальной мобилизацией сил на поиск выхода из создавшегося положения, на достижение необходимого приспособительного эффекта. Звучит резкий сигнал аварии на корабле, который уже начинает давать крен. Пассажиры в панике мечутся по палубе корабля, некоторые из них прыгают в пучину океана, другие в состоянии оцепенения — такова типичная картина стрессовой ситуации.

Стрессовое состояние  возникает в результате сверхсильных травмирующих воздействий. В отличие  от всех других видов эмоций стресс не имеет парных проявлений и во всех случаях является отрицательно-эмоциональным состоянием. Это состояние побуждает к поиску выхода из экстремальной ситуации.

Стресс —  это неспецифическая адаптационная  реакция — общая тотальная  мобилизация сил организма в ответ на чрезмерное требование.

Стресс опасен для жизни, но он и необходим для  нее. При стрессе проявляются  максимальные адаптационные возможности  индивида. Этим стресс отличается от аффекта.

Аффект (от латинского affectus — совершать согласно с чувством) —это внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации безмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания и в крайней активизации импульсивных действий. Аффект вызывается очень сильными и неожиданными раздражителями, когда человек не подготовлен к продуманной реакции на них.

Аффект является эмоциональным взрывом в условиях дефицита информации, необходимой для  адекватного поведения. Глубокая обида  от тяжкого для данного человека оскорбления, неожиданно возникшее непреодолимое препятствие на пути к заветной цели, внезапное возникновение очень большой опасности, грубое физическое насилие — все эти обстоятельства в зависимости от индивидуальных свойств личности могут вызвать аффект.

Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением волевой регуляции действий человека. Поведение человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные действия.

В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности—избирательность в выборе поведенческого акта, резко вменяется привычное поведение человека, деформируются его установки, жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное, представление.

Это «сужение сознания» при  аффекте, с нейрофизиологической точки  зрения, связано с нарушением нормального  взаимодействия возбуждения и торможения. в состоянии аффекта страдает прежде всего тормозной процесс, возбуждение начинает беспорядочно распространяться в подкорковые зоны мозга, эмоции частично теряют контроль со стороны сознания. Подкорковые образования при аффектах приобретают определенную самостоятельность, и выражается в бурном проявлении примитивных реакций, «человек выявляется своими инстинктами, какой он есть, без социальной покрышки при помощи больших полушарий».

Преступление, совершенное  в состоянии аффекта, уголовно наказуемо, ибо человек всегда в состоянии  предотвратить наступление аффекта, а само состояние аффекта не предопределяет антисоциальных действий.

Информация о работе Контрольная работа по юридической психологии