Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:14, реферат
Конфликтология выделилась как относительно самостоятельное направление в социологии в конце 50-х годов XX века и изначально получила название «социология конфликта». Исследования в области социологии конфликта и особенно в области психологии конфликта способствовали развитию конфликтологической практики в 70-е годы XX столетия.
Ведение 3
1. Конфликтность как качество личности. 5
1.2 Виды конфликтов. 8
2. Толерантность как качество личности. 10
Вывод 14
Список использованной литературы 15
Содержание
Ведение
1. Конфликтность
как качество личности.
1.2 Виды конфликтов.
2. Толерантность как качество личности.
Вывод
Список использованной литературы 15
Ведение
Актуальность выбранной темы реферата не вызывает сомнения, так как каждый человек сталкивается с конфликтами в личной или профессиональной сфере. Специалисту, работающему с персоналом необходимо изучать и знать основы психологии. Одной из составных частей социальной психологии является конфликтология.
Конфликтология является одной из самых молодых отраслей научного знания, развившейся на стыке многих наук и прежде всего — социологии и психологии.
Конфликтология выделилась как относительно самостоятельное направление в социологии в конце 50-х годов XX века и изначально получила название «социология конфликта». Исследования в области социологии конфликта и особенно в области психологии конфликта способствовали развитию конфликтологической практики в 70-е годы XX столетия.
Конфликтология — это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.
Слово конфликт происходит от латинского глагола, который в переводе на русский означает противостоять, противоборствовать. Как и у многих понятий, в теории управления, у конфликта имеется множество определений. В психологии под конфликтом понимают "столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия". В связи с этим можно дать определение конфликту как одной из форм человеческого взаимодействия, в основе которой лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками их разрешения на фоне проявления эмоций.
Западными социологами и философами конфликты признаются важнейшими факторами социального развития. Английский философ и социолог Г. Спенсер (1820-1903) считал конфликт "неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития".
Конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. В результате бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по мере возможности, избегать, и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает.
Конфликт как социальное действие дает, без сомнения, известный ярко окрашенный негативный эффект. Но он выполняет важную позитивную функцию. Конфликт служит выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфлектующих сторон об их интересах и потребностях. В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотится окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить морально-психологический климат в коллективе. Более того, бывают ситуации, когда столкновение между членами коллектива, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение коллеги по работе, чем попустительствовать ему, не реагировать, опасаясь испортить отношения. Как выразился М. Вебер, "конфликт очищает". Такой конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащих источником самоусовершенствования и саморазвития личности, называют продуктивным (конструктивным) конфликтом.
1. Конфликтность как качество личности.
На мой взгляд наиболее полное определение конфликтности дает Г.Е.Григорьева, так как она исследует данное качество личности с позиций нравственного отношения человека к окружающим. Автор считает, что: «Конфликтность – интегральное качество личности, определяющее нравственное отношение личности к окружающим людям и проявляющееся в избираемых индивидом способах разрешения конфликтов». В процессе воспитания происходит развитие личности. Являясь личностным качеством, изменяется и конфликтность. Это изменение происходит поэтапно, что позволяет выделить уровни конфликтности. При переходе на новый уровень это качество теряет некоторые признаки и приобретает новые. Выделяется шесть уровней конфликтности: элементарный, формальный, конформный, уровень соблюдения нейтралитета, достаточный и оптимальный.
Элементарный уровень конфликтности характеризуется отсутствием у личности каких-либо знаний о конфликте и способах поведения в нем. Человек не анализирует причины конфликта и его последствия. Он не дифференцирует сферу возникновения конфликта и переносит противостояние, возникшее в одной сфере отношений, на все остальные. Психологически подавляет партнера, снижает его социальный статус. В конфликте поведение индивида становится подчеркнуто ригидным, самоконтроль и самокритичность отсутствуют.
Формальный уровень конфликтности указывает на наличие у личности некоторых знаний о природе конфликта и способах поведения в нем, но они носят формальный характер. Состояние психического напряжения и агрессия в отношении оппонента непременно сопутствуют конфликтному взаимодействию. Рефлексия собственных действий развита слабо. Человек способствует разрастанию конфликта, т.к. пытается вовлечь в него других людей.
Конформный уровень конфликтности предполагает наличие у личности системных знаний о природе конфликта и способах его разрешения, но они не применяются им на практике. Человек сознательно отдает предпочтение безоговорочным уступкам или компромиссу, не пытаясь критически осмыслить ситуацию. Неуверенность в себе вызывает чувство психологического дискомфорта. Человек осознанно отказывается от выбора поступка по внутреннему убеждению.
Уровень соблюдения нейтралитета указывает на то, что имеющаяся у личности система знаний о конфликте, его видах и возможных способах урегулирования не побуждает личность к позитивному разрешению конфликтов. Он пассивно принимает нормы поведения, навязываемые другими. Он стремится к достижению личностной автономии даже в ущерб собственным интересам.
Достаточный уровень конфликтности характерен для личности, обладающего целостной системой знаний о природе конфликта, его динамике, видах, возможных причинах и эффективных способах его разрешения. Его отличает развитая эмпатия, он ориентирован на установление позитивных эмоциональных связей. Личность использует имеющиеся знания для прогнозирования, предупреждения и успешного разрешения конфликтов. В поиске конструктивных решений занимает активную позицию.
Оптимальный уровень конфликтности является отличительной чертой индивида со сформированной системой знаний о природе конфликта, его динамике, видах, возможных причинах и эффективных способах разрешения. Он осознает значимость умения находить оптимальные способы разрешения конфликта. Развитое чувство собственного достоинства и способность уважать оппонента обеспечивают благоприятное эмоциональное самочувствие во время разрешения конфликта. В конфликтном взаимодействии личность создает и поддерживает атмосферу партнерства. Сознательно избегает постконфликтного противостояния. При переходе на оптимальный уровень конфликтность приобретает новую характеристику – конфликтную компетентность.
Конфликтная компетентность позволяет человеку своевременно предупреждать и конструктивно разрешать конфликты в соответствии с собственными целями, ценностными ориентациями и конкретными социально-коммуникативными условиями. Человек, достигший оптимального уровня конфликтности, воспринимает конфликт в качестве неотъемлемой и естественной части жизни людей, предоставляющей возможности для саморазвития и гармонизации межличностных отношений.
Проблема формирования умений
предупреждать и
Причины конфликтов - это глубинные образования, раскрывающие источники возникновения конфликтов и их мотивы
Конфликт - это отсутствие согласия и последующее столкновение между двумя или более сторонами, лицами, группами или силами.
Конфликтная ситуация - это взаимодействие конфликтующих сторон, вызванных инцидентом или поводом. Конфликтная ситуация запускается поводом. При этом повод - внешняя, хорошо осознаваемая причина конфликта. Повод выступает в виде требований, претензий.
1.2 Виды конфликтов.
1. По результату: продуктивный и деструктивный.
Продуктивное общение управляет конфликтом, оно гибкое. Продуктивное общение приводит к разрешению конфликта и переводит отношения на новый уровень (прогресс, развитие).
Непродуктивное (деструктивное, конфликтное) общение- это общение по жесткому сценарию, приводящее к зацикливанию. Конфликт при этом не решается.
Первый стиль общения ведет к поиску совместных решений для выхода из конфликтной ситуации; второй стиль общения приводит к поиску виновных, новым обидам и конфликтам и, в итоге к разрушению отношений.
2. Деловой (структурный) и эмоциональный ( психологический).
Если конфликтные
Деловые конфликты могут быть решены организационными (структурными) методами.
Эмоциональным конфликты могут быть подразделены на следующие типы:
- внутриличностный
- межличностный
- личностно-групповой
- межгрупповой
Внутриличностный конфликт один из самых сложных психологических конфликтов. Это конфликт в психической реальности личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов).
В межличностных конфликтах происходит противоборство людей непосредственно, здесь и сейчас, на основе их личных мотивов.
Конфликт между личностью и группой возникает в среде групповых взаимоотношений. Субъектами в нем, с одной стороны выступает личность, с другой группа. В межгрупповом конфликте противоборствующими сторонами выступают группы. В основе противоборства лежит столкновение групповых мотивов.
2. Толерантность как качество личности.
Толерантность – это такая модель поведения, когда существует свобода мысли и слова, и абсолютная терпимость к любому слову.
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).
Толерантность является структурным компонентом личности и затрагивает все сущностные сферы человека. Это качество личности является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии.
Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Информация о работе Конфликтность и толерантность как качества личности