Конфликтные личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 17:49, реферат

Краткое описание

Цель контрольной работы – изучить типы конфликтных личностей, найти пути выхода из конфликтных ситуаций.

Содержание

Введение 3
1.Формирование конфликтной личности 5
2.Типы конфликтных личностей 7
3.Основные типы стратегий, применяемые участниками конфликта 16
Заключение 18
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Деловое общение.docx

— 53.06 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение                       3

1.Формирование конфликтной  личности                   5

2.Типы конфликтных личностей                    7

3.Основные типы стратегий,  применяемые участниками конфликта             16

Заключение                     18

Список литературы                    19

 

ВВЕДЕНИЕ

Центральной темой конфликтологии - конфликт: причины его возникновения, типы, возможные пути разрешения. Раньше конфликт рассматривался преимущественно извне, т. е. с точки зрения социальной группы или конфликтной ситуации. Однако сегодня все более важным становится не это, ведь не каждый хочет и может следовать методикам разрешения конфликта. С каждым днем в обществе все больше появляются так называемые конфликтные личности, которые ярко выделяются в группе. И перед психологией и конфликтологией стоит задача разобраться, что из себя представляют конфликтные личности, каковы причины формирования и могут ли они адаптироваться в обществе.

Для дальнейшего описания конфликтных личностей необходимо разобраться в терминологии.

Конфликт – это, не всегда осознанные противоречия, разногласия, возникающие в одной личности, между двумя и более субъектами или группами. Из-за взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, взглядов, установок, стремлений, целей, отношений, ценностей, существенно значимых для личностей и групп. Возможна борьба, взаимное противодействие, противоборство, активное столкновение личностей, т.е. осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий, не всегда приводящая к подчинению или устранению противника. Конфликт – явление сложное, многообразное и далеко неоднозначное.

Конфликт (с латинского conflictus) – это 1) Состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы. 2)Трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей. Это определения различны по категории. Первое – это определение внутреннего конфликта, а второе – конфликта межличностного. Однако известно, что это далеко не самое широкое определение конфликта, так как существуют многие другие подтипы. Но все они схожи в одном, что конфликт – это предельное обострение противоречий.

Несмотря на усложненность  данного социально-психологического феномена, возможно выделить его существенные признаки:

    • субъективность носителя противоречия;
    • личностный смысл предмета противоречия для каждого из субъектов;
    • обстоятельства, выявившие противоречие и столкнувшие интересы субъектов;
    • обязательное эмоциональное напряжение;
    • неопределенность и непредсказуемость исхода любого конфликта.

Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что для достижения целей любого предприятия необходимо предотвращение конфликтов в коллективе данного предприятия. Для того чтобы направить конфликт в нужное русло необходимо знать причину разгоревшегося конфликта и методы общения с инициатором конфликта.

Цель контрольной работы – изучить типы конфликтных личностей, найти пути выхода из конфликтных ситуаций.

Работа представлена введением, основной частью, заключением, списком  литературы.

 

1. ФОМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТНОЙ ЛИЧНОСТИ.

Перед тем, как типировать личности, необходимо разобраться в истоках и причинах формирования таковой.

Поскольку роль конфликта  в становлении и изучении личности очень велика, многие психологи считали  нужным, так или иначе, отразить свое отношение к конфликту в своих  работах. З. Фрейд был первым, кто  предложил рассматривать конфликт в качестве интрапсихического феномена. Он утверждал, что внешний конфликт есть результат противоречивости природы самого человека. В своих трудах он описывал конфликт преимущественно между «Я» и «Оно». «Оно» - это инстинкт, бессознательная составляющая человека. «Оно» - это биологические потребности человека, которые требуется все время удовлетворять, иначе конфликт с «Я» неминуем. «Я» - это составная, контролирующая сознательные действия. Но существует по теории Фрейда и третья составляющая – «Сверх-Я», его ещё называют «Идеал Я». Тогда, находясь между двух огней, «Я» страдает от всех трех угроз: внешнего мира, суровости «Сверх-Я» и либидо «Оно». Постоянное столкновение и противоречие трех «я» в человеке и есть динамический внутренний конфликт, который отражается на внешнем поведении человека.

К. Юнг в своих трудах «Конфликт детской души» утверждал, что дальнейший невроз человека и  тяжесть адаптации к людям  формируется в детстве. Он подчеркивал  важность научения ребенка пониманию  и значение мышления для решения  внутренних душевных конфликтов. И  любой обман или пренебрежение  со стороны взрослых может в дальнейшем привести ребенка к неправильным выводам, которые впоследствии затруднят  восприятие самого себя.

Карен Хорни также выделяла важность формирования личности в детстве. Она же ввела термин «базальная тревога» - всепроникающее чувство одиночества и изоляции во враждебном мире. Это состояние возникает, если у ребенка не было в полной мере удовлетворена потребность в безопасности. В итоге, «базальная тревога» становится фундаментом для возникновения конфликтной личности. Ведь невротику требуется больше внимания к себе, его потребность в любви и признании гораздо выше, чем у остальных. Такой человек агрессивнее реагирует, если произошло что-то не так, как ему хотелось бы. Таким образом, конфликтная личность – прежде всего ищет доказательства своей значимости по теории Карен Хорни.

Очень знаменита теория комплекса  неполноценности Альфреда Адлера. За первые пять лет жизни человек  находится под влиянием неблагоприятных  факторов, которые формируют в  нем комплекс неполноценности. Далее, конфликты возникают в связи  с попытками компенсации комплекса. Адлер выделяет 3 вида компенсаций:

  • адекватная компенсация, совпадение превосходства с содержанием социальных интересов (творчество, музыка, спорт и т.п.);
  • сверх компенсация, происходит накапливание, гипертрофированное развитие одной из способностей, преимущественно эгоистического характера;
  • мнимая компенсация, комплекс компенсируется болезнью или другими факторами, не зависящими от человека.

Таким образом, человек становится заложником своих комплексов и вынужден себя проявлять, порой активно и  позитивно, а иногда агрессивно и  негативно.

Это лишь некоторые из множества  теорий о конфликте, который кроется  в человеке. Существует множество  других теорий, определяющих причины  конфликтов, но не все они связаны  с конфликтностью личности.

В разрешении конфликтов важное значение имеет способность субъектов правильно оценивать и учитывать личностно-психологические особенности своего контрагента. Под конфликтностью личности понимается ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. При высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации. Исходя из результатов исследований отечественных психологов, можно выделить следующие основные типы конфликтных личностей (по С.М.Емельянову).

 

2. ТИПЫ КОНФЛИКТНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ.

Конфликтная личность — демонстративный  тип.

Чаще всего это холерики, которым присуща бурная деятельность в самых разнообразных направлениях. Для них конфликт, как для рыбы вода, это – жизнь, среда существования. Они любят все время быть на виду, имеют завышенную самооценку.

Для этого типа личностей свойственно  стремится постоянно быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как к ней относятся другие. Человек подобного типа легко себя чувствует в поверхностных конфликтах, возникающих по мелким причинам. Но хорошо приспосабливается и к конфликтным ситуациям другого рода. Преобладает эмоциональное поведение, рациональное начало выражено слабо. Планирование своей деятельности осуществляет от случая к случаю и слабо воплощает его в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации спора чувствует себя неплохо. Часто сам оказывается источником спора, но сам таковым себя не считает. Рекомендации общения с личность данного типа: игнорирование такого поведения; загрузить адекватной, полезной работой; изолировать.

Конфликтная личность — ригидный тип (косный).

Люди этого типа не умеют  перестраиваться, т.е. учитывать в  своем поведении изменение ситуации и обстоятельств, принимать во внимание мнения и точки зрения окружающих, честолюбивы, проявляют болезненную  обидчивость, подозрительность.

Для данного типа конфликтных  личностей характерно следующее  поведение. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждение  собственной значимости, часто не учитывает изменения ситуации и  обстоятельств. Прямолинеен и не гибок. С большим трудом принимает  точку зрения окружающих, не очень  считается с их мнением. Выражение  почтения со стороны окружающих воспринимает как должное. Выражение недоброжелательства  со стороны окружающих воспринимает как обиду. Малокритичен по отношению к своим поступкам. Повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям. Рекомендации общения с ригидным типом личности: взаимодействие через документы (должностные обязанности, правила и т.д);

объяснение правил, их необходимости; если нет определенного статуса, то дать его – ответственный за пожарную безопасность, организация автобусных экскурсий и т.п.; детям – снять страх к любым изменениям (объяснить, что это не страшно).

Конфликтная личность — неуправляемый  тип.

Это человек импульсивный, недостаточно себя контролирующий. Его  поведение трудно предсказуемо. Часто  ведет себя вызывающе, агрессивно. В  запале не обращает внимания на общепринятые нормы поведения в коллективе. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно  требует подтверждения своей  собственной значимости. Во многих своих неудачах склонен обвинять других. Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить свои планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с общими целями группы и с конкретными обстоятельствами. Из прошлого опыта, даже горького, извлекает мало уроков, полезных для будущего. Рекомендации для общения: не давать той реакции, которую он ждет (испуга, страха, агрессии), дать обратную, неожидаемую - холодность, спокойствие; отсутствие такой же эмоциональной реакции, как у него (такие люди крайне чувствительны к тому, как вы реагируете, им важен ваш страх, возмущение и т.п.); чувство юмора  - такие люди боятся быть смешными

Конфликтная личность — сверхточный  тип (педант).

Личность "сверхточного" типа, которая всегда пунктуальна, придирчива, занудна, хоть и исполнительна, отталкивает  людей от себя.

Характеризуется следующими особенностями поведения. Предъявляет  повышенные требования к себе, скрупулезно  относится к работе. Предъявляет  повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что люди, с которыми он работает, воспринимают это как придирки, чрезмерно чувствителен к деталям. Обладает повышенной тревожностью. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих, иногда резко  порывает отношения с друзьями, знакомыми  потому, что ему кажется, что его  обидели. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях. Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе. Для общении с личностью данного типа можно рекомендовать: не давать власти, контроля над другими людьми – заездит; дать поручение с ориентацией на предмет – например ответственный за журнал и т.п.; объяснить: «Нет хорошего и плохого, есть выход из ситуации…»; «Ты не сделал этого, но научился чему-то..».

Конфликтная личность — бесконфликтный тип.

Личность, сознательно уходящая, убегающая от конфликта, перекладывающая  ответственность в принятии решения  на других (руководитель на своего заместителя), беспринципная. Между тем конфликт нарастает как снежный ком  и обрушивается на такую личность, особенно это болезненно и чревато  последствиями, если такой тип личности у руководителя.

Для него характерно следующее  поведение. Неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Для него характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков. Излишне стремится к компромиссу. Рекомендации для общения с личностью бесконфликтного типа: проводить тренинг личностного роста; определить нормы поведения в конфликте.

Представленные "типы конфликтных  личностей" встречаются наиболее часто, но не дают полного перечня. Например, холерический тип темперамента человека часто может приводить к решению  им противоречивых ситуаций конфликтным  способом. Это связано с тем, что  холерик обладает неустойчивым и  подвижным типом нервной системы. В то же время, он быстро "остывает" и переходит к неконфликтному взаимодействию. Завышенный или заниженный уровень притязаний также способствует возникновению межличностных или  внутриличностных конфликтов. Уровень притязаний влияет на определение идеальной перспективной цели, на выбор цели очередного действия, и, наконец, на желаемый уровень самооценки личности. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих, заниженная – имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, избегание ответственности и т. п.

Информация о работе Конфликтные личности