Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:45, контрольная работа
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет.
Введение……………………………………………………………………....…3
1. Основные типы конфликтов в сервисной деятельности…………………..4
1.1 Внутриличностный конфликт…………………………………………...…4
1.2 Межличностный конфликт………………………………………………....5
1.3 Конфликт между личностью и группой……………………………..…….6
1.4 Межгрупповой конфликт……………………………………………...……6
2. Причины появления конфликтов в сервисной деятельности……………....7
2.1 Структурные причины………………………………………………….…... 7
2.2 Различия в целях…………………………………………………………....10
2.3 Различия в представлениях и ценностях……………………………….....10
2.4 Различия в манере поведения и жизненном опыте……………………….11
2.5 Неудовлетворительные коммуникации…………………………………... 11
3. Управление конфликтной ситуацией ………………………….…………...13
3.1 Последствия конфликтов………………………………………….………..13
3.2 Методы разрешения конфликтов…………………………………….….....17
3.3 Основные правила поведения в конфликте……………………….………18
3.4 Межличностные стили разрешения конфликт…………………………... 19
Заключение……………………………………………………………………….…..22
Библиографический список……………………………………………………………………..……. 23
Содержание Введение………………………………………………………… 1. Основные типы конфликтов
в сервисной деятельности……………… 1.1 Внутриличностный конфликт…………… 1.2 Межличностный конфликт…………………… 1.3 Конфликт между личностью
и группой……………………………..…….6 1.4 Межгрупповой конфликт……………………… 2. Причины появления конфликтов
в сервисной деятельности……………. 2.1 Структурные причины…………………………… 2.2 Различия в целях…………………………………… 2.3 Различия в представлениях
и ценностях………………………………..... 2.4 Различия в манере
поведения и жизненном опыте……… 2.5 Неудовлетворительные коммуникации…………………………………... 11 3. Управление конфликтной ситуацией ………………………….…………...13 3.1 Последствия конфликтов…………………… 3.2 Методы разрешения конфликтов…… 3.3 Основные правила поведения в конфликте……………………….………18 3.4 Межличностные стили разрешения конфликт…………………………... 19 Заключ……………………………………………………………… Библиографический список………………………………………………………………
Введение Как у многих понятий у конфликта имеется множество определений и толкований. Одно из них определяет конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет. Данная тема очень актуальна, так как нельзя представить ни одну организацию, в которой бы не случались конфликты. Очень важно научиться преодолевать их. Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно, снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения. Цель работы рассмотреть
конфликты в сервисной 1. Основные типы конфликтов в сервисной деятельности; 2. Причины появления конфликтов в сервисной деятельности; 3. Управление конфликтной ситуацией; 4. Последствия конфликтов; 5. Методы разрешения конфликтов.
1. Основные типы конфликтов в сервисной деятельности 1.1 Внутриличностный конфликт Как и в любой другой
организации в сервисной Конфликт - это различные виды противодействия, противоборства личностей и групп по поводу рассогласованных существенно значимых для них целей, интересов, ценностей, установок, а также осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий. Слово конфликт происходит от латинского глагола, который в переводе на русский означает противостоять, противоборствовать. Как и у многих понятий, в теории управления, у конфликта имеется множество определений. В психологии под конфликтом понимают "столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия". В связи с этим можно дать определение конфликту как одной из форм человеческого взаимодействия, в основе которой лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками из разрешения на фоне проявления эмоций Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и практический аспект. - М.: Просвещение, 1991. - с.84. Конфликт как социальное действие дает, без сомнения, известный ярко окрашенный негативный эффект. Но он выполняет важную позитивную функцию. Конфликт служит выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих сторон об их интересах и потребностях. В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить морально-психологический климат в коллективе. Более того, бывают ситуации, когда столкновение между членами коллектива, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение коллеги по работе, чем попустительствовать ему, не реагировать, опасаясь испортить отношения. Как выразился М. Вебер, "конфликт очищает". Такой конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащих источником самоусовершенствования и саморазвития личности, называют продуктивным (конструктивным) конфликтом. Этот тип конфликта не соответствует определению, данному выше. Однако, его потенциальные дисфункциональные последствия аналогичным последствиям других типов конфликта. Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Янчевский В.С. Трудовой договор. - М.: Житомир, 2002.-238с. Например, заведующий секцией
или отделом в универсальном
магазине может потребовать, чтобы
продавец все время находился
в отделе и предоставлял покупателям
информацию и услуги. 1.2 Межличностный конфликт Этот тип конфликта, возможно,
самый распространенный. В организациях
он проявляется по-разному. Чаще всего
это борьба руководителей за ограниченные
ресурсы, капитал или рабочую
силу, время использования Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей отличаются в корне. Разрешение конфликта // Кентавр. 1998. - №4. - с. 32 1.3 Конфликт между личностью и группой Производственные группы
устанавливают нормы поведения
и выработки. Каждый должен их соблюдать,
чтобы быть принятым неформальной группой
и, тем самым, удовлетворить свои
социальные потребности. Однако, если
ожидания группы находятся в противоречии
с ожиданиями отдельной личности,
может возникнуть конфликт. Например,
кто-то захочет заработать побольше,
то ли делая сверхурочную работу, то
ли перевыполняя нормы, а группа рассматривает
такое “чрезмерное” усердие как
негативное поведение. Между отдельной
личностью и группой может
возникнуть конфликт, если эта личность
займет позицию, отличающуюся от позиции
группы. Руководитель может быть вынужден
предпринимать дисциплинарные меры,
которые могут оказаться 1.4 Межгрупповой конфликт Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться “рассчитаться” с ним снижением производительности труда. Часто из-за различия целей начинают конфликтовать друг с другом функциональные группы внутри организации. У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования. Необходимым условием успешного вхождения в организацию для каждого ее нового члена является изучение системы ценностей, правил, норм и поведенческих стереотипов, характерных для данной организации. При этом нет необходимости изучать всю совокупность ценностей и норм, существующих в организации. Важно знать те из них, которые являются ключевыми на первом этапе взаимодействия человека с организационным окружением и без знания которых могут возникнуть неразрешимые конфликты между человеком и окружением. Установление системы таких норм и ценностей и соответствующее описание их является важной задачей руководства, в частности лиц, ответственных в организации за кадры. Вступающий в организацию человек также должен осознать значимость и необходимость этого обучения и рассматривать его как часть "цены", которую он должен "заплатить" за вхождение в организацию. При этом он должен понимать, что это поможет ему существенно сократить "плату" за конфликты, которые будут возникать между ним и организационным окружением в будущем. 2. Причины появления конфликтов в сервисной деятельности 2.1 Структурные причины Очень важно определить причины
конфликта, так как, зная причины
возникновения того или иного
феномена, легче предпринять какие-то
конкретные шаги по блокированию их (причин)
действия, предотвращая тем самым
вызываемый ими негативный эффект Петровская
Л.А. О понятийной схеме социально- Итак, остановимся на группе причин, порожденных трудовым процессом. Для многих трудовых коллективов они являются главными источником возникновения конфликтных ситуаций. Н.В. Гришина, изучая межличностные конфликты на ряде предприятий, выявила и систематизировала их причины Гришина Н.В. “Производственные конфликты и их регулирование” Л.: Психология, 1982. - с.118: Во-первых, конфликты вызываются факторами, препятствующими достижению людьми основной цели трудовой деятельности- получению определенных продуктов. Такими факторами могут быть: Непосредственная Во-вторых, конфликты на производстве вызываются факторами, препятствующими достижению людьми вторичных целей трудовой деятельности - достаточно высокого заработка, благоприятных условий труда и отдыха. К этой группе факторов относятся: опять-таки взаимосвязь людей, при которой достижение целей одним из них зависит и от других членов коллектива; нерешимость ряда организационных вопросов “по вертикали” (т.е. руководством), следствием чего может явиться обострение отношений между людьми, располагающимися на организационной горизонтали; функциональные нарушения в системе "руководства-подчинения”, препятствующие достижению личных целей, как руководителем, так и подчиненным. В-третьих, возникающие в
процессе реализации трудовой деятельности
конфликты нередко порождаются
несоответствием поступков Последняя причина обусловлена главным образом плохим описанием во многих наших учреждениях служебных функций персонала. В результате у людей складывается превратное представление о том, кто, за что отвечает и что делает. Другая группа причин межличностного конфликта - причины, вызываемые психологическими особенностями человеческих отношений. Наиболее яркий пример такого рода особенностей - взаимные симпатии и антипатии людей, ведущие к их совместимости или несовместимости. Казалось бы, довольно безобидный фактор “симпатия - антипатия” касается не только двух или несколько большего числа людей, но может иметь и более серьезные последствия для всего коллектива. Ведь нередко разного рода кадровые назначения в учреждениях, на предприятиях имеют своей основой именно этот принцип. В свою очередь несправедливость в должностных назначениях, как правило, имеет следствием обострение межличностных отношений. Можно выделить еще несколько причин конфликта, родственных только что приведенным: неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе (она может быть вызвана образованием противостоящих группировок, культурными, эстетическими различиями людей, действиями руководителя и т.д.); плохая психологическая коммуникация (т.е. люди не понимают, не учитывают намерения, состояния друг друга, не считаются с потребностями каждого). И, наконец, о причинах конфликтов, коренящихся в личностном своеобразии членов коллектива. В этом случае имеются в виду возможные личностные особенности, порой “загоняющие” нас в конфликтные ситуации. Неумение контролировать свое эмоциональное состояние, низкий уровень самоуважения, агрессивность, повышенная тревожность, некоммуникабельность, чрезмерная принципиальность. Список личностных причин конфликта не сводится только набору соответствующих черт. Демографические характеристики тоже не нейтральны в этом вопросе. Так, по данным Н.В. Гришиной для женщины характерна тенденция к большей частоте конфликтов, связанных с их личностными потребностями (зарплата, распределение отпусков), мужчины больше предрасположены к конфликтам, связанным непосредственно с самой трудовой деятельностью (организация труда, определенность трудовых функций). С увеличением возраста рабочих больший удельный вес начинает начинают занимать конфликты, связанные с целевыми характеристиками их деятельности, одновременно сокращается число конфликтов, вызванных проблемами адаптации работников в трудовом коллективе (нарушения трудовой дисциплины, несоответствие требованиям). Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство должно решить, как распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Выделить большую долю ресурсов какому-то одному руководителю, подчиненному или группе означает, что другие получат меньшую долю от общего количества. Не имеет значения, чего касается это решение: за какой из четырех секретарей закрепить компьютер с программой-редактором, какому факультету университета дать возможность увеличить количество преподавателей, какой руководитель получит дополнительные средства для расширения своего производства или какое подразделение получит приоритет в обработке данных - люди всегда хотят получать не меньше, а больше. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта. Бородкин Ф.М. Коряк Н.М. Внимание: конфликт М.: ИНФРА, 2002.-261с. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы. Например, руководитель производственного подразделения может объяснять низкую производительность своих подчиненных неспособностью ремонтной службы достаточно быстро ремонтировать оборудование. Руководитель ремонтной службы, в свою очередь, может винить кадровую службу, что не взяла на работу новых рабочих, в которых нуждались ремонтники. Аналогичным образом, если один из шести инженеров, занятых разработкой новой продукции, не будет работать как следует, другие могут почувствовать, что это отражается на их возможностях выполнять свое собственное задание. Это может привести конфликту между группой и тем инженером. который, по их мнению, плохо работает. Поскольку все организации являются системами, состоящих из взаимозависящих элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта. Некоторые типы организационных структур и отношений как бы способствуют конфликту, возникающему из взаимозависимости задач. Причиной конфликта между линейным и штабным персоналом будет взаимозависимость производственных отношений.
С одной стороны, линейный
персонал зависит от штабного, потому
что нуждается в помощи специалистов. 2.2 Различия в целях Возможность конфликта увеличивается,
по мере того как организации становятся
более специализированными и
разбиваются на подразделения. Это
происходит потому, что специализированные
подразделения сами формулируют
свои цели и могут уделять большее
внимание их достижению, чем целей
всей организации. Например, отдел сбыта
может настаивать на производстве как
можно более разнообразной 2.3 Различия в представлениях и ценностях Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того чтобы объективно оценивать ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей. Эта тенденция была выявлена в исследовании, где руководители отдела сбыта, кадровые службы и службы связи с клиентами попросили решить одну проблему. И каждый считал, что с проблемой может справиться только его функциональное подразделение. Различия в ценностях - весьма распространенная причина конфликта. Например, подчиненный может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчиненный имеет право выражать свое мнение только тогда, когда его спрашивают и беспрекословно делать то, что ему говорят. Высокообразованный персонал отдела исследований и разработок ценит свободу и независимость. Если же их начальник считает необходимым пристально следить за работой своих подчиненных, различия в ценностях, вероятно, вызовут конфликт. Конфликты часто возникают
в университетах между Конфликты также часто
зарождаются в организациях 2.4 Различия в манере поведения и жизненном опыте Эти различия также могут
увеличить возможность 2.5 Неудовлетворительные коммуникации Плохая передача информации
является как причиной, так и следствием
конфликта. Она может действовать
как катализатор конфликта, мешая
отдельным работникам или группе
понять ситуацию или точки зрения
других. Если руководство не может
довести до сведения подчиненных, что
новая схема оплаты труда, увязанная
с производительностью, призвана не
“выжимать соки” из рабочих, а
увеличить прибыль компании и
ее положение среди конкурентов.
Подчиненные могут 3. Управление конфликтной ситуацией 3.1 Последствия конфликтов Конфликты способствуют развитию
и изменению в организации, так
как открывают недостатки в организации,
выявляют противоречия. Они помогают
снизить сопротивление Конфликты способствуют поддержанию динамического равновесия и общественной стабильности. Причины вскрываются, а не
уходят вглубь, где еще более усиливаются
и разрушающе действуют на организацию.Конфликты
могут также уменьшить
В процессе конфликта проблема
может быть, решена путем, который
приемлем для всех сторон, и в
результате люди больше будут чувствовать
свою причастность к решению этой
проблемы. Это, в свою очередь, сводит
к минимуму или вовсе устраняет
трудности в осуществлении Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент Инцидент приводит к конфликту только при наличии противоречий, ждущих своего разрешения. Большое значение для конфликта имеет фактор времени, так как конфликт чреват разрастанием. В этапы развития конфликта входят: 1. Ситуация, связанная с конкуренцией или ущемлением интересов сторон. 2. Осознание конфликтующими сторонами своих интересов. 3. Осознание законности своих притязаний. Инцидент - открытое вступление в конфликт, проявление вражды. Здесь делается первая попытка урегулирования конфликта. Применяется управленческое воздействие. Если попытка не удается, то происходит разрастание и углубление конфликта. Выявляются группы, всплывают скрытые причины, что объясняется поддержкой у окружающих, поиском сторонников. Исходный конфликт обрастает новыми претензиями, отражающими интересы новых участников и противоречия между ними. Все это растет как снежный ком. Поэтому руководитель должен действовать, принимать меры. Конфликт необходимо ввести в определенные рамки, принять правила процедуры, которые признаются обеими сторонами или обратиться за помощью к какой-либо третьей стороне, являющейся авторитетом для обеих других. Конфликт со знаком “плюс” // Бизнес. 2003. - №3,4. - с. 28-34 Если же не удается разрешить конфликт, то происходит переход конфликта в антагонизм. Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные. Как мы уже говорили, руководителям не стоит читать причиной конфликтных ситуаций простое различие в характерах. Конечно, это различие может явиться причиной конфликта в каком-то конкретном случае, но оно - лишь один из факторов, которые могут вызвать конфликт. Руководитель должен начать с анализа фактических причин, а затем использовать соответствующую методику. Уменьшить возможность конфликта можно, применяя методики разрешения конфликта. Четыре структурных метода разрешения конфликта - это разъяснение требований к работе, использование координационных и интеграционных механизмов, установление общеорганизационных комплексных целей и использование системы вознаграждений. Одним из лучших методов управления, предотвращающий дисфункциональный конфликт, - разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определены политика, процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы его подчиненные хорошо поняли, чего ждут от них и в какой ситуации. Еще один метод управления конфликтной ситуацией - это применение координационного механизма. Один из самых распространенных механизмов - цепь команд. Как еще давно отмечал Вебер и представители административной школы, установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчиненных имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять решение. принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный прекрасно знает, чьим решениям он должен подчиняться. В управлении конфликтной ситуацией очень полезны средства интеграции, такие как управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между функциями, межфункциональные группы, целевые группы и межотдельские совещания. Исследования показали, что организации, которые поддерживали нужный для них уровень интеграции, добились большей эффективности, чем те, которые не сделали этого. Например, компания, где назрел конфликт между взаимозависимыми подразделениями - отделом сбыта и производственным отделом - сумели разрешить проблему, создав промежуточную службу, координирующую объем заказов и продаж.
Эта служба осуществляла связь
между отделом сбыта и 3.2 Методы разрешения конфликтов К настоящему времени специалистами разработано немало всевозможных рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в ситуациях конфликта, выбора соответствующих стратегий и средств их разрешения, а также управления ими. Важно рассмотреть как действия самих участников конфликта, так и действия, роль посредника, которым может быть и руководитель.В основу описываемой поведенческой модели положены идеи Д. и Р.Джонсонов, получившие затем распространение в работе Е. Мелибруды. Суть этой модели состоит в следующем:Считается, что конструктивное разрешение конфликтов зависит, как минимум, от четырех факторов: адекватность восприятия конфликта; открытость и эффективность общения; создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества; определение существа конфликта Скотт Дж. Сила ума. Способы разрешения конфликтов. Спб.: Феникс, 1993. - 155 с.. Из этого следует, что мы должны быть максимально неторопливыми в своих оценках других людей, особенно если речь идет о конфликте с ними. Следующий фактор конструктивного разрешения конфликтов - открытость и эффективность общения противодействующих сторон. Специалисты обращают внимание на такой существенный момент, связанный с разрешением конфликта, как открытое обсуждение проблемы, в ходе которого стороны, не стесняясь и не сдерживая эмоции, честно высказывают свое понимание происходящего. Подобная конфронтация способствует прекращению циркуляции всевозможных слухов. Нередко открытое выражение взглядов и чувств закладывает основу для построения в дальнейшем доверительных отношений между оппонентами. Для того чтобы определить существо конфликта, участники конфликта должны согласовать свои представления о сложившейся ситуации и выработать определенную стратегию поведения. Предполагается, что их действия нося пошаговый характер, разворачиваются в следующем направлении Зигер В., Ланг Л. Руководить без конфликтов М.: Экономика, 1994. - 177 с.: Шаг 1. Определение основной проблемы. На этом этапе необходимо четко уяснить суть проблемы, приведшей к конфликту. При этом очень важно чтобы противники осознавали своеобразие видения проблемы: как собственного, так и оппонента, имеющееся здесь сходства различия. Шаг 2. Определение вторичных
причин конфликта. Обычно они служат
поводом для возникновения Шаг 3. Поиск возможных путей разрешения конфликта. Он может быть выражен, в частности, следующими вопросами которые следует задать себе участникам конфликта: а) Что я мог бы сделать, чтобы разрешить конфликт? б) Что мог бы для этого сделать мой партнер? в) Каковы наши общие цели, во имя которых необходим найти выход из конфликта? Шаг 4. Совместное решение о выходе из конфликта. На этом этапе речь идет о выборе наиболее подходящего способа разрешения конфликта, вызывающее обоюдное удовлетворение соперников. Шаг 5. Реализация намеченного совместного способа разрешения конфликта. Здесь конфликтующим сторонам очень важно, придерживаясь намеченной стратегии действий, не вызвать необдуманным словом, поспешным поведением каких-либо сомнений друг у друга относительно искренности выраженных ранее намерений разрешить конфликт. Шаг 6. Оценка эффективности усилий, предпринятых для разрешения конфликта. На ее основании проблема считается либо разрешенной, либо делается вывод о необходимости работы над ней, иногда вновь повторяя описанную выше последовательность шагов. Следует добавить, что пошаговое
движение соперников в сторону разрешения
конфликта невозможно вне одновременного
действия таких элементов (факторов)
данного процесса, как адекватность
восприятия людьми происходящего, открытость
их отношений и наличие атмосферы
взаимного доверия и 3.3 Основные правила поведения в конфликте Как уже говорилось, усилия
по разрешению конфликта могут прилагать
не только непосредственно втянутые
в него лица, но и своего рода люди
со стороны - посредники. А им иногда
удается сделать гораздо Проанализировав ряд исследований
этого вопроса, американские психологи
Д. Черткофф и Д. Эссер пришли к
следующему любопытному заключению.
Оказывается, для разрешения конфликтной
ситуации наличие посредника чрезвычайно
важно скорее всего в психологическом
плане, поскольку позволяет участникам
конфликта, несмотря на взаимные уступки
“сохранить лицо”. Из экспериментальных
данных, приводимых этими авторами,
мы узнаем о существовании зависимости
между делаемыми человеком Для этого весьма подходящей является роль посредника. Кроме того, успешная реализация посреднической функции повысит его психологический авторитет, что немаловажно в повседневной управленческой деятельности. 3.4 Межличностные стили разрешения конфликтов Уклонение. Этот стиль характеризуется,
подразумевает, что человек старается
уйти от конфликта. Один из способов разрешения
конфликта - это не попадать в ситуации,
которые провоцируют Сглаживание. Этот стиль характеризуется поведением, которое диктуется убеждением, что не стоит сердиться, потому что “мы все - одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку”. “Сглаживатель” старается не выпустить наружу признаки конфликта и ожесточенности, апеллируя к потребности в солидарности. К сожалению, совсем забывают о проблеме, лежащую в основе конфликта. Можно погасить стремление к конфликту у другого человека, повторяя: “Это не имеет большого значения. Подумай о том хорошо, что проявилось здесь сегодня”. В результате может наступить мир, гармония и тепло, но проблема останется. Больше не существует возможности для проявления эмоций, но они живут внутри и накапливаются. Становится очевидным общее беспокойство, растет вероятность того, что, в конечном счете, произойдет взрыв. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело- 2000.-228с.Принуждение. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других. Лицо, использующее такой стиль, обычно ведет себя агрессивно, и для влияния на других обычно использует власть путем принуждения. Конфликт можно взять под контроль, показав, что обладаешь самой сильной властью, подавляя своего противника, вырывая у него уступку по праву начальника. Этот стиль принуждения может быть эффективным в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Недостаток этого стиля заключается в том. что он подавляет инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будут учтены не все важные факторы, поскольку представлена лишь одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у более молодого и более образованного персонала. Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность и часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшему по важному решению может помешать диагнозу проблемы и сократить время поиска альтернативы. Такой компромисс означает согласие только во избежание ссоры, даже если при этом происходит отказ от благоразумных действий. Такой компромисс - это удовлетворенность тем, что доступно, а не упорный поиск того, что является логичным в свете имеющихся фактов и данных. Решение проблемы. Данный стиль - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации. Расхождение во взглядах рассматривается как неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. Эмоции можно устранить лишь путем прямых диалогов с лицом, отличный от вашего взгляд. Глубокий анализ и разрешение конфликта возможны, только для этого требуется зрелость и искусство работы с людьми. Такая конструктивность в разрешении конфликта способствует созданию атмосферы искренности, столь необходимой для успеха личности и компании в целом. Мелибруда Е. Я - ты - мы. Психологические возможности улучшения общения. М.: Просвещение, 2000. - 143с.
Таким образом, в сложных ситуациях, где разнообразие подходов и точная информация являются существенным для принятия здравого решения, появление конфликтующих мнений надо даже поощрять и управлять ситуацией, используя стиль решения проблемы. Другие стили тоже могут с успехом ограничивать или предотвращать конфликтные ситуации, но они не приведут к оптимальному решению вопроса, потому что не все точки зрения были изучены одинаково тщательно. Из исследований известно, что высокоэффективные компании в конфликтных ситуациях пользовались стилем решения проблем больше, чем малоэффективные компании. В этих высокоэффективных организациях руководители открыто обсуждали свои расхождения во взглядах, не подчеркивая разногласий, но и не делая вида, что их вовсе не существует. Они искали решение пока, наконец, не находили его. Они также старались предотвратить или уменьшить назревание конфликта, концентрируя реальные полномочия принимать решения в тех подразделениях и уровнях управленческой иерархии, где сосредоточены наибольшие значения и информация о факторах, влияющих на решение.
Заключение Благодаря существующим установкам
на конфликт как отрицательное явление,
большинство людей считает, что
они не могут ими управлять
и стараются их избежать, когда
это возможно. Но конфликт плохо
поддается коррекции, когда он уже
приобрел разрушительную силу. Это
нужно знать, и менеджеры и
служащие должны понимать, что конфликт
обогащает жизнь, если им правильно
управлять.Конфликт помогает отдельному
рабочему коллективу и организации
в целом быть в русле происходящих
событий, он позволяет определить, что
нужно для развития и усовершенствования
всех сфер. Умение управлять конфликтом
может стать решающим для выживания
коллектива в целом.Конфликт также
ставит служащих перед необходимостью
постоянно общаться друг с другом
и знать друг о друге чуть больше.
Члены коллектива начинают лучше
понимать своих коллег, становятся
более чувствительными к Сам по себе конфликт не усиливает и не ослабляет организацию. И служащие, и менеджеры должны управлять им, делая максимально полезным. Если же они избегают обсуждения своих трудностей и опасений, они не могут понять ни реального состояния, ни путей развития, ни извлечь уроков для себя и для других. Если же умело управлять конфликтом, он укрепляет и коллектив, и организацию в целом.
Библиографический список. 1. Бородкин Ф.М. Коряк Н.М. Внимание: конфликт М.: ИНФРА, 2002.-456с. 2. Гончаров В. Руководство для высшего управленческого персонала. - М.: Экономика, 1997. - 80 с. 3. Гришина Н.В. “ 4. Гришина Н.В. Опыт
построения социально- 5. Зигер В., Ланг Л. Руководить без конфликтов М.: Экономика, 1994. - 177 с. 6. Конфликт со знаком “плюс” // Бизнес. 2003. - №3,4. -152 с |
7. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель. - М: Дело, 1996. - с.242
8. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и практический аспект. - М.: Просвещение, 1991. - с.84
9.
Мелибруда Е. Я - ты - мы. Психологические
возможности улучшения общения.
10. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело- 2000.-469с.
11.
Петровская Л.А. О понятийной
схеме социально-
12. Разрешение конфликта // Кентавр. 1998. - №4. - 141с.
13.
Саржвеладзе Н.И. Личность и
ее взаимодействие с
14. Скотт Дж. Сила ума. Способы разрешения конфликтов. Спб.: Феникс, 2002 - 438с.
15. Яккока Л. Карьера менеджера. М.: Экономика, 1990. - с.101
16.
Янчевский В.С. Трудовой