Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 09:57, реферат
Конфликты отвечают глубинным потребностям человека, поскольку прогресс в любой сфере возможен лишь через конструктивное преодоление противоречий в интересах, суждениях и оценках. Плохо, когда такого конструктивного разрешения не происходит, и конфликт приобретает хронический, неразрешимый характер.
Введение
1. Основные виды конфликта
2. Пути и способы разрешения межличностных конфликтов
Заключение
Список использованной литературы
В разрешении конфликтов без посредника может быть применено несколько методов.
Метод творческой визуализации. Данный метод может быть использован для анализа причин конфликта. Это использование воображения. Путешествие в собственные конфликты с целью выяснения их источников. При этом позиция ваша внешняя, т. е. вы наблюдаете за собой и своим оппонентом со стороны, как смотрите фильм, подмечая все промахи актеров.
Рационально-интуитивный метод разрешения конфликтов с самого начала вовлекает в работу ваше сознание и интуицию. Он основывается на оценке обстоятельств, характеров, интересов и потребностей вовлеченных в конфликт людей, а так же собственных целей, интересов и потребностей. Задача не в том, чтобы уйти от конфликта, а в распознавании и контроле над ним с целью получения оптимального результата.
Картография конфликта – метод, при котором поступающая информация, упорядочиваясь в голове человека, формирует его тезаурус. Который подобно географической карте, отображающей местность, может быть зафиксирован на бумаге. Однако тезаурус, как и карта, не территория, т. е. это лишь схема реальности. Здесь нужно четко выразить для себя и для партнера, что реально существует в нашем тезаурусе. И наоборот, чем четче выразит это партнер, тем проще будет понять его. Сблизить «карты»
разных людей, пытается предлагаемый метод картографии. («Выиграть может каждый» Х. Корнелиус и Ш. Фэйр). Ценность данного метода состоит в упорядочении, систематизации имеющейся информации по конкретной проблеме.
Метод принципиального ведения переговоров – суть базируется на изменении установок в направлении толерантности. Участники перестают быть противниками, а провозглашаются партнерами, перед которыми стоит задача совместного принятия решения. Они объединяются совместной целью – достичь разумного решения. Уважение к позиции друг друга, а не стремление навязать свою. Быть мягким с людьми и требовательным к задаче. Действовать независимо от доверия или недоверия, сосредоточиться на результатах, а не позициях. Продумать возможность взаимной выгоды. Не надо устанавливать «нижней границы». Стоит представить множество вариантов на выбор, а решение принять позже. Надо настаивать на использовании объективных критериев. Следует рассуждать и прислушиваться к доводам, уступать принципу, а не нажиму. Этот метод считается общепринятым в переговорной практике.
Участие третьей стороны (посредника) в разрешении конфликтов рассматривается сегодня как одна из форм конструктивного разрешения конфликта. Часто в такой роли выступает учитель, руководитель, родитель.
В отечественной психологии выделяют два основных пути:
1.Административный, когда конфликтующие стороны разводят друг от друга по месту и времени. Это не лучший способ, поскольку конфликтная ситуация здесь полностью не снимается: она разрешается лишь по времени и месту.
2. Педагогический, в котором может быть рекомендовано несколько вариантов действия арбитра, третьей стороны:
Важно помнить, что неуспешной будет деятельность арбитра по разрешению конфликтных ситуаций, если он встанет на позицию одной из сторон. При возникновении межличностного конфликта, как правило, определённая доля вины есть у обеих сторон.
Возможные позиции третьей стороны (рефери) в отношении к конфликту:
Метод мозгового штурма, мозговой атаки, или, как он еще называется, брейнсторминг, может быть с успехом быть использован для поиска группой альтернатив разрешения конфликта. Он состоит из трех этапов. Первый этап, продолжающийся 10-15 минут, состоит в том, что ведущий сообщает о задачах и самом методе, т. е. о правилах игры. Стороны конфликта делятся на две части: генераторы идей и критики. Первые продуцируют идеи, а вторые записывают и анализируют. На втором этапе, который длиться около часа, т. е. на стадии критики, стороны получают возможность понять аргументы друг друга. Задача ведущего на этот момент – регистрация идей и строгое соблюдение правил. На третьем этапе осуществляется критика идей по принципу:
Готовность
к разрешению конфликта – один
из ключевых факторов, определяющих исход
конфликта, но эта готовность порой
не приходит к нам так легко. Осознание
взаимозависимости людей на планете требует
изменения сложившихся отношений. Уважение
прав другого человека (в том числе быть
иным), осознание важности сохранения
этого разнообразия и возможности жить
вместе. Не нанося друг другу ущерба, -
все это связывают с понятием «толерантность».
В последние десятилетия этот термин стал
международным. Суть толерантности заключается
в признании похожести и одновременно
непохожести людей, их многообразия. Вред,
причиняемый другому, означает вред для
всех и для самого себя.
Заключение
Обыденное представление о том, что всякий конфликт обязательно имеет негативное значение, опровергнуто рядом специальных исследований. Конструктивный конфликт способствует формированию всестороннего понимания проблемы. Сам факт другой аргументации, признания другой точки зрения способствует развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта и тем самым открывает возможности его регулирования и разрешения, а значит, и нахождения оптимального решения дискутируемой проблемы. Конфликт устраняет полностью или частично противоречие между оппонентами; позволяет ослабить психическую напряженность участников конфликта; позволяет более глубоко оценивать индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в конфликте; служит источником развития личности, приобретения социального опыта.
Чтобы повысить качество нашей жизни, следует сначала признать существование конфликтов, оценить их важность в кризисные периоды и заняться их профилактикой путем обретения конфликтологической грамотности.
Общий
вывод таков: конфликты являются
жизненной реальностью, и их значение
для людей возрастает в социальной,
профессиональной и бытовой сферах
жизнедеятельности.
Список
использованной литературы
1. Волков Ю.Г., Непученко В.Н., Попов А.В., Самытин С.И. Социология:
Курс лекций. Учебное пособие. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2007.
2. Гуревич П.С. Психология: Учеб. пособие. – М.: Знание, 1999.
3. Изард К.Э. Психология эмоций. / Перев. с англ. – СПб.: Питер, 1999.
4. Мириманова
М.С.: Конфликтология: Учебник для
студентов средних
5. Радугин А. А. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов, 2006.
6. Рухманов А.А. Познать себя – М: Молодая Гвардия, 1981. Ил. (Эврика).
7. Рысь
Ю.И. и др. Психология и педагогика:
Учебное пособие для вузов.
- Екатеринбург: Деловая книга, 2007.
8. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное
пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999г.
9. Сыромятников И.В. Социальная психология. - М: Юнита-2, Современная Гуманитарная Академия, 2006.