Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 11:32, контрольная работа
История обсуждения конфликта, попыток его анализа и интерпретации исчисляется тысячелетиями. Конфликт - постоянный спутник человека, по сути дела - лишь одна из форм внутривидовой и межвидовой борьбы за существование, один из механизмов естественного отбора, который заставляет нас полностью раскрыться в борьбе с оппонентом.
Введение
1. Сущность конфликта
2. Виды конфликтов
3. Причины и условия возникновения конфликтных ситуаций
4. Последствия конфликтов
5. Основные этапы урегулирования конфликтов
6. Тактики урегулирования конфликтов
Заключение
Список использованных источников
Порой бывает очень трудно провести разницу между этими двумя типами конфликтов.
Внутриорганизационный конфликт тем не менее чаще всего ассоциируется с противостоянием и столкновениями, возникающими на почве того, как были спроектированы отдельные работы или организация в целом, а также на почве того, как формально распределена власть в организации. Выделяются четыре разновидности этого конфликта: вертикальный, горизонтальный, линейно-функциональный, ролевой. В реальной жизни эти конфликты тесно переплетены друг с другом, но каждый из них имеет свои, достаточно отличные черты. Так, вертикальный конфликт -- это конфликт между уровнями управления в организации. Его возникновение и разрешение обусловлено теми сторонами жизни организации, которые влияют на вертикальные связи в организационной структуре: цели, власть, коммуникации, культура и т.п. Горизонтальный конфликт вовлекает равные по статусу части организации и чаще всего выступает как конфликт целей. Развитие горизонтальных связей в структуре организации во многом помогает его разрешению.
Линейно-функциональный конфликт чаще носит сознательный или чувственный характер. Его разрешение связано с улучшением отношений между линейным руководством и специалистами, например, путем создания целевых или автономных групп. Ролевой конфликт возникает тогда, когда индивид, выполняющий определенную роль, получает неадекватное его роли задание.
3. ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ
Существуют две
- конфликт является свойством
человеческого характера,
- конфликт вызывается
Конфликт возникает из сложного взаимодействия многих сил, находящихся как вовне, так и внутри человека, то есть конфликт вызывается действием объективных и субъективных причин1.
С позиций материалистической методологии
социальный конфликт обусловлен в первую
очередь объективными социально-экономическими
детерминантами. Кроме того, конфликт
представляет собой сложное комплексное
явление, в котором присутствуют
социально-психологические
Существует пять причин конфликтов: информация, структура, ценности, отношения и поведение и выделяет пять основных факторов (причин) конфликтов:
1) Информационный фактор - это та информация, которая приемлема для одной стороны и неприемлема для другой. Это может быть: неполная, неточная информация одной из сторон; нежелательное обнародование;
недооценка фактов при решении спорных проблем; дезинформация, слухи и т.д.
2) Структурный фактор- формальные и неформальные характеристики группы (специфика законной власти и законодательства, статуса, прав мужчины и женщины, их возраста, роли традиций, различных социальных норм и т.д.).
3) Ценностный фактор - те принципы,
которые провозглашаются или
отвергаются; которым будут
- личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения и т.д.);
- групповые системы верований и поведения;
- системы верований и поведения общества;
- ценности всего человечества;
- профессиональные ценности;
- религиозные, культурные, региональные,
местные и политические
4) Фактор отношения - удовлетворение
от взаимодействия двух или
более сторон или его
- основа отношений (добровольные или принудительные);
- сущность отношений (
- ожидания от взаимоотношений;
- важность взаимоотношений;
- ценность взаимоотношений;
- длительность взаимоотношений;
- совместимость людей в
- вклад сторон во
5) Поведенческий фактор - это стратегия
поведения в конфликтной
В самом общем виде можно определить три класса причин возникновения конфликтов:
- социально-экономические - конфликты
в современном обществе
- социально-психологические - конфликты
из-за разных потребностей, мотивов,
целей деятельности и
- социально-демографические - конфликты
из-за различия в установках, мотивах
поведения, целях и
С точки зрения причин выделяется три типа конфликтов:
* Конфликт целей. Ситуация
* Конфликт взглядов, когда участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме.
* Конфликт чувств, когда у участников
различны чувства и эмоции, лежащие
в основе их отношений друг
с другом как личностей. Люди
просто вызывают друг у друга
раздражение стилем своего
Причины возникновения конфликтных ситуаций в организации могут быть весьма разнообразны. К ним относятся:
1. Недостатки в организации
2. Неправильные действия
3. Недостатки стиля работы и
неправильное поведение
4. Расхождение мнений работников
в оценке явлений
5. Нарушение внутригрупповых
6. Противоречия интересов людей,
их функций в трудовой
7. Несовместимость в силу
8. Личностные характеристики
- неправильные действия
- несовместимость стиля
Также, говоря об организационном конфликте, стоит упомянуть о двух уровнях причин конфликтов: организационном (проблемы менеджмента) и психологическом (проблемы отношений между людьми)
Функции конфликта - это воздействие
конфликта или его результатов
на оппонентов, их отношения и на
социальную и материальную среду. В
зависимости от сферы влияния
можно выделить следующие основные
функции конфликта: воздействие
на психические состояния и, как
следствие, на здоровье участников; воздействие
на взаимоотношения оппонентов; на
качество их индивидуальной деятельности;
на социально-психологический
По направленности воздействия
выделяют деструктивные и конструктивные
функции конфликта. В групповых
отношениях конструктивная функция
конфликта проявляется в
4. ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТОВ
Последствия конфликта на рабочем
месте зачастую масштабны. Кроме
того, они могут быть полезными
и выгодными или
Одним из наиболее пагубных последствий конфликтов на рабочем месте является негативное воздействие на личность сотрудников, вызывая:
· Тревогу
· Потерю сна
· Снижение морального духа
· Уменьшение удовлетворенности
Кроме влияния на личность сотрудника,
конфликт также оказывает
Функциональный конфликт |
Нефункциональный конфликт |
|
Укрепляет отношения и помогает коллективной работе |
Ухудшает отношения и не улучшает сотрудничество |
|
Поощряет открытое общение и совместное решение проблем |
Разобщенность и скрытность |
|
Быстро устраняет разногласия и повышает производительность |
Затраты времени, денег и людских ресурсов |
|
Реальное решение проблем, взаимная выгода |
Поиск недостатков и взаимные обвинения |
|
Способствует дружеской атмосфере в коллективе |
Приводит к вражде |
|
Проблема решается в комфортной обстановке |
Разочарование, стресс падение продуктивности |
|
Спокойное решение проблем |
Хаос, неразбериха |
|
Конфликт, управляемый надлежащим образом, стимулирует соперничество и сотрудничество в трудовом коллективе. С другой стороны, когда конфликт неуправляемый, в отделе падает моральный дух, появляется раздробление коллектива и другие, негативно влияющие на производительность труда последствия. Руководители и менеджеры должны научиться идентифицировать конструктивные конфликты и управлять им эффективно. Также, руководство должно определять неконструктивные конфликты и решать их в кратчайшие сроки.
5. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ
- Определение проблемы. Процесс
урегулирования начинается с
обсуждения, для всестороннего анализа
проблемы. На этом этапе крайне
важно, чтобы все стороны
- Предложение нескольких
- Оценка всех альтернативных
вариантов. На третьем этапе
необходимо проанализировать
- Выбор наилучшего решения.
- Реализация выбранного решения.
- Контроль. Менеджеры должны воспринимать
ход урегулирования конфликтов
как непрерывный процесс, и
постоянно его контролировать, с
целью выявления
- Стратегии минимизации
- Уважать других. Менеджеры, уважающие
своих работников, имеют больше
шансов завоевать уважение к
себе. Аналогичным образом, компании,
которые требуют уважения
- Распределение прав и
- Поощрение коллективной работы.
Сочетание коллективной работы
и коммуникаций критически