Конфликты и их пути разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 12:24, реферат

Краткое описание

Конфликт – неизбежное явление социальной жизни. Как решить проблему возникающих и назревающих конфликтов, как предотвратить их, как управлять им – вот вопрос, стоящий перед современным человеком. Конфликт – это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений двух или более людей.

Содержание

Глава 1. Конфликты и пути их разрешения
Введение………………………………………………………………………………………….3
Виды конфликтов……………………………………………………………………………4
Динамика конфликта………………………………………………………………………...6
Способы разрешения конфликтов……..………………………………………………....…8
Заключение…………………………………………………………………………………..….11
Список литературы……………………………………………………………………………..12

Вложенные файлы: 1 файл

реферат психология.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

БАЛТИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКИМ И ГОСТИНИЧНЫМ БИЗНЕСОМ»

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

На тему: Конфликты и пути их разрешения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка___________________________ преподаватель Никифоров О.В.

 

 

 

 

 

 

Рига, 2013

 

 

 

 

 

Содержание

 

Глава 1. Конфликты и пути их разрешения

Введение………………………………………………………………………………………….3

    1. Виды конфликтов……………………………………………………………………………4
    2. Динамика конфликта………………………………………………………………………...6
    3. Способы разрешения конфликтов……..………………………………………………....…8

Заключение…………………………………………………………………………………..….11

Список литературы……………………………………………………………………………..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Конфликт – неизбежное  явление социальной жизни. Как решить проблему возникающих и назревающих конфликтов, как предотвратить их, как управлять им – вот вопрос,  стоящий перед современным человеком. Конфликт – это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений двух или более людей.  

 В любой  конфликтной ситуации выделяют  участников конфликта и объект  конфликта. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение одним из участников полностью или частично лишая другую сторону возможности добиться своих целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Виды конфликтов

Конфли́кт  — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являются предметом изучения науки конфликтологии.1

Внутриличностный конфликт.

Этот тип конфликта не полностью соответствует данному нами определению. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.

Внутри личностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т. п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задержаться на работе. Или: начальник цеха дал мастеру указание выпустить определенное количество деталей, а технический руководитель в то же самое время — произвести технический осмотр оборудования.

Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего — это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой.

Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа — конфликт между группой и руководителем.

Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями, между работниками различных подразделений, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом.

Межгрупповые конфликты сопровождаются: 
Проявлениями деиндивидуализации, т. е. члены группы не воспринимают других людей как индивидуумов, как самобытных личностей, а воспринимают их как членов другой группы, которой приписывается негативное поведение. 
Проявлениями групповой атрибуции, т. е. склонны считать, что именно «чужая группа ответственна за негативные события».

Социальный конфликт — это «ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга» Но несмотря на разницу подходов, в имеющихся определениях конфликта можно выделить по крайней мере три ключевых момента: во-первых, то, что это предельный случай обострения социальных противоречий, явное или скрытое состояние противоборства, а также ситуация взаимодействия; во-вторых, социальный конфликт выражается в столкновении различных социальных общностей — классов, наций, государств, социальных институтов, социальных субъектов; в-третьих, это то, что противодействующие стороны преследуют свои различные, противоположные цели, интересы и тенденции развития, которые, как правило, противоречат или взаимоисключают друг друга. Социальный конфликт — это сложное явление, включающее несколько аспектов. Но именно наличие противоборствующих сторон со своими потребностями, интересами и целями является основой конфликта, его осевой линией.2

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Динамика конфликта

Можно выделить следующие три основные стадии развития конфликта:

1) латентную  стадию (предконфликтная ситуация),

2) стадию открытого  конфликта,

3) стадию разрешения (завершения) конфликта.

1 На скрытой (латентной) стадии возникают уже  все основные элементы, образующие  структуру конфликта, его причины  и главные участники, т.е. налицо основная база предпосылок для конфликтных действий, в частности, определенный объект возможного противостояния, наличие двух сторон, способных одновременно претендовать на этот объект, осознание одной или обеими сторонами ситуации как конфликтной.

На этой «инкубационной» стадии развития конфликта могут предприниматься попытки решить вопрос полюбовно, например отменить приказ о дисциплинарном взыскании, улучшить условия труда и т.п. Но при отсутствии положительной реакции на эти попытки конфликт переходит в открытую стадию.

2 Признаком  перехода скрытой (латентной) стадии  конфликта в открытую является переход сторон к конфликтному поведению. Как отмечалось выше, конфликтное поведение представляет собой выраженные вовне действия сторон. Их специфика как особой формы взаимодействия состоит в том, что они направлены на блокирование достижения противником его целей и осуществление своих собственных целей. Другими признаками конфликтных действий являются:

• расширение числа участников;

• нарастание числа проблем, образующих комплекс причин конфликта, переход от деловых проблем к личностным;

• смещение эмоциональной окраски конфликта в сторону темного спектра, негативных чувств, таких, как неприязнь, ненависть и т.п.;

• возрастание степени психической напряженности до уровня стрессовой ситуации.

Вся совокупность действий участников конфликта на его открытой стадии характеризуется терминам эскалация, под которым понимаются интенсификация борьбы, нарастание разрушительных действий сторон друг против друга, создающих новые предпосылки для негативного исхода конфликта.

Последствия эскалации, целиком зависящие от позиции сторон, особенно той, которая имеет большие ресурсы, силы, могут быть двух видов.

В случае несовместимости сторон, стремления к уничтожению другой стороны последствия открытой стадии конфликта могут быть катастрофическими, привести к развалу добрых отношений или даже к уничтожению одной из сторон.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Способы разрешения конфликтов

Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента во время решения конфликта.

Выделяют пять основных стратегий ( К.Томас)

1. Уход (или уклонение о конфликта).  
Стремление человека не просто не попадать в конфликтную ситуации., отказ от обсуждения возникшей проблемы. Уход = просто откладывание конфликта, а не его разрешение. Уход позволяет обеим сторонам проанализировать ситуацию и избежать открытого столкновения. Уход имеет отрицательные стороны: накапливается недовольство друг другом. Положительные стороны: конфликтующий остывает. 
Уклоняться от конфликта может та и другая стороны. 
Пример: жена узнает об измене мужа, но молчит. 
Уклонение возникает, когда хотят сохранить отношения или когда предмет конфликта не существенен, не затрагивает прямых интересов одной или обеих сторон. 
 
2. Сглаживание (ответчик) проявляется в системе извинений, обещаний, оправдания. 
Сглаживание – демонстрация покорности, согласия с предъявляемой претензией. Но “сглаживатель” не вникает в суть проблемы, не пытается осознать предмет конфликта, ибо не собирается выполнять свои обещания, он апеллирует к потребности в солидарности (“не стоит сердиться, мы же так любим друг друга”, “все мы одна команда”), в результате может наступить мир и гармония в отношениях, но только на короткое время. 
Сглаживание приводит к снижению эмоционального состояния – основная цель – предотвратить конфликт ==> снятие эмоционального напряжения. 
Но сглаживание все равно приводит к обострению отношений, ибо при сглаживании возникает недоверие к партнеру (только обещает, а сам ведет себя по-прежнему), кроме того, сглаживание сохраняет проблему (оправдания, извинения не только не снимают проблему, но могут привести к ее обострению). 
 

 
3. Компромисс – это согласие, которое достигнуто путем взаимных уступок. 
Способствует снятию проблемы. Каждый получает частично то, что он хотел. Компромисс – открытое обсуждение мнений, позиций, направленное на поиск решения, наиболее приемлемого и удобного для обеих сторон. 
Компромисс – один из наиболее эффективных способов разрешения конфликта. Преимущество компромисса состоит 
● в легализации претензий 
● в устранении возникшего противоречия (решение проблемы); 
● в соблюдении условий достигнутого соглашения, ибо оно принималось добровольно, при активном участии обеих сторон. 
 
4. Принуждение – используется инициатором конфликта, так как это подавление своего партнера, игнорирование его мнения. 
«Я сказал!» Использование власти, подчинение партнера своей воле. 
Эти эффективные способы разрешения конфликта – у инициатора. У ответчика возникает униженное состояние и желание отомстить ==> напряжение все равно остается. 
Принуждение оправдано: 
● при дефиците времени; 
● в экстренных ситуациях; 
● при субординации. 
Пример: родители – дети; авторитарный начальник – подчиненный. 
Принуждение – самый неблагоприятный для сохранения дружеских отношений способ разрешения конфликта. 
 
5. Конфронтация как способ используется обеими сторонами: каждый настаивает на своем.  
Никто не хочет уступить, не желает ничем поступиться ==> конфликт заходит в тупик ==> необходима 3-я сторона – посредник, который попробует примирить. 
Конфронтация оправдана, когда люди не стремятся сохранить отношения, не заинтересованы друг в друге. И когда это принципиальный вопрос. 
 
6. Сотрудничество – такой выход из конфликтной ситуации, когда каждый выигрывает, каждый получает то, что хочет. 
 
Это наиболее сложный, но и наиболее оптимальный способ разрешения конфликта. 
● обсуждение позиций; 
● выбор альтернатив. 
Таким образом, способов разрешения конфликта много, каждый выбирает для себя свой в зависимости от ситуации и личностных особенностей.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе можно сделать заключение и сказать, что бы разрешить удачно конфликт необходимо знать по крайней мере 5 типов конфликта. И так же надо соблюдать этапы разрешения конфликтов такие как:

·         создать атмосферу сотрудничества;

·         стремиться к ясности отношений и общения;

·         признать наличие конфликта;

·         договориться о процедуре (где, когда и как начнется работа по его преодолению);

·         очертить конфликт, т.е. определить его в терминах обоюдной проблемы, подлежащей урегулированию;

·        добиться соглашения;

·         установить срок решения;

·         Воплотить план в жизнь;

·         Оценить принятое решение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. http://ru.wikipedia.org/
  2. http://www.your-mind.ru/lasta/tipy-konfliktov/
  3. http://vuzlib.org/beta3/html/1/21330/21347/
  4. http://biblios.newgoo.net/t5952-topic

1 http://ru.wikipedia.org/

2 http://www.your-mind.ru/lasta/tipy-konfliktov/

3 http://vuzlib.org/beta3/html/1/21330/21347/

4 http://biblios.newgoo.net/t5952-topic

 


 



Информация о работе Конфликты и их пути разрешения