Конфликты и пути их преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать конфликты, их типологию и методы преодоления конфликтных ситуаций.
Объект исследования: конфликты. Предмет исследования: способы преодоления конфликта.
Задачи данной работы:
1. Дать определение понятия "конфликт";
2. Рассмотреть структуру конфликта;
3. Проанализировать типы конфликтов и типичные конфликтные ситуации;
4. Изучить способы преодоления конфликтов.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНФЛИКТ 1.docx

— 49.28 Кб (Скачать файл)

                                                  Введение

Конфликт – наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих  в процессе взаимодействия сторон. Психология и поведение человека зависят не только от личных качеств  конкретного человека, но и от социальной среды, которая представляет собой  сложно организованное общество. В  обществе люди объединены друг с другом в разнообразные группы; в большие  и малые. Личность каждого человека зависима от психологии и отношений, существующих в малых группах, отношения  складываются различным образом: и  положительно, и отрицательно. В  процессе достижения взаимопонимания  часто возникают трудности, то есть отношения в группах могут  быть конфликтными. Как я думаю, все  знают, что у каждого человека есть свои положительные и отрицательные  черты, свои достоинства и недостатки. Поведение человека в группе, зависит  и от его личности и от особенности  группы, от социального окружения. Особое внимание заслуживают отрицательные  взаимоотношения в группе. Отрицательные  взаимоотношения в группе, порождают  у личности тревожность, межличностные  конфликты, фрустрацию.

Конфликт – это разногласия  между группами людей, вызванные  несогласием с чем-либо, или спором по какой-то теме. Конфликт может быть вызван любым вопросом или намеком  на то, что не по душе тому человеку, к которому обращаются. Конфликт может  начаться со спора, когда двое или  более людей начинают обсуждать  какую-то тему, на которую у них  совсем разные взгляды. Один говорит  одно, другой другое, их мнения не сходятся, каждый высказывает свое мнение, не соглашаясь и полностью опровергая мнение другого. Это типичное зарождение малого конфликта.

Рассмотрим проблему конфликтов более  глубже. Само слово конфликт, происходит от латинского con – вместе и flictus –  удар, т.е. дословный перевод, означает «столкновение». Однако можно воспользоваться  и другим словом, например «противодействие». Такое понимание этого термина  позволяет лучше почувствовать  суть явления, условия существования, а значит, и средства преодоления. В процессе общения люди сталкиваются с различными проблемами и препятствиями, которые могут иметь самые разнообразные причины. Наиболее частыми причинами могут быть психологическая несовместимость людей, несовпадение взглядов на какую-либо проблему, нежелание принять позицию собеседника или несогласие с ним. Все это может завести общение людей в тупик и даже привести к конфликту. Чаще конфликт определяют как отсутствие согласия между двумя или более людьми или группами.

  Цель работы: проанализировать конфликты, их типологию и методы преодоления конфликтных ситуаций.

  Объект исследования: конфликты.

  Предмет исследования: способы преодоления конфликта.

  Задачи данной работы:

1. Дать определение понятия "конфликт";

2. Рассмотреть структуру конфликта; 

3. Проанализировать типы конфликтов  и типичные конфликтные ситуации;

4. Изучить способы преодоления  конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Конфликт

 

1.1.Общая характеристика  конфликта.

  Существуют различные определения конфликта, но в основе каждого лежит противоречие. Таким образом, конфликт - (от лат. «connflictus» - столкновение) - столкновение противоположено-направленных целей, интересов, позиций, мнений.

  Конфликт, как явление действительности, становится конфликтом лично  для нас тогда, когда столкнувшиеся  в нем противоречия личностно  для нас значимы. Хотя, в общечеловеческом  масштабе они могут показаться  совершенно бессмысленными. До тех  пор, пока нет столкновения  личностных интересов, нет конфликтов, есть лишь различные мнения  по поводу какого-либо предмета. Кто-то любит тишину, а кто-то  шумное веселье, но это не  будет конфликтом, пока обстоятельства  не столкнут эти интересы в  одном месте и в одно время.

  Поведение человека в конфликте  характеризуется большой степенью  напряженности, как физической, так  и психологической. Это объясняется  тем, что столкновение требует  концентрации сил и направленности  всех духовных, психологических  ресурсов на выход из положения.  Чем сложнее конфликт, тем больших  сил он требует. Если мы не  выдерживаем, то нарушаем правила  поведения: повышаем голос, размахиваем  руками, что неизменно ведет к  дальнейшему сожалению о случившемся  и чувству стыда.

Конфликты - это константа человеческой жизни, от периода становления личности до смерти человека. Нет жизни без  конфликта, если это - жизнь, а не прозябание, не биологическое существование.

  Различаются следующие стадии  конфликта:

- возникновение

- развитие

- завершение (разрешение, затухание)

  Конфликт возникает при наличии  конфликтной ситуации. Конфликтная  ситуация - первоначальный, предконфликтный  этап. Выражение конфликтной ситуации  является состояние напряженности  во взаимоотношениях субъектов.  Напряженность свидетельствует  об осознании субъектами назревшего  противоречия и потребности его  разрешения. Начало конфликтного  действия предполагает наличие  мотивов. Мотив - не причина,  а совокупность намерений субъекта. Он формируется на основе оценивания  конфликтной ситуации. Реализация  конфликтной ситуации, переход ее  в явный конфликт всегда начинается  с какого-либо толчка: внутреннего,  исходящего от одного из субъектов,  или внешнего. Первоначальный акт,  провоцирующий конфликт - инцидент. Это - действие одной из сторон  конфликта, вызывающий ответную  реакцию другой. Инцидент следует  назвать пусковой причиной. Но  не всякий инцидент выступает  в этом качестве, а лишь тот,  который внутренне связан с  конфликтным взаимодействием, если  же инцидент является внешним  по отношению к противоречию, то его следует рассматривать  в качестве повода. Провокационный  акт со стороны, желающей скорейшего  начала конфликта, будет не  причиной, а поводом.

  В научной литературе существуют  различные классификации конфликтов, на мой взгляд, наиболее оптимальным  является подразделение: по объему, по длительности протекания, по  источнику возникновения.

По объему конфликты  подразделяют на:

· внутриличностные;

· межличностные;

· между личностью и группой;

· межгрупповые.

  Внутриличностные конфликты  - возникают в результате того, что производственные требования  не согласуются с личными потребностями  или ценностями сотрудника, а  также в ответ на рабочую  недогрузку или перегрузку, противоречивые  требования. Здесь участниками конфликта  являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности (потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п.)

  Межличностный конфликт - вовлекает  двух или более индивидов, воспринимающих  себя как находящихся в оппозиции  друг другу в отношении целей,  расположений, ценностей или поведения.  Это, пожалуй, самый распространенный  тип конфликта. В основе таких  конфликтов, как правило, лежат  объективные причины. Чаще всего  это борьба за ограниченные  ресурсы, материальные средства  и т.д. Конфликты возникают  между руководителем и подчиненным,  например, когда подчиненный убежден,  что руководитель предъявляет  к нему непомерные требования, а руководитель считает, что  подчиненный не желает работать  в полную силу.

  Конфликт между личностью  и группой - проявляется как  противоречие между ожиданиями  или требованиями отдельной личности  и сложившимися в группе нормами  поведения и труда. Этот конфликт  возникает из-за неадекватности  стиля руководства уровню зрелости  коллектива, из-за несоответствия  компетентности руководителя и  компетентности специалистов коллектива, из-за неприятия группой нравственного  облика и характера руководителя.

  Межгрупповые конфликты - конфликты  внутри формальных групп коллектива (например, администрации и профсоюза), внутри неформальных групп, а  также между формальными и  неформальными группами.

  Обычно такие конфликты носят  интенсивный характер и при  неправильном управлении ими  не дают ни одной из групп  выигрыша.

  По длительности  протекания конфликты можно подразделить на кратковременные и затяжные.

  Первые чаще всего являются  следствием взаимного непонимания  или ошибок, которые быстро осознаются. Вторые же связаны с глубокими  нравственно-психологическими травмами  или с объективными трудностями.  Длительность конфликта зависит  как от предмета противоречий, так и от характера столкнувшихся  людей. Длительные конфликты очень  опасны, поскольку в них конфликтующие личности закрепляют свое негативное состояние. Частота конфликтов может вызвать глубокую и длительную напряженность отношений.

  По источнику возникновения конфликты можно разделить на объективно и субъективно обусловленные.

  Объективным считается возникновение  конфликта в сложной противоречивой  ситуации, в которой оказываются  люди. Плохие условия труда, нечеткое  разделение функций и ответственности  - такого рода проблемы относятся  к числу конфликтных, т.е. объективно  оказываются той почвой, на которой  легко возникает напряженная  обстановка. Если люди поставлены  в такие условия, то независимо  от их настроения, характеров, сложившихся  в коллективе настроений и  призывов к взаимопониманию и  сдержанности вероятность возникновения  конфликта довольно велика. Устранить  конфликты, вызванные такими причинами,  можно только изменив объективную  ситуацию. В этих случаях конфликт  выполняет своего рода сигнальную  функцию, указывая на неблагополучие  в жизнедеятельности коллектива.

  Субъективным будет возникновение  конфликта в связи с личностными  особенностями конфликтующих, с  ситуациями, создающими преграды  на пути удовлетворения наших  стремлений, желаний интересов. Принятое  решение кажется ошибочным, оценка  труда неправильной, поведение коллег  неприемлемым.

 

1.2. Причины возникновения  конфликтов.

Анализ процесса возникновения  конфликта включает изучение развития того противоречия, который лежит  в его основе. Л. Козер отмечает, что конфликт возникает тогда, когда  исчерпывается возможность мирного  решения противоречий.

Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникает помимо желания участников. Происходит это из-за особенностей человеческой психики, которым мы не придаем большого значения. Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены. Конфликтогены - это слова, действия (или бездействия) способные привести к конфликту. Все конфликтогены можно отнести к одному из видов: стремление к превосходству, проявление агрессии, проявление эгоизма. Рассмотрим подробнее каждый из представленных типов.

 

1. Стремление к превосходству:

- снисходительное отношение, то  есть проявление превосходства  с оттенком доброжелательства  (например: «как можно этого не  знать?», «Вам ведь русским  языком сказано»...);

- хвастовство;

- категоричность, проявление излишней  уверенности в своей правоте  (например: «Все мужчины подлецы», «Все воруют»...). Именно категоричность  вызывает протест;

- навязывание своих советов.  Следует помнить, что совет  давай лишь тогда, когда об  этом просят. В этой ситуации  советующий занимает позицию  превосходства.

- перебивание собеседника. Этим  показывается, что его мысли более  важны и именно его нужно  слушать;

- подшучивание;

- упоминание о какой-либо проигрышной  ситуации для собеседника; 

 

2. Проявление агрессии.

Агрессия может проявляться  как черта характера и ситуативно, как реакция на сложившиеся обстоятельства. Людей агрессивных от природы - меньшинство. У подавляющего большинства природная  агрессивность в норме, а проявляется  лишь ситуативная агрессивность. Человек  с повышенной агрессивность - конфликтоген, поскольку выплескивает накопившееся раздражение на окружающих. Иными  словами, он разрешает свои внутренние проблемы за счет других людей. В то же время полное отсутствие агрессивности граничит с апатией или бесхарактерность, поскольку обозначает отказ от борьбы. Ситуативная агрессивность возникает как ответ на неприятности, вызванные сложившимися обстоятельствами. Это могут быть неприятности на работе, плохое настроение, самочувствие, полученные конфликтогены.

 

  3. Проявление эгоизма.

  Все проявления эгоизма являются  конфликтогенами, так как эгоист  добивается чего-либо для себя. При этом он относится к  другим людям как к объектам  и средствам достижения собственных  целей.

 

1.3. Влияние толерантности  на позиции в конфликте.

 С точки зрения социальной  психологии, толерантность (от лат. tolerantia — терпение)  -  это, прежде  всего некое особое, идущее от  самого человека, отношение, аттитюд  (уважение, принятие, понимание-признание  — это три компонента аттитюда), потребность, ценность, норма, взгляд  или убеждение; вместе с тем,  это некая морально-нравственная  категория, которая формируется  обществом (долг, обязанность). Пусковой  механизм появления и проявления  толерантности - это обнаружение  различий между людьми, группами, государствами, культурами и способ  реагирования на них (война  или мир). Психологические качества, обеспечивающие толерантность, - это  все возможные формы самовыражения  людей, допускающие или ограничивающие  паритетность проявления социальных  различий (свободно это делается  или нет).

  Начнем с восточной притчи  о вороне и павлине.

  Ворона сидела на ветвях апельсинового дерева, а по ухоженному газону дворцового парка расхаживал павлин. Ворона возмущенно каркала: «Как только можно разрешать такой странной птице входить в этот парк? Она вышагивает так надменно, будто это сам султан, а ведь у нее ужасно безобразные ноги, а перья – какой жуткий синий цвет! Я ни за что не стала бы носить такой, а хвост – она тащит его за собой, словно лиса».

Информация о работе Конфликты и пути их преодоления