Конфликты и пути их преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать конфликты, их типологию и методы преодоления конфликтных ситуаций.
Объект исследования: конфликты. Предмет исследования: способы преодоления конфликта.
Задачи данной работы:
1. Дать определение понятия "конфликт";
2. Рассмотреть структуру конфликта;
3. Проанализировать типы конфликтов и типичные конфликтные ситуации;
4. Изучить способы преодоления конфликтов.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНФЛИКТ 1.docx

— 49.28 Кб (Скачать файл)

  Ворона выжидающе  замолчала.

  Павлин несколько  мгновений ничего не отвечал,  а потом заговорил с грустной улыбкой: «Я думаю, твои слова не соответствуют действительности. Ты говоришь, что я надменный, только потому, что хожу с высоко поднятой головой. На самом же деле я знаю, что мои ноги в кожаных складках, и это доставляет мне столько горя, поэтому я поднимаю повыше голову, чтобы не видеть их. Ты видишь только мою безобразность, а на красоту ты закрываешь глаза. Ты никогда не задумывалась, почему люди восхищаются тем, что ты называешь во мне безобразным? Почему ты не видишь меня таким, какой я есть?»

 

  Восприятие партнера в конфликтной  ситуации зависит от многих  факторов, установок, стереотипов  восприятия, ожиданий, опыта и т.  д. Следствием этого является  субъективность в восприятии  партнеров, у сторон появляются толкования, которые напоминают мысли ворон. Довольно часто у каждой из сторон возникают смутные догадки относительно причин поведения другой стороны, приписываются мотивы поведения, как в случае с поднятой головой павлина ему приписывается надменность. Толерантность как установка, в отличие от ориентации на «борьбу во имя борьбы», позволяет при восприятии искать не то, что нас отличает друг от друга, а то, в чем мы схожи. Стремление вороны найти отличия в такой прекрасной птице, как павлин, позволило ей, сравнивая павлина с собой, найти в нем массу недостатков. Замечательна, на мой взгляд, здесь и позиция павлина, который проявил истинную толерантность. Прежде всего он не стал действовать по принципу «сама такая». Он признал некрасивость своих ног, при этом показал, что ворона ищет в нем те недостатки, которых в нем на самом деле нет. Каждая из сторон конфликта имеет свое видение ситуации, складывающееся из понимания этой ситуации, оценки ее и сформированного на этой основе отношения (или позиции) в конфликтной ситуации. Иными словами, каждая из сторон формирует у себя образ конфликтной ситуации, включающий позицию каждой из сторон.

  Внешняя позиция – эта та мотивировка участия в конфликте, которая открыто предъявляется сторонами своим оппонентам. Она может совпадать или не совпадать с внутренней позицией, представляющей собой набор истинных интересов, мотивов, ценностей, вынуждающих индивида или группу участвовать в конфликте.

  Внутренняя позиция часто скрыта не только от оппонента, но и от самого субъекта, поскольку может быть неосознаваемой. Внутренняя позиция часто обнажает установки. Так, установка «я взрослый» у подростка, характеризующаяся как его неосознаваемое стремление к самоутверждению, к самоопределению, проявляется часто в непримиримых разногласиях с родителями, в его категоричных суждениях и т. д. И хотя он может и не произносить того, что он взрослый, ему каждый раз важно дать себе это почувствовать. Девушка, которая ждет подарка или цветов от любимого и не получает их, обижается, сердится. Ее внешняя позиция – желание получить этот подарок, цветы и т. д., а во внутренней позиции – ее ожидание подтверждения его любви (в такой форме). Ей сами цветы, возможно, и не нужны, но это символ его чувств.

  Когда учитель сердится на  учеников за прозвище, данное  ему учениками, он скорее всего,  переживает о своем авторитете  в их глазах. В одной из школ  дети прозвали учительницу «эскимо  на палочке» за то, что она,  будучи худенькой, надевала массу  одежек и от этого выглядела  даже полной. Стремление учительницы  не признать свою худобу, скрыть ее от других стало предметом насмешек. Чтобы подразнить учительницу, дети приходили с мороженым «эскимо» и демонстративно ели его у нее на глазах, заставляя ее нервничать и раздражаться. Очень часто такое поведение во внутренней позиции содержит неуверенность в себе, в своем авторитете и большое желание скрыть это. Если бы учительница, подобно павлину из притчи, своим поведением показала бы «да, я такая, принимайте меня такой, какая я есть, у меня есть и другие достоинства», это явно вызвало бы больше уважения. В конфликтных ситуациях рассогласование внешней и внутренней позиций особенно хорошо видно со стороны, но часто остается не замеченным самими участниками.

 

1.4. Развитие конфликта  и его завершение.

  Развитие конфликта есть  процесс перехода к полному  конфликту, с последующим его  завершением (разрешением или  затуханием). Оно включает в себя  изменение основы конфликта, усложнение  формы противоборства, нарастание  его интенсивности, расширение  поля конфликта и масштабности  борьбы.

  Кроме такого поступательного  развития конфликта существует  и нисходящее преобразование - затухание.  Это переход полного конфликта  из явного, открытого в латентное,  спокойное состояние или же  в гармоничное существование.

  Действенным средством снижения  интенсивности противостояния служит  регулирование конфликта. Этот  метод ведет не к разрастанию  борьбы, а делает конфликт управляемым.  Понятие «регулирование» следует  отличать от понятия «разрешение»  конфликта. Последнее обозначает  процесс устранения основы конфликта,  его причин. Регулирование конфликта  ограничивается выделением элементов  конфликтного взаимодействия и  их устранением, либо использованием  в управлении. Таким образом, регулирование  - это перевод конфликта в более  благоприятное русло.

  Заключительная стадия конфликта  - его разрешение. Понятия «разрешение», «примирение», «преодоление» предполагают  сознательное вмешательство в  ход конфликта.

  Существует полное и частичное  разрешение конфликта. Если имеет  место преобразование или устранение  основы конфликта, его причины,  то конфликт разрешается полностью.  Неполное разрешение имеет место  тогда, когда устраняются или преобразуются лишь некоторые структурные элементы конфликта. Такая ситуация порождает возникновение нового конфликта на той же или на новой основе.

  Разрешение конфликта следует  отличать от его подавления, то  есть насильственного устранения  одной из сторон без ликвидации  причины противоречий. Не ведет  к разрешению и так называемая  отмена конфликта - попытка избавиться  от конфликта путем примирения, а не преодоление причин. Процесс  разрешения любого конфликта  состоит из трех этапов:

1. Подготовка - диагностика конфликта;

2. Разработка стратегии разрешения  конфликта;

3. Практическая деятельность по  устранению конфликта - реализация  комплекса методов и средств.

  Конфликты, в которых оппонентов  разделяют непримиримые противоречия, и их разрешение может быть  достигнуто только победой одного  из противников, существенно отличаются  от конфликтов типа «дебатов»,  где присутствуют противоречия, но возможен и компромисс.

  Выделяют основные этапы развития конфликта:

1. Возникновение причины разногласий.  Конфликт в виде спора между  заинтересованными участниками.  Выяснение позиций. 

2. Непосредственное столкновение  интересов, активная конфронтация, привлечение доказательств, аргументов, но основная причина конфликта  уже может быть отодвинута  на второй план.

3. Расширение конфликта за счет  привлечения сторонников, в том  числе, используются дружеские  связи, вспоминаются прежние услуги, за которые «надо платить». У  конфликта появляется «человеческое  лицо», арбитры и болельщики.

4. Всеобщий конфликт или заключительный  этап, после которого «начинают  считать шишки». Уже никого не  интересует причина конфликта,  и понять ее уже невозможно, идет «раздача слонов».

 

1.5. Последствия конфликтов.

Последствия социального конфликта  весьма противоречивы. Конфликты, с  одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, а  с другой - являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и в конечном счете служит одним из способов достижения социальной справедливости. Двойственность в оценке людьми последствий конфликта  привела к тому, что социологи, занимающиеся теорией конфликтов, или, как еще говорят, конфликтологией, не пришли к общей точке зрения по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества. Так многие считают, что общество и отдельные  его составные части развиваются  в результате эволюционных изменений, и вследствие этого предполагают, что социальный конфликт может носить только негативный, разрушительный характер. Но существует группа ученых, состоящая  из сторонников диалектического  метода. Они признают конструктивное, полезное содержание всякого конфликта, так как в результате конфликтов появляются новые качественные определенности. Предположим, что в каждом конфликте  существуют как дезинтегративные, разрушительные, так и интегративные, созидательные  моменты. Конфликт способен разрушать  социальные общности. Кроме того, внутренний конфликт разрушает групповое единство. Говоря о позитивных сторонах конфликта, следует отметить, что ограниченным, частным последствием конфликта  может явиться усиление группового взаимодействия. Конфликт может оказаться  единственным выходом из напряженной  ситуации.

  Таким образом, налицо два  типа последствий конфликтов:

- дезинтегрированные последствия,  которые усиливают ожесточение,  ведут к разрушениям и кровопролитию,  к внутригрупповому напряжению, разрушают нормальные каналы  кооперации, отвлекают внимание  членов группы от насущных  проблем;

- интегративные последствия, которые  определяют выход из сложных  ситуаций, приводят к разрешению  проблем, усиливают групповую  сплоченность, ведут к заключению  союзов с другими группами, приводят  группу к пониманию интересов  ее членов.

1.6.Особенности педагогических  конфликтов.

  Взаимодействия с учащимися  учитель организует через разрешение  педагогических ситуаций. В педагогической  ситуации учитель вступает в  контакт с учеником по поводу  его конкретного поступка, действия.

  В течение учебного дня  учитель включается в широкий  диапазон взаимоотношений с учениками  по разным поводам.

  При разрешении педагогических  ситуаций действия учителей часто  определяются их личной обидой  на учеников. У учителя тогда  проявляется стремление выйти  победителем в противоборстве  с учеником, не заботясь о том,  как ученик выйдет из ситуации, что усвоит из общения с  учителем, как изменится его отношение  к себе и взрослым.

  Ученику трудно каждый день  выполнять правила поведения  в школе и требования учителей  на уроках и переменах, поэтому  естественны незначительные нарушения  общего порядка: возможны ссоры,  обиды, смена настроения и т.  д.

  Правильно реагируя на поведение  учащегося, учитель берет ситуацию  под собственный контроль и  восстанавливает порядок. Поспешность  в оценках поступка часто приводит  к ошибкам. Вызывает возмущение  у ученика несправедливость со  стороны учителя, и тогда педагогическая  ситуация переходит в конфликт.

  Конфликт в педагогической  деятельности часто проявляется  как стремление учителя утвердить  свою позицию и как протест  ученика против несправедливого  наказания, неправильной оценки  его деятельности, поступка.

  Конфликты надолго нарушают  систему взаимоотношений между  учителем и учениками, вызывают  у учителя  глубокое стрессовое  состояние, неудовлетворенность своей работой, такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической работе зависит от поведения учеников, появляется состояние зависимости учителя от «милости» учеников.

  В. А. Сухомлинский так  пишет о конфликтах в школе:  «Конфликт между педагогом и  ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом –  большая беда школы. Чаще всего  конфликт возникает тогда, когда  учитель думает о ребенке несправедливо.  Думайте о ребенке справедливо  – и конфликтов не будет.  Умение избежать конфликт –  одна из составных частей педагогической  мудрости учителя. Предупреждая  конфликт, педагог не только сохраняет,  но и создает воспитательную  силу коллектива».

  Но нельзя думать, что конфликты  вообще имеют только отрицательное  влияние на личность и деятельность. Все дело в том, кем, когда  и насколько эффективно он  разрешается. Уход от неразрешающегося  конфликта грозит переходу его  внутрь, в то время как стремление  его разрешить влечет за собой   возможность  конструирования  новых отношений на другой  основе.

 

  Виды педагогических ситуаций и конфликтов.

В процессе педагогической деятельности можно выделить два основных типа ситуаций, требующих разрешения:

1) типичная – это часто повторяющаяся  при одних и тех же обстоятельствах  ситуация. Она имеет сходные источники  и причины.

Например: опоздание и пропуски занятий учащимися, невыполнение домашних заданий и т. д.

2) Нетипичная – ситуация, нехарактерная  для данного учащегося или  группы.

  Например: совершение правонарушения, случаи воровства в группе  или в общежитии, уход учащегося  из училища.

  Такие ситуации требуют выявления  причин и обоснованного их  анализа для организации работы  по предотвращению подобных случаев.

 Среди потенциально конфликтогенных  педагогических ситуаций можно  выделить следующие:

- ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения  учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

- ситуации (конфликты) поведения,  возникающие по поводу нарушения  учеником правил поведения;

- ситуации (конфликты) отношений,  возникающие в сфере эмоционально-личностных  отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе  педагогической деятельности.

 

  Особенности педагогических  конфликтов:

– Профессиональная ответственность  учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь учебное  заведение, в котором учится ребенок, – модель общества, где ученики  усваивают социальные нормы и  отношения между людьми.

– Участники конфликтов имеют различный  социальный статус (учитель–ученик), чем  и определяется их разное поведение  в конфликте.

– Разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции  в конфликте, порождает разную степень  ответственности за ошибки при их разрешении.

– Различное понимание событий  и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится  по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний  ученика, а ученику – справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму.

– Присутствие  других учеников при  конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает  воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить  учителю.

Информация о работе Конфликты и пути их преодоления