Конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 17:52, лекция

Краткое описание

Конфликт - противоречие, возникающее между людьми или коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя или более сторонами.

Содержание

1. Определение понятия конфликт
2. Конфликт как свойство социальных систем
3. Поведение людей в конфликте
Список литературы:

Вложенные файлы: 1 файл

конфликтология.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

   Конфликты по своему смыслу, значению и роли можно разделить на две группы:

   1) конструктивные (положительные) функции конфликта;

   2) деструктивные (отрицательные) функции конфликта.

   Общие конструктивные функции конфликта

   1. Конфликт является способом обнаружения и фиксации противоречии и проблем в обществе, организации, группе.

   2. Конфликт является формой разрешения противоречий. Его развитие способствует устранению тех недостатков и просчетов в социальной организации, которые привели к конфликту.

   3. Конфликт способствует снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, помогает «выпустить пар», разрядить обстановку и снять накопившуюся напряженность.

   4. Конфликт может выполнять интегративную, объединительную функцию. Перед лицом внешней угрозы группа использует все свои ресурсы для сплочения и противоборства с внешним врагом. Кроме того, сама задача решения возникших проблем объединяет людей. В поисках выхода из конфликта вырабатываются взаимопонимание и чувство причастности к решению общей задачи.

   5. Разрешение конфликта приводит к стабилизации социальной системы, ибо при этом ликвидируются источники неудовлетворенности

   6. Конфликт интенсифицирует и стимулирует групповое творчество, способствует мобилизации энергии для решения стоящих перед субъектами задач.

   7. Конфликт может служить средством выяснения соотношения сил социальных групп или общностей и тем самым может предостеречь от последующих более разрушительных конфликтов.

   8. Конфликт может служить средством для возникновения новых норм общения между людьми или помочь наполнить новым содержанием старые нормы.

   Общие деструктивные функции конфликта

   1. Конфликт может быть связан с насильственными методами его разрешения, в результате могут быть большие человеческие жертвы и материальные потери.

   2. Конфликт может привести стороны противоборства (общество, социальную группу, индивида) в состояние дестабилизации и дезорганизации.

   3. Конфликт может привести к замедлению темпов социального, экономического, политического и духовного развития общества.

   4. Конфликт может способствовать дезинтеграции общества, разрушению социальных коммуникаций и социокулътурному отчуждению социальных образований внутри общественной системы.

   5. Конфликт может сопровождаться нарастанием в обществе настроений пессимизма и упадком нравов.

   6. Конфликт может повлечь за собой новые, более деструктивные конфликты.

   7. Конфликт в организациях часто приводит к снижению уровня организации системы, снижению дисциплины и эффективности деятельности.

 

    3. Поведение людей  в конфликте

   Существуют  следующие стратегии поведения  людей в конфликте:

   1) Избегание

   2) Соперничество

   3) Приспособление

   4) Компромисс

   5) Сотрудничество 

   

   Избегание - человек игнорирует конфликтную ситуацию, делает вид, что ее не существует, "уходит".

   Такая стратегия оптимальна, когда ситуация не особенно значима для нас и  не стоит того, чтобы тратить свои силы и ресурсы. Иногда лучше "не связываться", так как шансы  что-либо улучшить близки к нулю.

   Соперничество - удовлетворение только своих интересов, не принимая в расчет интересы другой стороны.

   Такая стратегия часто является вполне логичной, например, в спортивных соревнованиях, при поступлении по конкурсу в  ВУЗ, при трудоустройстве. Но иногда противостояние приобретает деструктивный характер - "победа любой ценой", применяются нечестные и жестокие приемы.

   Приспособление - уступчивость оппоненту, вплоть до полной капитуляции перед его требованиями.

   Уступки могут демонстрировать добрую волю, ослабить напряженность в отношениях, даже переломить ситуацию от конфронтации к сотрудничеству. Такая стратегия сберегает ресурсы и сохраняет отношения. Но иногда уступка воспринимается как проявление слабости, что может привести к эскалации конфликта. Мы можем обмануться, ожидая ответных уступок от оппонента.

   Компромисс - взаимные уступки сторон.

   Идеальный компромисс - удовлетворение интересов  каждой из сторон на половину. Но часто  какая-то сторона делает большие  уступки по сравнению с другой (или ей это только кажется), что может привести в будущем к еще большему обострению отношений. Часто компромисс - это временный выход, так как ни одна из сторон не удовлетворила свои интересы полностью.

   Сотрудничество - удовлетворение интересов обеих сторон.

   Для сотрудничества необходим переход от отстаивания своих позиций к более глубокому уровню, на котором обнаруживается совместимость и общность интересов. При данной стратегии хорошо разрешается конфликт, сохраняются партнерские отношения во время конфликта и после него. Для сотрудничества необходимы интеллектуальные и эмоциональные усилия сторон, а также время и ресурсы.

   Ни  одна из стратегий не может быть однозначно "хорошей" или "плохой". Каждая из них может быть оптимальной  в конкретной ситуации.

   Отрицательные последствия доминирования одной из стратегий:

   Соперничество    требует постоянного напряжения, велик риск потери друзей, здоровья, даже жизни
   Приспособление    комплекс  неполноценности, низкая самооценка, депрессия, пассивность, не дает возможности самореализоваться.
   Избегание    социальная  изоляция, велик риск алкоголизма  и наркомании
   Компромисс    скользкий, беспринципный, подозрительный человек, с ним надо быть настороже
   Сотрудничество    похож на кота Леопольда: "Давайте жить дружно!", бесхарактерный зануда, не способен постоять за себя и других.
 

   Конфликтные личности

   Под конфликтностью личности понимается ее интегральное свойство, отражающее частоту  вступления в межличностные конфликты. При высокой конфликтности индивид  становится постоянным инициатором  напряженных отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации.

   Типы  конфликтных личностей:

   Демонстративный. Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя хорошо.

   Ригидный. Подозрителен, прямолинеен и негибок. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Выражение недоброжелательности со стороны окружающих воспринимает как обиду. Малокритичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

   Неуправляемый. Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Отличается плохо предсказуемым поведением, часто ведет себя вызывающе, агрессивно. Может не обращать внимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. В неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать деятельность, последовательно претворять планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта извлекает мало уроков.

   Сверхточный. Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, создавая впечатление придирок. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Может разорвать отношения с друзьями из-за кажущейся обиды. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь болезнями (бессонница, головные боли и т. п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях Слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

   «Бесконфликтный». Неустойчивая оценка в мнениях. Внутренне противоречив. Обладает легкой внушаемостью. Зависит от мнения окружающих. Характерна некоторая непоследовательность в поведении. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Почти не задумывается над причинами и последствиями поступков как своих, так и окружающих. 
 

Информация о работе Конфликт