Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 17:27, курсовая работа
Цель данной курсовой работы:
- изучение характеристик внутриличностных конфликтов студентов во время обучения.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Выявить природу и движущие силы развития внутриличностных конфликтов;
ВВЕДЕНИЕ
Научное изучение внутриличностных конфликтов началось в конце XIX в. Считается, что философы-этики в этом плане опередили психологов, поскольку категория морального внутриличностного конфликта получила уже достаточно солидное отражение в философской литературе. Проблемы патологических изменений в психике и организме человека в результате переживания критических ситуаций давно разрабатываются психиатрией и биологией. В психологии в течение XX в. накоплен значительный теоретический и эмпирический материал по проблеме внутриличностных конфликтов.
Актуальность
темы исследования обусловлена ростом
потребности общества в специалистах,
способных к продуктивному
Цель данной курсовой работы:
- изучение характеристик внутриличностных конфликтов студентов во время обучения.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Выявить
природу и движущие силы
2. Определить формы проявления и способы решения внутриличностных конфликтов;
3. Изучить особенности внутриличностных конфликтов студентов.
Объект исследования – внутриличностный конфликт.
Предмет исследования – особенности внутриличностного конфликта студентов в период обучения.
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что на возникновение и формирование внутриличностных конфликтов студентов влияют личностные характеристики обучающихся.
В исследовании были использованы следующие методики:
1 ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ
1.1
Понятие и общая
Осмысление сущности и природы внутриличностных конфликтов требует обращения к более общей категории конфликта.
Этимология слова «конфликт» восходит к латинскому conflictus – столкновение. «Конфликт» – чрезвычайно широкий термин, использующийся в отношении любой ситуации, когда происходят антагонистические события, сталкиваются противоположные мотивы, цели, действия, импульсы и т.п. В гуманитарных науках это понятие является междисциплинарным, входя в понятийный аппарат, как минимум одиннадцати областей знания. Чаще всего под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями [1]. Однако, большинство ученых, исследовавших данное явление, пришли к выводу, что конфликт может и выступает не только на межличностном уровне, но и на уровне самой личности, являясь так называемым «внутриличностным конфликтом».
Задолго до научного объяснения внутриличностного конфликта большой вклад в его описание и понимание внесла философская и художественная литературы. Так, в работах известного русского писателя Ф.М. Достоевского, герои развиваются путем самоанализа, разрываясь между различными сторонами своих чувств и сознания, находясь в тяжкой ситуации выбора стоящего перед ними. Великий писатель дает нам ярчайшие картины высшего выражения внутриличностного конфликта вплоть до раздвоения личности; конфликта, пожирающего саму личность и обрекающего ее на невыносимые страдания.
Научное изучение внутриличностного конфликта началось в конце XIX в. и было связано в первую очередь с именем основателя психоанализа – австрийского ученого Зигмунда Фрейда, раскрывшего биопсихологический и биосоциальный характер внутриличностного конфликта. Он показал, что человеческое существование связано с постоянным напряжением и преодолением противоречия между биологическими влечениями и желаниями человека (прежде всего сексуальными) и социально-культурными нормами, между бессознательным и сознанием. В этом противоречии и постоянном противоборстве названных сторон и состоит, по Фрейду, сущность внутриличностного конфликта. Таким образом, в теории психоанализа внутриличностный конфликт возникает в результате противоречия между желаниями «Оно» и «Сверх-Я» (инстинктивными побуждениями и моральными чувствами и требованиями). В рамках психоанализа теорию внутриличностного конфликта разрабатывали также К. Юнг, К. Хорни и др. Если для 3. Фрейда источник конфликта, из которого проистекает тревога – это противодействующие силы «Оно», «Я» и «Сверх-Я», то для А. Адлера – это комплекс неполноценности, противостоящий стремлению к совершенству; для К. Юнга – неустранимое противоречие между инстинктом и духом; для Г. Салливена – конфликтующие требования сложных межличностных связей; для Э. Эриксона – психосоциальные кризисы, возникающие в процессе формирования идентичности личности [5].
Карен Хорни, изучая влияние окружающей социальной среды на формирование личности, показала, что именно рыночные отношения в значительной мере влияют на возникновение и развитие внутриличностного конфликта и даже невротической личности. По ее наблюдениям, рынок и всеобщая конкуренция на первый план в структуре личности выдвигают проблему соперничества.
В условиях всеобщей борьбы всех против всех постоянное соперничество и конкуренция перерастают во враждебность личности не только по отношению к другим, но и к себе, в постоянное недовольство собой. В этих условиях личность находится в постоянном конфликте сама с собой [10]. С одной стороны, ее успехом восхищаются почти независимо от того, какими средствами он достигнут, с другой, – общество рассматривает скромность и альтруизм как социальные и религиозные добродетели и вознаграждает за эти качества хвалой и признанием. Особая трудность, с которой сталкивается индивид в системе рыночных отношений, состоит в том, что для соперничества он должен иметь в своем распоряжении изрядную долю агрессивности и вместе с тем от него требуется бескорыстие и даже самопожертвование. Такова реальная объективная социальная основа внутриличностного конфликта в условиях господства рыночного либерализма.
Большой вклад в изучение проблемы внутриличностного конфликта внес немецкий психолог Курт Левин, который определил его как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно-направленные силы равной величины. В этой связи он выделил три типа конфликтной ситуации.
1. Человек
находится между двумя
где Л – личность, – сила 1, – сила 2.
2. Человек
находится между двумя
3. На человека
одновременно действуют две
Карл Роджерс, один из основателей гуманистической психологии, фундаментальным компонентом структуры личности считал «Я-концепцию». «Я-концепция» – представление личности о самой себе, образ собственного «Я», формирующийся в процессе взаимодействия личности с окружающей средой. На основе «Я-концепции» происходит саморегуляция поведения человека.
Но «Я-концепция» часто не совпадает с представлением об идеальном «Я». Между ними может происходить рассогласование. Этот диссонанс между «Я-концепцией», с одной стороны, и идеальным «Я» – с другой, и выступает как внутриличностный конфликт, который может привести к тяжелому психическому заболеванию [5].
Широкую известность получила концепция внутриличностного конфликта одного из ведущих представителей гуманистической психологии американского психолога Абрахама Маслоу. Согласно Маслоу, мотивационную структуру личности образует ряд иерархически организованных потребностей:
1) физиологические потребности;
2) потребность в безопасности;
3) потребность в любви;
4) потребность в уважении;
5) потребность в самоактуализации.
Самая высшая
– потребность в
Согласно концепции австрийского психолога и психиатра Виктора Франкла, главной движущей силой жизни каждого человека является поиск им смысла жизни и борьба за него. Но осуществить смысл жизни удается лишь немногим. Отсутствие же его порождает у человека состояние, которое он называет экзистенциальным вакуумом, или чувством бесцельности и пустоты. Именно экзистенциальный вакуум и порождает в широких масштабах внутриличностные конфликты, выражающиеся с наибольшей силой в «ноогенных (смысловых) неврозах».
По мнению Франкла, внутриличностный конфликт в виде ноогенного невроза возникает из-за духовных проблем и связан с расстройством «духовного ядра личности», в котором локализованы смыслы и ценности человеческого существования, играющие определяющую роль в поведении личности. Таким образом, ноогенный невроз – это расстройство внутренней структуры личности, вызванное экзистенциальным вакуумом, отсутствием у человека смысла жизни [5].
Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в разработку данной проблемы, следует назвать А.Р. Лурию, В.Н. Мясишева, B.C. Мерлина и других. Но прежде всего нужно обратить внимание на деятелъностный подход А.Н. Леонтьева, который своей теорией о роли предметной деятельности в становлении личности многое сделал и для понимания внутриличностного конфликта.
Согласно его теории, содержание и сущность внутриличностного конфликта обусловлены характером структуры самой личности. Эта структура в свою очередь детерминирована объективно противоречивыми отношениями, в которые вступает человек, осуществляя разнообразные виды своей деятельности [12]. Одна из важнейших характеристик внутренней структуры личности состоит в том, что любой человек, даже имеющий ведущий мотив поведения и основную цель в жизни, не может жить только одной какой-либо целью или мотивом. Мотивационная сфера человека, по мнению А.Н. Леонтьева, даже в наивысшем ее развитии никогда не напоминает застывшую пирамиду.
В различные периоды жизни, в различных сферах человеческого бытия и в разных ситуациях у личности возникает множество других, кроме ведущего, мотивов, образующих мотивационную сферу или мотивационное поле.
Леонтьев считал, что «направленность личности» неполно описывается потому, что даже при наличии у человека отчетливой ведущей линии жизни она не может оставаться единственной. Служение избранной цели, идеалу вовсе не исключает и не поглощает других жизненных отношений человека, которые, в свою очередь, формируют смыслообразующие мотивы. Образно говоря, мотивационная сфера личности всегда является многовершинной. Противоречивое взаимодействие этих «вершин» мотивационной сферы, различных мотивов личности и образует внутриличностный конфликт.
Таким образом, внутриличностный конфликт, имманентно присущий внутренней структуре личности, – нормальное явление. Структура любой личности характеризуется внутренними противоречиями и борьбой между различными мотивами. Обычно эта борьба проходит в заурядных формах и не нарушает гармоничности личности. «Ведь гармоническая личность вовсе не есть личность, не знающая никакой внутренней борьбы» [12]. Но иногда эта борьба становится главным, что определяет поведение человека и весь его облик. Именно такова структура трагической личности.
В целом же,
все концепции, описывающие механизмы
и факторы возникновения
Интрапсихические конфликты описаны в теориях 3. Фрейда, К.Г. Юнга; А. Адлера; Э. Фромма; К. Хорни, основаны на представлениях о биопсихической основе индивида.
Ситуативные
конфликты представлены в исследованиях
сторонников
Когнитивные
конфликты рассмотрены в
Несмотря на методологические разногласия, все перечисленные выше концепции объединяет понимание внутриличностного конфликта как острого негативного переживания, вызванного борьбой различных структур внутреннего мира личности, отражающего противоречивые связи с социальной средой и задерживающего принятие решений [5].
Внутриличностный конфликт – это состояние структуры личности, когда в ней одновременно существуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, т.е. выработать приоритеты поведения, основанные на них [5].
Внутриличностный конфликт – это состояние внутренней структуры личности, характеризующееся противоборством ее элементов.
Таким образом, можно выделить следующие характеристики внутриличностного конфликта:
1) внутриличностный конфликт появляется в результате взаимодействия элементов внутренней структуры личности;
2) сторонами внутриличностного конфликта выступают одновременно существующие в структуре личности разноплановые и противоречивые интересы, цели, мотивы и желания;
3) внутриличностный конфликт возникает только тогда, когда силы, действующие на личность, являются равновеликими. В противном случае человек из двух зол просто выбирает меньшее, из двух благ – большее, а наказанию предпочитает награду;