Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 14:54, дипломная работа
Целью дипломной работы является комплексное исследование проблематики поведения человеческих отношений в рамках альтруистических и эгоистических наклонностей, поэтому к основным задачам можно отнести:
1. Выяснение того, что же на самом деле содержат в себе понятия «эгоизм» и «альтруизм»
2. Проведение анализа эгоистической и альтруистической личности, их сравнение.
3. Определение истоков происхождения эгоистических и альтруистических черт в характере человеческой личности.
4. Выявление сути возникновения и выявление конфликта между альтруистами и эгоистами.
Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1 Теоретические аспекты понятий «Альтруизм» и «Эгоизм».
1.1. Общие представления о понятиях альтруизма и эгоизма, их сущность…………………………………………………………………….…....6
1.2.Взаимный обмен между эгоизмом и альтруизмом……………..………...10
1.3. Эмпатия как источник подлинного альтруизма ……………….…………13
Глава 2. Личностные влияния на проявление эгоизма (альтруизма) в поведение.
2.1.Личностные влияния: чувства как личностные влияния……………….....25
2.2.Личностные влияния: личностные качества как личностные влияния…..30
2.3.Эволюционная психология………………………………………………….37
Заключение…………………………………………………………………...…53
Список литературы…………………………………………………………….55
3
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА
Конфликт альтруистов и эгоистов: эволюционные перспективы.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Теоретические аспекты понятий «Альтруизм» и «Эгоизм».
1.1. Общие представления о понятиях альтруизма и эгоизма, их сущность…………………………………………………………
1.2.Взаимный обмен между эгоизмом и альтруизмом……………..………...10
1.3. Эмпатия как источник подлинного альтруизма ……………….…………13
Глава 2. Личностные влияния на проявление эгоизма (альтруизма) в поведение.
2.1.Личностные влияния: чувства как личностные влияния……………….....25
2.2.Личностные влияния: личностные качества как личностные влияния…..30
2.3.Эволюционная психология………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
Актуальность темы исследования. Обычно моралисты поддерживают альтруизм и выступают против эгоизма. А насколько это вообще правильно? Это зависит от того, что именно мы подразумеваем под альтруизмом и эгоизмом. В этом вопросе достаточно много заблуждений. Под эгоизмом в основном понимается любовь к себе и забота о себе по сравнению с любовью и заботой к другим. Под альтруизмом же понимается забота «думание» о других. В обоих случаях есть смещение акцентов, которое смещает нравственную оценку альтруизма и эгоизма. Моя тема весьма актуальна, ведь прошло много времени с момента зарождения человечества, но характер личности по прежнему может быть альтруистичен, или же в нем могут присутствовать черты эгоизма и так будет всегда, пока человек существует. Проблема исследования. Очень важно понимать всю проблематику эгоизма (альтруизма), поскольку эти черты характера имеют огромное влияние на поведение человека. Соответственно иногда во вред этому человеку. Нужно понимать и анализировать не только поведение других людей, знакомых или публичных личностей, но и уметь контролировать и находить ошибки в своем поведение. Иногда из-за того, что люди просто не могут вести себя иначе, не понимают и не принимают другой модели поведения, они страдают. Не могут найти контакт с окружающими. А это делает их несчастными. Часто встречаются яркие примеры конфликта между эгоистом и альтруистом. Подробней это будет рассмотрено далее.
В пример возьмем эгоизм. Как представляется, нельзя понимать эгоизм как большую любовь и заботу к себе по сравнению с любовью и заботой к другим. Иначе можно будет назвать всех людей без исключения эгоистами. Ведь любовь и забота к себе абсолютно естественна по сравнению любовью и заботой к окружающим. Давайте попробуем подсчитать, сколько же времени мы тратим на себя и сколько на остальных. И выясниться, что больше время тратиться на себя, чем на остальных людей практически во всех случаях. Это и питание, и сон, и уход за собой, и раздевание-одевание, и обустройство своего дома, и хобби, и учение, и отдых. Можно смело честно признаться себе, что мы думаем о себе больше, чем о окружающих нас людях; себя любим сильно больше , чем других; заботимся о себе больше, чем о других. И не нужно упрекать себя и других людей в эгоизме только за то, что ты или кто-то другой заботится о себе и потратил бы свое время на себя.
Целью дипломной работы является комплексное исследование проблематики поведения человеческих отношений в рамках альтруистических и эгоистических наклонностей, поэтому к основным задачам можно отнести:
1. Выяснение того, что же на самом деле содержат в себе понятия «эгоизм» и «альтруизм»
2. Проведение анализа эгоистической и альтруистической личности, их сравнение.
3. Определение истоков происхождения эгоистических и альтруистических черт в характере человеческой личности.
4. Выявление сути возникновения и выявление конфликта между альтруистами и эгоистами.
Актуальность темы дипломной работы, степень ее разработанности и поставленная проблема обусловили выбор и формулировку объекта, предмета исследования, ее цели и основных задач. Таким образом, объектом исследования дипломной работы является конфликт альтруистов и эгоистов, а также эволюционные перспективы развития, а предметом исследования – проблематика конфликтов эгоистов и альтруистов в современном обществе.
Научная гипотеза данного исследования состоят в рассмотрение последствий поведения , происхождение конфликта между альтруистами и эгоистами, их эволюционной перспективы.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут послужить основой для корректировки поведения конкретных людей, а так же даст возможность понять мотивы поведения с элементами альтруистических или эгоистических наклонностей.
Методы исследования: системный подход к объекту и предмету исследования; сравнительный метод.
Структура дипломной работы обусловлена целями и задачами настоящего исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и Интернет-источников.
Глава 1 .Теоретические аспекты понятий «Альтруизм» и «Эгоизм».
1.1. Знакомство с понятием альтруизма, его сущность.
Понятие «альтруизм» ввёл основатель социологии и французский философ Огюст Конт. Он называет им бескорыстные побуждения человека, которые влекут за собой поступки в пользу окружающих людей. Согласно Огюсту Конту, принцип альтруизма значит: «Живи для других».
Б.Ф.Скиннер провел свой анализ альтруизма, и пришел к такому выводу: «Мы уважаем людей за их хорошие поступки только тогда, когда мы не можем объяснить эти поступки. Мы объясняем поведение этих людей их внутренними диспозициями только тогда, когда нам не хватает внешних объяснений. Когда же внешние причины очевидны, мы исходим из них, а не из особенностей личности».
Нормой социальной ответственности является вера в то, что все люди должны оказывать свою помощь тем, кто в ней действительно нуждается, не думая о возможной выгоде в будущем. Именно это побуждает людей к тому, чтобы поднять сумку, которую случайно обронила пожилая женщина. Эксперименты доказывают, что часто оказывающие помощь люди остаются неизвестными и даже не ожидают в ответ никакой благодарности. Те, кто любит, всегда стараются прийти на помощь любимому. Но неосознанное, интуитивное желание помочь совсем не обязательно должно относиться к тому человеку, с кем вас могут связывать дружеские или любовные узы. Наоборот, альтруистическое стремление оказать помощь абсолютно постороннему человеку уже давно считается доказательством изысканного благородства.
Человек или получает моральное удовлетворение, делая добро и это не называется эгоизмом. Или ждет явного поощрения за свои деяния от других людей, в любой возможной форме, даже в форме медали и памятника, благодарности, не говоря о денежных вознаграждениях и тогда это не альтруизм вовсе.
Человеческие гены располагают к заботе о таких же, как и мы. Следовательно, привязанность к своим родным детям одна из форм самопожертвования, которая увеличивает шансы н6аших генов на выживание. У тех родителей, которые ставят интересы своих детей выше своих собственных, гораздо больше шансов передать будущим потомкам свои гены, чем у тех, кто в действительности пренебрегает своими родительскими обязанностями. Как писал Дэвид Бараш, психолог-эволюционист, «гены помогают себе тем, что любят друг друга, даже если находятся в разных телах» . Хоть эволюция и поощряет альтруизм по отношению к своим детям, последние все же меньше зависят от выживания генов родителей. Именно поэтому родители обычно более преданы своим детям, чем дети родителям, которые так много делают для них.
Что касается остальных родственников, то их количество общих генов определяется биологическим родством. С родными сестрами и братьями у нас ровно половина общих генов, а с двоюродными всего одна восьмая. При осуществление одного их игровых экспериментов, в процессе которого испытуемые люди играли двое на двое, они в 1,5 раза чаще делали свой выбор в пользу партнера однояйцового близнеца, если выигрыш был общим, и игра осуществлялась не просто на приз, а на деньги.
Моральные нормы являются не биологическими процессами, а культурными принципами и традициями , которые являются продуктами истории человеческой .[1]
И речь совсем не о том, что перед тем, как помочь кому-то, мы начинаем «вычислять» наше генетическое родство, а о том, что самой природой мы так запрограммированы на заботу о наших близких родственниках. Когда Карлос Роджерс, игрок TopontoRaptors, являющейся одной из команд НБА, объявил всем о своем решении пожертвовать почку своей родной сестре (к сожалению, она не дожила до этого момента) и оставить спорт, все восхищались его «жертвенной» любовью. Но такие поступки и подвиги в отношении своих близких и родственников совсем не неожиданность. Чего же мы совсем не ожидаем (а поэтому и восхваляем), так это проявление альтруизма от тех, кто, как и Эверетт Сандерсон, спас ребенка в подземке, т.е. рискует собой и своей жизнью ради незнакомцев.
Общие гены у нас есть не только с нашими близкими родственниками. Так у всех голубоглазых людей есть общие спецефические гены . Что же помогает выявлять нам тех, в ком присутствуют копии наших генов? И почему это более очевидно? Из примера с голубоглазыми людьми следует, что один из признаков это физическое сходство.[2] Эволюционная история учит нас также, что количество общих генов более вероятно у соседей, чем у тех, кто живет друг от друга далеко. А можно ли, исходя из данного утверждения, говорить, что мы предрасположены к проявлению большего альтруизма в отношении тех, кто похож внешне на нас или же живет с нами по соседству?! Порядок оказания медицинской помощи пострадавшим от различных стихийных бедствий или же в других тяжелых ситуациях, когда речь уже идет о жизни или о смерти, совсем не удивляет психологов-эволюционистов, ведь сначала люди начинают спасают детей и членов своих собственных семей, своих соседей, а потом уже — друзей или незнакомых.
Некоторые психологи-эволюционисты предполагают, что нужно принимать во внимание и «этнический внутригрупповой фаворитизм»,который является источником бесчисленных современных и прошлых конфликтов. Э. О. Уилсон писал: «Отбор по принципу групповой принадлежности - враг цивилизации. Если люди по большей части запрограммированы на фаворитизм по отношению к собственным и племенам и родственникам, о гармонии в мире не может быть и речи» .
Если существует эгоизм генетический , то должен существовать взаимный обмен. Один организм помогает другому, так как ожидает услуги в ответ. Дающий рассчитывает на то, что со временем он станет берущим, а отказ «платить долги» наказуем. Ведь все презирают ренегатов и обманщиков.
«Нравственность, определяющая наши поступки по отношению к окружающим, во многом аналогична гравитации, определяющей движение планет: ее сила обратно пропорциональна квадрату расстояния между нами и ими».[3] Взаимный обмен лучшим образом срабатывает в обособленных и небольших группах, в которых каждый человек, оказавший какую-либо услугу, часто потом встречается с тем, кого он выручал. К примеру, когда летучая мышь вампир осталась без пищи в течение нескольких суток (а прожить без пищи она может не более чем 70 часов), то она обращается за помощью к своей сытой соседке, чтобы она отрыгивала ей часть съеденной пищи. Летучая мышь-донор сделает это добровольно и при этом она потеряет намного меньше, чем приобретает мышь реципиент. Такое поведение возможно только среди тех, кто живет по соседству и обменивается взаимными услугами между собой. Те же летучие мыши, которые всегда только берут и ничего никогда не отдают, обрекают себя на голодную смерть.
Взаимный обмен гораздо больше развит в Южной части Тихого океана и на Островах Кука, чем в Нью-Йорке по этой же причине. Маленькие города, школы, церкви, немногочисленные группы рабочих, а так же студенческие общежития - все это является хорошими «проводниками» общинного духа, благоприятствующего проявлениям взаимовыручки и заботы. По сравнению с жителями небольших городов или же сельских районов, жители мегаполисов гораздо менее склонны помогать друг другу,они также не охотно беседуют с теми, кто проводит с ними опросы различного общественного мнения и менее склонны оказывать незначительные услуги.[4]
Если же верно, что в борьбе за существование побеждает генетический индивидуализм, то тогда откуда берется бескорыстный альтруизм в отношении посторонних незнакомых людей? Что же заставило мать Терезу осуществлять то, что она делала? И почему же тогда солдаты кидаются на неразорвавшиеся гранаты, ради спасения других, незнакомых им людей?
На этот вопрос всего один ответ (в его пользу высказывался сам Дарвин, но позже его отвергли создатели теории «гена эгоизма», а сейчас он снова котируется), заключающийся в групповой селекции, т.е. группы альтруистов успешнее выживают, чем группы не альтруистов . Швейцарские биологи-эволюционисты Манфред Милински и Клаус Ведекинд и продемонстрировали, как же группы способны пробуждать к альтруизму через непрямой взаимообмен, в котором участвует еще и третья сторона . Тогда они придумали игру, суть которой в том, что студенты должны были пожертвовать деньги определенному человеку, не обладающего возможностью ответить тем же им. Но щедрость их могла бы быть вознаграждена другими игроками. К концу этой игры самые щедрые студенты оказывались в итоге самыми богатыми. И побеждали добрые.
Иное объяснение одностороннего альтруизма было предложено Дональдом Кэмпбеллом. Он говорил: «Человеческое общество выработало этические и религиозные правила, которые играют роль тормозов для биологической предрасположенности в пользу эгоизма . Такие заповеди, как «Возлюби ближнего своего», убеждают нас в необходимости сочетать заботу о самих себе с заботой о группе и вносить свой вклад в ее выживание». Иное решение проблемы предложил Ричард Докинз: «Давайте попытаемся учить великодушию и альтруизму, потому что мы рождаемся эгоистами. Давайте, наконец, поймем, на что способны наши гены эгоизма, потому что тогда у нас хотя бы появится шанс противостоять их намерениям, т. е. сделаем то, на что никогда не замахивался ни один биологический вид»
Информация о работе Конфликт альтруистов и эгоистов: эволюционные перспективы