Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:15, статья
Существенный вклад в общую теорию конфликта внес Карл Маркс разработав учение о противоречии и развив модель конфликта револю¬ционного класса и социального изменения.
Американский социолог ДЖ.Тернер который считал Маркса одним из создателей теории конфликтам на основе изучения работ Маркса сформулировал следующие основные положения Марксового учения о конфликте.
2. многие процессы, которые,
как обычно считается,
Видно, что определение
конфликта и его функций
На основе сформированных подходов к конфликту Козер развил целое теоретическое направление о функциях конфликта. Козер подверг критике Дарендорфа за то, что тот не придавал должного значения позитивным функциям конфликта. Согласно Козеру, конфликт выполняет интегративные и адаптивные функции в социальной системе. Также как и Зиммель, Козер считаете что конфликт содействует сохранению устойчивости и жизненности организации. Конфликт может содействовать более четкому разграничению между группами, способствовать централизации принятия решениям укреплять единство группы, усиливать социальный контроль.
Козер выделяет "причинные цепи"* описывающие каким образом конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и ее приспособляемость. Этот ряд причинных зависимостей выглядит следующим образом: 1) нарушение интеграции составных частей социальной системы 2) приводит к вспышкам конфликтов между составными частями * что * в свою очередью 3) вызывает временную дезинтеграцию системы* это 4) делает социальную структуру более гибкой* что в свою очередь 5) усиливает способность системы избавляться при помощи конфликта от грозящих ей в будущем нарушений равновессия* а это приводит к тому* что 6) система обнаруживает высокий уровень приспособляемости к изменяющимся условиям.
Подробно описав функции конфликтам Козер подобно своим предшественникам излагал односторонний подхода а именно не обращал внимание на разрушительные последствия насильственного неконструктивного конфликта.
Рассматривая причины конфликтам Козер приходит к выводу* что они коренятся в таких условиях* когда существующей системе распределения дефицитных ресурсов начинают отказывать в законности. Это проявляется через снижение возможности открыто выражать недовольством уровня минимальной взаимной лояльности* необходимой для сохранения целостности системы* уровня допускаемой в системе мобильности* а также через увеличение обнищания и ограничений неимущих и слабоимущих слоев. Подходы к причинам конфликта Козера обобщены в таблице
Таблица Причины конфликта
1. Чем больше неимущие
группы сомневаются в
должны будут разжечь конфликт.
а) Чем меньше каналов* по которым группы могут излить свое недовольство по поводу распределения ресурсов* тем более вероятное что они должны усомниться в законности
б) Чем больше члены неимущих групп пытаются перейти в привилегированные группы* чем меньше допускаемая при этом мобильностью тем вероятнее* что они не станут придерживаться законности
2 . Чем больше обнищание
групп из абсолютного
а) чем в меньшей степени социализациям испытываемая членами неимущих групп, порождает у них внутреннюю личную принужденностью тем более вероятно, что они должны испытывать относительное обнищание
б) чем меньше внешних принуждений испытывают члены неимущих групп, тем больше вероятность того* что они испытывают относительное обнищание.
Острота конфликта Козером определяется такими переменными как эмоции, вызванные у участников конфликта, уровень реализма этих участников, связь конфликта с основополагающими ценностями и проблемами.
Таблица Острота конфликта
1. Чем больше осуществляется
условий, вызывающих
2. Чем больше эимоций вызывает конфликт, тем он острее
а) Чем больше участников конфликта связывают первичные (тесные) отношения, тем больше эмоций он у них вызывает
- чем меньше первичные группы, в которых происходит конфликт, тем сильнее его эмоциональный накал
- чем больше связи между
участниками конфликта
б) Чем больше вторичных (менее тесных) связей между участниками конфликта, тем фрагментарнее их участие в нем, тем меньше они вовлечены в него эмоционально
- чем больше вторичных
отношений, тем конфликты чаще,
а их эмоциональный накал
- чем крупнее вторичные группы, тем конфликты чаще, а их эмоциональный накал слабее
3. Чем больше группы, вовлеченные в конфликт, преследуют свои реалистические (объективное) интересы, тем мягче конфликт
а) чем больше группы, принимающие участие в конфликте, преследуют свои реалистические интересы, тем выше вероятность того, что они попытаются найти компромиссные способы реализовать свои интересы
- чем больше различия
в распределении власти между
группами, принимающими участие
в конфликте, тем меньше
- чем более жесткой (негибкой) является система, в кторой происходит конфликт, тем меньше в ней альтернативных средств
4. Чем в большей мере
группы конфликтуют из-за
а) чем в большей мере конфликт происходит из-за нереалистических проблем, тем сильнее эмоции его участников, тем острее конфликт
б) чем острее были предыдущие
конфликты между данными
в) чем более жеской явялется системам в которой происходит конфликта тем выше вероятность того* что конфликт окажется нереалистичным
г) чем дольше длится реалистический конфликта тем больше возникает нереалистических спорных проблем
д) чем в большей мере
возникновение конфликтных
5. Чем в большей мере конфликты объективируются за пределами индивидуальных интересов и на более высоком уровнен тем острее конфликт
а) чем в большей мере группа едина в идеологическом отношении* тем дальше выходят конфликты за пределы личных интересов
- чем выше идеологическое единство группы* тем большее распространение получают в ней ее общие цели* тем больше они выходят за пределы личных интерсов
- чем выше идеологическое единство группы* тем лучше осознают- ся конфликты* тем дальше они выходят за пределы личных интересов
6. Чем больше конфликт в группе связан с наиболее существенными ценностями и проблемами* тем он острее
а) чем более жесткой является структурам в которой происходит конфликта тем более вероятное что возникновение конфликта связано с самыми основными ценностями и проблемами
б) чем больше эмоций вызывает конфликта тем выше вероятность того* что его возникновение связано с самыми существенными ценностями и проблемами
Самостоятельно: по теориям Зиммеля* Дарендорфа и Козера подготовить вопрос "Факторы влияния на остроту конфликта" (описать факторы остроты конфликтам разработать рекомендации руководителю по снижению остроты возможного конфликта)
Длительность конфликта зависит от ясности целей конфликтных групп* степени их соглассия по поводу смысла победы или поражениям способности лидеров к трезвым оценкам своих действий и возможных результатов. Эти переменные* влияющие на длительность конфликтам были введены Козером впервые. Таблица
Таким образом* основателями теории конфликта являются Козер* Зиммель* Дарендорф* и некторые ученые называют Марксам Вебера* Кол- линза* Рекса. Эти теоретики разбились на два лагеря и развивали два течения - диалектическую и функциональную теорию конфликта. Общими недостатками всех рассмотренных теорий является:
- не определено понятие
конфликтам что является
- понятие конфликт
- причины и функции
конфликта представлены
- теории имеют общий абстрактный уровень* не рассматривают специфические типы конфликтов.
В дальнейшем ученые* занимающиеся конфликтологией* либо вели постоянные дискуссии по поводу достоинств и недостатков рассмотрен -
ных нами теорий* либо делали попытки синтезировать имеющиеся теории* тем самым устранив недостатки? наиболее серьезные попытки анализа и объединения различных теорий были предприняты Пьером ван ден Бергом и Джоном Тернером.
Понятие конфликта.
Существует множество определений и толкований конфликта. Классики теоретической конфликтологии не давали четкого определния понятию конфликта. Лишь по их общим высказываниям можно представить некоторые подходы к тому* что же такое конфликт.
Одна группа ученых-социологов считаете что конфликт должен включать особую переменную - разноглассия (Дарендорф). Согласно мнению других ученых-социологов* конфликт существует в том случаев когда налицо устранимые разноглассия или противоречия интересов (Томас* Аксельрод)* Для терьих представителей социологической конф- ликтологии конфликт возникает в тех случаях* когда разноглассия предполагают противоборствующие типы поведения (Козер* Ц1мидт* Обер- шалл). Некторые (Поили) различие взглядов относят к ранним и поздним стадиям конфликта.
Согласно бихевиористкой (поведенческой) психологической концепции конфликт понимается как осознанное противоборство индивидов или групп с противоречивыми интересами с целью осуществления собственного интереса за счет интересов других.
Социально-психологическое научное течение подразумевает под конфликтом анормальное* деформированное состояние чувства установок и отношений между разными сторонами.
Из всех этих подходов сложно представить определенное определение конфликтам поэтому рассмотрим различные определения конфликтам данные в учебных пособиях* выявим в них общее и недостатки и попытаемся синтезировать свое определение.
1. Поскони Альберта Хедоури :'' Конфликт - отсутствие согласия между двумя и более сторонами* которые могут быть конкретными лицами или группами." Это ситуациям когда "каждая сторона делает все* чтобы принята была ее точка зрения или цель* и мешает другой стороне делать тоже самое".
То есть* а) определяя конфликт оперируют термином соглассие/ отождествляют конфликт с сотоянием "согласие-несоглассие". Чем выше степень разноглассия* тем выше конфликтность
б) выделяют участников - лица или группы в организации
в) конфликт проявляется через внешние формы поведения его участников
г) в качестве предмета конфликта называют - согласование точек зрения или целей участников. Недостатки определения:
- конфликт - это не только разноглассия
- конфликт - это не только
деятельность по утверждению
своей позиции и отрицанию
чужой* не раскрыта стадия
2. "Социология труда" под ред. Дряхлова* Кравченко* Щербины. Конфликт - "любые виды борьбы между индивидами* цель которых - достижение (либо сохранение) средств производствам экономических позиций* власти или других ценностей* а также подчинением нейтрализация либо устранение действительного (или мнимого) противника".
То есть* а) определяя конфликта оперируют понятиями борьба противник
б) участники - индивиды
в) конфликт рассматривается через поведение участников в различных формах борьбы
г) предмет конфликта - достижение или сохранение ценностей* интереосв* подчинение или устранение проттивника
Недостатки:
- Конфликт - это не только борьбам подчинение
- не раскрывают стадию разрешения конфликта
3. Филиппова Липинский* Князев
Конфликт - "противоречия и разноглассия* возникающие между людьми из-за несовпадения их интересов* взглядов* установок, стремлений* а также борьбам взаимное противодействием противоборством активное столкновение личностей".
То есть* а) определяя конфликт
оперируют категориями и
б) Участники - личности в) Конфликт также рассматривается через внешние формы поведения
г) предмет конфликта - отношения взаимного противодействия по поводу согласования интересов* взглядов.
Недостатки:
- на первое место ставят - взаимное противодействием а потом уже разноглассия (должно быть наоборот)
- конфликт - не всегда активное столкновение
4. Смольков В.
Конфликт - "осознанная практическая деятельность его участников по преодолению противоречий позиций и целей"
5. Похожее определение дается в журнале
"Конфликт - осознанное
столкновением противоборство
То есть: а) конфликт определяется через категории осознанная деятельность и противоборство
б) участники - личности и группы в) конфликт проявляется через внешние формы поведения
г) предмет конфликта - преодоление противоречий в потребностях* интересах* целях.
Недостатки:
- конфликт - не всегда "осознанное столкновение"
- конфликт - не всегда возникает по поводу "взаимно противоположных взаимоисключающих" интересов
Информация о работе Конфликт как неотъемлемая часть социальной системы