Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 08:50, реферат
Вирджиния Сатир стала одним из основоположников в разработке проблем по психологии семьи и семейной терапии после издания в 1964 году ее фундаментального труда «Совместная семейная терапия». Эта книга выдержала огромное число переизданий на разных языках. Разработанная А. Сатир концепция семейной терапии сегодня является основополагающей для практикующих психологов во всем мире, а книги ее стали необходимым учебником для семейных психотерапевтов.
Семья, в которой мы выросли,
также, во многом определяет наше поведение
и установки.
Сатир замечала, что на протяжении многих
веков семья была крайне иерархичной по
своей сути, это порождало неравенство,
узурпацию власти, дисгармонию в отношениях,
конформизм и сводило на нет понятие уникальности
человека как личности.
В системах с жесткой иерархией:
1) кто-то один захватывает всю власть и
навязывает единственно правильный способ
"как жить", который все обязаны брать
за образец;
2) в трудный момент нужно найти человека,
которого можно обвинить во всех грехах;
3) перемены недопустимы.
Подобная система и в грош не ставит неповторимую
индивидуальность человека с его оттенками
темперамента, талантами, интересами,
мыслями, чувствами и потребностями. При
таком положении дел теряется индивидуальность,
потому что все члены системы, и "правитель"
в том числе, должны принести частичку
самобытности в жертву системе.
Сатир указывала, что в системах, где отношения
строятся на безоговорочном доминировании
одного человека и полном подчинении остальных
или же когда налицо превосходство кого-то
одного над другими, неизбежна узурпация
власти, что может повлечь за собой нарушения
системы. В этом случае совершенно не важно
хорошие отношения между людьми или плохие.
К примеру, отношения между мужем и женой,
родителем и ребенком, врачом и пациентом,
учителем и учеником могут быть вполне
теплыми и, тем не менее, порождать узурпацию
власти, если предполагается, что кто-то
важнее всех остальных. Ребенок, делающий
первые шаги в неизвестном для него мире,
конечно же, слабее своих родителей, а
потому он очень болезненно реагирует
на то, когда другие считают его слабым.
Особенно если родители просто не знают,
как дать ребенку понять, что они уважают
его чувства, желания и мнения.
Жестко иерархичная система абсолютно
не считается с индивидуальными различиями
и уникальностью человека. Члены этой
системы не вольны искренне выражать свои
чувства, но, чтобы не стать изгоями, обязаны
подчиняться авторитетам.
В жестко иерархической системе причинно-следственные
связи строго прямолинейны, у каждого
события есть только одна причина. Так,
ребенок в семье подчас становится причиной
якобы всех семейных неурядиц.
Другая отличительная черта жестко иерархичных
систем - неприятие перемен. Перемены здесь
недопустимы, считается, что они таят в
себе скрытую угрозу и могут навлечь большие
неприятности. Система опирается на постулат,
что единственный путь обеспечить себе
безопасность - это всячески поддерживать
существующий порядок, избегая любых перемен
и сопротивляясь им. А поскольку в семьях,
где подрастают дети, перемены неизбежны,
родители постоянно сталкиваются с необходимостью
как-то реагировать на эти перемены; пугаясь
же их, родители делаются все более властными
и суровыми[5].
Таким образом, можно сделать
вывод о том, что отправным
пунктом концепции Сатир
По убеждению Сатир, личность психотерапевта
является тем центральным элементом, который
запускает весь механизм психотерапевтической
работы. Она была уверена, что тот, кто
живет в согласии со своим "я", способен
глубже понимать других, помогая психологически
уязвимым людям обрести чувство уверенности
в себе, защищенности и готовности к переменам.
"Когда я живу в полном согласии с собой,
со своими мыслями и чувствами, с тем, что
вижу и слышу, я иду по пути личного совершенствования.
Особенности преодоления обозначенных
проблем будут рассмотрены во второй части
работы.
Несмотря на существующие проблемы,
В. Сатир полагает, что каждый человек
имеет достаточный потенциал
для личностного роста и
Этот потенциал включает в себя:
- способность к духовному развитию;
- воображение и вдохновение;
- чувства и ощущения;
- мышление;
- способностью к усвоению нового и изменению
себя;
-эмоции;
- способность к экспрессии;
- сочувствие;
- внутреннюю целостность;
- интуицию;
- способность рассуждать разумно;
- природную мудрость;
- способность принимать себя и окружающих,
уважать их;
- способность не терять надежду;
- способность к оценке;
- оптимизм;
- чувство привязанности;
- дар любви и возможность быть любимым;
- способность к созиданию и творчеству;
- способность отвечать за свои действия,
проявление своих чувств, поведение и
брать на себя обязательства;
- способность к сотрудничеству;
- способность признавать и исправлять
ошибки;
- способность доверять;
- способность принимать решение и приводить
их в исполнение;
- вера в свое будущее;
- способность стремиться и достигать;
- способность просить о помощи;
- мужество совершать поступки.
В каждом человеке заложена
способность к личностному
Считается, что главная задача процессуальной
психотерапии Сатир - личностный рост,
поскольку она сама нередко повторяла,
что в каждом человеке заложен потенциал
для этого роста, а психотерапия способна
лишь стимулировать его. Сатир сравнивала
человека с семечком, в сердцевине которого
таится зародыш будущего растения, но
для буйного роста ему сперва нужно накопить
сил, чтобы суметь продраться сквозь заросли
сорняка.
Чтобы избавиться от "сорняков" -
дезадаптивных убеждений и форм поведения,
- психотерапевт должен в первую очередь
улавливать психические состояния, процессы
человека, а не замыкаться на заявленной
им проблеме. Как говорила Сатир, "проблема
сама по себе не является проблемой; проблема
в том, как человек справляется с нею".
Содержание - это простое описание проблемы,
набор фактов, событий в рамках конкретной
ситуации, процесс же обнажает скрытые
механизмы системы. Проще говоря, мы можем
сказать, что содержание - это "какова"
ситуация в целом, а процесс - это "что"
ее запускает, "как" работает ее скрытый
механизм. Сатир полагала, что это должен
усвоить каждый, кто взял на себя труд
помогать людям отыскать в себе силы для
личного совершенствования, кто хочет
постичь суть процессуальной психотерапии,
чтобы использовать ее возможности в своей
работе. Сами процессы всегда одни и те
же, просто форма их проявления разнится
в зависимости от ситуации.
Серьезный вклад в разработку методов
Сатир внесли Банмен, Гербер и Гомори,
разработавшие шесть уровней психотерапевтической
работы, которые Сатир использовала в
своей психотерапии для вмешательства
в процесс и его трансформации. Эти шесть
уровней таковы: печаль, ожидания, восприятие,
чувства, преодоление трудностей и поведение.
Вмешательство в процесс может быть внешним
и внутренним: внутреннее включает психотерапевтическую
работу с личностью, "я" человека,
его потенциалом, разрушение блоков для
высвобождения ресурсов человека; внешнее
помогает ослабить нарушения поведения
или системы (например, семьи).
Сатир начинала как психотерапевт
именно с работы на уровне "я".
Она помогала своим пациентам
стать сильнее, прийти в согласие
с собой и выработать адекватную самооценку.
Психотерапия включает выявление внутреннего
человеческого потенциала, но для этого
прежде всего необходимо установить тесный
контакт и предельно доверительные отношения
с пациентом[3, с. 20].
Надежда - вот вторая мощная сила, на которую
опиралась Сатир, стремясь внести изменения.
Она обычно начинала свои тренинги с вопроса
к своим подопечным: надеются ли они обрести
счастье, поскольку знала, что именно в
надежде черпаем мы свои силы. Сатир также
старалась активизировать способность
людей дышать, полагая, что дыхание - важный
человеческий ресурс. По ее мнению, с помощью
дыхания мы можем получить доступ к нашим
чувствам и основным нервным центрам.
Она считала важным пробудить и такие
внутренние ресурсы, как способность идти
на риск, быть бесстрашным, мудрым уметь
сделать выбор и выразить себя.
Сатир помогала людям достичь самовыражения,
разделяя вместе с ними их чувства, ожидания
и затаенные желания:
"Потребность любить себя, других и
быть любимым - первоочередная для человека.
От того, насколько эта потребность была
удовлетворена или не удовлетворена в
детстве, зависит дальнейшее развитие
эмоциональной сферы человека. В период
детства и юности существует настолько
сильное искушение поиграть с собственным
"я", примеряя разные маски, что можно
запросто запутаться в них и отстать в
развитии". Она ни на минуту не сомневалась
в важности этих основных потребностей.
Сатир излечивала своим внимательным
отношением к потребностям пациентов,
внимательно слушая каждого и пытаясь
его понять. В случае, когда все богатство
личностного потенциала заблокировано
запретами, навязанными ролями и нереальными
ожиданиями, Сатир призывает психотерапевтов
раздвинуть эти блоки, в первую очередь
воздействуя на когнитивный уровень.
Существует и другая проблема –
внутренние запреты. Для ослабления внутренних
запретов человека просили взглянуть
на свои основные жизненные принципы под
совершенно иным, новым углом зрения и
привести их в соответствие с потребностями
сегодняшнего дня. С этой целью Сатир пользовалась
самыми различными приемами, одни из которых
задействовали правое, другие - левое полушарие
мозга. К примеру, для женщины, чьим основным
жизненным принципом было: "В первую
очередь я должна думать о детях", - могла
задать такую задачку ее левому полушарию:
сформулировать по-новому это правило,
оставив место для компромисса: "Я вправе
определять степень важности своих семейных
обязанностей; иногда главными для меня
будут являться потребности детей, а иногда
я подумаю и о своих желаниях". В другой
раз Сатир оставляла в покое левое, и задавала
работу правому полушарию клиентки, поведав
ей историю о женщине, которая вы подняла
все прихоти своих детей.
Сатир отыскивала и разрушала правила
и убеждения, которые лежали в основе искажения
мышления и нарушения в поведении, вроде
тех, что служат оплотом жесткой иерархической
системы. Она противопоставляла постулату
"кто-то один должен быть главным"
идею о всеобщем равенстве всех людей,
разъясняя, что общественное положение
не является мерилом человеческой ценности.
Она доказывала, что люди ощущают себя
по-настоящему равными, когда они охвачены
одной эмоцией, потому что на уровне чувств
между нами нет различий. Разрушая запреты
видеть, говорить, чувствовать, желать
чего-то или рисковать, Сатир давала возможность
людям испытать радость видеть, чувствовать
и говорить вслух о том, что они видят и
чувствуют, стремиться к желаемому и рисковать.
Выработку способов ухода от навязанных ролей и правил Сатир считала важной частью психотерапевтического процесса. Часто ей приходилось серьезно изменять и внутренние убеждения, те, что неизменно сопутствовали навязанным ролям. Если дочь брала на себя роль "заместителя супруги" по отношению к своему отцу, то Сатир в этом случае старалась выбить из ее головы идею о том, что "она всегда должна быть подле отца". В ситуации, когда ребенок в семье становился козлом отпущения, Сатир помогала разобраться родителям между собой, не втягивая в конфликт ребенка.
Сатир старалась избавить людей
от нереальных и порой нелепых
ожиданий относительно родителей, детей
и даже самих себя. Психотерапевтическая
работа в этом случае могла выражаться
в случайных, полушутливых замечаниях,
или же принимать форму предельно
серьезной беседы; единственное, что
было неизменно, - это уважение к
каждому человеку. Что же касается
индивидов, кто без малейших на то
оснований возлагает на родителей
исполнение всех заветных желаний, то
в данном случае их следует заставить
отказаться от бесплотных надежд и
оплакивания своей судьбы и стимулировать
их на поиски новых ресурсов, которые дадут
возможность осуществить сокровенные
мечты.
В работе с парами Сатир пыталась выявлять
тайные невысказанные ожидания супругов
относительно друг друга, зная, что именно
с подобных ожиданий начинается немало
конфликтов. Но особенно внимательно она
относилась к случаям, когда родители
ожидают от своих чад невозможного, поскольку
знала, как тяжело детям быть заложниками
амбиций своих родителей.
Сатир поняла, что довольно часто,
когда все надежды идут прахом
и человек пытается найти опору
в жестких правилах, принимая на
себя роли, навязанные другими, и продолжая
тешить себя несбыточными мечтами, он
только загоняет себя в угол, отказываясь
от возможных перспектив. Ситуация осложняется
тем, что часто люди наивно полагают, будто
их восприятие - это всего лишь результат
отражения окружающей обстановки, но никак
не внутреннего состояния. Как полагала
Сатир, первоочередная задача психотерапевта
- дать людям осознать простой факт, что
их восприятие во многом зависит от внутри
психических процессов, а не является
исключительно продуктом отражения внешних
событий.
Осознавая необходимость помочь людям
раскрывать не вые перспективы решения
проблем, Сатир организует серии групповых
тренингов, которые сами участники окрестили
"Перестройка семьи". Эти тренинга
позволяли человеку вернуться к определенным
семейным неурядицам и попытаться посмотреть
на них с новых позиций, с тем чтобы избавиться
от старых травм.
Восприятие определяет чувства. А
поскольку наше восприятие в значительной
мере определяется нашим прошлым, то
и чувства порой во многом обусловлены
им же. Сатир была твердо убеждена, что
для освобождения "я" необходимо
перенести эмоции, корни которых
уходят в прошлое, в контекст настоящего.
Проделав это, удается высвободить
огромный запас энергии, которая
после этого начинает медленно и
плавно циркулировать в человеке.
Сатир просто и ясно объяснила
данный принцип действия: "эмоции
- это наша сущность".
Ярким примером влияния прошлого на наши
чувства является случай с одним из клиентов,
который был страшно зол на свою жену,
совершенно равнодушную, по его словам,
к сексу, тогда как он крайне его желал.
Тщательно исследуя его прошлое, Сатир
обнаружила, что его мать умерла, когда
тот был еще ребенком, и он в силу своего
развития решил, что мать его попросту
бросила. Столь тяжкие испытания, посеяли
в нем убеждение, что "никому он не нужен"
и "никто его не будет любить". Поразмыслив
над этим случаем, Сатир пришла к выводу,
что в целях оздоровления сексуальных
взаимоотношений между супругами необходимо
внести изменения в систему убеждений
супруга, чтобы помочь ему избавиться
от эмоциональной фиксации на прошлом.
Сатир с легкостью обнаруживала запреты
на чувства. К примеру, человек, считающий,
что гнев - это плохо, разгневавшись по
какой-то причине, будет после этого испытывать
угрызения совести; а тот, кто считает
постыдным чего-то бояться, будет не на
шутку сконфужен, уличив себя в подобном
чувстве. Вообще, гнев прочно связан с
предыдущим опытом человека, поскольку
это производная, вторичная эмоция, и в
действительности она служит защитой
для легко ранимых чувств и тайных желаний.
Сатир помогала людям разбираться в своих
чувствах, принимать их, дорожить ими и
учиться их выражать. Но она не ограничивалась
этим, справедливо полагая, что по-настоящему
здоровая личность отвечает за свои чувства
и умеет управлять ими.
Информация о работе Концепция семьи В. Сатир и основные методические приёмы для работы с семьёй