Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 08:50, реферат
Вирджиния Сатир стала одним из основоположников в разработке проблем по психологии семьи и семейной терапии после издания в 1964 году ее фундаментального труда «Совместная семейная терапия». Эта книга выдержала огромное число переизданий на разных языках. Разработанная А. Сатир концепция семейной терапии сегодня является основополагающей для практикующих психологов во всем мире, а книги ее стали необходимым учебником для семейных психотерапевтов.
Итак, мы рассмотрели, как Сатир, используя
методы внутреннего вмешательства,
помогала человеку высвободить его
потенциал. Теперь мы рассмотрим, каким
образом она осуществляла внешнее
вмешательство, начиная его на уровне
поведения.
Часто Сатир предлагала людям проделать
упражнения, формирующие новые способы
взаимодействия с окружающими, и в особенности
тем, у кого произошло закрепление защитных
стилей поведения, таких как заискивание,
обвинение, сверхрасчетливость и сбивание
с толку. Например, тому, кто привык заискивать,
она велела в жесткой форме потребовать
чего-нибудь от своего партнера по тренингу,
а того, чьим коньком было обвинение, она
просила догадаться, что в данный момент
чувствует его партнер; сверхрасчетливого
побуждала поделиться своими чувствами
с другими, сбивающему с толку ставилась
задача тщательно наблюдать за стилем
взаимодействия в семье, а затем подробно
рассказать об этом.
Нередко Сатир осуществляла внешнее
вмешательство на уровне системы. Она
часто сама придумывала упражнения, которые
помогали людям на практике изучить "работу"
семейной системы. В одном из таких упражнений
не последнюю роль играла веревка. Сатир
веревками привязывала членов семьи друг
к другу, затем им предлагалось разыграть
какую-нибудь небольшую сценку, чтобы
каждый физически прочувствовал, как система
"тянет за собой". К примеру, она просила
мать и отца дергать за веревки, как будто
они ругаются, и делать это до тех пор,
пока дети силой не подтаскивались к этой
паре. Затем она предельно подробно расспрашивала
каждого, несмотря порой на всплеск негативных
эмоций, что он вынес нового из полученного
опыта.
Другой метод, который Сатир использовала
для системного вмешательства, - это техника
"Живые скульптуры". Суть его заключалась
в том, что Сатир расставляла группу людей
в позы - "скульптуры", в соответствии
с тем, какую позицию занимал каждый из
них в процессе общения друг с другом.
Затем она подробно расспрашивала каждого,
что он испытывал, будучи одной из скульптур.
После этого она приглашала всех "создать
новые скульптуры", избрав себе более
предпочтительную позу.
После того как она выясняла у каждого,
каково ему было стоять в гротескной позе
и что он чувствовали при этом, Сатир просила
человека попытаться дать самому себе
спокойный уравновешенный ответ, а затем
обучала естественному и гармоничному
общению с окружающими.
Процесс изменений для всех одинаков
и включает несколько стадий.
Годами наблюдая за тем, как меняются ее
пациенты, Сатир пришла к выводу, что процесс
изменений подразделяется на несколько
стадий[5].
Сатир считала важным и нужным использование
стадий, составляющих процесс изменения,
для повышения личностной самооценки
и конгруэнтности. Высокая самооценка
видна по уровню энергии в человеке,
его выражению лица, позе, которую
он принимает, его настроению, осанке
и поведению.
Серьезные изменения ведут к повышению
конгруэнтности. В начале своей психотерапевтической
деятельности Сатир определяла конгруэнтность
как способность быть в согласии с собственными
чувствами, принимать их, понимать и управлять
ими.
Заключение.
Понимание семьи как системы, характерное для концепции В. Сатир раскрывается в подходе и приемах работы с семьей. Так, главным образом, отмечается необходимость проработки проблем не только одного члена семьи, но и изменение всей системы в целом.
Важным моментом является подробный анализ гармоничных и негармоничных семей, так как наличие проблем, а также стиль общения в семье играет большую роль в реализации одной из главных функций семьи – воспитания подрастающего поколения, а также развития всех членов семьи.
Преодоление проблем семьи в ходе консультативной работы основывается на надежде, самовыражении, ослаблении запретов и преодолении навязанных ролей и ожиданий, что также немаловажно для изменения всей семейной системы. Человек, в понимании В. Сатир изначально имеет достаточный потенциал для роста, а вся система работы построена на открытии новых возможностей. Такое понимание открывает большие возможности для консультативной работы, развитию и гармонизации семейных отношений.
Список использованной литературы:
Приложение
Стадии изменений и стадии психотерапевтического процесса[6]
Статус КВО Начальная
стадия:
Подготовка к изменениям
Виды психотерапевтического вмешательства:
- Установление контакта
- Вселение уверенности
- Стимулирование сознания
Чужеродный элемент Промежуточная стадия:
Изменения, Виды психотерапевтического
вмешательства:
- Вовлечение в психотерапевтический процесс
- Ослабление дезадаптивных поведенческих
паттернов
- Обучение новым способам поведения
Хаос
Новые возможности
Практика, Заключительная стадия:
- закрепление изменений
Виды психотерапевтического вмешательства:
- Проверка на практике
- Подчеркивание положительных изменений
- Интеграция
1. Начальная стадия
Как уже упоминалось ранее, Сатир совершенно сознательно начинала любые внутренние изменения с того, что помогала обрести человеку чувство защищенности и значимости собственной личности. Она главным образом прислушивалась к своей интуиции, но для ускорения процесса внутренних изменений использовала и психотерапевтические техники. Техники, разработанные Сатир для начальной фазы, можно разделить на три этапа, начиная с установления контакта, и далее по возрастающей: принятие и стимулирование сознания.
Установление контакта
Установление контакта
- это первое, с чего начинала Сатир.
Она считала способность
Сближение
Сатир напрягала
все свои физические и душевные силы,
чтобы найти контакт с людьми.
Чтобы как-то сблизиться с ними, завязать
контакт, она касалась их руками, виртуозно
использовала выражение лица, глаз,
изменения тона голоса.
Первое, что она всегда делала для установление
контакта - просто жала руку. Са-тир была
уверена, что прикосновение руки - одна
из главных потребностей человека, а потому
она часто использовала это, чтобы наладить
с людьми контакт. Она узнавала, как человека
зовут, а после тепло приветствовала его,
называя по имени, надо сказать, делала
она это восхитительно и никогда не жалела
время, потраченное на приветствия.
Она всегда принимала позу и отмеряла
расстояние до человека так, чтобы с легкостью
дотянуться до него. Стоя, она старалась
занять такое положение, чтобы человек
был прямо напротив нее, на расстоянии
вытянутой руки. Если же она сидела, то
наклонялась вперед на 45 °.
Выслушивание
Сатир очень внимательно относилась к индивидуальным особенностям людей, уделяя каждому время и внимание, чтобы установить с ним прямой контакт. Чтобы понять человека, наладить с ним взаимоотношения, она очень скрупулезно слушала речь каждого, особо отмечая тон голоса, внезапные переходы от крика к шепоту и слова, которые употребляет человек.
Наблюдение
Сатир старалась
как можно ближе общаться с
людьми, чтобы наладить с ними отношения
и понаблюдать за ними. Поначалу,
наблюдая за языком тела, она лишь накапливала
информацию, чтобы затем тщательно
разобраться со значением каждого
жеста. Особое значение она придавала
изменениям, происходящим на уровнях:
- глаз;
- выражения лица;
- цвета лица;
- длительности и глубины дыхания;
- позы;
- расстояния, которое стремится занять
человек по отношению к другим;
- тонуса мышц.
Кроме наблюдения за жестами, Сатир по
крупицам собирала информацию о:
- потенциале личности;
- самоуважении;
- закрепившемся стиле общения;
- внутренних правилах;
- ожиданиях и имеющемся репертуаре ролей;
- том, как человек использует свою власть
и превосходство над другими;
- изменениях в восприятии или поведении.
Стимулирование сознания
После того как
Сатир помогала человеку обрести
внутреннее чувство защищенности, она
пыталась подвинуть его к осознанию
своих внутренних ресурсов и дезадаптивных
поведенческих паттернов. Ниже описаны
некоторые приемы, которые использовала
Сатир.
"Карта семьи"
Обычно Сатир
составляла "хронологию семейной жизни",
охватывающую три поколения. Эта
хронология включала в себя следующую
информацию::
- даты рождения и смерти всех членов семьи,
а также имели ли место случаи мертворождения,
выкидышей или абортов;
- социально-политическую атмосферу, в
которой прошло Детство родителей, бабушек
и дедушек (например, времена "Великой
депрессии");
- все события, оказавшие влияние на жизнь
семьи, такие как вступление в брак, развод,
переезды, природные катаклизмы, так или
иначе изменившие ход событий и другие
чрезвычайные происшествия;
- степень зависимости членов семьи друг
от друга;
- имена и краткое описание тех людей, которые,
не являясь кровными родственниками, оказали
влияние на семью.
Составляя такую карту для какой-то определенной
семьи, Сатир сначала задавала лишь нейтральные,
касающиеся основных дат, вопросы, чтобы
сперва создать непринужденную обстановку.
Постепенно она переходила на вопросы
личного характера, подробно расспрашивая
о каждом члене семьи, его личностных особенностях
и стиле поведения, а порой даже раскрывая
семейные тайны. Ниже приведены примерные
вопросы из тех, что задавала Сатир, составляя
"Карту семьи".
Об исторических
датах:
"Ты знаешь, где и когда родился твой
дедушка? Представляешь ли ты обстановку,
в которой прошли его детские годы? Если
твой дедушка скончался, знаешь ли ты,
как это произошло?"
О важных событиях:
"Когда поженились твои родители? Ты
знаешь, как они встретились? Что ты знаешь
о том времени, когда они были женихом
и невестой? Остались ли мужем и женой
до сих пор?"
О личных особенностях:
"Представь, что мне нужно поехать в
аэропорт, чтобы, встретить там твою бабушку.
Как мне узнать ее? Попробуй описать ее
личные качества. Какие из них ты считаешь
положительными, а какие нет?"
О семейных законах:
"Что бы твоя мама сказала насчет денег?
Как ведут себя твои родители при семейном
конфликте?"
О тайнах.
"Так когда вы родились?... Выходит, что
ваши родители поженились менее чем за
девять месяцев до вашего рождения. Что
вы об этом думаете?"
О тех, кто оказывал влияние:
"Были ли в пору вашего детства такие
люди, которые оказали на вас значительное
влияние, не являясь при этом членами вашей
семьи. Расскажите о них".
2. Промежуточная стадия
Достигнув промежуточной
фазы, Сатир делала всё, чтобы
подтолкнуть человека на путь
изменений. Для этого она в
первую очередь вовлекала его
в психотерапевтический
Вовлечение в
Договор
Для того чтобы увлечь человека распознаванием оттенков собственного поведения, Сатир задавала такой вопрос, что ее собеседник, размышляя над ним, сам того не замечая, углублялся в психотерапевтический процесс и медленно приближался к изменениям.
Примеры индивидуальной работы.
"Мне кажется,
я понимаю, что с вами
"Пока вы говорили, сколь сильно вы страдаете,
я, кажется, догадалась, что надо делать,
чтобы облегчить ваши муки. Вам это интересно?"
Примеры работы с парами.
"Насколько я
поняла, вы теряетесь в догадках,
что нужно вашему мужу. Не лучше
ли будет, если он сам скажет
вам об этом?"
"Вы стояли на позиции обвинения друг
друга, но, как видите, это вам мало помогло.
Может, лучше слегка изменить вашу манеру
поведения?"
Примеры работы с семьей.
"Теперь я ясно вижу, в чем причина ваших
семейных неурядиц. Вы хотите узнать ее?"
"Мне кажется, что в своей семье вы не
находите взаимного понимания. И у меня
есть подозрения, отчего это происходит.
Хотите, я поделюсь с вами?"
Информация о работе Концепция семьи В. Сатир и основные методические приёмы для работы с семьёй