Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:13, доклад
5-6 лет - это уже возраст. Именно в этот период ребенок начинает осмысливать себя, свои способности, свою индивидуальность. Память не должна являться исключением. Свои способности к запоминанию и свои особенности ребенок должен осознавать, а взрослые, должны ему в этом помочь. Вначале школьной жизни память является способностью, в значительной степени определяющей успешность обучения, но в дальнейшем ситуация меняется: процесс обучения начинает влиять на то, как, в каком направлении и какими темпами будет развиваться память.
Коррекционная программа на развитие памяти.
Пояснительная записка.
5-6 лет - это уже возраст. Именно в этот период ребенок начинает осмысливать себя, свои способности, свою индивидуальность. Память не должна являться исключением. Свои способности к запоминанию и свои особенности ребенок должен осознавать, а взрослые, должны ему в этом помочь. Вначале школьной жизни память является способностью, в значительной степени определяющей успешность обучения, но в дальнейшем ситуация меняется: процесс обучения начинает влиять на то, как, в каком направлении и какими темпами будет развиваться память. Память младшего школьника такова, что он может запоминать произвольно и непроизвольно, может заучивать материал, но может и применить какой-либо способ для запоминания информации. Однако непосредственная память и опосредованная существуют как бы в параллельных, почти не пересекающихся, плоскостях.
Цель коррекционной работы: Развитие памяти у младших школьников.
Задачи:
1. Развитие зрительной памяти
2. Развитие слуховой памяти
3. Развитие логической памяти
4. Развитие тактильной и двигательной памяти.
Данная коррекционная программа рассчитана на дошкольников и школьников.
Форма работы: групповая работа чередуется с индивидуальной работой.
Работа в группе проводиться психологом, а индивидуальная - родителями дома.
Коррекционная программа состоит из 9 занятий. Каждое занятие длиться 40 минут.
Частота необходимых встреч - одно занятие в неделю.
После проведения коррекционной
работы у младших школьников наблюдается
улучшение процессов
Используемый материал: бумага, карандаши, краски, разрезанные фигуры.
Перед проведением коррекционной работы проводиться диагностика уровня развития памяти у младших школьников. Для этого предлагаются два задания, направленных:
• На диагностику природной памяти;
• На диагностику культурной памяти;
Диагностика природной памяти.
Сначала определяем продуктивность, или силу, природной (опосредованной) памяти ребенка. Это можно сделать с помощью следующей методики.
А) подготовительный этап.
В приложении содержится карточка, на которой нарисована фигура, состоящая из 4-х пересекающихся линий. Необходимо изготовить точно такую же карточку. Для работы потребуются: карандаши или ручки, часы с секундной стрелкой, чистая бумага без клеточек и линеек, 10 на 15 см. ( совпадающая по размерам с диагностическим материалом).
Б) диагностический этап.
После того, как все необходимое будет подготовлено для работы, можно начинать эксперимент. Ребенка усаживают за стол, напротив себя. Перед ним кладете чистый лист бумаги ( 10 на 15 см. ) и карандаш или ручку. Инструкция испытуемому: « Сейчас на короткое время я покажу тебе карточку, на которой нарисована фигура. Ты должен постараться ее запомнить и нарисовать. Если сразу не запомнишь, я покажу ее еще раз и буду показывать до тех пор, пока ты не запомнишь и не нарисуешь эту фигуру. О том, что покажу карточку, буду предупреждать тебя словом «Внимание». После того как уберу карточку, ты можешь начинать рисовать». Испытуемый после каждой экспозиции карточки рисует на новом листе бумаги. Карточка показывается по 2 сек до тех пор, пока рисунок испытуемого не будет напоминать оригинал. В правильном рисунке должны быть соблюдены: приблизительные размеры фигуры, наклон фигуры, количество линий и количество их пересечений.
Для того, чтобы сделать вывод о силе природной памяти ребенка, необходимо подсчитать суммарное время запоминания фигуры. Оно будет равняться 2 сек х количество показов карточек.
Оценка результатов:
Если ребенок правильно запомнил фигуру менее, чем за 18 секунд, то это говорит о хорошей природной памяти; если время правильного запоминания колеблется в пределах от 20 до 30 секунд, то природная память средней продуктивности. В тех случаях , когда, время запоминания более 30 секунд, природная память имеет продуктивность ниже среднего.
Диагностика культурной памяти.
А) подготовительный этап.
Для того, чтобы осуществить проверку уровня развития опосредованной памяти, необходимо вырезать 30 картинок. Перечень необходимых картинок: диван, гриб, корова, умывальник, стол, ветка, земляника, ручка для перьев, самолет, географическая карта, щетки, лопата и грабли, автомобиль, дерево, лейка, дом, цветок, тетради, телеграфный столб, ключ, хлеб, трамвай, окно, стакан, постель, лодка, настольная электрическая лампа, картинка в раме, поле, кошка.
Б) диагностический этап.
После того, как все 30 картинок будут подготовлены, их необходимо разложить на столе перед ребенком. Далее испытуемого надо ввести в курс дела с помощью следующей инструкции: «Сейчас я буду тебе называть слова. Ты должен постараться их запомнить. Для того, чтобы тебе было легче запоминать, можешь к каждому слову подобрать картинку, которая поможет тебе запомнить это слово».
Перечень (15 слов): дождь, собрание, пожар, день, драка, театр, небо, ошибка, сила, встреча, ответ, горе, праздник, сосед, труд.
После того, как ребенок к каждому слову подберет картинку, можно начать проверку результатов. Воспроизведение должно осуществляться следующим образом. Вы показываете ребенку (по одной ) каждую из отложенных им карточек и просите вспомнит слово, которое он с помощью этой карточки запоминал.
Оценка результатов:
Если количество правильно названных слов равняется 12 и более, то это говорит о хорошей культурной памяти. Если количество правильно названных слов 9-11 – продуктивность культурной памяти средняя. Если же ребенок назвал 8 слов и менее, то продуктивность культурной памяти ниже среднего.
Занятие 1.
Цель: развитие зрительной памяти.
Упражнение 1. «Чей предмет»?
Для проведения
этой игры всех участников
разбивают на две команды.
Игра заключается в том, что на глазах у водящего члены его команды кладут на стол по одному предмету. Водящий смотрит и старается запомнить кто какой предмет положил и в какой последовательности были положены предметы. Затем он отворачивается, а предметы меняют местами. Он должен угадать. Оцениваются ответы водящих. В роли водящего должен выступить каждый.
Упражнение 2.. «Запоминаем, рисуя».
Ведущий заранее готовит список из 20 слов. ( машина, дерево, азбука, слон, привычка, сильный, роза, голова, окно, правило, трос, бежать, трудный, рассказ, выход, ромашка, лампа, сумка, магнитофон, ножик).
Каждый из участников игры готовит ручку и листок бумаги.
Ведущий последовательно называет слова, после каждого названного слова считает до трёх. За это время участники должны успеть какими угодно рисунками зарисовать для запоминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку назвать слова. Кто запомнил больше всех слов, тот и выиграл.
Индивидуальное занятие 1.
Упражнение 1. «Ягоды черёмухи».
Вспомни ягоды спелой черёмухи. Ты увидел куст, похожий на черёмуховый. Подошёл поближе и заметил среди пышной зелени листьев ещё коричневые, с блестящими бочками, ягоды. Ты сумел дотянуться до веточки, где темнели спелые ягоды. Слегка потянул её вниз и вот- чёрная ягода уже во рту. Вспомни её вкус.
Задания:
С чем можно сравнить вкус ягод черёмухи?
Вспомни запах
цветущей черёмухи. Сможешь ли
нарисовать цветущий
Занятие 2.
Цель: развитие зрительной памяти.
Упражнение 1. «Любимый фрукт».
Выбирают водящего.
Дети встают полукругом
Кого не
угадал – тот становится
Упражнение 2. «Зрительная память».
Все участники разбиваются на 2 команды. Один из участников ( по желанию) будет изображать свой собственный портрет.
Все участники
игры под руководством
Затем ведущий
просит всех игроков
Затем из
каждой команды должны
Индивидуальное занятие 2.
Упражнение 1. «Вкус и запах».
Задания:
1. Представь лимон.
Каков он на вкус?
Вспомни, как пахнет лимон, расскажи об этом.
Представь, что ты держишь лимон в руке, что ты чувствуешь?
2. Нарисуй лимон.
3. Представь апельсин.
Каков он на вкус?
Вспомни, как пахнет апельсин, расскажи об этом.
Какого цвета апельсин?
Представь, что ты держишь апельсин в руке, что ты чувствуешь?
4. Нарисуй апельсин.
5. Расскажи чем отличаются лимон и апельсин. Чем они похожи?
Занятие 3.
Цель: тренировка зрительной памяти.
Упражнение 1. «Любимый цвет».
Выбирают водящего.
Дети встают полукругом
Кого не
угадал – тот становится
Упражнение 2. «Разведчик».
Выбирают
одного из участников –
1. и вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а разведчик старается запомнить всех. Внимательно изучив позы и внешний вид участников, разведчик закрывает глаза ( или выходит из комнаты). В это время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке или в чём-то другом. После того, как изменения сделаны, разведчик открывает глаза ( или возвращается). Его задача- обнаружить все перемены. Желательно, чтобы все участники побывали в роли разведчика.
Индивидуальное занятие 3.
Упражнение 1. «Ослику Иа подарили компьютер.»
Цель: развитие природной памяти.
Задание 1. Посмотри на эту картинку. Постарайся запомнить ее. (После ознакомления с содержанием данного рисунка лист переворачивается. Необходимо работать по памяти, не возвращаясь к нему).
Задание 2. Ответь на вопросы.
2. Чем похожи эти рисунки?
3. Чем они отличаются?
4. Назови отличительные детали.
» Различаются ли эти рисунки по смыслу? » Каков смысл этих рисунков? (смотри приложение 1).
Занятие 4.
Цель: развитие зрительной памяти.
Упражнение 1. «Трудное запомни».
Детям предлагается 8-10 слов, которые необходимо запомнить ( лес, утро, море, доброта, листья, воздух, шорох, кошка…)
Дети видят их на доске и ведущий читает их. Затем слова убираются, а детям предлагается написать их.
Упражнение 2. «Я — фотоаппарат»
Цель: развитие памяти и внимания.
Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т. д.
Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.
Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребенку. Поэтому старайтесь придумывать разные игры. Например, играйте с ребенком в детектива или в разведчика.
Если ребенок
затрудняется повторить слова,
которые вы ему назвали, дайте
ему бумагу и цветные
То же самое
можно попросить сделать
Информация о работе Коррекционная программа на развитие памяти