Коррекция детских страхов у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить виды детских страхов и определить способы их коррекции в дошкольном возрасте.
Задачи: 1. Проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных по проблеме страхов.
2. Изучить психологические причины формирования детских страхов.
3. Рассмотреть влияние страха и тревожности на формирующуюся личность ребенка.
4. Выявить характер детских страхов и способы их коррекции в дошкольном возрасте.
5. Разработать модель коррекционных занятий по преодолению страхов у дошкольников.

Вложенные файлы: 1 файл

Коррекция детских страхов у детей дошкольного возраста.docx

— 93.93 Кб (Скачать файл)

Все чаще диагностико-коррегирующую функцию  относят к числу существенных, первостепенных в деятельности современного, личностно ориентированного педагога. Эту функцию воспитатель реализовывает  в работе с нормально развивающимися детьми (коррекцией аномального развития занимаются патопсихологи, дефектологи, врачи).

Д.Б. Эльконин подразделял коррекцию в зависимости  от характера диагностики и направленности на следующие формы, такие как  симптоматическую и каузальную. Первая направлена непосредственно на устранение симптомов отклонения в развитии, вторая - на ликвидацию причин и источников этих отклонений. В работе педагога и практического психолога используются обе формы коррекционной деятельности. И все же очевиден приоритет, особенно в дошкольном периоде, каузальной коррекции, когда основные коррекционные действия концентрируются на действительных источниках, порождающих отклонения. Важно иметь в виду, что внешне одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно различные природу, причины, структуру. Поэтому, если мы хотим добиться успеха в коррекционной деятельности, будем исходить из психологической структуры нарушений и их генезиса.

Предметом коррекции чаще всего выступают  умственное развитие, эмоционально-личностная сфера, невротические состояния  и неврозы ребенка, межличностные  взаимодействия. Различными могут быть формы организации коррекционной работы лекционно-просветительная, консультативно-рекомендационная, собственно коррекционная (групповая, индивидуальная).

Успех в  коррекционной деятельности в значительной степени определяется тем, какие  положения, принципы положены в основу ее. К таковым относят прежде всего, принцип единства диагностики и  коррекции, согласно Д.Б. Эльконин, и  И.В. Дубровина и др., принцип "нормативности" развития, принцип коррекции "сверху вниз", принцип системности развития, деятельностный принцип коррекции, принцип активного вовлечения в  коррекционную работу родителей  и других значимых для ребенка  лиц, так полагают учёные Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс.

Таков, в  частности, и принцип коррекции "сверху вниз", выдвинутый Л.С.Выготским. Он раскрывает направленность коррекционной  работы. В центре внимания педагога, опирающегося на данный принцип, - "завтрашний день развития" ребенка, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание "зоны ближайшего развития" воспитанников.

Если  целью коррекции "снизу вверх" являются упражнения и закрепление  уже достигнутого ребенком, то коррекция  по принципу "сверху вниз" носит  опережающий характер и строится как психолого-педагогическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.

Выделим и деятельностный принцип коррекции, который определяет сам предмет  приложения коррекционных действий, выбор средств и способов достижения цели. Согласно данному принципу основным направлением коррекционной работы является целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки ребенка в различных сферах предметной деятельности и межличностных взаимодействий, в конечном счете - социальной ситуации развития. Сама же коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка навыков и умений (предметных, коммуникативных и др.), а как целостная осмысленная деятельность ребенка, естественно, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.

Особенно  широко в коррекционной работе используется ведущая деятельность детей. В дошкольном возрасте - это игра в различных  ее разновидностях (сюжетная, дидактическая, подвижная, игра-драматизация, режиссерская). Ее успешно применяют как для  коррекции личности ребенка, его  взаимоотношений с окружающими, так и для коррекции познавательных, эмоциональных, волевых процессов  общения. Игра безоговорочно признана универсальной формой коррекции  в дошкольном периоде. Опора на игровые, значимые для дошкольника мотивы в коррекционных занятиях делает их особо привлекательными и способствует успеху в коррекции.

Важное  место в коррекционной работе отводится художественной деятельности. Основные направления коррекционных  воздействий средствами искусства:

1) увлекающие  занятия; 

2) самораскрытие  в творчестве.

Широко  применяются в коррекционной  работе с дошкольниками и занятия  физической культурой. В конце дошкольного  возраста в этих целях могут быть использованы и зарождающиеся новые  виды деятельности - учебная и трудовая.

Компоненты  готовности к коррекционной работе: теоретическая (знание теоретических основ коррекционной работы, способов коррекции и т. д.); практическая (владение методами и методиками коррекции); личностная (психологическая проработанность у взрослого собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у ребенка).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Изотерапия как метод коррекции страхов

 

 

Коррекция посредством рисования. Рисование — творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершений, способность действовать по наитию, быть собой, выражая свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Рисование, как и игра, — это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов. Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Они легко могут представить себя на месте того или иного человека или персонажа рисунка и выразить свое отношение к нему, поскольку это же происходит каждый раз в процессе рисования. Последнее как раз и позволяет использовать рисование в терапевтических целях. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. [19, с.49].

Как для  выработки иммунитета от инфекционных болезней вводится живая, но ослабленная  вакцина, стимулирующая развитие здоровых, защитных сил организма, так и  повторное переживание страха при  отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего  звучания.

Отождествляя  себя с положительными и сильными, уверенными в себе героями, ребенок  борется со злом: отрубает дракону  голову, защищает близких, побеждает  врагов и т. д. Здесь нет места  бессилию, невозможности постоять за себя, а есть ощущение силы, геройства, то есть бесстрашия и способности противостоять злу и насилию.

Рисование неотрывно от эмоций удовольствия, радости, восторга, восхищения, даже гнева, но только не страха и печали.

Рисование, таким образом, выступает как  способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования  взаимоотношений и выражения  эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Однако это не означает, что активно рисующий ребенок  ничего не боится, просто у него уменьшается  вероятность появления страхов, что само по себе имеет немаловажное значение для его психического развития. К сожалению, некоторые родители считают игру и рисование несерьезным  делом и односторонне заменяют их чтением и другими интеллектуально  более полезными, с их точки зрения, занятиями. Фактически же нужно то и  другое. Детям с художественными  задатками, эмоциональным и впечатлительным, как раз и подверженным страхам, нужно больше игр и рисования. У детей более рациональных, склонных к аналитическому, абстрактному мышлению, возрастает удельный вес интеллектуально-рассудочных  занятий, включая компьютерные игры и шахматы. Но даже и при так  называемой левополушарной ориентации необходимы как можно большее  разнообразие в играх и рисование  для расширения творческого диапазона  и мира воображения ребенка. [30, с.41].

Наибольшая  активность в рисовании наблюдается  в возрасте от 5 до 10 лет, когда дети рисуют сами, непринужденно и свободно, выбирая темы и представляя воображаемое так ярко, как если бы это было на самом деле. В большинстве случаев  к началу подросткового возраста способность к спонтанному изобразительному творчеству постепенно ослабевает. Уже  сознательно ищется правильная форма, композиция, появляются сомнения в  достоверности рисунка, натурализм в изображении предметов. Подростки  даже стесняются своего умения рисовать так, как им хочется, опасаясь выглядеть неловкими и смешными в представлении окружающих, и тем самым лишаются естественного способа выражения своих чувств и желаний.

Рисование страха. Невротичный ребенок должен изобразить свой страх на листе бумаги. Это задание выполняется дома в течении двух недель. На повторном занятии ребенку предлагается подумать и изобразить на обратной стороне того же листа, как он не боится данного страха. Таким образом, бессознательный страх выводиться на уровень сознания, и, размышляя над своим страхом, ребенок самоизлечивается.

При отказе от рисования психолог в присутствии  ребенка может взять лист с  изображением страха и сжечь его  со словами: «Вот видишь, от злого чудовища осталась маленькая горстка пепла, а сейчас мы ее сдуем и страх  испариться». Этот несколько мистический  прием работает на редкость безотказно, его можно использовать несколько  раз до достижения необходимого эффекта.

А.И. Захарова предлагает использовать методику «Рисуем  страхи» для детей, которая проводится совместно с родителями. Эта методика состоит из нескольких занятий. Первое занятие начинается с беседы с  ребенком. На нее отводиться не менее 20-30 минут. Окружающих следует предупредить о недопустимости прерывания беседы. Ребенку предлагается в качестве своеобразной психологической разминки немного поиграть. Реквизит для игры самый разнообразный: домик из больших  кубиков, в нем кровать, шкаф; теремок  в котором обитают различные  животные; елочки, имитирующие лес; куклы имитирующие сказочные  персонажи, животных, людей и т.д. Отношение к ним может позволить  обнаружить те страхи, которые будут  забыты или скрыты при беседе. После  установления контакта переходят к  беседе, цель которой – выявит страхи. Начинать спрашивать о страхах можно  и в процессе самой игры, как  бы, между прочим, вкрапливая вопросы  в игровые паузы. В разговоре  стараются не повышать голос, не делать эмоциональных или смысловых  акцентов в произношении тех или  иных слов, не внушать страхи фразой «Скажи ты боишься…», а спрашивают: « Скажи, ты боишься или не боишься…» - и ждут ответа. После небольшой паузы переходят к выяснению следующего страха. Все выявленные страхи сообщаются родителям при отдельной беседе, с тем, чтобы они могли организовать рисование страхов дома.  

После диагностики  страха следует поиграть с ребенком и родителем в подвижные игры типа бросания мяча, пятнашек, игры в  кегли. Всем этим создается жизнерадостная эмоциональная атмосфера, противостоящая эмоционально отрицательному воздействию  страха. В конце игры нужно обязательно  отметить успехи детей, похвалить. Пожать руку и предложить нарисовать страхи дома, сказав: «Нарисуй то, что ты боишься, все на отдельном листе». На это  задание отводиться две недели. Сам  факт получения задания таким  образом организует деятельность детей  и мобилизует их на борьбу со своими страхами. Весьма не просто начать рисовать страхи. Нередко проходит несколько  дней, нока ребенок решиться преступить к выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер – страх страха. Решиться рисовать – это значит непосредственно  соприкоснуться со страхом, встретиться  с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием удерживать его  в памяти до тех пор, пака он не будет  изображен на рисунке. Вместе с тем  осознанием условности изображением страха на рисунке уже само по себе способствует уменьшению его травмирующего звучания. В процессе рисования объект страха уже не представляет собой застывшее  психическое образование, поскольку  сознательно подвергается манипуляции  и творчески преобразуется в  художественный образ.

На следующем  занятии существенно присутствие  обоих родителей и других участвующих  в воспитании взрослых. Положительное  действие будет и от участия в  обсуждении рисунков в игре братьев  и сестер. Подобная эмоционально положительно настроенная группа повышает ответственность  за принимаемые решения о наличии  или  отсудствие страха и заодно действует мобоилизирующим образом. Беседе, как и в первый раз, предшествует игра, имеющая более динамичный, эмоционально насыщенный характер. Обычно в качестве такой эмоциональной разминки выступают пятнашки, преодоление каких-либо препятствий и игры с мячом.

Затем все  садятся полукругом  так, чтобы  удобно было рассматривать рисунки, находящиеся в руках психолога. Порядок предъявления для обсуждения рисунков не имеет особого значения.

Каждый  рисунок показывается всем присутствующим, с то время как ребенок рассказывает о том, что изображено на рисунке, то есть конкретизирует свой страх. Ранее  это было трудноосуществимым, страх  возникал от одного лишь представления  и не мог быть обозначен словами. Подобная преграда только повышала внутреннее напряжение и удерживала страх в  фиксированном состоянии. Теперь же ребенок достаточно свободно говорит  о страхе, осознанно управляя им в разговоре с человеком, которому он верит и может понять его  переживания.

После просмотра  первого рисунка следует реплика  психолога: «Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься его или  нет?» В дальнейшем фраза постепенно укорачивается: «Боишься или перестал?» - и ближе к концу звучит так: «Боишься – не боишься?» Все слова  произносятся ровным,  но не монотонным и, тем более не торопливым голосом. Скорее он имеет эмоционально приподнятый  и как бы «торжественный» оттенок. После каждого рисунка, вопроса  психолога и ответа ребенка выражается одобрение: «так», «хорошо», «что дальше?». Если положительного эффекта пока нет, то рисунок может быть отложен  без комментариев в сторону или  сопровождаться словами «ничего», «  всему свое время» и т.д.

После  окончания обсуждения страхов называются те рисунки, в отношении которых  достигнут положительный эффект. Автора нужно похвалить, дружески похлопать  по плечу, пожать руку, подарить игрушку. А так же нужно сказать, что  рисунки с его бывшими страхами останутся на все время у психолога, который таким образом, «принял» их к себе, освободив от них ребенка.

После обсуждения снова предлагается игра, в которой  все активно участвуют. Она имеет  подвижный характер, требует выдержки и содержит некоторый риск, например, игра в кегли, сражение на деревянных шпагах, стрельба из лука. Игра строится так,  чтоб ребенок обязательно  смог выиграть, что еще больше повышает его уверенность в себе. С согласия детей можно проиграть некоторые  из «только что «снятых с повестки дня» страхов, скажем, спрыгнуть с  тумбочки, пролезть через несколько  стульев, воспроизвести обстановку медицинского кабинете и т.д.

Информация о работе Коррекция детских страхов у детей дошкольного возраста