Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 12:21, курсовая работа
Диагностика и коррекция отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что нарушения в системе межличностных отношений ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Именно поэтому информация об особенностях развития детской личности в трудных, неблагоприятных условиях на том этапе ее генезиса, когда начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития конфликтных отношений и возможных способах своевременной диагностики и коррекции приобретает первостепенное значение.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………….6
1.1.Межличностные отношения в дошкольном возрасте ….…………..6
1.2.Методы диагностики межличностных отношений в детском коллективе………………………………………………………………….11
1.3.Методы коррекции межличностных отношений в детском коллективе………………………………………………………………….15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.....……………………………………..18
2.1.Изучение структуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..18
2.2.Коррекция межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..20
2.3.Анализ результативности работы……………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….25
Среди объективных методов, используемых в группе дошкольников, наиболее популярными являются: социометрия, метод наблюдения, метод проблемных ситуаций.
Уже в старшей группе детского сада существуют достаточно прочные избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства детей, а другие – менее. Обычно предпочтения одних детей перед другими связывают с понятием «лидерство».
Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются отношения дошкольника в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития. Положение детей в группе (степень их популярности или отверженности) в психологии выявляется социометрическими методами, которые позволяют выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей. В этих методиках ребенок в воображаемых ситуациях осуществляет выбор предпочитаемых и непредпочитаемых членов своей группы [1 , стр.98].
Одним из распространенных методов вскрывающих групповые межличностные отношения, является социометрический метод, предложенный американским психиатром Дж. Морено. Структура группы, выявленная с помощью этого метода, получила название социометрической структуры. Благодаря быстроте экспериментной процедуры и относительной легкости количественной обработки данных, этот метод широко применяют психологи всего мира при изучении детских групп [2, стр.89].
Т.А. Репина разработала и начиная с 1968г. широко использовала экспериментальную игру «Секрет». В основу ее положен социометрический эксперимент «выбор в действии». Методика заключается в том, что испытуемый по секрету дарит 3 детям из группы в соответствии со своим желанием подарки (прячет в шкафчики), предварительно определив степень их привлекательности. После того, как ребенок раскладывает подарки по шкафчикам, его просят обосновать свой первый выбор и высказать предположение об ожидаемых выборах.
Я.Л. Коломинский применял следующую шкалу статусных подгрупп:
1) подгруппа (звезды - 6 и более выборов);
2)- (принятые и предпочитаемые 3-5 выборов);
3)- (непринятые 1-2 выбора);
4)- (изолированные - 0).
Для изучения межличностных отношений в группе используются рисуночные методики.
Широко рисуночные методики известны за рубежом. Популярность этих методик Г.Т. Хоментаускас объясняет несколькими причинами:
1. Процесс рисования оказывает исключительное растормаживающее действие на ребенка, уменьшает напряжение, возникающее при психологическом обследовании, способствует установлению эмоционального контакта с ребенком.
2. Рисунки удобны в
применении: во-первых, ребенок как
бы сам фиксирует свои
3. Рисуночные методики - высокоинформативное
средство познания личности
4. Процесс рисования особенно
при изображении значимых для
ребенка ситуаций, обладает психотерапевтическом
действии. В рисунке ребенок как
бы избавляется от личного
напряжения, проигрывает возможные
решения ситуаций. Практическое
использование рисуночных
1.3. Методы коррекции межличностных отношений в детском коллективе
Благополучие межличностных отношений дошкольников зависит от умения устанавливать контакт взаимодействия и общения со сверстниками. Коллектив может влиять на индивидуальное развитие личности только тогда, когда положение ребенка в системе межличностных отношений благополучно.
Отношение ребенка к сверстнику можно увидеть в действиях направленных на него, которые ребенок проявляет в различных видах деятельности. Особое внимание необходимо обратить на ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игровую деятельность. Одним из главных методов, совершенствования межличностных отношений является социальная игра, которая включает в себя сюжетно-ролевые, коммуникативные игры и театральные. Игра является ведущим видом деятельности детей 3-7 лет. Играя, ребёнок начинает брать на себя определённую роль. В игре существуют два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения - это взаимоотношения детей как партнёров, товарищей, выполняющих общее дело. Социальная игра оказывает всесторонне воздействие на ребенка дошкольного возраста. Играя, дети познают окружающий мир, себя и сверстников, свое тело, изобретают, творят окружающее, а так же устанавливают отношения со сверстниками, при этом развиваются гармонично и целостно. Социальная игра способствует формированию межличностных отношений и общению между сверстниками, умственному развитию ребенка, совершенствованию познавательных процессов, развитию творческой активности детей [8, стр.25].
Межличностные отношения детей дошкольного возраста формируется наиболее эффективно, когда целенаправленным педагогическим средством выступает социальная игра, в ней ребенок овладевает правилами взаимоотношений со сверстниками, усваивает мораль общества, в котором он живет, таким образом, способствует взаимоотношению детей [7, стр.63].
Изучение динамики психологического конфликта показало, что независимо от особенностей такого конфликта ребенок не в состоянии разрешить его самостоятельно, не может полноценно развиваться ни как субъект деятельности, ни как личность. Такие дети требуют к себе особого, индивидуального подхода, нуждаются в помощи взрослого (психолога или педагога) по налаживанию полноценных отношений со сверстниками.
При разработке приемов коррекции необходимо учитывать:
1) социальную ситуацию развития ребенка: конкретные отношения со сверстниками группы, удовлетворенность ими, отношения с воспитателями и родителями;
2) оказание педагогической помощи ребенку не только в налаживании внешнего (делового) плана его отношений с другими детьми, но и в регулировании внутреннего (межличностных отношений) [10, стр.103].
Наряду со специальными играми большое значение в коррекции имеют приемы неигрового типа:
1. «Ритуальные действия»
(ритуалы приветствия и
2. Принятие групповых
решений. Многие решения в ходе
занятия принимают всей
3. Усиление понимания, сочувствия - приемы на умение слушать друг друга, объяснять свои чувства.
4. Формирование
В процессе совместной ролевой игры отношения детей и отношения к детям проявляются в том виде, как они воспринимаются самими детьми. Именно вследствие единства психологической природы общения и игры последняя может иметь высокий психотерапевтический эффект.
Психотерапевтические функции игры заключаются в том, что она может изменить отношение ребенка к себе и другим: изменить психическое самочувствие, социальный статус, способы общения в коллективе.
Помимо терапевтической игровая психотерапия выполняет также диагностическую и обучающую функции. Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий в межличностных отношениях, а обучающие - достижение более адекватной адаптации и социализации детей [8, стр.59].
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение структуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
С целью изучения структуры межличностных взаимоотношений в детском коллективе нами были проанализированы различные методы диагностики межличностных отношений (приложение 1).
Была выбрана и проведена социометрическая методика «Секрет». В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста. Всего в группе 22 человека. В исследование приняли участие посещающие на данный момент детский сад – 19 человек. Исследование проводилось в первой половине дня.
Перед началом исследования нами были подготовлены красочные открытки разной степени привлекательности и разного размера (большая, средняя, маленькая). Каждому ребенку из группы сказали «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». Ребенку дали три картинки и сказали: «Давай представим, что эти картинки твой секрет. Кому бы ты их доверил? Ты можешь дать тем детям, которым захочешь, только по одной «картинке-секрету» каждому. При беседе с ребенком результаты фиксировались в бланке (приложение 2).
Затем мы определяли статусное положение каждого и распределяли детей по условным статусным категориям: «звезда» - 5 и более выборов; «принятые» - 2-4 выборов; «непринятые» - 1 выборов; «изолированные» -0 выборов. Индекс изолированности не должен превышать 20%.
Кроме того был определён уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе (приложение 3).
Результаты диагностики показали низкий уровень благополучия взаимоотношений. Индекс изолированности был равен 21% (он не должен превышать 20 % процентов).
2.2. Коррекция межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста
Исходя из того, что результаты диагностики показали низкий уровень благополучия взаимоотношений, нами были подобраны и систематизированы игры, направленные на формирование доброжелательного отношения у дошкольников (приложение 4). Был подобран цикл занятий «Вместе весело шагать», целью которого является создание чувства принадлежности к группе, развитие коммуникативных навыков, умения понимать своё эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей. Содержание занятий представлено в приложении 5.
Коррекционный этап проводился в форме игровой терапии. Длительность одного игрового занятия составляет 40-50 минут. Смена видов коррекционной работы позволяет избежать проблемы переутомления детей на занятиях. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Всего было организовано 12 занятий.
В процессе игровой психокоррекции нами были использованы разнообразные игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию, рефлексии и контролю своего поведения, а также направлены на совершенствование операциональной стороны игровой деятельности детей, на осознавание детьми своего места в группе сверстников. Особое внимание во время коррекционных занятий уделялось изолированным детям. Им давали ведущие привлекательные роли, отмечалось их участие, успехи.
После проведения коррекционных занятий с детьми старшего дошкольного возраста был проведен контрольный эксперимент. Было организовано повторное исследование с помощью социометрической методики «Секрет» (приложение 6, приложение 7).
Результаты диагностики показали высокий уровень благополучия взаимоотношений. Индекс изолированности был равен 10.5% (не должен превышать 20%).
2.3. Анализ результативности работы
Результаты двух исследований можно отобразить в таблице :
Результаты Статус ребёнка |
октябрь 2012г (%) |
апрель 2013г (%) |
«Звёзды» |
31,6 |
31,6 |
«Принятые» |
15,8 |
42,1 |
«Непринятые» |
31,6 |
15,8 |
«Изолированные» |
21 |
10,5 |
Для того чтобы проследить динамику изменений в межличностных отношениях детей старшего дошкольного возраста в результате проведённых коррекционных занятий отобразим данные сравнительного анализа в диаграмме (рисуоки 1-2):
Рисунок 1 – Сравнение результатов двух экспериментов
Рисунок 2 – Благополучная и неблагополучная группы. Динамика октябрь-апрель
Как показал сравнительный анализ, в структуре группы после организации коррекционных занятий произошли изменения. Уменьшилось количество «изолированных» и «непринятых». Процент благополучия в группе составляет 73,6% (был 47,6%).
Таким образом, можно сделать вывод, что проведенное формирующее воздействие оказало положительное влияние на систему межличностных отношений в группе.
Информация о работе Коррекция межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста