Коррекция межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Диагностика и коррекция отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что нарушения в системе межличностных отношений ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Именно поэтому информация об особенностях развития детской личности в трудных, неблагоприятных условиях на том этапе ее генезиса, когда начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития конфликтных отношений и возможных способах своевременной диагностики и коррекции приобретает первостепенное значение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………….6
1.1.Межличностные отношения в дошкольном возрасте ….…………..6
1.2.Методы диагностики межличностных отношений в детском коллективе………………………………………………………………….11
1.3.Методы коррекции межличностных отношений в детском коллективе………………………………………………………………….15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.....……………………………………..18
2.1.Изучение структуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..18
2.2.Коррекция межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..20
2.3.Анализ результативности работы……………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

РАБОТА АПАНОВИЧ.docx

— 74.28 Кб (Скачать файл)

Среди объективных методов, используемых в группе дошкольников, наиболее популярными являются: социометрия, метод наблюдения, метод проблемных ситуаций.

Уже в старшей группе детского сада существуют достаточно прочные избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства детей, а другие – менее. Обычно предпочтения одних детей перед другими связывают с понятием «лидерство».

Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются отношения дошкольника в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития. Положение детей в группе (степень их популярности или отверженности) в психологии выявляется социометрическими методами, которые позволяют выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей. В этих методиках ребенок в воображаемых ситуациях осуществляет выбор предпочитаемых и непредпочитаемых членов своей группы [1 , стр.98].

Одним из распространенных методов вскрывающих групповые межличностные отношения, является социометрический метод, предложенный американским психиатром Дж. Морено. Структура группы, выявленная с помощью этого метода, получила название социометрической структуры. Благодаря быстроте экспериментной процедуры и относительной легкости количественной обработки данных, этот метод широко применяют психологи всего мира при изучении детских групп [2, стр.89].

Т.А. Репина разработала и начиная с 1968г. широко использовала экспериментальную игру «Секрет». В основу ее положен социометрический эксперимент «выбор в действии». Методика заключается в том, что испытуемый по секрету дарит 3 детям из группы в соответствии со своим желанием подарки (прячет в шкафчики), предварительно определив степень их привлекательности. После того, как ребенок раскладывает подарки по шкафчикам, его просят обосновать свой первый выбор и высказать предположение об ожидаемых выборах.

Я.Л. Коломинский применял следующую шкалу статусных подгрупп:

1) подгруппа (звезды - 6 и более  выборов);

2)- (принятые и предпочитаемые 3-5 выборов);

3)- (непринятые 1-2 выбора);

4)- (изолированные - 0).

Для изучения межличностных отношений в группе используются рисуночные методики.

Широко рисуночные методики известны за рубежом. Популярность этих методик Г.Т. Хоментаускас объясняет несколькими причинами:

1. Процесс   рисования  оказывает   исключительное растормаживающее действие на ребенка, уменьшает напряжение, возникающее при психологическом обследовании, способствует установлению эмоционального контакта с ребенком.

2. Рисунки удобны в  применении: во-первых, ребенок как  бы сам фиксирует свои действия  при помощи карандаша, движения  мысли. Это дает возможность психологу  больше обращать внимание на  изменения эмоционального состояния  исследуемого, отмечать особенности  процесса рисования.

3. Рисуночные методики - высокоинформативное  средство познания личности ребенка, отражающее то, как ребенок воспринимает  себя и других, какие чувства  он переживает.

4. Процесс рисования особенно  при изображении значимых для  ребенка ситуаций, обладает психотерапевтическом  действии. В рисунке ребенок как  бы избавляется от личного  напряжения, проигрывает возможные  решения ситуаций. Практическое  использование рисуночных методик  требует детального изучения  опыта их применения и главное  критического осмысливания принципов интерпретаций рисунков [5, стр.25].

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Методы коррекции межличностных отношений в детском коллективе

 

Благополучие межличностных отношений дошкольников зависит от умения устанавливать контакт взаимодействия и общения со сверстниками. Коллектив может влиять на индивидуальное развитие личности только тогда, когда положение ребенка в системе межличностных отношений благополучно.

Отношение ребенка к сверстнику можно увидеть в действиях направленных на него, которые ребенок проявляет в различных видах деятельности. Особое внимание необходимо обратить на ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игровую деятельность. Одним из главных методов, совершенствования межличностных отношений является социальная игра, которая включает в себя сюжетно-ролевые, коммуникативные игры и театральные. Игра является ведущим видом деятельности детей 3-7 лет. Играя, ребёнок начинает брать на себя определённую роль. В игре существуют два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения - это взаимоотношения детей как партнёров, товарищей, выполняющих общее дело. Социальная игра оказывает всесторонне воздействие на ребенка дошкольного возраста. Играя, дети познают окружающий мир, себя и сверстников, свое тело, изобретают, творят окружающее, а так же устанавливают отношения со сверстниками, при этом развиваются гармонично и целостно. Социальная игра способствует формированию межличностных отношений и общению между сверстниками, умственному развитию ребенка, совершенствованию познавательных процессов, развитию творческой активности детей [8, стр.25].

Межличностные отношения детей дошкольного возраста формируется наиболее эффективно, когда целенаправленным педагогическим средством выступает социальная игра, в ней ребенок овладевает правилами взаимоотношений со сверстниками, усваивает мораль общества, в котором он живет, таким образом, способствует взаимоотношению детей [7, стр.63].

Изучение динамики психологического конфликта показало, что независимо от особенностей такого конфликта ребенок не в состоянии разрешить его самостоятельно, не может полноценно развиваться ни как субъект деятельности, ни как личность. Такие дети требуют к себе особого, индивидуального подхода, нуждаются в помощи взрослого (психолога или педагога) по налаживанию полноценных отношений со сверстниками.

При разработке приемов коррекции необходимо учитывать:

1) социальную ситуацию развития ребенка: конкретные отношения со сверстниками группы, удовлетворенность ими, отношения с воспитателями и родителями;

2) оказание педагогической помощи ребенку не только в налаживании внешнего (делового) плана его отношений с другими детьми, но и в регулировании внутреннего (межличностных отношений) [10, стр.103].

Наряду со специальными играми большое значение в коррекции имеют приемы неигрового типа:

1. «Ритуальные действия» (ритуалы приветствия и прощания; групповое пение; обмен впечатлениями  после игры).

2. Принятие групповых  решений. Многие решения в ходе  занятия принимают всей группой; дети сами решают, когда надо  закончить игру и перейти к  другой, сами распределяют роли.

3. Усиление понимания, сочувствия - приемы на умение слушать  друг друга, объяснять свои чувства.

4. Формирование самостоятельности  группы. Прием основан на выходе  ведущего-психолога из группы, когда  детям предоставляется полная  свобода действий, причем они  не могут обратиться к взрослому  за помощью и все ответственные  решения должны принимать самостоятельно.

В процессе совместной ролевой игры отношения детей и отношения к детям проявляются в том виде, как они воспринимаются самими детьми. Именно вследствие единства психологической природы общения и игры последняя может иметь высокий психотерапевтический эффект.

Психотерапевтические функции игры заключаются в том, что она может изменить отношение ребенка к себе и другим: изменить психическое самочувствие, социальный статус, способы общения в коллективе.

Помимо терапевтической игровая психотерапия выполняет также диагностическую и обучающую функции. Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий в межличностных отношениях, а обучающие - достижение более адекватной адаптации и социализации детей [8, стр.59].

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

2.1. Изучение структуры межличностных отношений детей  старшего дошкольного возраста

 

С целью изучения структуры межличностных взаимоотношений в детском коллективе нами были проанализированы различные методы диагностики межличностных отношений (приложение 1).

Была выбрана и проведена социометрическая методика «Секрет». В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста. Всего в группе 22 человека. В исследование приняли участие посещающие на данный момент детский сад – 19 человек. Исследование проводилось в первой половине дня.

 Перед началом исследования  нами были подготовлены красочные открытки разной степени привлекательности и разного размера (большая, средняя, маленькая). Каждому ребенку из группы  сказали «Сегодня дети  вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». Ребенку дали три картинки  и сказали: «Давай представим, что эти  картинки твой секрет. Кому бы ты их доверил? Ты можешь дать тем  детям, которым захочешь, только по одной «картинке-секрету» каждому. При беседе с ребенком результаты фиксировались в бланке (приложение 2).

Затем мы определяли статусное положение каждого и распределяли детей по условным статусным категориям: «звезда» - 5 и более выборов; «принятые» - 2-4 выборов; «непринятые» - 1 выборов; «изолированные» -0 выборов. Индекс изолированности не должен превышать 20%.

Кроме того был определён уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе (приложение 3).

Результаты диагностики показали низкий уровень благополучия взаимоотношений. Индекс изолированности был равен 21% (он не должен превышать 20 % процентов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Коррекция межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста

 

Исходя из того, что результаты диагностики показали низкий уровень благополучия взаимоотношений, нами были подобраны и систематизированы игры, направленные на формирование доброжелательного отношения у дошкольников (приложение 4). Был подобран цикл занятий «Вместе весело шагать», целью которого является создание чувства принадлежности к группе, развитие коммуникативных навыков, умения понимать своё эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей. Содержание занятий представлено в приложении 5.

Коррекционный этап проводился в форме игровой терапии. Длительность одного игрового занятия составляет 40-50 минут. Смена видов коррекционной работы позволяет избежать проблемы переутомления детей на занятиях. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Всего было организовано 12 занятий.

В процессе игровой психокоррекции нами были использованы разнообразные игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию, рефлексии и контролю своего поведения, а также направлены на совершенствование операциональной стороны игровой деятельности детей, на осознавание детьми своего места в группе сверстников. Особое внимание во время коррекционных занятий уделялось изолированным детям. Им давали ведущие привлекательные роли, отмечалось их участие, успехи.

После проведения коррекционных занятий с детьми старшего дошкольного возраста был проведен контрольный эксперимент. Было организовано повторное исследование с помощью социометрической методики «Секрет» (приложение 6, приложение 7).

Результаты диагностики показали высокий уровень благополучия взаимоотношений. Индекс изолированности был равен 10.5% (не должен превышать 20%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Анализ результативности работы

 

Результаты двух исследований можно отобразить в таблице :

 

          Результаты 

Статус ребёнка

октябрь  2012г

(%)

апрель 2013г

(%)

«Звёзды»

31,6

31,6

«Принятые»

15,8

42,1

«Непринятые»

31,6

15,8

«Изолированные»

21

10,5


 

Для того чтобы проследить динамику изменений в межличностных отношениях детей старшего дошкольного возраста в результате проведённых коррекционных занятий  отобразим данные сравнительного анализа в диаграмме (рисуоки 1-2):

 

Рисунок 1 – Сравнение  результатов двух экспериментов

 

Рисунок 2 – Благополучная и неблагополучная группы. Динамика октябрь-апрель

 

Как показал сравнительный анализ, в структуре  группы после организации коррекционных занятий произошли изменения. Уменьшилось количество «изолированных» и «непринятых».  Процент благополучия в группе составляет 73,6% (был 47,6%).

Таким образом, можно сделать вывод, что проведенное формирующее воздействие оказало положительное влияние на систему межличностных отношений в группе.

Информация о работе Коррекция межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста