Корреляция и причинность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:53, контрольная работа

Краткое описание

Мы обсуждаем чрезвычайно важное понятие корреляции и причинности. Именно эти понятия лежат в основе статистических выводов, направленных на анализ зависимостей и взаимозависимостей, что является решающим для применения статистических методов на практике. Действительно, сила статистических методов состоит в том, что они позволяют исследовать зависимость факторов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Понятие корреляции…………………………………………………………..4
2.Виды корреляций………………………………………………………………5
3.Понятие причинности…………………………………………………………6
4. Виды причинности……………………………………………………………7
Заключение………………………………………………………………………10
Список литературы………………………………………………………………11

Вложенные файлы: 1 файл

корр.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)


ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет»

Кызылский педагогический институт

Кафедра психологии и педагогики развития личности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: « Общая и экспериментальная психология»

Тема: Корреляция  и причинность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Выполнила:Монгуш Сайлык 1 курс ППО

Проверила: асс.Фрокол А.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кызыл 2012

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

1.Понятие корреляции…………………………………………………………..4

2.Виды корреляций………………………………………………………………5

3.Понятие причинности…………………………………………………………6

4. Виды причинности……………………………………………………………7

Заключение………………………………………………………………………10

Список литературы………………………………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

КОРРЕЛЯЦИЯ (от позднелат. correlatio - соотношение) - термин, применяемый в различных областях знания, в том числе и в психологии, для обозначения взаимного соотношения, соответствия понятий и явлений.

Причинность - (каузальность; от лат. causa — причина) — определенное внутреннее отношение между явлениями, такая их связь, при которой всякий раз за одним следует другое. Причина — это явление, вызывающее к жизни другое явление; результат действия причины — следствие.

Мы обсуждаем чрезвычайно важное понятие корреляции и причинности. Именно эти понятия лежат в основе статистических выводов, направленных на анализ зависимостей и взаимозависимостей, что является решающим для применения статистических методов на практике. Действительно, сила статистических методов состоит в том, что они позволяют исследовать зависимость факторов.

Усиление интереса в  психологической науке к потенциалу корреляционного анализа обусловлено  целым рядом причин. Во-первых, становится допустимым изучение широкого круга  переменных, экспериментальная проверка которых затруднена или невозможна. Ведь по этическим соображениям, к примеру, нельзя провести экспериментальные исследования самоубийств, наркомании, деструктивных родительских воздействий, влияния авторитарных сект. Во-вторых, возможно получение за короткое время ценных обобщений данных о больших количествах исследуемых лиц. В-третьих, известно, что многие феномены изменяют свою специфику во время строгих лабораторных экспериментов. А корреляционный анализ предоставляет исследователю возможность оперировать информацией, полученной в условиях, максимально приближенных к реальным. В-четвертых, осуществление статистического изучения динамики той или иной зависимости нередко создает предпосылки к достоверному прогнозированию психологических процессов и явлений.

Однако следует иметь в виду, что применение корреляционного метода связано и с весьма существенными принципиальными ограничениями.

Люди часто путают корреляцию с причинной связью. Так  современные корреляционные методики могут наводить на мысль о причинно-следственных связях.

Необходимо запомнить: наличие корреляций не является показателем  выраженности и направленности причинно-следственных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие корреляции

Термин "корреляция" впервые  применил французский палеонтолог  Ж. Кювье, который вывел "закон  корреляции частей и органов животных" (этот закон позволяет восстанавливать по найденным частям тела облик всего животного). В статистику указанный термин ввел в 1886 году английский биолог и статистик Френсис Гальтон (не просто связь - relation, а "как бы связь" - co-relation). Однако точную формулу для подсчёта коэффициента корреляции разработал его ученик - математик и биолог - Карл Пирсон (1857 - 1936).

Корреляционным называется исследование, проводимое для подтверждения или  опровержения гипотезы о статистической связи между несколькими (двумя и более) переменными. В психологии переменными могут выступать психические свойства, процессы, состояния и др.

"Корреляция" в прямом переводе  означает "соотношение". Если изменение  одной переменной сопровождается  изменением другой, то можно говорить о корреляции этих переменных. Наличие корреляции двух переменных ничего не говорит о причинно-следственных зависимостях между ними, но дает возможность выдвинуть такую гипотезу. Отсутствие же корреляции позволяет отвергнуть гипотезу о причинно-следственной связи переменных. Различают несколько интерпретаций наличия корреляционной связи между двумя измерениями:

1. Прямая корреляционная  связь. Уровень одной переменной  непосредственно соответствует  уровню другой. Примером является закон Хика: скорость переработки информации пропорциональна логарифму от числа альтернатив. Другой пример: корреляция высокой личностной пластичности и склонности к смене социальных установок.

2. Корреляция, обусловленная  третьей переменной. Две переменные (а, с) связаны одна с другой через третью (в), не измеренную в ходе исследования. По правилу транзитивности, если есть R (а, Ь) и R (Ь, с), то R (а, с). Примером подобной корреляции является установленный психологами США факт связи уровня интеллекта с уровнем доходов. Если бы такое исследование проводилось в сегодняшней России, то результаты были бы иными. Очевидно, все дело в структуре общества. Скорость опознания изображения при быстром предъявлении и словарный запас испытуемых также положительно коррелируют. Скрытой переменной, обусловливающей эту корреляцию, является общий интеллект.

3. Случайная корреляция, не обусловленная никакой переменной.

4. Корреляция, обусловленная  неоднородностью выборки. Представим  себе, что выборка, которую мы  будем обследовать, состоит из двух однородных групп. Например, мы хотим выяснить, связана ли принадлежность к полу с уровнем экстраверсии. Считаем, что "измерение" пола трудностей не вызывает, экстраверсию же измеряем с помощью опросником Айзенка ETI-1. У нас две группы: мужчины-математики и женщины-журналистки.

 

2. Виды корреляций

Виды корреляционной связи между измеренными переменными  могут быть различны: так корреляция бывает линейной и нелинейной, положительной  и отрицательной. Она линейна, если с увеличением или уменьшением одной переменной, вторая переменная также растёт, либо убывает. Она нелинейная, если при увеличении одной величины характер изменения второй не линеен, а описывается другими законами (полиномиальная, гиперболическая).

Если повышение уровня одной переменной сопровождается повышением уровня другой, то речь идет о положительной корреляции. Чем выше личностная тревожность, тем больше риск заболеть язвой желудка. Возрастание громкости звука сопровождается ощущением повышения его тона.

Если рост уровня одной переменной сопровождается снижением уровня другой, то мы имеем дело с отрицательной корреляцией. По данным Зайонца, число детей в семье отрицательно коррелирует с уровнем их интеллекта. Чем боязливей особь, тем меньше у нее шансов занять доминирующее положение в группе.

Нулевой называется корреляция при  отсутствии связи переменных.

В психологии практически нет примеров строго линейных связей (положительных  или отрицательных). Большинство связей - нелинейные. Классический пример нелинейной зависимости - закон Йеркса - Додсона: возрастание мотивации первоначально повышает эффективность научения, а затем наступает снижение продуктивности (эффект "перемотивации"). Другим примером является связь между уровнем мотивации достижений и выбором задач различной трудности. Лица, мотивированные надеждой на успех, предпочитают задания среднего диапазона трудности - частота выборов на шкале трудности описывается колоколообразной кривой.

Примеры распределений  испытуемых в пространстве двух признаков.

а) строгая положительная корреляция, б) сильная положительная корреляция, в) слабая положительная корреляция, г) нулевая корреляция, д) отрицательная корреляция, е) строгая отрицательная корреляция, ж) нелинейная корреляция, з) нелинейная корреляция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Понятие причинности

Причинность - (каузальность; от лат. causa — причина) — определенное внутреннее отношение между явлениями, такая их связь, при которой всякий раз за одним следует другое. Причина — это явление, вызывающее к жизни другое явление; результат действия причины — следствие.

Т.В. Корнилова подчёркивает, что  проблема психологической причинности  «тесно связана с теоретическими установками и методологическими  позициями авторов относительно создания психологического объяснения». Поэтому психологическая причинность формулируется в рамках психологических теорий, а в экспериментальных условиях строятся экспериментальные модели, в которых репрезентируется «теоретически полагаемая связь между переменными, в разной степени полноты представляющая изучаемую реальность».

 Причинность как категория теории - на данном уровне причинность выступает как основание для построения и развития психологической теории. Т.В. Корнилова отмечает, что «не всякая система взглядов на психологическую реальность может получить статус теории», одним из критериев теоретического знания выступает следование научным нормативам, сложившимся к определённому моменту развития науки, одни из таких нормативов представлен в возможности «выделения из теории следствий проверяемых опытным путём».

Рассматривая категорию причинности  на уровне психологической теории, можно выделить её основные виды, реализующиеся  при объяснении обусловленности  поведения человека.

Рассматривая категорию причинности  применительно к психической  жизни, К. Левин выделил три вида причинности:

1) Историческая - причинность, связанная  с объяснением настоящего через  события прошлого;

2) Телеологическая - Объяснение  настоящего через призму представления  субъекта о будущем, реализуемых  в его жизненных целях дальних мотивациях;

3) Синхроническая - причинность предполагает системную взаимосвязь всех одновременных событий в их связях и опосредствованиях, будущее и прошлое содержится в структуре настоящего. Это отражается в принципе «здесь и теперь», представляющего «синхроническую причинность как взаимосвязанность».

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Виды причинности

 «Сущность любой психологической  теории, - как отмечает А.Б. Орлов, - особенно отчетливо проявляется  при решении вопроса о причинах  движущих силах поведения», ответ,  на данный вопрос, по мнению автора, «составляет один из краеугольных камней каждой психологической теории - теории мотивации поведения». Изучение мотивации, по мнению В.И. Чиркова - это анализ причин и факторов, которые «инициируют и энергетизируют активность человека, а так же направляют, поддерживают и приводят к завершению определённый поведенческий акт». Термин мотивация обозначает совокупность всех детерминант поведения субъекта.

Таким образом, в определении понятия  мотивации эксплицитно представлена схема причинности: причина (мотив) - следствие (поведение). На примере данного понятия, путём абстрагирования от содержательного наполнения той или иной психологической теории, на наш взгляд, представляется возможным рассмотрение и анализ схемы причинности и основных типов её проявления.

 Причинность в психологии  реализуется в двух основных категориях:

- Потребность. Потребность  выступает как внутренний побудитель, «двигатель поведения», реализуя, таким образом, побудительную функцию мотивации.

- Цель. Цель рассматривается как векторная образующая, в соответствии которой строится поведение субъекта. Цель выполняет направляющую функцию мотивации.

Подобное рассмотрение детерминации поведения, по мнению К. Левина, составляет сущность диахронического аспекта анализа. Данный аспект предполагает историческую схему причинности, подразумевающую «обусловленность настоящего событиями прошлого», и телеологическую схему причинности, объясняющей настоящее «через призму представлений субъекта о будущем», что реализуется в его целях.

Подход К.Левина к определению  детерминации поведения субъекта исходит  из общеметодологических принципов  «системности, целостности поведения  и его детерминант, реализованным в ней». Реализация данных принципов в теории К.Левина осуществлялась «за счёт поляризации субъективных (динамических) и объективных (динамических и направляющих) детерминант поведения и одновременного фиксирования их в определённой системе, вне которой эти детерминанты не имеют самостоятельного (автономного) существования». Таким образом, в концепции К.Левина представлена системная (синхроническая) схема причинности, подразумевающая зависимость события от множества одновременных ситуаций.

В.А. Петровский анализирует диахроническую и синхроническую схемы причинности  в контексте целеполагающего и целенаправленного компонентов активности субъекта, единство которых определяет его деятельность. Целенаправленность, отмечает автор, - момент осуществления деятельности, «реализует наличную потребность индивида» и потому требует рассмотрения в синхроническом аспекте в виде процесса деятельности - развёрнутого во времени превращения «системных свойств элементов наличной ситуации деятельности в собственные свойства её продукта, воплощающего её исходную цель». В процессе деятельности, по мнению В.А. Петровского, происходит «актуализация потенциальных свойств, содержащихся во внешних и внутренних условиях, характеризующих как самого индивида, так и его социально - предметное окружения».

Информация о работе Корреляция и причинность