Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 19:34, контрольная работа
Трансакционный анализ Эрика Берна представляет собой разработанную систему, в основании которой лежит представление о сознании человека как слиянии трех состояний «Я»:
• Родитель;
• Взрослый;
• Ребенок.
Герберт Спенсер (1820-1903)
Герберт Спенсер – английский философ и социолог, идеолог социал-дарвинизма, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма родился 27 апреля 1820 года в городе Дерби, графство Дербишир, Великобритания.
Во взглядах Спенсера соединились эволюционизм, принцип невмешательства и концепция философии как обобщения всех наук, а также другие идейные течения его времени. Отсутствие систематического образования и нежелание изучать труды предшественников привели к тому, что Спенсер черпал знания из тех источников, с которыми ему случилось познакомиться.
Ключом к его системе объединённой науки является работа «Основные начала» (1862), в первых главах которой утверждается, что мы ничего не можем знать о последней реальности. Это «непознаваемое» выходит за пределы научного исследования, а религия просто пользуется метафорой, чтобы хоть как-то его представить и иметь возможность поклоняться этой «вещи в себе». Во второй части труда излагается космическая теория эволюции (теория прогресса), которую Спенсер считает универсальным принципом, лежащим в основе всех областей знания и их суммирующим.
Глобальный эволюционизм, всеобщие законы эволюции, разработанные Спенсером в «Основных началах», распространяются им и на область биологии, психологии, социологии, этики (привело его к их биологизации).
Наибольшую научную ценность представляют его исследования по социологии, в том числе два других его трактата: «Социальная статика» (1851) и «Социологические исследования» (1872) и восемь томов, содержащие систематизированные социологические данные, «Описательная социология» (1873-1881).
Спенсер – основатель «органической школы» в социологии. Общество, с его точки зрения, – это эволюционирующий организм, подобный живому организму, рассматриваемому биологической наукой. Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства.
Георг Спенсер умер 8 декабря 1903 года в Брайтоне, Великобритания.
Эрих Фромм (1900-1980)
Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года во Франкфурте-на-Майне в еврейской семье. Во Франкфурте Фромм посещал школу, в которой преподавались основы вероучения и религиозные традиции. Но он не стал продолжать изучение религии, а отправился в Гейдельберг заниматься психологией и социологией.
Фромм окончил Франкфуртский университет. После получения в 1922 году степени доктора философии в Гейдельбергском университете он был приглашен специализироваться в области психоанализа сначала в Мюнхенский университет, а позднее в знаменитый Берлинский психоаналитический институт. В 1933 году Фромм переехал в США, где он вначале стал лектором Чикагского психоаналитического института, в котором работала и Карен Хорни.
Движущими силами развития личности являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма, – потребности в укоренении и в индивидуализации. Если потребность в укоренении заставляет человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими его членами, строить общую с ними систему ориентиров, идеалов и убеждений, то потребность в индивидуализации, напротив, толкает человека к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества. Эти две потребности способствуют возникновению внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека, который всегда тщетно стремится каким-то образом соединить эти противоположные тенденции в своей жизни. 7
Стремление человека примирить эти потребности, с точки зрения Фромма, становится двигателем не только индивидуального развития, но и общества в целом, так как все социальные формации, которые создаются человеком, являются как раз попытками уравновесить эти стремления.
Для избежания внутри личностного конфликта человек прибегает к психологической защите, которая примиряет его с самим собой и с обществом.
Два способа реализации своей внутренней природы – способ быть и способ иметь. Люди, которые живут, чтобы иметь, ориентированы на внешнюю сторону своего развития, на укорененность в обществе. Для них главное – показать свою индивидуальность, свое значение. Развитие по принципу быть характеризуется внутренней свободой и уверенностью человека в себе. Для этих людей главное – не продемонстрировать обладание знанием, религиозностью, властью или любовью, но быть, чувствовать себя любящими, религиозными, знающими людьми. В этом и реализуется индивидуальность человека, его понимание своей самоценности.
«Бегство от свободы» (1941), «Человек как он есть (1947), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973), «Иметь или быть» (1976) – самые известные работы Фромма.
Карен Хорни (1885-1952)
Карен Хорни родилась 16 сентября 1885 года в Гамбурге в протестантской семье.
Психолог и психопатолог. Работала в Психоаналитическом институте в Берлине. В 1932 эмигрировала в США, став там одним из основателей неофрейдизма. Ее взгляды сложились во многом под влиянием американской культурной антропологии (устанавливающей связь формы невроза с формой культуры), а также учения А. Адлера о "комплексе неполноценности" и "принципе компенсации" как основе психической динамики. Широкая известность Xорни была связана с тем, что она в числе первых психопатологов обратилась от изучения классических форм неврозов к изучению новейших видов патологии в совр. обществе. Формы неврозов по Xорни, определяются избранной индивидом позицией или формой защиты по отношению к изначально враждебной ему среде (в духе социального бихевиоризма невроз выступает здесь прежде всего как форма поведения). Таковы, направления, позиции бегства от общества, конформистского подчинения, стремления к власти. Позднее ею разработано более сложное психодинамическое учение, причем главным источником невроза признается разрыв между реальным положением индивида в обществе и созданным им своим идеализированным внутр. образом (как неадекватной формой социальной защиты). Хорни широко вводит в психиатрию понятие отчуждения.
Решение заняться медициной, достаточно необычное для женщин того времени, Карен приняла под влиянием матери. Образование она получала в Берлинском университете. Там она познакомилась с берлинским юристом Оскаром Хорни и в 1909 году вышла за него замуж. В университете Карен занималась психиатрией и психоанализом и в 1913 году окончила его лучшей студенткой в группе.
В том же 1913 году Карен Хорни получила степень доктора медицины и к тридцати годам стала одним из самых признанных преподавателей в Берлинском институте психоанализа. За основу своих взглядов она взяла теории Зигмунда. Фрейда, хотя и смотрела на них критически.
Основные положения социокультурной теории личности Хорни:
Хорни подчеркивала доминирующее влияние общества, социального окружения на развитие личности человека. Она также доказывала, что развитие не предопределено только врожденными инстинктами, человек может изменяться и продолжать свое развитие в течение жизни, поэтому не существует фатальной обреченности на невроз, о которой говорил Фрейд. Хорни утверждала, что есть четкая грань между нормой и патологией и потому есть надежда на полное выздоровление даже у невротизированных людей. Разработанная ею концепция нашла отражение во многих ее работах, и прежде всего в книгах «Новые пути в психоанализ» (1939) и «Невроз и развитие человека» (1950).
Хорни выделяла два вида тревоги – физиологическую (связана со стремлением ребенка удовлетворить свои насущные потребности) и психологическую (связано с развитием адекватности «образа Я»).
Введение понятия «образа Я» – одно из важнейших открытий Хорни. Этот образ состоит из двух частей – знания о себе и отношения к себе. При этом в норме адекватность «образа Я» связана с его когнитивной частью, т. е. со знаниями человека о себе самом, которые должны отражать его реальные способности и стремления. В то же время отношение к себе должно быть позитивным.
Существует несколько «образов Я»:
В идеале эти три «образа Я» должны совпадать между собой, только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам.
Невротические потребности – это своего рода защитный механизм против тревоги. Хорни насчитывала 10 подобных невротических потребностей, включая сюда потребность в любви и привязанности, стремление к успеху и самостоятельности. Позднее она объединяет их в 3 большие группы:
Список использованной литературы
Семёнов В. А. «Диалектический метод» в конфликтологии Р. Дарендорфа. aconflict.ru
Де Бройль Л. Жизнь и труды Гендрика Антона Лорентца // Де Бройль Л. По тропам науки. — М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1962. — С. 9—39.
1 Трансакционный анализ в психотерапии / Пер. с англ. А. А. Грузберга. — М.: Эксмо, 2009. — 416 с
3 Козер Л. А. Функции социального конфликта / Пер. с англ. О. Назаровой; Под общ. ред. Л. Г. Ионина. — Москва: Дом интеллектуальной книги: Идея-пресс, 2000. — 295 с.
4 Левин К. Разрешение социальных конфликтов / [Пер. с англ. И. Ю. Авидон]. — СПб.: Речь, 2000.
5 Лоренц К. Агрессия (так называемое зло) – М.: Прогресс, 1994 – 272 с.
Де Бройль Л. Жизнь и труды Гендрика Антона Лоренца // Де Бройль Л. По тропам науки. — М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1962. — С. 9—39.
6 Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений. – М., 1990
7 Фромм Э. Иметь или быть. – М., 1996
8 Хорни К. Ваши внутренние конфликты. – СПб: Лань, 1997
Информация о работе Краткое алгоритмическое описание конфликтологических теорий