Краткое алгоритмическое описание конфликтологических теорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 19:34, контрольная работа

Краткое описание

Трансакционный анализ Эрика Берна представляет собой разработанную систему, в основании которой лежит представление о сознании человека как слиянии трех состояний «Я»:
• Родитель;
• Взрослый;
• Ребенок.

Вложенные файлы: 1 файл

Konfliktologia_15_aprelya (4).doc

— 368.50 Кб (Скачать файл)

Теория социального конфликта Дарендорфа: конфликт является естественным результатом любой системы управления. Суть социального конфликта заключается в различии социальных позиций и ролей в обществе: у одних есть власть и право управлять, у других таких привилегий нет. В результате обострение противоречий внутри общества может быть обусловлено рядом причин: диспропорция в распределении власти и отсутствие свободных каналов перераспределения власти.

Однако конфликты в обществе можно регулировать и управлять ими. Для этого существуют социальные институты, которые вырабатывают правила поведения для конфликтующих сторон. Преодоление конфликта подразделяется на несколько этапов: осознание своих интересов противоположными группами, объединение и перераспределение власти. Итогом любой конфликтной ситуации становятся социальные изменения в обществе.

В книге «Общество и демократия в Германии» (1969) Дарендорф описывает политический спектр Германии конца XIX – начала XX в.

Ральф Дарендорф умер в Кельне 17 июня 2009 года.

Свой подход к теории конфликта ученый разрабатывал в двух направлениях. Дарендорф приобрел известность прежде всего как теоретик либерализма, настаивающий на желательности изменений и реформ ради улучшения жизненных перспектив граждан. Такие его работы, как Новая свобода (1975), Жизненные перспективы (1979), Закон и порядок (1985), а также многочисленные статьи (часть которых включена в книгу Фрагменты нового либерализма (1987) развивают концепцию либерализма, соединяющего внимание к гражданским правам с потребностями развития экономики и ростом чувства социальной солидарности. Идеи Дарендорфа нашли свое практическое воплощение в Нюрнбергском манифесте Свободных немецких демократов (1969), в программных документах Либерального интернационала (Будущие задачи либерализма, 1988), а также у британских либеральных демократов, заключивших союз с т.н. «новыми лейбористами» (Обеспечение благосостояния и социальная сплоченность в свободном обществе, 1985).

 Дарендорф попытался выяснить, какие условия вызывают конфронтацию в группах людей, а также какие условия влияют на остроту конфликта, и пришёл к выводу, что:

1. чем скорее люди начнут осознавать  свои права, обязательства и интересы, тем с большей вероятностью  произойдет конфликт;

2.чем больше распределение авторитета связано с распределением других вознаграждений, тем острее течение конфликта;

3. чем меньше взаимопонимания  и взаимозаинтересованости между  подчиненными и господствующими  группами, тем острее конфликт;

4. чем ниже социальный уровень  жизни людей, тем более насильственным может быть протекание конфликта;

5. чем меньше способность конфликтных  групп к продуктивному общению, тем более насильственным может  быть протекание конфликта;

6. чем острее протекание конфликта, тем больше он сможет вызвать  структурных изменений.

Другим направлением работы Дарендорфа по развитию теории конфликта был анализ обществ, в частности анализ ключевых исторических событий с точки зрения их воздействия на общества. В книге Общество и демократия в Германии (1966) аналитической и эмпирической проверке подвергаются либеральные теории, ориентированные на проблематику конфликта.

Конфликтная модель общества Р. Дарендорфа:

  • постоянные социальные изменения в обществе, переживание социального конфликта;
  • любое общество опирается на принуждение одних его членов другими = неравенство социальных позиций по отношению к распределению власти;
  • разница в социальном положении различных социальных групп и индивидов вызывает взаимные трения, противоречия = как результат — изменение социальной структуры самого общества. 2

 

Георг Зиммель (1858-1918)

 

Георг Зиммель – немецкий философ и социолог, один из главных представителей поздней «философии жизни» родился 1 марта 1858 года в городе Берлин, Германия.

Как философа Зиммеля обычно относят к академической ветви «философии жизни», в его работах есть также черты неокантианства (его диссертация посвящена Канту). Автор работ по философии истории, этике, в последний период работал над трудами по эстетике и философии культуры. В социологии Зиммель – создатель теории социального взаимодействия. Зиммеля относят к основоположникам конфликтологии (см. также теория социального конфликта).

По Зиммелю, жизнь есть поток переживаний, но сами эти переживания культурно-исторически обусловлены. Как процесс непрерывного творческого становления, жизненный процесс неподвластен рассудочно-механическому познанию. Только через непосредственное переживание событий истории, многообразных индивидуальных форм реализации жизни в культуре и интерпретацию на основе этого переживания прошлого можно постичь жизнь. Исторический процесс, по Зиммелю, подчиняется «судьбе», в отличие от природы, в которой господствует закон причинности. В этом понимании специфики гуманитарного знания Зиммель близок выдвинутым Дильтеем методологическим принципам.

Георг Зиммель умер 28 сентября 1918 года в Страсбурге от рака печени.

Чистая (формальная) социология изучает формы обобществления, которые существуют в любом из исторически известных обществ, относительно устойчивые и повторяющиеся формы межчеловеческих взаимодействий. Формы социальной жизни – это господство, подчинение, соперничество, разделение труда, образование партий, солидарность и т. д. Все эти формы воспроизводятся, наполняясь соответствующим содержанием, в различного рода группах и социальных организациях, как государство, религиозное общество, семья, экономическое объединение и т. д. Зиммель считал, что чистые формальные понятия имеют ограниченную ценность, а сам проект Ф. с. лишь тогда может быть реализован, когда эти выявленные чистые формы социальной жизни будут наполнены историческим содержанием.

Георг Зиммель - современник и соотечественник Вебера - специально занялся разработкой теории конфликта, исходя при этом не только из ее социальной значимости, но и позитивной ценности как стимулирующего фактора. Именно Зиммель ввел в научный оборот термин «социология конфликта». Его фундаментальный труд - «Социальная дифференциация». В нем обстоятельно проанализированы «чистые формы социализации», весь процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, ценностей и норм. В ряду «чистых форм2 значится и конфликт как одно из проявлений разногласия, объединяющих противоборствующие и вместе тем взаимосвязанные стороны.

Основные формы социальной жизни:

  • социальные процессы – к ним относят постоянные, независимые от конкретных обстоятельств их реализации явления: подчинение, господство, соревнование, примирение, конфликт и т. д. Образцом может служить такое явление, как мода. Мода предполагает и подражание, и индивидуализацию личности. Человек, следующий моде, одновременно отличает себя от других и утверждает свою принадлежность к определенной группе;
  • социальный тип (например, циник, бедняк, аристократ, кокетка);
  • «модели развития» – универсальный процесс расширения группы с усилением индивидуальности её членов. По мере роста численности, члены группы все меньше и меньше становятся похожими друг на друга. Развитие индивидуальности сопровождается уменьшением сплоченности группы и её единства. Исторически развивается в сторону индивидуальности за счет утраты индивидами их уникальных социальных характеристик.

 

Льюис Козер (1913-2003)

 

Льюис Козер – американский социолог, один из основоположников социологии конфликтов родился 27 ноября 1913 года в Берлине.

В 1948 году, получив американское гражданство, решил продолжить социологическое образование и поступил в Колумбийский университет. Вскоре получил предложение стать преподавателем в колледже Чикагского университета на факультете социальных наук и социологии. Период работы в Чикагском колледже дал Козеру возможность не только углубить свои познания в области социологии, но и ознакомиться с самыми разными подходами и точками зрения.

После двух лет работы в Чикаго он снова возвратился в Нью-Йорк, чтобы продолжить образование в Колумбийском университете. После его завершения он преподавал в Бостоне, в Университете Брендис, где основал факультет социологии. В 1954 году закончил свою докторскую диссертацию и защитил ее в Колумбийском университете под руководством Роберта Мертона. На основе этой диссертации в 1956 году была опубликована первая книга Козера «Функции социального конфликта».

1960–1970 года стали временем наиболее плодотворным периодом в научной деятельности Козера. Он написал труды, изучающие взаимоотношения людей и институтов: «Люди идей» (1965) и «Жадные институты» (1974). Через десять лет после первого капитального труда по социологии конфликта вышла его вторая книга по этой тематике – «Дальнейшие исследования социального конфликта» (1967). Кроме этого он выпустил несколько книг по истории социологии – «Георг Зиммель» (1965), «Мастера социологической мысли» (1971) и «Ученые беженцы в Америке» (1984).

Льюис Козер умер 8 июля 2003 года в Кембридже, штат Массачусетс.

Козер – представитель позитивного функционализма. Опираясь на идеи Зиммеля, которого он переводил и пропагандировал в США, внёс значительный вклад в разработку теории социального конфликта. Главные вопросы, рассматриваемые Козером:

  • причины конфликтов;
  • виды конфликтов;
  • функции конфликтов;
  • типы общества;
  • острота конфликта;
  • последствия конфликта.

Причины конфликтов Козер видел в дефиците каких-либо ресурсов: власти; престижа; ценностей.

Люди по своей природе всегда стремятся к власти и обладанию большими ресурсами, поэтому в любом обществе существует напряженность. Отличия возникающих таким образом конфликтов могут заключаться лишь в том, куда направлена энергия самого конфликта. Поразному устремляют энергию конфликта закрытое и открытое общество.

Общество закрытого типа (ригидное, унитарное) обычно расколото на два враждебных класса. Конфликт между ними полностью разрушает общественное согласие. Энергия идет на проявление насилия, революцию.

Общество открытого типа является плюралистичным по политическому и социальному устройству и более конфликтным, так как открыто новым влияниям. В нем существуют сразу не сколько конфликтов между различными слоями и группами. Но при этом в открытом типе общества находятся социальные институты, способные сохранить общественное согласие и направить энергию конфликта на развитие общества.

Именно поэтому конфликты бывают двух видов: конструктивные; разрушительные.

Конфликт, по теории Козера, необходим и естествен для любого общества, так как выполняет адаптивные и интегративные функции, способствует устойчивости и жизнеспособности индивидов социальной системы. Но при неправильном развитии может осуществлять негативную или деструктивную функцию.

Поэтому теория функционального конфликта анализирует: негативные последствия конфликта для общества; позитивные последствия для общества.

 Козер показал в конфликте  начало, способствующее укреплению  консенсуса.

Концепции теории социального конфликта Л. Козера:

  • обществу присуще неизбежное социальное неравенство = постоянная психологическая неудовлетворенность его членов = напряженность в отношениях между индивидами и группами (эмоциональное, психическое расстройство) = социальный конфликт;
  • социальный конфликт как напряженность между тем, что есть, и что должно быть в соответствии с представлениями тех или иных социальных групп или индивидов;
  • социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. 3

 

Курт Левин (1890-1947)

 

Курт Левин – немецкий, а затем американский психолог, чьи идеи оказали большое влияние на американскую социальную психологию и многие другие школы и направления, в особенности на теорию культурного развития Льва Выготского и исследователей «круга Выготского» родился 9 сентября 1890 года в прусском городе Могильно в еврейской семье. Многие вопросы, которыми он занимался, стали основополагающими для психологов  – уровень притязаний, групповая динамика, социальная перцепция, игровые ситуации, стремление к успеху и избегание неудач, теория поля, временная перспектива.

С 1944 года и до своей смерти 12 февраля 1947 года ученый руководил центром по изучению групповой динамики при Массачусетском технологическом университете.

Свою теорию личности Левин называл «теория психологического поля». Основные положения этой концепции изложены им в работах «Динамическая теория личности» (1935) и «Принципы топологической психологии» (1936).

Человек, писал К. Левин, живёт и развивается в «психологическом поле» окружающих его предметов. Каждый предмет имеет для человека свою валентность – своего рода энергетический заряд, вызывающий у человека специфическое напряжение, требующее разрядки. Поведение человека делится на волевое и полевое. Волевое – вызвано внутренними потребностями и мотивами, а полевое – влиянием внешних объектов. Вот описание эксперимента, показывающего, как выглядит наиболее яркое полевое поведение, не зависящее от внутреннего мира человека.

Информация о работе Краткое алгоритмическое описание конфликтологических теорий