Курс лекций по "Социальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 16:42, курс лекций

Краткое описание

Каждый из нас живет в мире, населенном множеством других людей. Среди них есть родные и близкие, друзья и приятели. Немало и просто знакомых. С кем-то мы постоянно общаемся, вместе работаем, учимся или проводим свободное время, с другими видимся изредка. Кто-то попадается нам навстречу лишь один раз в жизни, особенно если мы живем в большом городе, а с сотнями миллионов других людей, населяющих нашу планету, мы не встретимся никогда. Однако и те, и другие, и третьи так или иначе влияют на нас, вызывая определенные изменения в нашем сознании и поведении. С незапамятных времен человек задумывался над тем, как лучше понимать других людей, влиять на них, устанавливать с ними определенные отношения. Это было вызвано потребностями практики — поиском наилучших форм организации и взаимодействия людей в различных областях — хозяйственной, политической, военной, воспитательной, лечебной и т.д. Почему различные люди по-разному воспринимают и оценивают одни и те же явления? Как формируются убеждения человека и можно ли их изменить? Какие силы и каким образом влияют на поступки людей? На какой основе мы можем доверять тому или иному человеку? Почему люди часто соглашаются с мнением большинства? А почему бывает наоборот, и один человек переубеждает всех остальных? Каким образом можно согласовать действия нескольких человек и даже больших масс людей? Отчего многие из нас стремятся помогать другим? Что может вызывать агрессивное поведение людей? По каким причинам даже близкие люди порой ссорятся? Почему так разнообразны проявления дружбы и любви? Возможно ли обучение успешному общению? Как особенности взаимоотношений людей сказываются на их здоровье?

Содержание

Предмет социальной психологии 2
Исторические аспекты социальной психологии 3
Методика исследований в социальной психологии 4
Я-концепция и самооценка 5
Социальная идентичность как часть Я-концепции 7
Саморегуляция личности 9
Выполнение социальных ролей 12
Взаимовлияние личности и социальной роли 15
Социализация личности 17
Социальные установки личности 18
Роль семьи в социализации личности 18
Фигура учителя в социализации личности ребенка 20
Институты социализации личности 21
Социально-психологические функции общения 22
Роль общения ребенка в социализации личности 22
Коммуникативная компетентность 23
Типы социального взаимодействия в общении 24
Каким образом люди подвергаются влиянию? 25
Группа как объект социально-психологического
анализа 25
Диспозиции групп 27
Параметры групп 28
22.Функции группы 29
23. Размер группы 30
24.Групповая структура 31
25.Внутригрупповые коммуникации 33
26.Социометрия как метод изучения групповой структуры 36
27.Классификации групп 38
28.Организация как социальная группа 41
29.Конформность: влияние большинства 43
30.Конформность: влияние меньшинства 47
31.Социальная фасилитация 50
32.Референтные группы и личность 48
33.Проблема маргинальности в социуме 51
34.Психологическая совместимость
членов группы 52
35.Лидерство и руководство 54
36.Методика принятия решений
Мозговой штурм 55
37.Социальная виктомология 60
38.Социальный контроль 60
39.Проблема ферального человека в
современном обществе 60
Вопрсы к экзамену 61
Литература 63

Вложенные файлы: 1 файл

Методичка соц. псих..doc

— 930.50 Кб (Скачать файл)

"Мозговой штурм"  проводится в виде сессий продолжительностью  от 40 до 60 минут. Каждая группа  включает в себя от шести  до девяти участников, которые  рассаживаются вокруг стола таким  образом, чтобы можно было легко  и быстро общаться друг с другом. Сессия начинается с того, что руководитель группы (специально подготовленный человек) выдвигает перед членами группы проблему для анализа, призывая их максимально раскрепостить свое воображение. Высказываемые идеи записываются секретарем или с помощью механических средств.

Метод "мозгового штурма" имеет  как своих сторонников, так и  противников, которые скептически  оценивают его возможности. Так, в одном из современных американских учебников по социальной психологии на основе нескольких экспериментов делается вывод о том, что "мозговой штурм" не является более эффективным методом, чем работа, выполняемая индивидами в одиночку. "Почему же тогда люди продолжают использовать подобные группы для решения проблем?" — задаются таким вопросом авторы этого учебника Ш. Тейлор, Л.

дио, телевидения, кино, Интернета  и др. Именно таким образом осуществляется влияние на людей не только со стороны  тех или иных лиц, но и отдельных  социальных групп и общества в  целом.

Контакты между людьми могут быть случайными и сравнительно непродолжительными, например, разговор двух попутчиков в одном купе железнодорожного вагона. И наоборот, межличностные контакты могут приобретать систематический и продолжительный характер. Например, в семье, на работе, в компании друзей. При этом объектом исследовательского интереса социального психолога могут выступать не только небольшие по своей численности группы людей, но и такие общности, которые включают в себя значительное количество распределенных на большой территории людей. Например, нации, классы, партии, профессиональные союзы, крупные контингенты различных предприятий, фирм и т.п. Эти общности могут характеризоваться различной степенью организованности. Сравните, например, огромную толпу на площади, собравшуюся по поводу массового праздника, и крупное воинское подразделение. Самые разнообразные большие группы также выступают в качестве объектов социальной психологии.

Необходимо отметить, что те или  иные отношения возникают не только между отдельными индивидами, но и  между целыми группами, как малыми, так и большими. Межгрупповые отношения могут носить различный характер — от взаимопонимания и сотрудничества вплоть до острой конфронтации. Повсеместно наблюдаемые явления глобализации, характерные для начала нашего века, делают исключительно актуальными проблемы межкультурной коммуникации. Сегодня все большее количество представителей различных этносов и культур непосредственно сталкиваются друг с другом в процессе осуществления различных совместных акций. Научить этих людей успешно взаимодействовать для достижения общих целей — тоже социально-психологическая проблема.

Итак, рассматривая структуру социальной психологии как науки, можно выделить следующие ее разделы:

социальная психология личности;

социальная психология общения и межличностного взаимодействия;

социальная психология групп.

Социальная психология личности охватывает проблематику, обусловленную общественной природой личности, ее включенностью в различные группы и общество в целом. Это, например, вопросы социализации личности, ее социально-психологических качеств, мотивации поведения личности, влияния социальных норм на это поведение.

Социальная психология общения и межличностного взаимодействия рассматривает различные виды и средства коммуникаций между людьми (включая и массовые коммуникации), механизмы этих коммуникаций, типы взаимодействия людей — от кооперации до конфликта. Тесно связаны с данной проблематикой и вопросы социального познания, такие как восприятие, понимание и оценка людьми друг друга.

    1. таки неофициальных отношений.
    2. Наиболее распространенными теориями лидерства являются теория черт личности лидера, "ситуационная" теория лидерства и теория лидерства как "системы воздействий". Очевидно, что наиболее обоснованный подход к явлению лидерства должен связать воедино три следующие переменные — лидера, ситуацию и группу ведомых.
    3. В различных работах выделяют различные стили лидерства. Каждый из этих стилей определенным образом связан с продуктивностью и удовлетворенностью членов группы (организации).

            36. Методика принятия решений  Мозговой штурм

Мозговой штурм. Исходя из предположения о преимуществах  группового подхода к принятию решений  над индивидуальным, руководитель одного из американских рекламных агентств А. Озборн выступил с обоснованием метода, названного им "мозговым штурмом" (brainstorming). В центре его внимания было выдвижение новых идей и решений в рекламном деле.

Практика "мозгового штурма" выглядит следующим образом. Группе соответствующих специалистов предлагают для обсуждения определенную проблему, например, придумать рекламный слоган для новой марки зубной пасты. Членов группы инструктируют выдвигать как можно больше различных предложений в течение сравнительно краткого периода времени. Озборн сформулировал следующие основные правила "мозгового штурма", которые, по мнению многих психологов, могут быть применимы при разработке широкого круга проблем:

специфики ситуации. Делаются, например, выводы о том, что разный тип групповых задач требует  для их решения соответственно различных стилей лидерства (Волков, 1971), в работе каждого руководителя в той или иной степени обязательно проявляются элементы всех трех указанных выше основных компонентов стиля лидерства (Журавлев, 1983), несмотря на "тяготение" руководителя к одному из полюсов континуума "автократ" — "демократ", следует многопланово оценивать модель взаимодействия руководителя и группы (Кричевский, Рыжак, 1985). В заключение отметим, что любая ситуация лидерства и руководства всегда происходит в определенном социальном контексте, характеризуемом прежде всего временем и местом действия (как в узком, так и в широком смысле). Рассмотрение факторов, влияющих на процесс лидерства (руководства), приводит нас к заключению о том, что при построении той или иной теории лидерства необходимо обязательно учитывать зависимость деятельности лидера (руководителя) от особенностей макросреды, социально-экономических и общественно-политических отношений, присущих данной социальной системе, специфики культуры этого общества в целом.

    1. Отечественные исследователи выделяют лидерство и руководство как два различных явления, присущих организованным в той или иной степени общностям. Взаимодействие руководителей и руководимых людей осуществляется в системе официальных отношений. Взаимодействие лидеров и ведомых может происходить как в системе официальных,

Социальная психология групп охватывает разнообразные  групповые явления и процессы, структуру и динамику малых и  больших групп, различные стадии их жизнедеятельности, а также межгрупповые отношения.

     2. Исторические аспекты социальной психологии

  1. Анализ множества наблюдений за человеческим поведением, представленный в трудах философов античности, можно считать началом научного социально-психологического знания. Многие из идей античных мыслителей послужили своеобразной основой для разработки социально-психологических концепций в более поздние времена.
  2. Философы эпохи Возрождения и последующих веков (вплоть до XIX в.) сосредоточивали свое внимание на том, какова сущность человека, и, исходя из этого, пытались найти источники социального поведения.
  3. Философы и социологи в XIX в. были заняты исследовательским  поиском движущих сил, определяющих социальное поведение. Характерной чертой этих поисков являлось выделе- 
    ние того или иного единственного, доминирующего фактора при анализе социально-психологической проблематики.
  4. "Журнал психологии народов и языкознания", который издавали в Берлине с 1860 по 1890 г. М. Лацарус и Г. Штейнталь, можно рассматривать как первый журнал по социальной пси 
    хологии. В 1908 г. опубликованы два первых учебника по социальной психологии, авторами которых были английский психолог У. Макдугалл и американский социолог Э. Росс. 
    Указанные публикации ознаменовали становление  социальной психологии как самостоятельной науки.
  5. В последующие годы социальная психология наиболее активно развивалась в США в теоретическом, прикладном и организационном плане, в то время как в Европе до 1960-х гг. XX в. 
    социальная психология не смогла найти достаточной общественной поддержки.
  6. В современной западной социально-психологической науке можно выделить ряд следующих основных теоретических подходов:

а) социокультурный подход объясняет социальное поведение  влиянием больших социальных групп (нация, социальный класс, культурные нормы);

б) эволюционный подход направлен на поиск причин социального поведения в физических и психических склонностях, помогавших нашим предкам выживать и производить потомство;

        в)  теория социального научения  уделяет основное внимание опыту  научения в прошлом как детерминанту социального поведения индивида;

г)   феноменологический подход состоит в том, что социальное поведение направляется субъективной интерпретацией человеком событий окружающей среды;

д) социально-когнитивный  подход сосредоточивается на ментальных процессах, участвующих в том, каким образом  индивид обращает внимание на социальные события, интер- 
претирует их и сохраняет в памяти.

Лишь комплексное использование  всех этих подходов обеспечивает всестороннее изучение того или иного явления социальной психологии.

В России социальная психология развивалась под сильным влиянием марксизма. В 1920-е гг. в СССР предпринимаются  попытки построения марксистской социальной психологии. 
Однако отечественным исследователям не удалось обосновать свои начинания в этом отношении. Период конца 1920-х — начала 1930-х гг. характеризуется свертыванием и затем пол- 
ным прекращением социально-психологических исследований, что можно объяснить особенностями общественно-политической ситуации в данный период.  До  конца 1950-х гг. социальная психология считается буржуазной наукой.

Возрождение социальной психологии (конечно, намарксистской основе) начинается в 1960-е гг. В ряде городов  появляются научно-исследовательские  центры и кафедры социальной психологии вузов. Начинают развертываться теоретические и прикладные исследования. В современных  условиях  постсоветской России отечественная социальная психология вступила в новый этап своего развития.

 

3. Методика  исследований в социальной психологии

  1. Социально-психологическое исследование начинается с составления его программы, включая и план работы. Выбор темы исследования обусловлен собственным опытом, контактами с коллегами, чтением специальной литературы.
  2. Когда соответствующая информация освоена исследователем, он формулирует гипотезы. Эти гипотезы должны являться логическим следствием определенной теории, из кото- 
    рой исходит исследователь.
  3. Следующий этап — выбор исследовательского плана. Выделяют два основных типа исследований: корреляционный и экспериментальный. Корреляционное исследование направ- 
    лено на выявление взаимосвязи между двумя или большим количеством факторов. При этом исследователь не пытается манипулировать ни одним из этих факторов. В ситуации эксперимента исследователь имеет возможность манипулировать некоторыми факторами.
  4. Завершив работу по определению плана исследования и его подготовке, можно приступать к сбору первичной информации, используя наблюдение, опросы или анализ документа (контент-анализ). После того как собраны первичные данные, исследователь обращается к их обработке и анализу. 
    Итогом всей работы является отчет.
  5. Древнейший научный метод — наблюдение. Это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений окружающей среды с целью сбора данных определенного рода. Когда ис- 
    следователь использует ряд заранее определенных категорий, в соответствии с которыми фиксируются реакции индивидов, наблюдение называется стандартизированным (струк- 
    турным). Наблюдение нестандартизированное (неструктурное) состоит в том, что здесь исследователь руководствуется лишь самым общим планом. Чтобы исключить влияние наблюдателя, используется включенное (участвующее) наблюдение.
  6. Цель опроса состоит в получении информации об объективных и (или) субъективных фактах со слов опрашиваемых. Все разнообразие методов опроса можно свести к двум основным 
    типам: а) опрос "лицом к лицу" — интервьюирование; б) заочный опрос — анкетирование.

Выделяют два основных вида интервью. В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее. Нестандартизированное интервью, наоборот, проводится лишь на основе общего плана. В полустандартизированном (фокусированном) интервью используется "путеводитель" интервью с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

  1. Вопросы, используемые в интервью и анкетах, подразделяются на открытые (неструктурные) и закрытые (структурные). Первые не дают опрашиваемому никакого руководства ни в отношении формы, ни в отношении содержания его ответов; вторые — предлагают сделать выбор лишь из числа указанных вариантов ответа.
  2. Использование каждого из методов (и интервью, и анкетирования) имеет свою специфику. Выбор между ними зависит от уровня изученности проблематики, целей исследования и его программы в целом.
  3. В основе метода анализа документов лежит соответствующее использование информации, представленной в каком-либо тексте, рисунках, на фото- или кинопленке, магнитной ленте и т.д. В качестве объекта анализа могут выступать как официальные, так и неофициальные документы.
  4. По степени персонификации документы подразделяются наличные и безличные. Выделяют также документы, созданные независимо от исследователя, и "целевые" документы, которые готовятся по заданию исследователя.
  5. Контент-анализ заключается в выделении каких-либо постоянных элементов текста или изображения и затем систематической фиксации данных элементов с последующей квантификацией и анализом.

 

  1. Я-концепция и самооценка

Психологический термин Я в русском языке неоднозначен. С одной стороны, Я — это, как  уже говорилось, результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, что позволяет ему ощущать и переживать собственные физические и психические состояния, осознавать себя субъектом деятельности. С другой стороны, собственное Я человека является для него и объектом самопознания.

В этом случае в состав Я человека входит его самовосприятие и самопонимание. Иначе говоря, то, каким данный человек видит себя и как он истолковывает себе свои действия, составляет Я-концепцию личности. Это своеобразная психология и философия собственного Я. В соответствии со своей Я-концепцией человек и осуществляет свою деятельность. Поэтому поведение человека является всегда логичным, с его точки зрения, хотя оно может не казаться логичным на взгляд других людей.

Информация о работе Курс лекций по "Социальной психологии"