Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 18:08, курс лекций
Психология1 изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психических процессов, состояний, свойств личности, занимающейся той или иной деятельностью, закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Особенности психологии:
♦ психология представляет собой науку о самом сложном понятии, что пока известно человечеству. Она имеет дело со свойством высокоорганизованной материи, называемым психикой;
♦ психология является сравнительно молодой наукой
– согласованность и учет основных интересов всех членов коллектива;
– устойчивость и гармоничность отношений, основанных на взаимной ответственности, самоуправляемости, признании социально значимых авторитетов и индивидуальных потребностей каждого члена коллектива.
Функциональные связи между членами коллектива возникают на основе выполнения каждым из них своих профессиональных обязанностей. Служебно-функциональные роли и связи членов персонала образуют профессиональную структуру коллектива. На ее базе формируется социально-психологическая структура, предназначение которой состоит в скреплении, объединении коллектива в единое целое, выступающее целостным субъектом труда. Первая структура ориентирована на профессиональную деятельность коллектива, на достижение поставленных перед ним целей, а вторая – на его внутреннюю жизнь, на социально-психологическую сферу. Обе структуры необходимы – отсутствие или слабость одной отрицательно сказывается на другой и на коллективе в целом.
В коллективе формируется свой тип межличностных отношений; эти отношения характеризуются:
• высокой сплоченностью;
• ценностно-ориентационным единством;
• коллективистским самоопределением;
• социально-ценностным характером мотивации;
• наличием общественного мнения;
• традициями;
• устоявшимися взаимоотношениями.
Для того чтобы успешно регулировать процессы функционирования и развития взаимоотношений в коллективе, руководитель обязан в своей деятельности придерживаться некоторых правил, к которым относятся:
♦ использование благоприятного влияния на взаимоотношения людей хорошо организованной, интересной работы, вовлекающей ее исполнителей в содержательные деловые и личные контакты, сближающей их, позволяющей глубже узнать друг друга и найти привлекательные черты;
♦ заботливое сохранение уже сложившихся здоровых отношений, использование их при распределении заданий, обязанностей и т. д.;
♦ справедливость во всем, попытка избежать противопоставления одних членов коллектива другим, захваливания одних и безосновательного порицания других, бездумного поощрения нездорового соперничества.
Таким образом, управление коллективом – это руководство коллективной и индивидуальной психологией, учитывающее все тонкости и сложности закономерностей внутреннего мира человека и межличностных отношений. Высокая требовательность и демократизм руководителя опираются на понимание им психологических законов жизни коллектива.
Исследуя социально-психологиче
Официальные отношения возникают между членами группы на должностной основе, утверждаются официально и соответствуют определенным установленным правилам.
Неофициальные отношения основываются на личных взаимоотношениях людей – для них не существует юридических норм и законов.
Деловые отношения возникают при выполнении членами группы своих должностных обязанностей, а личные – независимо от выполняемой работы.
Рациональными взаимоотношения становятся, когда за основу принимаются знания людей друг о друге, объективные оценки окружающих, а эмоциональными – когда превалируют субъективные оценки друг друга, основанные на личном восприятии человека (как правило, они сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями).
Взаимоотношения руководителя и подчиненных регулируют управление группой.
Межличностные отношения в группе рассматривают либо в статике, т. е. в том виде, в каком они существуют в данный момент времени, либо в динамике, или развитии. Отношения в группах никогда не остаются неизменными, с течением времени под влияниям тех или иных обстоятельств они изменяются. Существует следующая закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон в личности. Особые нормы взаимоотношений в коллективе предопределяют положительное отношение человека к другим членам коллектива.
1 С греч. psyche – душа, logos – учение, наука.
2 От лат. test – проба, проверка.
3 История зарубежной психологии. – М., 1986. – С. 209.
4 От лат. anyma – дух.
5 От лат. dualis – двойственный.
6 От англ. behaviour – поведение.
7 От нем. gestalt – целостная форма, образ, структура.
8 От лат. cognition – знания.
9 От лат. individuum – неделимое.
10 От лат. soma – тело.
11 От лат. persona; в римском театре persona – маска, лицо, обращенное к аудитории.
12 От греч. charakter – черта, признак, примета, особенность.
13 Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1989. – С. 222.
14 Личко Е. А. Подростковая психиатрия. – М., 1985. – С. 34.
15 От греч. psychikos – душевный.
16 От греч. ontos – сущее, genesis – рождение.
17 От греч. phyle – род, вид, племя, genos – происхождение.
18 От греч. homoios – равный, stasis – состояние.
19 Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. – 1975. – № 2.
20 Ганзен В. А. Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ, 1984.
21 Генотип – совокупность прирожденных признаков, определяемых исключительно генетически.
22 Немов Р. С. Психология: В 3 т. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 1 т.
23 От лат. intentio – стремление.
24 От лат. reflexio – обращение назад.
25 Джеймс У. Психология. – М., 1991. – С. 91.
26 Асмолов А. Г. Психология личности. – М.: Дело, 1994.
27 От лат. induction – наведение
28 От лат. deduction – выведение.
29 От лат. intellectus – понимание, познание.
30 От греч. mneme – память.
31 От лат. affectus – душевное волнение.
32 От лат. perception – восприятие.
33 От лат. collectivus – собранный, collectives – собирательный.