Лекции по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 18:08, курс лекций

Краткое описание

Психология1 изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психических процессов, состояний, свойств личности, занимающейся той или иной деятельностью, закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Особенности психологии:
♦ психология представляет собой науку о самом сложном понятии, что пока известно человечеству. Она имеет дело со свойством высокоорганизованной материи, называемым психикой;
♦ психология является сравнительно молодой наукой

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция психология.doc

— 595.50 Кб (Скачать файл)

– согласованность и учет основных интересов всех членов коллектива;

– устойчивость и гармоничность отношений, основанных на взаимной ответственности, самоуправляемости, признании социально значимых авторитетов и индивидуальных потребностей каждого члена коллектива.

Функциональные связи между  членами коллектива возникают на основе выполнения каждым из них своих  профессиональных обязанностей. Служебно-функциональные роли и связи членов персонала образуют профессиональную структуру коллектива. На ее базе формируется социально-психологическая структура, предназначение которой состоит в скреплении, объединении коллектива в единое целое, выступающее целостным субъектом труда. Первая структура ориентирована на профессиональную деятельность коллектива, на достижение поставленных перед ним целей, а вторая – на его внутреннюю жизнь, на социально-психологическую сферу. Обе структуры необходимы – отсутствие или слабость одной отрицательно сказывается на другой и на коллективе в целом.

В коллективе формируется свой тип межличностных отношений; эти отношения характеризуются:

• высокой сплоченностью;

• ценностно-ориентационным единством;

• коллективистским самоопределением;

• социально-ценностным характером мотивации;

• наличием общественного мнения;

• традициями;

• устоявшимися взаимоотношениями.

Для того чтобы успешно регулировать процессы функционирования и развития взаимоотношений в коллективе, руководитель обязан в своей деятельности придерживаться некоторых правил, к которым относятся:

♦ использование благоприятного влияния  на взаимоотношения людей хорошо организованной, интересной работы, вовлекающей  ее исполнителей в содержательные деловые  и личные контакты, сближающей их, позволяющей  глубже узнать друг друга и найти привлекательные черты;

♦ заботливое сохранение уже сложившихся  здоровых отношений, использование  их при распределении заданий, обязанностей и т. д.;

♦ справедливость во всем, попытка  избежать противопоставления одних  членов коллектива другим, захваливания одних и безосновательного порицания других, бездумного поощрения нездорового соперничества.

Таким образом, управление коллективом  – это руководство коллективной и индивидуальной психологией, учитывающее  все тонкости и сложности закономерностей внутреннего мира человека и межличностных отношений. Высокая требовательность и демократизм руководителя опираются на понимание им психологических законов жизни коллектива.

3. Межличностные отношения в группах и коллективах

 

Исследуя социально-психологические аспекты взаимоотношений между членами групп и, в частности, коллективов, можно установить несколько видов этих взаимоотношений: официальные и неофициальные; деловые и личные; рациональные и эмоциональные; руководителя и подчиненных.

Официальные отношения возникают между членами группы на должностной основе, утверждаются официально и соответствуют определенным установленным правилам.

Неофициальные отношения основываются на личных взаимоотношениях людей – для них не существует юридических норм и законов.

Деловые отношения возникают при выполнении членами группы своих должностных обязанностей, а личные – независимо от выполняемой работы.

Рациональными взаимоотношения становятся, когда за основу принимаются знания людей друг о друге, объективные оценки окружающих, а эмоциональными – когда превалируют субъективные оценки друг друга, основанные на личном восприятии человека (как правило, они сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями).

Взаимоотношения руководителя и подчиненных регулируют управление группой.

Межличностные отношения в группе рассматривают либо в статике, т. е. в том виде, в каком они существуют в данный момент времени, либо в динамике, или развитии. Отношения в группах никогда не остаются неизменными, с течением времени под влияниям тех или иных обстоятельств они изменяются. Существует следующая закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон в личности. Особые нормы взаимоотношений в коллективе предопределяют положительное отношение человека к другим членам коллектива.

 

1 С греч. psyche – душа, logos – учение, наука.

 

2 От лат. test – проба, проверка.

 

3 История зарубежной психологии. – М., 1986. – С. 209.

 

4 От лат. anyma – дух.

 

5 От лат. dualis – двойственный.

 

6 От англ. behaviour – поведение.

 

7 От нем. gestalt – целостная форма, образ, структура.

 

8 От лат. cognition – знания.

 

9 От лат. individuum – неделимое.

 

10 От лат. soma – тело.

 

11 От лат. persona; в римском театре persona – маска, лицо, обращенное к аудитории.

 

12 От греч. charakter – черта, признак, примета, особенность.

 

13 Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1989. – С. 222.

 

14 Личко Е. А. Подростковая психиатрия. – М., 1985. – С. 34.

 

15 От греч. psychikos – душевный.

 

16 От греч. ontos – сущее, genesis – рождение.

 

17 От греч. phyle – род, вид, племя, genos – происхождение.

 

18 От греч. homoios – равный, stasis – состояние.

 

19 Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. – 1975. – № 2.

 

20 Ганзен В. А. Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ, 1984.

 

21 Генотип – совокупность прирожденных признаков, определяемых исключительно генетически.

 

22 Немов Р. С. Психология: В 3 т. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 1 т.

 

23 От лат. intentio – стремление.

 

24 От лат. reflexio – обращение назад.

 

25 Джеймс У. Психология. – М., 1991. – С. 91.

 

26 Асмолов А. Г. Психология личности. – М.: Дело, 1994.

 

27 От лат. induction – наведение

 

28 От лат. deduction – выведение.

 

29 От лат. intellectus – понимание, познание.

 

30 От греч. mneme – память.

 

31 От лат. affectus – душевное волнение.

 

32 От лат. perception – восприятие.

 

33 От лат. collectivus – собранный, collectives – собирательный.

 


Информация о работе Лекции по "Психологии"