Лекции по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 18:08, курс лекций

Краткое описание

Психология1 изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психических процессов, состояний, свойств личности, занимающейся той или иной деятельностью, закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Особенности психологии:
♦ психология представляет собой науку о самом сложном понятии, что пока известно человечеству. Она имеет дело со свойством высокоорганизованной материи, называемым психикой;
♦ психология является сравнительно молодой наукой

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция психология.doc

— 595.50 Кб (Скачать файл)

Внимание является необходимым  условием овладения любыми видами деятельности. Оно зависит от индивидуально-типологических, возрастных и других характеристик  человека. В зависимости от активности личности выделяют три вида внимания (рис. 14).

 

 

Рис. 14. Классификация видов внимания

 

Непроизвольное внимание – наиболее простой вид внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека.

Произвольное внимание управляется сознательной целью, связано с волей человека. Его еще называют волевым, активным или преднамеренным.

Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем сама деятельность становится настолько интересной, что практически не требует от человека волевых усилий для поддержания внимания.

Внимание обладает определенными  параметрами и особенностями, которые  во многом являются характеристикой  человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие:

концентрированность – это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним; концентрированность внимания предполагает образование временного центра (фокуса) всей психологической активности человека;

интенсивность – характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом;

устойчивость – способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания; определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека;

объем – количественный показатель объектов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека – от 4 до 6, у ребенка – не более 1–3); объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида, имеют также значение характеристики воспринимаемых объектов и профессиональные навыки самого субъекта;

распределение – способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно; при этом формируется несколько фокусов (центров) внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из них из поля внимания;

переключение –  способность к более или менее легкому и достаточно быстрому переходу от одного вида деятельности к другому и сосредоточению на последнем.

2. Эмоции и чувства

 

Эмоциями и чувствами называют переживания человеком своего отношения  к предметам и явлениям действительности, к тому, что он познает, к себе и другим людям.

Эмоция – это непосредственное отражение сложившихся отношений, переживание, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Эмоции участвуют во всех психических процессах при любых состояниях человека. Они способны предвосхищать еще не наступившие события и могут возникать в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

Чувство – более сложное, устоявшееся отношение человека к тому, что он познает и делает. Как правило, чувство включает в себя целую гамму эмоций. Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены, придают полноту и яркость нашему восприятию, поэтому эмоционально окрашенные факты помнятся дольше. У разных народов и в разные исторические эпохи чувства выражаются по-разному.

Эмоции и чувства неразрывно связаны с физиологическим состоянием организма человека: при одних  человек чувствует прилив сил, подъем энергии, а при других – упадок, скованность. Эмоции и чувства всегда сугубо индивидуальны. Некоторые из них являются врожденными, некоторые приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче гамма эмоций и чувств, которые оно способно переживать. Самые старые по происхождению, простейшие и наиболее распространенные среди живых существ эмоциональные переживания – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, если соответствующие потребности остаются неудовлетворенными.

В психологии выделяют несколько основных, или фундаментальных, эмоций: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.

 

По содержанию чувства подразделяют на нравственные, интеллектуальные и эстетические.

В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности чувств различают следующие виды эмоциональных состояний: настроение, страсть, аффект31, воодушевление, стресс, фрустрация (состояние дезорганизации сознания и деятельности личности в связи с сильнейшим нервным потрясением).

Эмоции и чувства неотделимы от личности человека. В эмоциональном  плане люди отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности, устойчивости, силе и глубине возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных или отрицательных эмоций.

Совершенствование высших эмоций и  чувств означает личностное развитие человека. Такое развитие может осуществляться в нескольких направлениях:

• включение в эмоциональную сферу новых объектов, людей, событий и т. д.;

• повышение уровня сознательного контроля своих чувств;

• постепенное включение в нравственную сферу все более и более высоких ценностей и норм, таких, как совесть, порядочность, чувство долга, ответственность и т. д.

Итак, создание психических образов  окружающей среды осуществляется посредством  познавательных психических процессов, которые скреплены в единую, целостную познавательную психическую деятельность человека. Образ окружающего мира является сложнейшим психическим образованием, в формировании которого участвуют различные психические процессы.

 

Лекция 6. Межличностные отношения

1. Общение

 

Основой межличностных отношений  является общение – потребность  человека как социального, разумного  существа, как носителя сознания.

Общение – это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей. Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают, поскольку с увеличением объема информации более интенсивными становятся процессы обмена этой информацией, увеличивается число технических средств для такого обмена. Кроме этого, возрастает число людей, профессиональная деятельность которых связана с общением, т. е. имеющих профессии типа «человек – человек».

В психологии выделяют важные аспекты общения: содержание, цель и средства.

Содержание общения – это информация, которая во время общения передается от одного живого существа к другому. У человека содержание общения гораздо шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, делятся своим опытом, умениями и навыками. Человеческое общение многопредметно и разнообразно по содержанию.

Цель общения – это то, ради чего у живого существа возникает данный вид активности. У животных это может быть, например, предупреждение об опасности. У человека целей общения гораздо больше. И если у животных цели общения обычно связаны с удовлетворением биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста и нравственного развития и др.

Средства общения  – это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Информация может быть передана с помощью прямого телесного контакта, например тактильного контакта руками; ее можно передавать и воспринимать на расстоянии через органы чувств, например наблюдая за движениями другого человека или слушая производимые им звуковые сигналы. Кроме этих всех данных от природы способов передачи информации, у человека есть и другие, изобретенные им самим, – это язык, письменность (тексты, чертежи, схемы и т. д.), а также всевозможные технические средства записи, передачи и хранения информации.

Общение можно разделить на несколько видов (рис. 15).

 

 

Рис. 15. Классификация видов общения

 

Общение людей бывает вербальным и  невербальным.

Невербальное – это общение без использования языковых средств, т. е. с помощью мимики и жестов; его результат – это тактильные, зрительные, слуховые и обонятельные образы, получаемые от другого индивида.

Вербальное общение происходит с помощью какого-либо языка.

Большинство невербальных форм общения  у человека является врожденным; с помощью них человек добивается взаимодействия на эмоциональном уровне, причем не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многие из высших животных (например, обезьяны, собаки, дельфины) так же, как и человек, обладают способностью невербального общения с себе подобными. Вербальное общение присуще только человеку. Оно располагает гораздо более широкими возможностями, чем невербальное.

Функциями общения, по классификации Л. Карпенко, являются следующие:

контактная – установление контакта между партнерами по общению, готовности к приему и передаче информации;

информационная – получение новой информации;

побудительная – стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;

координационная – взаимное ориентирование и согласование действий по организации совместной деятельности;

достижение взаимопонимания – адекватное восприятие смысла сообщения, понимание партнерами друг друга;

обмен эмоциями – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний;

установление отношений  – осознание своего места в системе ролевых, статусных, деловых и прочих связей общества;

оказание влияния  – изменение состояния партнера по общению – его поведения, замыслов, мнений, решений и прочего.

В структуре общения выделяют три взаимосвязанные стороны:

1) коммуникативная – обмен информацией между общающимися индивидами;

2) интерактивная – взаимодействие между общающимися индивидами;

3) перцептивная – взаимное восприятие партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Когда говорят о коммуникации в  общении, то, прежде всего, имеют в  виду, что в процессе общения люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, чувствами и пр. Однако в коммуникативном процессе происходит не просто движение информации, как в кибернетическом устройстве, а активный обмен ею. Главная особенность заключается в том, что люди в процессе обмена информацией могут влиять друг на друга.

Коммуникативный процесс рождается  на основе некоторой совместной деятельности, и обмен знаниями, идеями, чувствами  и т. д. предполагает, что такая деятельность организованна. В психологии выделяют два вида взаимодействия: кооперация (сотрудничество) и конкуренция (конфликт).

Итак, общение – это процесс  взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и  формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В процессе межличностного общения люди сознательно или неосознанно влияют на психическое состояние, чувства, мысли и поступки друг друга. Функции общения весьма разнообразны, оно является решающим условием становления каждого человека как личности, осуществления личных целей и удовлетворения ряда потребностей. Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей и является важнейшим источником информации для человека.

2. Перцепция

 

Процесс восприятия одним человеком другого является обязательной составной частью общения и представляет собой то, что называют перцепцией32 . Перцептивная сторона общения объясняет восприятие и понимание другого человека и самого себя, установление на этой основе взаимопонимания и взаимодействия. В перцепции важная роль отводится установке в общении. Часто формирование первого впечатления о незнакомом человеке зависит от данной ему характеристики. И тогда в нем, в зависимости от установки, одни найдут положительные черты, другие – отрицательные. В перцепции возможны ошибки восприятия, причинами которых могут быть:

♦ эффект «ореола» – информация, полученная о человеке до непосредственного общения с ним, формирует предвзятость представления о нем еще до его восприятия;

♦ эффект «новизны» – при восприятии незнакомого человека часто наиболее значимой кажется первичная информация о нем (так называемое первое впечатление);

♦ эффект стереотипа – возникает из-за недостаточного объема информации о человеке и существует в виде некоторого устойчивого образа.

3. Аттракция

 

В процессе перцепции происходит не просто восприятие друг друга, а рождается  целая гамма чувств, возникают  эмоциональные отношения, механизм образования которых изучает аттракция.

Аттракция – это возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Для формирования аттракции можно пользоваться некоторыми приемами:

прием «имя собственное»

при общении чаще обращаться к партнеру по имени и отчеству, так как такое обращение служит показателем внимания и неосознанно вызывает положительные эмоции;

прием «зеркало души»

приветливое выражение лица, улыбка при общении сигнализируют о  дружеских отношениях и добрых намерениях;

прием «золотые слова»

не скупиться во время общения  на комплименты, похвалу, в которых  нуждается любой человек;

прием «терпеливый слушатель»

уметь заинтересованно и терпеливо  выслушать своего собеседника, дать ему высказаться;

Информация о работе Лекции по "Психологии"