Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 18:08, курс лекций
Психология1 изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психических процессов, состояний, свойств личности, занимающейся той или иной деятельностью, закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Особенности психологии:
♦ психология представляет собой науку о самом сложном понятии, что пока известно человечеству. Она имеет дело со свойством высокоорганизованной материи, называемым психикой;
♦ психология является сравнительно молодой наукой
Внимание является необходимым условием овладения любыми видами деятельности. Оно зависит от индивидуально-типологических, возрастных и других характеристик человека. В зависимости от активности личности выделяют три вида внимания (рис. 14).
Рис. 14. Классификация видов внимания
Непроизвольное внимание – наиболее простой вид внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека.
Произвольное внимание управляется сознательной целью, связано с волей человека. Его еще называют волевым, активным или преднамеренным.
Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем сама деятельность становится настолько интересной, что практически не требует от человека волевых усилий для поддержания внимания.
Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие:
концентрированность – это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним; концентрированность внимания предполагает образование временного центра (фокуса) всей психологической активности человека;
интенсивность – характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом;
устойчивость – способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания; определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека;
объем – количественный показатель объектов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека – от 4 до 6, у ребенка – не более 1–3); объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида, имеют также значение характеристики воспринимаемых объектов и профессиональные навыки самого субъекта;
распределение – способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно; при этом формируется несколько фокусов (центров) внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из них из поля внимания;
переключение – способность к более или менее легкому и достаточно быстрому переходу от одного вида деятельности к другому и сосредоточению на последнем.
Эмоциями и чувствами называют переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, к тому, что он познает, к себе и другим людям.
Эмоция – это непосредственное отражение сложившихся отношений, переживание, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Эмоции участвуют во всех психических процессах при любых состояниях человека. Они способны предвосхищать еще не наступившие события и могут возникать в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.
Чувство – более сложное, устоявшееся отношение человека к тому, что он познает и делает. Как правило, чувство включает в себя целую гамму эмоций. Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены, придают полноту и яркость нашему восприятию, поэтому эмоционально окрашенные факты помнятся дольше. У разных народов и в разные исторические эпохи чувства выражаются по-разному.
Эмоции и чувства неразрывно
связаны с физиологическим
В психологии выделяют несколько основных, или фундаментальных, эмоций: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.
По содержанию чувства подразделяют на нравственные, интеллектуальные и эстетические.
В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности чувств различают следующие виды эмоциональных состояний: настроение, страсть, аффект31, воодушевление, стресс, фрустрация (состояние дезорганизации сознания и деятельности личности в связи с сильнейшим нервным потрясением).
Эмоции и чувства неотделимы от личности человека. В эмоциональном плане люди отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности, устойчивости, силе и глубине возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных или отрицательных эмоций.
Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие человека. Такое развитие может осуществляться в нескольких направлениях:
• включение в эмоциональную сферу новых объектов, людей, событий и т. д.;
• повышение уровня сознательного контроля своих чувств;
• постепенное включение в нравственную сферу все более и более высоких ценностей и норм, таких, как совесть, порядочность, чувство долга, ответственность и т. д.
Итак, создание психических образов окружающей среды осуществляется посредством познавательных психических процессов, которые скреплены в единую, целостную познавательную психическую деятельность человека. Образ окружающего мира является сложнейшим психическим образованием, в формировании которого участвуют различные психические процессы.
Основой межличностных отношений является общение – потребность человека как социального, разумного существа, как носителя сознания.
Общение – это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей. Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают, поскольку с увеличением объема информации более интенсивными становятся процессы обмена этой информацией, увеличивается число технических средств для такого обмена. Кроме этого, возрастает число людей, профессиональная деятельность которых связана с общением, т. е. имеющих профессии типа «человек – человек».
В психологии выделяют важные аспекты общения: содержание, цель и средства.
Содержание общения – это информация, которая во время общения передается от одного живого существа к другому. У человека содержание общения гораздо шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, делятся своим опытом, умениями и навыками. Человеческое общение многопредметно и разнообразно по содержанию.
Цель общения – это то, ради чего у живого существа возникает данный вид активности. У животных это может быть, например, предупреждение об опасности. У человека целей общения гораздо больше. И если у животных цели общения обычно связаны с удовлетворением биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста и нравственного развития и др.
Средства общения – это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Информация может быть передана с помощью прямого телесного контакта, например тактильного контакта руками; ее можно передавать и воспринимать на расстоянии через органы чувств, например наблюдая за движениями другого человека или слушая производимые им звуковые сигналы. Кроме этих всех данных от природы способов передачи информации, у человека есть и другие, изобретенные им самим, – это язык, письменность (тексты, чертежи, схемы и т. д.), а также всевозможные технические средства записи, передачи и хранения информации.
Общение можно разделить на несколько видов (рис. 15).
Рис. 15. Классификация видов общения
Общение людей бывает вербальным и невербальным.
Невербальное – это общение без использования языковых средств, т. е. с помощью мимики и жестов; его результат – это тактильные, зрительные, слуховые и обонятельные образы, получаемые от другого индивида.
Вербальное общение происходит с помощью какого-либо языка.
Большинство невербальных форм общения у человека является врожденным; с помощью них человек добивается взаимодействия на эмоциональном уровне, причем не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многие из высших животных (например, обезьяны, собаки, дельфины) так же, как и человек, обладают способностью невербального общения с себе подобными. Вербальное общение присуще только человеку. Оно располагает гораздо более широкими возможностями, чем невербальное.
Функциями общения, по классификации Л. Карпенко, являются следующие:
контактная – установление контакта между партнерами по общению, готовности к приему и передаче информации;
информационная – получение новой информации;
побудительная – стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;
координационная – взаимное ориентирование и согласование действий по организации совместной деятельности;
достижение взаимопонимания – адекватное восприятие смысла сообщения, понимание партнерами друг друга;
обмен эмоциями – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний;
установление отношений – осознание своего места в системе ролевых, статусных, деловых и прочих связей общества;
оказание влияния – изменение состояния партнера по общению – его поведения, замыслов, мнений, решений и прочего.
В структуре общения выделяют три взаимосвязанные стороны:
1) коммуникативная – обмен информацией между общающимися индивидами;
2) интерактивная – взаимодействие между общающимися индивидами;
3) перцептивная – взаимное восприятие партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
Когда говорят о коммуникации в общении, то, прежде всего, имеют в виду, что в процессе общения люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, чувствами и пр. Однако в коммуникативном процессе происходит не просто движение информации, как в кибернетическом устройстве, а активный обмен ею. Главная особенность заключается в том, что люди в процессе обмена информацией могут влиять друг на друга.
Коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, и обмен знаниями, идеями, чувствами и т. д. предполагает, что такая деятельность организованна. В психологии выделяют два вида взаимодействия: кооперация (сотрудничество) и конкуренция (конфликт).
Итак, общение – это процесс
взаимодействия между людьми, в ходе
которого возникают, проявляются и
формируются межличностные
Процесс восприятия одним человеком другого является обязательной составной частью общения и представляет собой то, что называют перцепцией32 . Перцептивная сторона общения объясняет восприятие и понимание другого человека и самого себя, установление на этой основе взаимопонимания и взаимодействия. В перцепции важная роль отводится установке в общении. Часто формирование первого впечатления о незнакомом человеке зависит от данной ему характеристики. И тогда в нем, в зависимости от установки, одни найдут положительные черты, другие – отрицательные. В перцепции возможны ошибки восприятия, причинами которых могут быть:
♦ эффект «ореола» – информация, полученная о человеке до непосредственного общения с ним, формирует предвзятость представления о нем еще до его восприятия;
♦ эффект «новизны» – при восприятии незнакомого человека часто наиболее значимой кажется первичная информация о нем (так называемое первое впечатление);
♦ эффект стереотипа – возникает из-за недостаточного объема информации о человеке и существует в виде некоторого устойчивого образа.
В процессе перцепции происходит не просто восприятие друг друга, а рождается целая гамма чувств, возникают эмоциональные отношения, механизм образования которых изучает аттракция.
Аттракция – это возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Для формирования аттракции можно пользоваться некоторыми приемами:
прием «имя собственное»
при общении чаще обращаться к партнеру по имени и отчеству, так как такое обращение служит показателем внимания и неосознанно вызывает положительные эмоции;
прием «зеркало души»
приветливое выражение лица, улыбка при общении сигнализируют о дружеских отношениях и добрых намерениях;
прием «золотые слова»
не скупиться во время общения на комплименты, похвалу, в которых нуждается любой человек;
прием «терпеливый слушатель»
уметь заинтересованно и терпеливо выслушать своего собеседника, дать ему высказаться;