Лекции по психология труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:23, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит основной лекционный материал.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции 1-6.doc

— 358.50 Кб (Скачать файл)

Существенная роль в развитии профессиональной памяти, в прочности сохранения и  в точности воспроизведения материала принадлежит мотивации. Имеются в виду и мнемическая направленность (мотивация в узком смысле), и отношение к труду, к своей специальности, к своим профессиональным задачам. Так, А. А. Смирнов отмечал влияние на запоминание «ряда характерологических черт личности того, кто запоминает, в частности, тех его черт, которые выражаются в отношении к работе, к требованиям, предъявляемым к ней, и к качеству, которому она должна удовлетворять» [99, с. 74].

Таким образом, один из способов совершенствования  профессиональной памяти заключается в формировании соответствующих мотивов и установок.

Второй способ, достаточно древний, состоит в использовании различных мнемических приемов. Например, при изучении курса нервных болезней студентам приходится запоминать два термина: «миоз» (сужение зрачка) и «мидриаз» (расширение зрачка). Студенты, как правило, путают эти термины, пока опытный преподаватель не укажет, что слово «миоз» короткое, а «мидриаз» длиннее. Еще в школе мы запоминаем последовательность цветов в спектре с помощью «волшебной» фразы: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны». Аналогичные приемы известны, видимо, специалистам в любой области трудовой деятельности.И все же роль мнемических приемов относительно невелика. Организация материала на основании существенных признаков, т. е. по содержанию, значительно эффективнее. Метод организации материала позволяет человеку оперировать огромным количеством информации, экономно используя свою память. Эта организация осуществляется с помощью логического расчленения материала, его сравнения, группировки, установления связей с ранее накопленными знаниями. Таким образом, память функционирует в тесном взаимодействии с мыслительными процессами, а мнемические свойства получают опору в мыслительных свойствах личности.

ИМАЖИНИТИВНЫЕ СВОЙСТВА

Индивидуальные различия в характеристиках  воображения и факторы, влияющие на динамику имажинитивных свойств, изучены мало. Можно говорить лишь в общем плане о крайних проявлениях скудости, ограниченности, бледности образов воображения, с одной стороны, и яркости, плодотворности, оригинальности этих образов — с другой. В психологии творчества изучение творческого мышления объединяется с анализом приемов творческого (продуктивного) воображения. Получены некоторые данные, свидетельствующие о возможности целенаправленного формирования этих свойств и приемов [8].

Еще шире, чем творческое воображение, включено в трудовую деятельность воссоздающее воображение. Любое трудовое действие имеет цель, которая чаще всего выступает в форме образа конечного продукта, результата трудовых действий. Обычно этот конечный результат определяется заранее чертежом, технологической картой, словесной инструкцией. Есть профессии, основным содержанием которых является оперирование образами воссоздающего воображения, например разметчик, закройщик, диспетчер.

Диспетчер аэропорта на основе поступающей  к нему по различным каналам информации о положении и движении воздушных судов строит в своем воображении пространственно-временной зрительный образ воздушной ситуации. Образ этот трехмерный, динамический, включающий не только сиюминутное положение управляемых объектов, но и экстраполяцию их относительного пространственного положения через короткий отрезок времени (3—10 мин). На основе этого образа воздушной ситуации принимаются решения и отдаются распоряжения, обеспечивающие безопасность воздушного движения. В оптимальном режиме, когда движение воздушных судов происходит в соответствии с графиком, решения принимаются по стандартному алгоритму, предусмотренному инструкцией. Однако воздушная ситуация всегда в той или иной мере своеобразна. Поэтому воссоздающее воображение и способность к зрительно-пространственной эстраполяции образа являются профессионально значимыми свойствами для диспетчера аэропорта.

О характеристиках воссоздающего  воображения и возможностях его развития можно в какой-то мере судить на основании исследований, проведенных Б. М. Ребусом [88] и В. Я. Дымерским [33]. Б. М. Ребус с помощью оригинальной методики показал, что у школьников, имеющих склонность к техническому творчеству, значительно меньше ошибок при решении задач, требующих оперирования образами объектов сложной формы, чем у их сверстников, не посещающих технические кружки. У первых после кратковременного восприятия нескольких объектов возникали более устойчивые, более богатые деталями образы, которыми они успешнее оперировали (сопоставляли, перемещали в пространстве). В статье не затронут вопрос о возможности формирования соответствующих навыков. По-видимому, для этого, во-первых, необходим какой-то фонд образов (не только зрительных, но и слуховых, двигательных и т.п.), который создается в результате профессионального опыта, но может формироваться с помощью специальных приемов в процессе производственного обучения, и, во-вторых, нужно вырабатывать навыки оперирования представлениями.

В. Я. Дымерский хорошо изучил возможности  оперирования двигательными представлениями, связанными с летной деятельностью. Он показал их неравноценность с точки зрения использования в воображаемых действиях (для сохранения и восстановления летных навыков). Последовательность и направление движений легко поддаются идеомоторной тренировке, скорость и амплитуда — труднее, тренировать точность усилий невозможно. Дымерский установил не только значение воображаемых действий для восстановления и сохранения профессиональных навыков, но и принципиальную возможность целенаправленного оперирования двигательными представлениями, их развития.

Исследование факторов, влияющих на развитие профессионального воображения, взаимодействия образов воображения и образов памяти, изучение взаимосвязи образов разных модальностей — одна из насущных задач психологии труда.

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА

Мышление, включенное в трудовую деятельность, исследовалось Б. М. Тепловым и было названо им практическим [102]. Теплов отметил ряд особенностей практического мышления: 1) оно непосредственно вплетено в практическую деятельность, результаты решения тут же подвергаются проверке; 2) создается план операции, который относится не к символам и знакам, а к реальным объектам или процессам; 3) почти всегда имеется жесткий лимит времени, создающий невозможность выдвижения множества гипотез.

В дальнейшем, продолжая изучение мышления в . труде, В. Н. Пушкин предложил  для него термин «оперативное» (от лат. opera — труд), т. е. мышление, непосредственно вплетенное в трудовую деятельность человека, притом деятельность, состоящую из операций и протекающую, быстро: «все эти оттенки понятия «оперативный», в той или иной степени относятся к оперативному мышлению» [86, с. 24]. Включение оперативного мышления вызывается проблемной ситуацией, под которой понимается конфликт между условиями и требованиями задачи. В результате решения задачи возникает новая, не применявшаяся ранее в аналогичных случаях схема действия, которая и приводит к устранению возникшего рассогласования. Этот процесс решения задач и может быть назван оперативным мышлением.

В, Н. Пушкин отмечает сходство оперативного мышления с творческим. И хотя мышление, вплетенное в трудовую деятельность, воссоздает по определенной . программе некоторый известный уже продукт труда, это не означает, по мнению Пушкина, принципиальной разницы механизмов. Даже планирование,' осуществляемое по заданной программе, сохраняет свой интеллектуальный характер в силу того, что условия меняются изо дня в день, большая ответственность препятствует возникновению автоматизмов, а в некоторых случаях оперативное мышление приводит к совершенно новым результатам, т. е. является продуктивным.

В деятельности диспетчера, которую  изучал В. Н. Пушкин, и, по-видимому, в  других видах деятельности (в разной степени) оперативное мышление выполняет следующие функции: 1) планирование — мыслительная . деятельность по созданию плана функционирования управляемого объекта на определенный отрезок времени: 2) контроль и регулирование — специальная деятельность по выполнению выработанного плана, требующая отражения динамических характеристик управляемого объекта и соотнесения их с программой; 3) решение задач по устранению резких отклонений от нормы в управляемых процессах, когда сказывается большое влияние эмоционального состояния диспетчера и высокого темпа; 4) диагностика — при возникновении неисправностей и аварийных ситуаций.

Диагностическая функция мышления в труде изучалась Р. Т. Сверчковой [94, 95]. Она показала, что для любого объекта диагностики характерно следующее: а) одно и то же отклонение от нормы может быть результатом различных причин; б) одна причина может вызывать одновременно несколько следствий; в) комплексы следствий различных причин могут иметь большее или меньшее сходство; г) причины, как правило, скрыты от непосредственного наблюдения и требуют специальной работы для их открытия; д) для выделения следствий (симптомов) также может быть необходима специальная работа; е) причинно-следственные связи в работе системы не исключают случайностей.

Сверчкова сравнивала действия опытного наладчика и новичка, наладчика и инженера в ситуации решения диагностической задачи. Действия начинающего наладчика были близки к методу проб, опытный специалист стремился к созданию полной картины неисправности, опирался в своих решениях на дополнительные, специфические симптомы неполадки, и практически его поиск носил свернутый характер.

На лабораторной модели объекта  диагностики Сверчкова раскрыла основные этапы формирования практического  опыта решения диагностических  задач. Первый этап характеризуется интенсивной поисковой деятельностью, выдвижением гипотез, мысленным моделированием связей и проверкой предположений. На втором этапе испытуемые выявляют внутренние связи. Происходит перестройка в процессе рассуждения, испытуемые начинают мыслить от причины к следствию. Чем раньше происходит у человека переориентировка со следствий на причины и вообще чем легче мысленные переходы от следствий к причинам и наоборот, тем успешнее он решает диагностические задачи. На третьем этапе мышление как бы передает эстафету узнаванию на основе автоматизации связей. Вновь совершается путь от следствия к причине, но уже на другой основе. Изменяется и характер ошибок: если на первых этапах это главным образом ошибки мышления, то на последнем — ошибки внимания и памяти.

Решение прогностических задач  в трудовой деятельности исследовал С. Н. Архангельский [10], который изучал планирование передовыми рабочими своего труда и пришел к выводу, что это планирование может выступать в трех формах:

1. Ориентировочное планирование. Необходимость в нем возникает тогда, когда приходится решать новые производственные задачи. Приступая к их выполнению, рабочий стремится осознать цель, критически оценить возможности ее достижения при помощи тех или иных средств. На основе ориентировочного планирования избирается направление, по которому может разворачиваться производственная деятельность;

2. Организационное планирование, в  процессе которого рабочий обдумывает все условия и определяет организационные мероприятия, направленные на улучшение условий труда и повышение его производительности. Критически осмысливая возможность применения тех или иных способов организации труда, передовики стремятся его рационализировать;

3. Планирование исполнения, т. е.  мысленное представление необходимой для выполнения работы системы действий, приемов, операций.

Каждый из этих этапов планирования требует значительных волевых усилий, умения сравнивать, анализировать, делать умозаключения, предвидеть. С. Н. Архангельский показывает, что планирование всегда базируется на мысленном предвидении, представлении пространственной, временной и логической последовательности выполнения трудовых действий и операций, связанных с использованием техники, инструментов, материалов, которые в совокупности определяют ход процесса производства [10].

Л. Л. Кондратьева показала 'возможность  формирования навыков планирования в обучающем эксперименте. При  этом она добилась переучивания ткачих со стажем, систематически не выполняющих план. Переход от ситуативных действий (по сенсомоторному типу) к планированию отдельных действий, а потом их последовательности с учетом вероятности изменений производственной ситуации позволил этим ткачихам заметно повысить производительность труда [51].

Возможность формирования умения разрешать проблемные ситуации показана Г. С. Альтшулером, который организовал технические курсы с целью знакомить рабочих с основами методологии изобретательства. Десятки рабочих, посещавших курсы, вскоре получили авторские свидетельства. Приемы и способы решения задач по устранению рассогласования между условиями и задачами деятельности описаны в книге Г. С. Альт-шулера [8], а психологический анализ процесса поиска и устранения «основного противоречия» дан в статье Г. С. Альтшулера и Р. Б. Шапиро [9].

ВОЛЕВЫЕ СВОЙСТВА

В психологии воля определяется как  сознательное регулирование человеком  своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков [96, с. 4].

В трудовой деятельности роль воли, волевых свойств личности очень велика, так как в процессе труда часто возникают самые различные трудности: «сопротивление материала» (в широком смысле слова), непредвиденные изменения производственной ситуации, утомление, монотония. Без преодоления этих внешних и внутренних трудностей деятельность не может быть успешной.

Вместе с тем значение тех  или иных волевых свойств, таких  как целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание, неравнозначно для разных профессий. Значение того или иного волевого свойства определяется характером труда, особенностями профессиональной среды, специфическими трудностями.

Информация о работе Лекции по психология труда