Лекции по психология труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:23, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит основной лекционный материал.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции 1-6.doc

— 358.50 Кб (Скачать файл)

А. Ц. Пуни [84, 85] убедительно показал  своеобразие и динамику структуры воли в различных видах спорта. Развитые им теоретические положения имеют более общее значение и могут быть распространены на трудовую деятельность. Пуни предлагает рассматривать совокупность волевых качеств (свойств) как подвижную, динамическую систему, звенья которой могут по-разному соотноситься, связываться между собой, образуя определенную структуру. Ведущая роль того или иного волевого свойства определяется прежде всего типичными, относительно устойчивыми объективными условиями деятельности. Стабильность или подвижность структуры волевых свойств зависит от степени устойчивости условий деятельности. В изменчивых условиях в качестве ведущего волевого свойства может выступать то одно, то другое свойство, изменяется и взаимодействие этих свойств.

Исходя из характеристики воли, сформулированной И.М.Сеченовым, который называл волю деятельной стороной разума и морального чувства, А. Ц. Пуни считает, что в каждом волевом проявлении личности содержатся интеллектуальные (гностические) компоненты, ибо воля — деятельная сторона разума; эмоциональные (мотивационные), ибо воля — деятельная сторона моральных чувств; операционные компоненты (умения), ибо проявления воли связаны с преодолением препятствий различной степени трудности [84, с. 149].

Проявления воли, так же как и  процесс ее развития, у каждого человека имеют свои особенности. Они обусловлены неповторимостью пройденного жизненного пути, вытекают из индивидуального своеобразия личности и связаны с ее направленностью, моральными принципами, индивидуально-типологическими особенностями, стилем деятельности, с уже сложившейся структурой волевых свойств. «Развитие воли и заключается в том, чтобы, ориентируясь на индивидуальное своеобразие личности, еще более отшлифовать сильные признаки волевых качеств и, по возможности, довести до их уровня отстающие, а в целом достигнуть устойчивого проявления волевых качеств при встрече с многообразными препятствиями» [85, с. 23].

Фундаментом волевой подготовки А. Ц. Пуни считает, в соответствии с приведенным выше определением, создание интеллектуальных основ воли (самостоятельности, критичности, гибкости ума), моральных основ воли (нравственное воспитание) и формирование умений преодолевать препятствия.

А. Ц. Пуни и его учениками разработана техника регуляции волевых усилий в спорте. Приемы самоорганизации направлены на упорядочение деятельности и состояний спортсменов, экономию сил, коррекцию техники исполнения двигательных актов, а именно на отвлечение и переключение внимания, идеомоторную подготовку, сосредоточение на технике движении, регуляцию дыхания и др. Приемы самомобилизации (самоубеждение, самоодобрение, самообязательство, самоприказание и т. д.) выступают 'преимущественно в форме произносимых про себя слов, фраз и даже монологов. Практика применения этих приемов в ходе спортивных соревнований и тренировок показала их высокую эффективность. Несомненно, что для многих видов трудовой деятельности, где возникает необходимость экстренного действия или потребность в торможении отрицательных действий и реакций, подобная техника саморегуляции может принести ощутимую пользу, и овладение ею следовало бы включить в 'процесс профессиональной подготовки.

Исследования М, Н. Ильиной [40] показали, что волевые свойства и их динамика зависят как от природных особенностей человека, так и от социальных факторов. Она изучала выносливость, т. е. способность человека длительное время выполнять работу на постоянном, заданном условиями деятельности уровне и противостоять при этом наступающему утомлению за счет волевого усилия. Была выявлена тенденция зависимости выносливости от степени подвижности процесса возбуждения (у лиц с инертностью возбуждения она больше). Но главным образом влияние типологических особенностей сказывается на соотношении компонентов выносливости: волевой компонент выносливости больше у лиц с сильной нервной системой, сама же выносливость может быть одинаковой у лиц с сильной и слабой нервной системой. Этот факт подтверждает положение Б. М. Теплова, что нет хороших и плохих свойств нервной системы и что каждый тип приспосабливается к внешним условиям по-своему, за счет тех преимуществ, которыми он обладает.

Из более обобщенных личностных характеристик на выносливость, по данным Ильиной, оказывают влияние общительность и самооценка (выносливость больше у экстравертов и у лиц с низкой самооценкой). Волевой компонент выносливости в большей степени выражен у лиц с высокой экстравертированностью, высоким нейротизмом и низкой самооценкой.

Интересные результаты получены М. Н. Ильиной при изучении влияния мотивации «а выносливость к статическим усилиям. Ее данные свидетельствуют о том, что при наличии соревновательного мотива выносливость значительно увеличивается, притом если соревнование командное, то выносливость увеличивается в большей степени, чем при соревновании «каждый за себя». В условиях экспериментальных соревнований лица со слабой нервной системой не уступали в выносливости лицам с большой и средней силой нервной системы. Прирост выносливости у представителей слабого типа наблюдался в большей степени за счет увеличения волевого компонента.

При выполнении различных по характеру  и интенсивности действий соотношение  между компонентами выносливости

 

МОТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В системе отношений личности отношение к труду вообще и отношение к конкретной профессиональной деятельности, к своей специальности, к своему рабочему посту, наконец, к выполняемой в данный момент профессиональной задаче в частности самым существенным образом определяют успешность деятельности. Эти отношения находят свое выражение в мотивах деятельности, под которыми мы должны понимать психологические причины, определяющие целенаправленные действия человека. Психологическими условиями, определяющими целенаправленный характер действий, являются также свойства личности (например, трудолюбие, добросовестность, аккуратность, общительность и т. д.), выражающие целую систему мотивов. В отличие от свойств личности, мотивы характеризуют более частное и изменчивое отношение человека к явлениям внешнего мира [68].

Классификация и структура  мотивов

Существует много различных  классификаций мотивов трудовой деятельности. Исходя из различия чисто человеческих потребностей, лежащих в основе мотивов (материальные потребности, направленные на вещи; духовные потребности или интересы, направленные на образы, представления и понятия), выделяют и соответствующие группы мотивов. К ним добавляют мотивы социальные, понимая под ними побуждения общественного характера. Отметим, что социальная природа человека накладывает отпечаток на всю мотивацию, на все его потребности без исключения. К собственно-социальным потребностям относят потребность в общении, в соответствующем социальном положении, а также побуждения общественного характера: возможность принести наибольшую пользу родине, помогать людям. Исходя из концепции Б. Г. Ананьева о человеке как индивиде, личности и индивидуальности, можно связать материальные мотивы с потребностями индивида, социальные — с потребностями личности, духовные — с индивидуальностью.

А. А. Русалинова [92] показала, что материальная заинтересованность в данной конкретной работе, непосредственный интерес к процессу труда и переживание социальной значимости результатов труда могут выступать в различных сочетаниях, определяющих различные типы отношения к труду. Она подробно рассматривает шесть типов отношения к труду, оптимальным среди которых является такой, в котором отмечается высокая интенсивность всех трех компонентов: и материальной заинтересованности, и переживания социальной значимости, и непосредственного интереса к процессу труда. Именно при таком типе отношения к труду максимальны и отдача личности в трудовом процессе, и удовлетворенность самого работника.

Часто встречается такой тип  отношений, в котором достаточно ярко выражены и материальная заинтересованность, и сознание социальной значимости труда, однако непосредственного интереса работа у человека не вызывает. При таком типе отношения к труду люди работают неплохо, но все-таки с неполной отдачей. Отсутствие интереса к работе приводит к постепенному накапливанию неудовлетворенности, что нередко кончается переменой работы. Этот тип отношения широко распространен в тех видах трудовой деятельности, которые носят монотонный, однообразный характер. А. А. Русалинова подробно рассматривает пути оптимизации отношения к труду людей, занятых монотонным трудом. Это механизация и автоматизация однообразных работ и способы компенсации неудовлетворенности там, где монотонность пока не устранена (потоки новой информации, прерывность трудового процесса, улучшение системы материального и морального стимулирования, развитие социальной активности работников в непроизводственных сферах деятельности, создание благоприятной психологической атмосферы). А. А. Русалинова намечает пути оптимизации и остальных типов отношения к труду. Работа А. А. Русалиновой имеет также то несомненное достоинство, что ею рассмотрены не просто разные виды мотивов, но разная их структура, а также факторы, определяющие изменение этой структуры.

Динамика мотивов (выдвижение на первый план одних, оттеснение на задний план других) достаточно часто встречается в процессе труда человека, в зависимости от обстоятельств личной жизни, от изменения труда в данной сфере, в данный период.

В. А. Ядов сопоставил на основании работ нескольких американских авторов изменения мотивов у рабочих в разные периоды экономической устойчивости. Он обнаружил, что общий уровень удовлетворенности любой работой повышается с ростом безработицы; структура мотивов труда с увеличением неустойчивости работы изменяется в сторону выдвижения на первый план экономических факторов и смещения на задний план факторов, связанных с содержанием работы: рабочие более квалифицированного труда могут проявлять больше интереса к содержанию своей работы не только потому, что это обусловлено ее особенностями, но и вследствие относительно более высокого уровня уверенности в стабильности своего положения.

Широкое распространение в зарубежной психологии получила теория мотивации А. Маслоу. Маслоу выделяет пять уровней потребностей человека: 1) основные физиологические потребности; 2) потребность в безопасности; 3) потребности в любви и социальной активности; 4) потребности в уважении и самоуважении; 5) потребность в самореализации. Лишь после того, как удовлетворены потребности одного уровня, человек стремится к удовлетворению потребностей другого, более высокого уровня. Маслоу считает, что потребности в самореализации собственных возможностей, постоянном самосовершенствовании, творчестве в широком смысле слова доминируют у немногих людей, так как большинство занято изнурительной борьбой за удовлетворение других, основных, потребностей. А. Л. Свенцицкий, позитивно излагая идею иерархии мотивов, критикует Маслоу лишь за то, что тот считает эту иерархию универсальной, применимой к любому обществу [93].

Последователь Маслоу Ф. Герцберг показал, что факторы, которые вызывают удовлетворенность работой, отличаются от факторов, вызывающих неудовлетворенность ею. Этот вывод был подтвержден другими исследователями. С потребностями избегать страданий, неудобств, дискомфорта Герцберг связывает факторы трудовой деятельности, которые он называет факторами «сохранения» (это надзор, линия поведения администрации, межиндивидуальные отношения, устойчивость работы, заработок и т. п.). Их благоприятное состояние приводит к уничтожению чувства неудовлетворения (чаще временному). Со стремлением человека к самоактуализации связаны факторы — «мотиваторы» реального переживания удовлетворения: достижения в работе, признание другими этих достижений, ответственность, продвижение, возможность роста.

Определенный отпечаток теорий Герцберга и Маслоу носит интересная классификация мотивов трудовой деятельности, предложенная польским психологом Т. Томашевским [111]. Первую группу мотивов Томашевский называет мотивами выгоды. Материальная выгода это прежде всего заработная плата, но также жилище и удовлетворение других материальных потребностей. Социальная выгода — это прежде всего профессиональная гордость.

Томашевский считает, что работник должен представлять себе зависимость между производительностью труда и получаемой выгодой. Поэтому важно, чтобы в процессе самой работы он мог видеть достигнутые результаты, периодически получал информацию о достигнутых им качественных и количественных показателях. Если такая информация поступает к работнику слишком поздно или «из третьих рук», эффективность всех стимулирующих мероприятий значительно снижается, а в некоторых случаях у работников может возникнуть чувство обиды и понизится производительность их труда.

Безопасность. Возможные опасности, с которыми работник сталкивается при выполнении работы, можно разделить на три группы: 1) физическая опасность, угрожающая здоровью или жизни работника; 2) материальная опасность, связанная с возможным денежным ущербом; 3) угроза общественных мер воздействия, в результате которых может пострадать общественное положение работника или его профессиональный престиж, когда он может потерять уважение товарищей и т. п. Томашевский считает, что отсутствие безопасности нельзя рассматривать просто как нечто противоположное выгоде. Многие данные свидетельствуют о том, что поощрение действует совсем по-другому, чем наказание, и что применение поощрений гораздо более эффективно, чем применение наказаний.

Удобство. У человека имеется естественное стремление выбирать среди доступных ему способов выполнения какого-либо задания самый простой, требующий минимального физического или умственного напряжения. Это, однако, не означает, что люди всегда предпочитают лишь самую простую работу и стремятся получить такое задание, которое не требовало бы от них никаких особых усилий. Наиболее любимой работой является та, степень трудности которой соответствует индивидуальным возможностям работника. Однако в границах этих возможностей человек стремится избежать приложения ненужных усилий.

Удовлетворенность. Известно, что люди выполняют многие работы или берутся за выполнение тех или иных заданий потому, что сам процесс их выполнения приносит им удовлетворение (например, само управление механизмами, их сборка и разборка, наладка и т. д.). Такая склонность, или любовь, может быть изменена, люди приобретают или теряют ее при выполнении определенных действий. Однако каждая профессия состоит из операций, не только приносящих удовлетворение, но и многих скучных, а иногда даже неприятных. Именно поэтому разные люди, работающие в одной и той же области, выполняют различные необходимые операции с неодинаковой старательностью.

Информация о работе Лекции по психология труда