Лидерство как социально-психологический феномен. Современные подходы к лидерству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:30, реферат

Краткое описание

Психологические качества лидера:
• уверенность в себе;
• острый и гибкий ум;
• компетентность как доскональное знание своего дела;
• сильная воля;
• умение понять особенности психологии людей;
• организаторские способности.
Различают три основных три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход.

Вложенные файлы: 1 файл

Liderstvo.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Стресс-менеджмент. Виды стрессов, признаки стресса,  диагностика стрессоустойчивости.

"Стресс-менеджмент". Это понятие пришло к нам,  как многое связанное с бизнесом, с Запада. Однозначного и общепринятого  толкования его пока нет. Но  большинство практиков понимает  под этим термином что-то вроде  "управление собой в момент стресса" или "методы преодоления последствий стресса". Во всяком случае, именно под рубрикой "Стресс-менеджмент" проходят все объявления, связанные с тренингами или книгами, пытающимися обучать способам релаксации и позитивного мышления. 
На мой взгляд, вполне логично понимать под стресс-менеджментом процесс управления стрессом, который включает в себя три главных направления: профилактику стрессогенных факторов (стрессоров), уменьшение напряжения от неизбежных стрессоров и организацию системы преодоления их негативных последствий.

Эустресс

Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс

Негативный  тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает  здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Специалисты выделяют пять разновидностей стресса: 1)физиологический стресс - вытекает из физического переутомления, вызванного тяжелыми нагрузками, недосыпанием или недоеданием человека. Способы устранения данного стресса являются наиболее простыми, но, если меры к этому не принять своевременно, он может усугубиться; 2)психологический стресс - вызывается неблагоприятными отношениями с окружающими, неуверенностью в будущем; 3)эмоциональный стресс - случается из-за излишне сильных чувств (страха, радости), т. е. данный вид стресса возникает в случае, когда человеку грозит опасность смерти или потери дорогого ему человека. Стресс человек может получить и в результате очень большой и неожиданной радости; 4)информационный стресс - возникает у человека, который обладает слишком большим ИЛИ слишком малым объемом информации. Так, излишне большое количество негативной информации о реальном положении дел заставляет человека переживать. Отсутствие полной информации заставляет человека строить догадки о возможном исходе интересующего его дела и постоянно держит его в напряжении; 5)управленческий стресс - возникает, когда ответственность за действия или риск принимаемых решений слишком велика и не соответствует должности человека ИЛl1 его моральной устойчивости.  Исследуя психические сферы, психологическая диагностика стрессоустойчивости продолжает быть ценным квалифицированным средством тестирования. Разделение представленных тестовых средств на обобщенные и узко-специальные, помогает взять вопросы любой достоверности.

Существует много программ по диагностике стрессоустойчивости.

При воздействии  стрессов происходит снижение некоторых  физиологических процессов (стадия «шока»), затем включаются защитные механизмы, организм начинает перестраиваться (стадия «противошока»). После этого наступает стадия повышенной резистентности, когда функциональные возможности организма повышаются выше исходного уровня, но существуют примеры, что при действии очень сильных стрессоров это стадия может не наступить. Следующая стадия истощения, защитные механизмы организма снижаются и если действие стрессоров не прекращается, то может наступить летальный исход.

Многие  ученые занимались исследованием стресса: В.Л. Марищук, Л.Д. Гиссен, В.Н.Цыган, В.С. Мерлин и др. «Р. Лазурус развивая учение о стрессе, выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психический (эмоциональный) стресс, при котором человек оценивает предстоящую ситуацию как угрожающую, трудную». При физиологическом стрессе адаптационный синдром возникает только при непосредственной встрече с раздражителем, а при психологическом адаптация наступает заблаговременно.

Психологический стресс отличается от всех других его  видов наличием в структуре развития состояния опосредующей переменной - угрозы, т.е. сведений, символов, предвосхищающих будущее столкновение человека с какой-то опасной для него ситуацией. Психологический раздражитель действует опосредованно (через внутренние условия - сознание). Причина психологического стресса - эмоциональное возбуждение, связанное с переживанием эмоций (т.е. эмоции сигнализируют человеку о том, что его ждет в будущем). Психологический стресс возникает заблаговременно (до встречи с раздражителем, например, за неделю, за день…).

Психологический стресс - это состояние чрезмерной психической напряженности и дезорганизации поведения, которое развивается в результате угрозы или реального воздействия экстремальных факторов социального, психологического, экологического и профессионального характера.

Одним из способов преодоления стресса является копинг-стратегия. Изучение поведения человека в стрессовых ситуациях привело к выявлению механизмов совладания, или копинг-механизмов, определяющих успешную или неуспешную адаптацию. Впервые термин "coping" был использован Мерфи в 1962 г

В преодолении  трудной ситуации и эффективной  адаптации человеку может помочь совладающее поведение. Во многих литературных источниках копинг рассматривается  как осознанное рациональное поведение, направленное на устранение стрессовой ситуации.

Изучением копинга в отечественной психологии занимались Л.И. Гримако, Л.Г. Дикая, А.Б. Леонова, В.И. Медведева, И.В. Симонова и  др.

Функции совладения связаны с поддержанием внешнего и внутреннего благополучия человека. Для этого надо осознать ситуацию, способы ее преодоления и вовремя их применить в своем поведении.

Копинг-стратегии  образуются мыслями, чувствами и  действиями, и в последующем используются в определенных обстоятельствах.

Копинг  направлен на устранение ситуации психологической  угрозы. Совладание представляет собой способ взаимодействия человека с ситуацией, учитывая ее собственную логику, значимость в жизни человека и психологическими возможностями самого человека.

Копинг-поведение  зависит не только от личности субъекта, но и от самой ситуации и может проявляться на поведенческом, эмоциональном и познавательном уровне. Обязательным условием копинга является стресс.

«Психологическая  значимость копинга заключается  в том, чтобы эффективнее адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать или привыкнуть к ним и погасить стрессовое действие ситуации. Копинг зависит от трех факторов - личности субъекта, реальной ситуации и условий социальной поддержки».

И.М. Никольская и Р.М. Гранковская, предлагают делить стратегии совладания на три группы: поведенческие, эмоциональные, познавательные. Первый тип объединяет поведенческие стратегии снятия очага напряженности, по средствам внешних и внутренних факторов. Ко второму относится эмоциональная разрядка с целью снятия очага напряжения или поиска социальной поддержки. Третий включает в себя стратегии, позволяющие нейтрализовать напряженность стресса через изменение субъективной оценки ситуации и соответствующее изменение уровня контроля].

Проанализировав литературные источники можно выделить более эффективные копинг-стратегии  и менее эффективные копинг-стратегии.

К более  эффективным можно отнести попытки  решить проблему самостоятельно, изменение  собственных установок в отношении ситуации, поиск информации, объективная оценка ситуации, вмешательство в ситуацию, самоконтроль, принятие ответственности.

К менее  эффективным относят закрытость для информации, избегание, самообвинение, отвержение проблемы, уход от социальной поддержки, признание своего поражения.

«Оценивать  эффективность копинга следует  при его завершении, в том случае, если стрессовая ситуация для индивида становится незначимой как раздражитель и освобождается энергия для  решения новых задач. В большинстве  психологических источников критерий эффективного совладания связывается с психологическим благополучием человека, что выражается в снижении уровня тревожности, раздражительности, психосоматической симптоматики, депрессивных показателей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.Синдром эмоционального выгорания и способы самовосстановления.

Техники саморегуляции в условиях стресса.

Синдром выгорания представляет собой процесс  постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

Термин  — «эмоциональное сгорание» был  введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Сначала этот термин обозначал состояние изнеможения, истощения, сопряженное с ощущением собственной бесполезности. Понятие выгорания («burnout») обычно используется для обозначения переживаемого человеком состояния физического, эмоционального и психического истощения, вызываемого длительной включенностью в ситуации, содержащие высокие эмоциональные требования, которые в свою очередь наиболее часто являются следствием сочетания чрезмерно высоких эмоциональных затрат с хроническими ситуационными стрессами. К. Кондо определяет синдром «эмоционального сгорания» как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношении. Этому определению соответствует и данное им толкование понятия «сгорание», которому подвержены прежде всего те, кто альтруистически и интенсивно работает с людьми. Такая эмоционально напряженная работа сопровождается чрезмерной тратой психической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурение) и эмоциональному истощению (исчерпывание) в результате появляются беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, одышка, желудочно-кишечные расстройства, головные боли, пониженное давление, нарушение сна; как правило, возникают и семейные проблемы. Воздействие стрессогенных факторов, вызывающих явление «эмоционального сгорания»» охватывает значительный круг профессий, расширяя число подверженных этому заболеванию.

Психогигиена — это отрасль психологии и гигиены, изучающая факторы и условия окружающей сил образ жизни, благотворно влияющие на психическое развитие психическое состояние человека, и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья.                

Психическое здоровье предполагает состояние полного  душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать душевное равновесие.

Предупреждение  болезненных психических реакций  социального работника в процессе профессионального общения — серьезная задача психогигиены . Важное значение имеют такие психоаналитические качества, как самоконтроль, самооценка, а также стрессоустойчивые качества, физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями. Чрезвычайно важным для социального работника является навык самообладания, который рассматривается в психологии как показатель социальной и эмоциональной зрелости личности. Следует подчеркнуть, что самообладание — это не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. В связи с тем, что социальному работнику часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо специально развивать в себе способности и навыки самообладания. Профессиональная помощь при «эмоциональном сгорании», мнению К. Кондо, может осуществляться с помощью двух видов терапии: работе с лицами, подверженными «сгоранию», и смягчение действия организационного фактора. Важнейшим принципом предотвращения синдрома «сгорания» является соблюдение требований психогигиены самим социальным работником. Роль социального работника как профессионала более сложна, чем, например, роль врача или психолога, поскольку она еще не имеет такого же профессионального статуса. Социальному работнику в своей деятельности часто приходится сталкиваться с негативным «обратным трансфертом».

Понятие «обратный трансферт» (перенос эмоционального  отношения клиента к значимым для него ценностям, людям, явлениям) было выдвинуто З.Фрейдом в 1910 г. «Обратный трансферт» может быть как позитивным, так и негативным. Существует много различных типов проявлений «обратных трансфертов». Так, социальному работнику часто приходится испытывать чувство вины в случае, например, суицида клиента. Ещё одним типом «обратного трансферта» является агрессивность,  которая может возникнуть в ходе работы. Ярость клиента может спровоцировать ответную ярость социального работника, вызвать у него чувство раздраженности, оскорбленности, желание отмщения, напряженность и беспокойство. Отрицательно сказывается на психике социального работника психологический дискомфорт, конфликты и эмоциональное напряжение.   Ключ к предупреждению таких ситуаций — повышение культуры общения, взаимопомощь и взаимопонимание, доброжелательность, самовоспитание и контроль. Важно своевременно снимать последствия негативного «обратного трансферта», находить правильный выход из кризисной ситуации.

15. Личностная  сила руководителя. Профессиональная  компетентность руководителя и  критерии эффективности.

Информация о работе Лидерство как социально-психологический феномен. Современные подходы к лидерству