Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 16:36, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными. А так же попытаться понять каким лидер должен быть в будущем.
Достижение цели подразумевало решение следующих поставленных задач:
определить сущность и роль лидерства, а также выявить особенности лидерских отношений;
рассмотреть современные стили лидерства;
Введение
Глава1.Лидерство
1.1 Роль и обязанности лидера
1.2 Характеристики лидера
1.3 Стили лидерства
Глава2. Лидер завтрашнего дня
2.1 Качества необходимые лидеру в будущем
2.2 Лидер в информационной эпохе
2.3 Лидеры 21 века. Кто они? (интервью с Б. Беннисом)
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава1.Лидерство
1.1 Роль и обязанности лидера
1.2 Характеристики лидера
1.3 Стили лидерства
Глава2. Лидер завтрашнего дня
2.1 Качества необходимые лидеру в будущем
2.2 Лидер в информационной эпохе
2.3 Лидеры 21 века. Кто они? (интервью с Б. Беннисом)
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям, базирующимся на экономических методах. Исходя из этого, становится необходимым принципиально новый подход к приоритетам. Главное внутри организации - работники, а за ее пределами – потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициативе и не к бездумному исполнению. Следует прейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности.
Современная концепция развития производства заключается в том, что максимальная производительность, качество и конкурентоспособность могут быть достигнуты только при участии каждого сотрудника в совершенствовании производственного процесса первоначально на своем рабочем месте, а в дальнейшем на предприятии в целом. Вовлечение персонала в процесс совершенствования производства создает творческую обстановку и является мощным мотиватором персонала к труду, что позволяет каждому сотруднику максимально реализовать свой опыт и творческие способности.
Цель и задачи исследования. Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными. А так же попытаться понять каким лидер должен быть в будущем.
Достижение цели подразумевало решение следующих поставленных задач:
Объект исследования. Рассмотрение управленческих взаимоотношений, их сущности и особенностей.
Предмет исследования. Изучение стилей лидерства, и применение их в различных ситуациях.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Достижения отечественной и зарубежной науки в исследовании особенностей лидерства. В ходе работы проработана и изучена общая и специальная литература, статьи и материалы семинаров, а также международная практика.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка литературы. Основной текст изложен на 45 станицах. Список литературы содержит 22 источника.
Во введении раскрыта актуальность темы, сформулирована цель, задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе «Лидерство» определены роли и обязанности лидера, детально рассмотрены стили и характеристики руководства.
Вторая глава «Лидер в новую эпоху»» посвящена рассмотрению лидерских качеств и характеристик, необходимых лидеру в будущем.
В заключении обобщены исследования и результаты курсовой работы и сформулированы основные выводы.
1. Лидерство
Однако нескольких слов зачастую оказывается недостаточно. Обычно, для того чтобы в полной мере прочувствовать непреодолимую силу видения, нам надо услышать более пространное объяснение от руководителя, который облекает это видение в слова.
Провозглашение великих видений выдающимися лидерами
Генри Форд изложил свое видение демократизации автомобиля так:
«Я построю автомобиль, доступный великому множеству людей... Его цена будет столь низкой, что любой человек, имеющий хорошую заработную плату, будет в состоянии купить такой автомобиль и вместе со своей семьей наслаждаться благословенными часами отдыха на огромных открытых просторах Божиих... Когда я завершу это начинание, каждый сможет позволить себе иметь автомобиль и будет его иметь. С наших дорог исчезнут лошади, автомобиль станет обыкновенной вещью, [и мы] дадим работу и хорошие заработки большому числу людей».
Уолт Дисней описал свою мечту о Диснейленде следующим образом:
«Идея Диснейленда проста. Это место, где люди обретают счастье и узнают новое. Это место, где родители и дети приятно проводят время вместе; место, где учителя и ученики открывают большие возможности познания и обучения. Там для всеобщего обозрения и изучения будут представлены чудеса Природы и чудеса, созданные Человеком. Диснейленд основан на тех идеалах, мечтах и суровых, но достоверных фактах, которые создали Америку, и посвящен этим идеалам, мечтам и фактам. Уникальное оборудование Диснейленда позволит наглядно продемонстрировать эти мечты и факты, превратить их в источник отваги и вдохновения для всего мира».
Все эти видения обладают непреодолимой силой. В них есть то, что Джеймс Коллинз и Джерри Поррас, называют фактором поглощения: «Когда люди осознают, что будет необходимо для достижения [цели, заложенной в видении], то почти слышно, как они вбирают в себя сообщенную им идею».
Стадия процесса Главные проблемы Вопросы, которые должны быть поставлены
Оценка имеющихся ресурсов
Каким бизнесом мы на самом деле занимаемся? 1. Какова миссия вашей компании или ее цель в настоящее время?
2. Какие ценности дает ваша компания обществу?
3. Каков характер отрасли, в которой действует компания, или институциональные рамки этой деятельности?
4. В чем заключается уникальность положения вашей компании в данной отрасли или в институциональной структуре?
5. Что необходимо для успеха вашей компании?
Как мы работаем? 1. Какие ценности и какая организационная культура регулируют поведение сотрудников и принятие решений?
2. Какие сильные и слабые стороны вашей компании проявляются в процессе ее деятельности?
3. Какой стратегии придерживается компания в настоящее время и можно ли отстаивать эту стратегию?
Проверка видения 1. Есть ли у компании четко сформулированное видение? Если да, то каково оно?
2. Если компания продолжает двигаться по наезженной колее, то в каком направлении она пойдет через десять лет? Насколько верным будет такое направление?
3. Знают ли руководители компании, куда она идет, и согласны ли они с направлением движения?
4. Обеспечивают ли структуры, процессы, персонал, системы стимулирования работников и информационные системы поддержку того направления, по которому идет компания в настоящее время?
Проверка реальности проведения границ видения Кто входит в число важных заинтересованных сторон и каковы их потребности?
Кто входит в число самых важных (ключевых) заинтересованных сторон — (как в самой компании, так и вне ее) и кто из них является первым?
2. Каковы главные интересы и ожидания, которые пять или шесть ключевых заинтересованных сторон связывают с будущим вашей компании?
3. Какие угрозы или возможности исходят от ключевых заинтересованных сторон?
4. Представьте себя заинтересованным лицом. Каких изменений в компании вы бы лично очень хотели?
Как следует ограничить новое видение? 1. Каковы границы (временные, географические, социальные) вашего нового видения?
2. Что должно совершить видение? Как узнать, что оно успешно реализовано?
3. Каковы самые важные проблемы, которые должны быть решены видением?
Определение контекста видения, т.е. того положения, которое будет занимать организация в будущей внешней среде Какие процессы в будущем могут оказать воздействие на видение? 1. Какие крупные изменения в потребностях и нуждах, удовлетворяемых вашей компанией, можно ожидать в будущем?
2. Какие изменения в составе ключевых заинтересованных сторон можно ожидать в будущем?
3. Какие существенные изменения той экономической среды, в которой действует ваша компания, можно ожидать в будущем?
4. Какие существенные изменения той общественной среды, в которой действует ваша компания, можно ожидать в будущем?
5. Какие существенные изменения в политическом окружении вашей компании можно ожидать?
6. Какие существенные изменения в технологической среде можно ожидать?
7. Какие другие существенные сдвиги во внешнем окружении вашей компании можно ожидать?
Какие будущие процессы и события смогут оказать наибольшее воздействие на направление, по которому пойдет ваша компания, в том случае, если они произойдут? Приоритет 1 = максимальное воздействие
Приоритет 2 = воздействие, близкое по силе к максимальному
Приоритет 3 = среднее по силе воздействие
Приоритет 4 = минимальное воздействие
Какие три-четыре сценария вероятны в случае наступления событий, способных оказать максимально сильное воздействие (обозначенное выше как Приоритет 1)? Запишите четыре или пять сценариев будущего. Возможны два варианта работы: начать с настоящего и описывать будущие события в порядке их наступления вплоть до какого-то конкретного момента или выбрать некоторый период в будущем и описать его, уделяя особое внимание тому, как мир пришел к состоянию, которое вы предвидите.
Выбор видения:
четкое формулирование и оформление нового видения Каковы альтернативные видения? Какие из всех возможных направлений, по которым может пойти ваша компания в ближайшие 5-7 лет, обещают максимальное улучшение ее позиций, а также достижение ею и ключевыми заинтересованными сторонами наибольшего успеха?
Какие возможные видения лучше всего отвечают критерию хорошего видения? 1. Ориентировано ли видение на будущее?
2. Принесет ли оно лучшее будущее компании?
3. Гармонирует ли оно с историей, культурой и ценностями компании?
4. Предлагает ли оно стандарты совершенства и отражает ли возвышенные идеалы?
5. Делает ли оно цель и направление бизнеса более ясными?
6. Пробуждает ли оно энтузиазм и укрепляет ли лояльность сотрудников?
7. Отражает ли оно уникальность вашей компании и присущие ей возможности и что эти возможности означают?
8. Обладает ли ваше видение честолюбием и амбициозностью?
Второе изменение роли лидерства: от командира к рассказчику
Второе изменение роли лидерства предполагает, что руководители должны прекратить командовать и научиться быть искусными рассказчиками.
Величайшим поборником концепции руководителя как рассказчика является психолог Ховард Гарднер. Он утверждает, что «одним из ключей — возможно, единственным ключом — к лидерству... является эффективность в сообщении историй». Изучив известных (и менее известных) исторических лидеров, Гарднер обнаруживает, что многие из них еще в раннем возрасте обладали мастерством рассказчиков. «Многие другие сделали искусство увлекательного повествования — в форме ли убеждающих публичных речей или хорошо подготовленных письменных документов — одной из главных своих целей». Сказительство, говорит Гарднер, составляет «фундаментальную часть призвания лидера».
Сказительство, которым занимаются лидеры, — это особое искусство. Правильно рассказанные истории могут объединять, побуждать, вдохновлять и сплачивать последователей на поддержку видения, которое озарило лидера. У Гарднера, есть кое-какие мысли о том, что представляют собой правильные истории и как их следует рассказывать. Вот некоторые из основных рекомендаций, которые дают эксперты.
1 Самые лучшие истории посвящены сущностным проблемам
2 Самые действенные сущностные истории отражают черты, воплощенные в лидере
3 Все истории, рассказываемые лидерами, должны завоевать внимание людей
4 Люди охотнее и
легче воспринимают истории,
5 В историях форма так же важна, как и содержание
Третье изменение роли лидерства: от архитектора систем к проводнику изменений и служителю людям
Третье изменение роли лидерства в равной мере обусловлено и первым, и вторым. Если некое видение хорошо известно, если оно пользуется широким признанием, если его энергично проводят в жизнь, незачем и сообщать о нем. Людям не нужны лидеры, которые заставляют их делать то, что они уже и так делают.
С начала XX в. высшие руководители
большинства предприятий
В такой структуре потоки информации и капитала должны восходить на самый высший уровень, где руководители принимают решения, распределяют ресурсы, устанавливают приоритеты, определяют обязанности, дают задания и контролируют управление ресурсами. Управленцы высшего звена являются единственными настоящими предпринимателями. Идеи, зародившиеся внизу такой структуры, подвергаются подробному документированию и изучению и редко преодолевают эти бюрократические препоны. Вся система «управляется по вертикали... ориентирована на финансовые показатели и основана на авторитете».