Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2015 в 14:23, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение влияния личностной конкурентоспособности на лидерство.
Задачи:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Провести диагностику личностной конкурентоспособности в исследуемой группе студентов.
3. Определить значимость такого качества как лидерство.
4. Провести анализ взаимосвязи личностной конкурентоспособности и лидерства.
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы взаимосвязи личностной конкурентоспособности и лидерства 6
1.1. Теоретические аспекты изучения сущности лидера, лидер и группа 6
1.2. Теоретический анализ проблемы лидерства в психологии 9
1.3. Теоретический анализ понятий личности и конкурентоспособности в психологии 12
Выводы по главе 1 14
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния личностной конкурентоспособности на лидерство 15
2.1. Организация и методы исследования 15
2.2. Анализ полученных данных и интерпретация результатов 21
Выводы по главе 2 26
Заключение 28
Список литературы 30
Приложения 32
Требования к критериям:
3-й этап: Выбор типа процедуры социометрического исследования.
Социометрия может проводится в двух вариантах:
При использовании непараметрической процедуры проведения испытуемым предлагается ответить на вопросы без ограничения количества выборов, т.е. всех, кроме самого себя. Таким образом, по любому из предложенных критериев может быть выбрано (N−1) человек — основная константа социометрии, где N — количество человек в группе [4].
Для непараметрической процедуры константа одинакова, как для человека, делающего выбор, так и для человека, выбор получающего.
Данная процедура была разработана для снижения вероятности случайного выбора. Суть процедуры состоит в ограничении количества выборов каждого их участников. Величина ограничения - d - называется социометрическое ограничение или лимит выборов. Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности.
4-й этап: Разработка социометрической карточки или социометрической анкеты [12].
5-й этап: Непосредственно проведение социометрии.
Она складывается из двух основных компонентов: инструкция и содержательные вопросы. Чаще всего психолог сам дает всем членам группы устную инструкцию и зачитывает вопросы, предлагая письменно ответить на них в специальных бланках или просто на листе бумаги. В другом варианте психолог дает устную инструкцию, а затем раздает социометрические карточки, на которых есть краткая письменная инструкция, оставлено место для фамилии, сформулированы все вопросы и под каждым оставлено место для ответов. Преимущество второго варианта в том, что респонденты видят перед собой инструкцию постоянно, и это уменьшает число уточняющих вопросов [11].
В обоих случаях устная инструкция выполняет две очень важные функции: мотивирование участников и технические пояснения.
Социометрическая процедура сама по себе является достаточно серьезным эмоциональным испытанием. Особенно для тех, кто занимает крайние статусные позиции: высокостатусных и непопулярных. Надо честно написать о том, кто тебе нравится и кто неприятен, зная, что в этот момент все остальные оценивают и тебя. Более того, свои высказывания надо обязательно подписать [11].
6-й этап: Непосредственно обработка и интерпретация результатов.
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный (социометрическая матрица), графический (социограмма) и индексологический (социометрические индексы).
Социоматрица - это матрица связей, с помощью которой анализируются внутриколлективные отношения. В социоматрицу в форме числовых значений и символов заносится информация, полученная в ходе опроса [14].
Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости ("щите") с помощью специальных знаков [14].
Социограммы бывают двух типов:
Социометрические индексы. Выделяют два типа социометрических индексов:
Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения [12].
2.2. Анализ полученных данных и интерпретация результатов
При проведении экспресс-диагностики В.В. Козлова в группах были получены следующие результаты: группа №1 показала результаты в таб. 1, группа №2 показала результаты в таб. 2. Необходимо заметить, что набранные группы состояли из людей с разным уровнем образования, группа №1 – это люди, обучающиеся в ВУЗе, а группа №2 – люди, обучающиеся в среднеобразовательном учреждении.
Таблица 1.
Распределение показателей по методике «Экспресс-диагностика личностной конкурентоспособности» В.В. Козлова у студентов группы
СОб-14-1.
Имею четкие цели (+2) |
15 человек |
Рационалистичен (+2) |
8 человек |
Трудолюбивый, работоспособный (+2) |
3 человека |
Исполнитель (-2) |
13 человека |
Люблю рисковать (+2) |
10 человек |
Независимый (+2) |
12 человек |
Лидер (+2) |
7 человек |
Ответственный (+3) |
11 человек |
Владею собой, стрессоустойчивый (+2) |
9 человек |
Стремлюсь к непрерывному росту своей компетентности (+3) |
13 человек |
Коммуникабельный (+2) |
12 человек |
Таблица 2.
Распределение показателей по методике «Экспресс-диагностика личностной конкурентоспособности» В.В. Козлова у учащихся в 9«Б» классе.
Имею четкие цели (+2) |
6 человек |
Рационалистичен (+2) |
6 человек |
Ленивый, малопроизводительный (-2) |
2 человека |
Творческий деятель (+1) |
7 человека |
Консервативен (-3) |
4 человек |
Независимый (+2) |
12 человек |
Лидер (+2) |
4 человек |
Несерьезный (-3) |
3 человек |
Владею собой, стрессоустойчивый (0) |
14 человек |
Не стремлюсь к непрерывному росту своей компетентности (-3) |
10 человек |
Коммуникабельный (0) |
9 человек |
Согласно полученным результатам, мы можем говорить о том, что группа №1 имеет незначительный уровень ЛК, в то время как группа №2 имеет незначительное преобладание свойств, препятствующих проявлению ЛК. Показатели по группе №1 = 20, по группе №2 = -2.
Подробнее остановимся на качественной оценке показателей характеристик личности по шкалам:
По отношению к поставленным целям и ценностным ориентациям: большинство испытуемых по всем показателям образования показывают максимальные результаты, это означает, что люди в испытуемом коллективе активно ставят себе цели и готовы их достигать. Лишь небольшой процент имеет средние и выше средних показатели, которые, по сути, относятся к нормальным средним показателям.
Шкала отношения к труду «ленивый – трудолюбивый»: основная масса испытуемого коллектива показывает средние результаты со сдвигом показателей в сторону трудолюбия.
По шкале «исполнительный – творческий» показатели распределились следующим образом: респонденты, имеющие высшее образование отдали приоритет по большинству процентов исполнительности, а испытуемые со средним образованием выбрали творческую деятельность. Такое распределение может говорить нам о получении знаний в разных видах учебных заведений. Исходя из словесного опроса участников по поводу ответов, удалось выяснить, что в процессе получения образования в ВУЗе дают слишком консервативное образование, не выходя за рамки образовательного процесса. Среднеобразовательные учреждения в свою очередь расширяют образовательное пространство, позволяя проявлять и развивать творческие способности.
В отношении шкалы «консервативный – рисковый» показатели разошлись следующим образом: низкие показатели выдали лица, имеющие среднее образование, остальные склонились в сторону максимальной оценки «рисковый». Испытуемые с высшим образованием высказались в сторону риска с целью «не упустить свой шанс в жизни» и занять свою нишу на рынке труда.
Показатели шкалы «внушаемый – независимый» склонились от средних показателей в сторону максимального уровня, однако по данным опроса внутренний конфликт в группах остается из-за желания быть независимым.
По шкале проявления лидерских качеств показатели сложились следующим образом: обе группы испытуемых показали значения между ведомым и лидером, приближенные к максимальной точки со стороны лидера. По интерпретации респондентов с высшим образованием они уверенно чувствуют себя, общаясь в разных кругах, а знания и статус интеллигента дают повышенный уровень лидерского качества [19,21].
Что касается шкалы интеллектуального и творческого развития, то по данным в ней складывается интересная ситуация, разные уровни образования показали свои результаты: со средним образованием испытуемые дали одинаковые результаты по среднему и ниже среднего показателям. Можно сделать вывод, что 50% хотят продолжать свое развитие, но не в полной мере, а остальные 50% склоняются в сторону остановки развития. Испытуемые со средним образованием так же склоняются в сторону остановки интеллектуального и творческого развития, по опросу выяснилось, что ситуация с образованием их полностью устраивает и продолжать развиваться дальше смысла они не видят. Люди с высшим образованием держат стабильный средний показатель, с помощью опроса удалось выяснить, что любознательность не покидает таких людей и остается стремление поддерживать свой уровень познаний, а также обращаться к инновациям и постигать новые знания.
Показатели стрессоустойчивости оказались самыми противоречивыми по сравнению со всеми шкалами, основные показатели по всем уровням образования легли в поля от ниже среднего до выше среднего. Особенно стабильный показатель оказался у лиц со средним образованием, исходя и з дополнительной информации по методу опроса, что такая стабильность стрессоустойчивости оправдана уровнем образования и особенно сферой деятельности испытуемого. Опрошенные особые отметки сделали на то, что предоставленные задания не являются сверх точными и не требуют особого качества. Что касаемо людей с высшим образованием, то разброс показателей регламентируется, во-первых: специальностью, на которой учится конкретный человек, а во-вторых: требованиями, которые предъявляются к исполнителю при выполнении определенного задания. Хотя основной процент и занимает позицию выше среднего, нельзя исключать и другие показатели.
Относительно показателей профессионального роста картина предельно ясна: с каждым шагом повышения уровня образования прослеживается довольно четкая тенденция к нарастанию уровня профессионального и карьерного роста. Эта закономерность довольно проста, чем выше уровень образования, тем больше вариантов для повышения своей квалификации.
Последний показатель относится к уровню качества производимости продукта. Шкала показывает уверенную среднюю позицию качества производимого продукта на всех уровнях образования, исключая высшее образование, которое дает уверенно высокий показатель. По опросу это связано в первую очередь с высокой ответственностью выполняемых задач, а также повышенными требованиями со стороны преподавателей.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что личностные характеристики конкурентоспособной личности повышают свои показатели в связи с уровнем образования, а как следствие такие люди уверенней конкурируют на рынке труда и внутри организации.
Для проведения социометрического исследования была взята одна группа испытуемых, состоящая из 15 человек, и были получены результаты, отраженные в таб. 3, находящейся в разделе Приложения.
На основе полученных данных можно назвать членов группы, занимающих позиции лидеров по признаку симпатий – антипатий (испытуемый под № 9) и членов группы, которые отвергаются группой (испытуемый под № 15).
Лидерами группы по параметру “экспансивность” являются испытуемые № 10, 4 и 12. Наиболее низкий индекс экспансивности у испытуемых № 5, 9 и 13.
В группе выделяются несколько подгрупп с той или иной степенью сплоченности:
Информация о работе Личностная конкурентоспособность как фактор лидерства