Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2015 в 14:23, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение влияния личностной конкурентоспособности на лидерство.
Задачи:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Провести диагностику личностной конкурентоспособности в исследуемой группе студентов.
3. Определить значимость такого качества как лидерство.
4. Провести анализ взаимосвязи личностной конкурентоспособности и лидерства.
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы взаимосвязи личностной конкурентоспособности и лидерства 6
1.1. Теоретические аспекты изучения сущности лидера, лидер и группа 6
1.2. Теоретический анализ проблемы лидерства в психологии 9
1.3. Теоретический анализ понятий личности и конкурентоспособности в психологии 12
Выводы по главе 1 14
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния личностной конкурентоспособности на лидерство 15
2.1. Организация и методы исследования 15
2.2. Анализ полученных данных и интерпретация результатов 21
Выводы по главе 2 26
Заключение 28
Список литературы 30
Приложения 32
Популярность тех или иных людей в группе объясняется рядом обстоятельств. Так, “Звезды” умеют устанавливать контакт с одногруппниками. “Популярные” часто общительны, хорошо учатся. Они понимают и оценивают состояние своих товарищей по группе, помогая им, входят в их положение.
В отдельных же случаях среди таких людей популярными оказываются личности с сомнительным поведением и личностными качествами, не отвечающими высоким нормам морали.
Причин непопулярности также может быть немало. В одних случаях - это безразличие к собственной учебе и успеваемости своих одногруппников. В других - бездеятельность, пренебрежительное отношение к мнению своих товарищей, бездеятельность, вялость, что отталкивает от них большинство учащихся [18].
1. Конкурентоспособность
есть комплексная способность
личности, имеющая в своей основе
гуманистическую
2. Психологическую основу
конкурентоспособности
3. Необходимым условием
развития
4. Результаты монографического
исследования личности
5. Статистически обоснованная
эффективность работы
Проделанная мной работа была посвящена изучению личностной конкурентоспособности как фактору лидерства. Опираясь на поставленные задачи, удалось изучить достаточное количество литературы по проблеме конкурентоспособности, провести диагностику личностной конкурентоспособности в исследуемой группе студентов, определить значимость лидерства в жизни каждого из испытуемых и провести анализ взаимосвязи личностной конкурентоспособности и лидерства.
В результате с помощью изучения научной литературы и проведенных исследований мы выявили ряд психологических свойств конкурентоспособной личности: четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность быть лидером, желание к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, стремление к непрерывному профессиональному росту, к высокому качеству конкретного продукта. Это далеко не полный список тех качеств, которые бы в полном объеме охарактеризовали конкурентоспособную личность. Каждому человеку присуще свои индивидуальные черты и психологические качества, которые позволяют добиваться успеха и на высоком уровне конкурировать в коллективе. В полном объеме эти качества могли бы охарактеризовать сильную конкурентоспособную личность. Естественно, что в жизни такое психологическое совершенство встречается не часто, но, тем не менее, многим удается достичь весьма значительных успехов.
В ходе исследования удалось доказать, поставленную мной ранее гипотезу о том, что между лидерством и личностной конкурентоспособностью существует ощутимая связь. Также удалось выяснить, что конкурентоспособность зависит от уровня образования индивида. Испытуемые с разным уровнем образования показали разные результаты. Дальнейший более глубокий анализ полученных результатов выявил зависимость личностных качеств индивидуально каждого человека от его конкурентоспособности. В этой зависимости важное значение имеет уровень образования, проводя параллель, можно с уверенностью сказать, что чем он выше, тем соответственно повышается качественный показатель отобранных мной критериев. Использование двух методик позволяет подтвердить достоверность исследования и позволяет судить о том, что каждый член испытуемых групп в большей степени адекватно оценивает свои качественные показатели [3].
Подводя итоги научного исследования, можно сказать, что полноценная конкурентоспособная личность складывается из множества важных фактов, в которые входят и индивидуальные особенности психики и профессионально важные личностные качества, тип темперамента, уровень компетентности в своей будущей профессии и др. Только в комплексе и на достаточно развитом уровне всех характеристик человека можно получить достойный показатель конкурентоспособности.
«Экспресс-диагностика личностной конкурентоспособности»
(В.В.Козлов)
Инструкция к тесту: «Дайте, пожалуйста, оценку проявления психологических качеств, свойственных вам. Для этого в предложенной биполярной таблице прочтите сначала качества, указанные слева, а затем справа. Определите, какое из двух качеств вас характеризует в большей степени. Левой части свойственны баллы с отрицательным знаком, а правой – с положительным знаком».
Количественные значения, независимо от знака, отражают следующую частотность их проявления:
3 – это свойство проявляется всегда;
2 – в большинстве случаев;
1 –проявляется нередко;
0 – в одинаковой
степени проявляются оба
Текстовый материал.
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
||
Имею размытые цели |
Имею четкие цели | |||||||
Недостаточно расчетлив |
Рационалистичен | |||||||
Ленивый, малопроизводительный |
Трудолюбивый, работоспособный | |||||||
Исполнитель |
Творческий деятель | |||||||
Консервативен |
Люблю рисковать | |||||||
Внушаемый |
Независимый | |||||||
Ведомый |
Лидер | |||||||
Несерьезный |
Ответственный | |||||||
Не владею собой, не стрессоустойчивый |
Владею собой, стрессоустойчивый | |||||||
Не стремлюсь к росту компетентности |
Стремлюсь к непрерывному росту своей компетентности | |||||||
Замкнутый |
Коммуникабельный |
Обработка и интерпретация результатов теста. Для того чтобы сориентироваться в характеристике психологического климата, необходимо сложить все положительные баллы, затем отрицательные и из большей суммы вычесть меньшую. Полученный результат будет отражать уровень личностной конкурентоспособности (ЛК). В данном случае ЛК понимается как форма межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением целей в условиях противоборства с добивающимися этих же целей другими индивидами или группами.
Об уровне ЛК можно судить по следующим показателям:
+ 35 баллов и более – высокий уровень ЛК;
+21… +34 балла – средний уровень ЛК;
+20 и менее – незначительный уровень ЛК;
-1… -20 – незначительное преобладание свойств, препятствующих проявлению ЛК;
-21… -34 – выраженный уровень преобладания свойств, препятствующих проявлению ЛК;
-35 и более – высокий уровень доминирования свойств, препятствующих проявлению ЛК.
Приложение 2
Метод социометрического исследования
Перед вами тест, содержащий 14 вопросов, просим вас искренне ответить на предложенные вопросы.
Обработка и интерпретация результатов. Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный (социометрическая матрица), графический (социограмма) и индексологический (социометрические индексы).
Интерпретацию данных социометрии проводят, анализируя полученные в ходе обработки данные: социоматрицу, социограммы, социометрические индексы.
Всесторонний анализ статуса индивида в группе также можно получить при помощи шести индексов, оценивающих количество: 1) сделанных выборов; 2) полученных выборов; 3) взаимных выборов; 4) полученных отклонений; 5) сделанных отклонений; 6) взаимных отклонений.
Приписывая каждому показателю знак «+» (если он выше среднего по группе) или «–» (если он ниже среднего по группе), можно получить закодированный социометрический профиль индивида. Например, профиль вида «+, +, +, –, +, –» будет свидетельствовать о том, что данный индивид отвергает многих в группе, но это обстоятельство не влияет на его популярность. Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько К удовлетворенности (Куд) своим положением в группе:
Куд =число взаимных выборов/число выборов, сделанных данным человеком
Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд = 0/3 = 0.
Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека – эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных» членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства («звезды» + «предпочитаемые») = («пренебрегаемые» + «изолированные» + «отверженные»). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом. Важным диагностическим показателем считается «индекс изоляции» – процент людей, лишенных выборов в группе.
Таблица 3.
Распределение показателей по методике «Социометрическое исследование» у студентов группы СОб-14-1.
Информация о работе Личностная конкурентоспособность как фактор лидерства