Личностное самоопределение как психологическое новообразование ранней юности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования : Установить взаимосвязь между содержанием Я-концепции и личностным самоопределением в ранней юности.
Объект исследования : юноши и девушки в возрасте 15- 16 лет.
Предмет исследования : Взаимосвязь Я-концепции и личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.
Гипотеза исследования : Содержательные характеристики Я-концепции, оказывающие влияние на личностное самоопределение в ранней юности будут иметь различия для юношей и девушек..

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................... 3 - 5

ГЛАВА 1. Я-концепция в раннем юношеском возрасте ................. 6 - 22
1.1 Самосознание и его место в психической организации
человека ......................................................................................... 6 - 8
1.2 Понятие, значение и структура Я-концепции ............................ 8 - 15
1.3 Становление самосознания в ранней юности как источник
формирования Я-концепции ............................................................. 15 - 18
1.4 Особенности Я-концепции в ранней юности ........................... 18 - 22

ГЛАВА 2. Личностное самоопределение как психологическое
новообразование ранней юности ....................................................... 23 - 33
2.1 Личностное самоопределение как психологическая
проблема ............................................................................................ 23 - 27
2.2 Психологическое содержание личностного самоопределения
в ранней юности ................................................................................. 28 - 33

ГЛАВА 3. Практическое изучение Я-концепции как фактора
личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте ...... 34 - 41
ВЫВОД ....................................................................................... 42 - 43
Список литературы .......................................................................... 44 - 45

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Я концепция.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

3.   Я-концепция как совокупность ожиданий.   Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти.  Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий.  Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относится к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.  Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения.

         Во  многих психологических теориях Я-концепция является одним из  центральных понятий.  Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии.  Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных элементов.  Чтобы внести ясность в терминологию нашего исследования, мы будем пользоваться схемой, предложенной Р.Бернсом , которая, по нашему мнению, с одной стороны наиболее полно отражает структуру Я-концепции, а с другой - упорядочивает терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы  (см. рисунок №1) . На схеме Я-концепция представлена в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания.  В связи с тем, что человек с одной стороны обладает сознанием, а с другой  -  осознает себя как один из элементов действительности, У.Джеймс, первый из психологов кто начал разрабатывать проблематику Я-концепции, глобальное, личностное Я      (Self )  рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее ( I )  и  Я-как-объект  ( Me )   . 

 

                                                         Глобальная   Я-концепция


 


Аспекты,

выделенные        Я-сознающее                                                     Я-как-объект

Джемсом               (процесс)                                                        (содержание)



                                                                    непрерывное

                                                                  взаимодействие


 

Компоненты             самооценка                                                

установки                 или приятие                                                      образ Я


                                  себя


                 


                                                                        тенденции

                                                                        поведения

                                                      


 

                                                                   Я-концепция как

                                                                  совокупность

                                                                 установок “на себя”



 

                     

                                      реальное Я                    идеальное Я                зеркальное Я

   Модальности             или                                 или                                или

                                               представление              представление            представление          

                                     о том, каков я                о том, каким я              о том ,как меня                   


 

 

     Аспекты        физическое                     физическое                      физическое

                                     социальное                   социальное                     социальное                          

                                умственное                   умственное                     умственное

                                          эмоциональное            эмоциональное              эмоциональное

 

 

                                   Рисунок №1.   Структура   Я-концепции

 

Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно.  Одна из них являет собой чистый опыт, а другая  -  содержание этого опыта (Я-как-объект).  Невозможно представить себе сознание, лишенное содержания, как и содержание психических процессов, существующих в отрыве от сознания. Поэтому в реальной психической жизни эти   элементы  настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. Я-как объект существует лишь в процессах сознавания и является содержанием этих процессов,  поскольку человек может сознавать самого себя. Разделять результат и процесс рефлексивного мышления мы можем только в понятийном плане, в психологическом плане они существуют слитно .

       Как мы видим  из определения Р.Бернса, в Я-концепции  выделяются описательная и оценочная  составляющие, что позволяет рассматривать   Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя.  В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:

  1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным  (когнитивная составляющая установки).
  2. Эмоциональное отношение к этому убеждению  (эмоционально-оценочная составляющая).

Соответствующая реакция, которая, в  частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

  Применительно к Я-концепции  эти три элемента установки  конкретизируются следующим образом  :

  1. Образ Я  - представления индивида о самом себе.
  2. Самооценка -  аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты     образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
  3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

       Рассмотрим несколько  подробнее эти три основные  составляющие Я-концепции.

       1. Когнитивная  составляющая Я-концепции или   Образ Я.

Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того основываются они на объективном знании или субъективном мнении.  Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.  Конкретные способы  самовосприятия, ведущие к формированию образа Я могут быть самыми разнообразными.  Описывая самого себя человек прибегает обычно к помощи прилагательных :   “надежный“, “общительный”, “сильный”, “красивый” и т.д., которые, по сути, являются абстрактными характеристиками, которые никак не связаны с конкретным событием, тем самым человек в словах пытается выразить основные характеристики своего привычного самовосприятия.  Эти характеристики :  атрибутивные, ролевые, статусные, психологические и т.п.  можно перечислять до бесконечности.  Все они составляют  иерархию по значимости  элементов самоописания, которая может меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта человека или просто под влиянием момента.  Такого рода самоописания  -  это  способ охарактеризовать себя, неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт. Извечный вопрос о том, может ли человек познать самого себя, насколько объективна его самооценка, об истинности образа Я правомерен относительно его когнитивного компонента, причем и здесь нужно учитывать, что всякая установка -  не отражение объекта самого по себе, а систематизация прошлого опыта взаимодействия субъекта с объектом. Поэтому  знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик и противоречий.  Этим объясняется выделение второй составляющей Я-концепции.

       2.   Эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции   или самооценка. Человек как личность  -  самооценивающее существо.  Самооценка подразумевает под собой  “известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам “  .  Самооценка - это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду . Таким образом, самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его “Я”.  Потому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

       Можно выделить  несколько источников формирования  самооценки, которые меняют вес  значимости на разных  этапах  становления личности:

-  оценка других людей;

-  круг значимых других  или референтная группа;

-  актуальное сравнение с  другими;

-  сравнение реального и идеального  Я;

-  измерение результатов своей  деятельности.

       Самооценка играет очень важную  роль в организации результативного  управления своим поведением,  без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.

       3.   Поведенческая   составляющая  Я-концепции   заключается в потенциальной поведенческой реакции, то есть конкретных действиях, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.  Всякая установка  -  это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом.  Особенность Я-концепции заключается в том, что, как в комплексе установок, объектом в данном случае является сам носитель установки.  Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми, что оказывает очень сильное влияние на деятельность человека, его поведение, взаимоотношения с окружающими.

       Выделив три основные составляющие  Я-концепции не следует забывать  о том, что образ Я и самооценка  поддаются лишь условному концептуальному  различению, поскольку в психологическом  плане они неразрывно связаны.  Образ и оценка своего  “Я”  предрасполагают человека к определенному поведению ;   потому глобальную    Я-концепцию

    мы рассматриваем как совокупность  установок человека, направленных  на самого себя.  Однако эти  установки могут иметь различные  ракурсы или модальности.

       Таким образом, Я-концепция представляет  собой совокупность представлений  человека о самом себе и  включает убеждения, оценки и  тенденции поведения.  В силу  этого ее можно рассматривать  как свойственный каждому человеку  набор установок, направленных на самого себя.  Я-концепция образует важный компонент самосознания человека, она соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека.

 

1.3.    СТАНОВЛЕНИЕ  САМОСОЗНАНИЯ  В   РАННЕЙ  ЮНОСТИ 

                КАК  ИСТОЧНИК  ФОРМИРОВАНИЯ  Я-КОНЦЕПЦИИ

Развитие самосознание  -  центральный психический процесс переходного возраста. Практически все отечественные психологи называют этот возраст «критическим периодом формирования самосознания».

Ранний юношеский возраст -  это вторая стадия фазы жизни человека, названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которой является переход от детства к взрослому возрасту.  С явлением акселерации границы подросткового возраста сдвинулись вниз и в настоящее время этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11  до 14-15  лет .  Соответственно раньше начинается юность. Ранняя юность ( 15-17 лет ) только  начало этого сложного этапа развития, который завершается примерно к 20 -21 годам.

Развитие самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте настолько  ярко и наглядно, что его характеристика и оценка значения для формирования личности в эти периоды практически  едина у исследователей разных школ и направлений.  авторы достаточно единодушны в описании того, как протекает процесс развития самосознания в этот период :  примерно в 11 лет у подростка возникает интерес к собственному внутреннему миру,  затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, одновременно происходит усиление его дифференцированности и обобщенности, что приводит в раннем юношеском возрасте  (15-16 лет) к становлению относительно устойчивого представления о самом себе, Я-концепции;  к 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином «самоопределение» .С точки зрения самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции.

Рост самосознания и интереса к  собственному «я» у подростков вытекает непосредственно из процессов полового созревания, физического развития, которое является одновременно социальными  символам,  на которые обращают внимание и за которыми пристально следят другие, взрослые и сверстники.  Противоречивость положения подростка и юноши, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний  -  эти факторы актуализируют вопрос:  « Кто я ?»

Информация о работе Личностное самоопределение как психологическое новообразование ранней юности