Личностное самоопределение как психологическое новообразование ранней юности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования : Установить взаимосвязь между содержанием Я-концепции и личностным самоопределением в ранней юности.
Объект исследования : юноши и девушки в возрасте 15- 16 лет.
Предмет исследования : Взаимосвязь Я-концепции и личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.
Гипотеза исследования : Содержательные характеристики Я-концепции, оказывающие влияние на личностное самоопределение в ранней юности будут иметь различия для юношей и девушек..

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................... 3 - 5

ГЛАВА 1. Я-концепция в раннем юношеском возрасте ................. 6 - 22
1.1 Самосознание и его место в психической организации
человека ......................................................................................... 6 - 8
1.2 Понятие, значение и структура Я-концепции ............................ 8 - 15
1.3 Становление самосознания в ранней юности как источник
формирования Я-концепции ............................................................. 15 - 18
1.4 Особенности Я-концепции в ранней юности ........................... 18 - 22

ГЛАВА 2. Личностное самоопределение как психологическое
новообразование ранней юности ....................................................... 23 - 33
2.1 Личностное самоопределение как психологическая
проблема ............................................................................................ 23 - 27
2.2 Психологическое содержание личностного самоопределения
в ранней юности ................................................................................. 28 - 33

ГЛАВА 3. Практическое изучение Я-концепции как фактора
личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте ...... 34 - 41
ВЫВОД ....................................................................................... 42 - 43
Список литературы .......................................................................... 44 - 45

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Я концепция.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

 

 

По полученным данным  девушки   более склонны себя осознавать как носителя позитивных, социально желательных характеристик (фактор Оценки). Они оценивают себя более доброжелательными, добросовестными и отзывчивыми.  Для юношей характерно восприятие себя как менее активных, суетливых и более враждебных., чем для девушек.

                           Методика    “ Полярные  профили”

Данная методика  создавалась  по распрастраненному в  экспериментальной  психологии  методу полярных профилей, принцип которого был также использован при создании методики ЛД.    Достоинством методики ПП является возможность самостоятельного выбора личностных качеств для оценивания  со стороны экспериментатора. В нашем исследовании мы воспользовались вариантом, предложенным  Н.Р.Битяновой  .

Данный вариант методики ПП содержит  16  антонимичных пар личностных качеств, каждая из которых выступает как  отдельная шкала в нашем исследовании.  Шкалы ПП заполнялись испытуемыми  с       инструкцией оценить степень выраженности своих личностых качеств  ( по 10-балльной шкале).                                    

 

                                                Бланк  к  методике  ПП         

    

        Ф.И.О. _____________________возраст______пол _____дата_______

 

Замкнутость, скрытность                 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10       Общительность, открытость

Низкий интеллект                             1  2  3  4  5  6  7  8  9  10       Высокий интеллект

Эмоциональная неустойчивость    1  2  3  4  5  6  7  8  9  10       Эмоциональная устойчивость

Склонность к подчинению ,             1  2  3  4  5  6  7  8  9  10      Склонность к доминированию          

покорность, мягкость                                                                       твердость, упрямство

Сдержанность, рассудительность,  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10       Восторженность, импульсив-

внимательность, серъезность                                                         ность, беспечность

Недобросовестность, игнориро-      1  2  3  4  5  6  7  8  9  10      Совестливость, высокая нор-

вание общественных норм                                                             мативность поведения

Робость, застенчивость, осторож-   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10      Смелость, склонность к  рис-

ность                                                                                                 ку, предприимчивость

Жесткость, суровость                        1  2  3  4  5  6  7  8  9  10      Мягкость, чувствительность

Доверчивость                                     1  2  3  4  5  6  7  8  9  10      Подрозрительность

Практичность, объективная              1  2  3  4  5  6  7  8  9  10      Непрактичность, богатое

оценка реальности                                                                            воображение

Прямолинейность, непосредст-        1  2  3  4  5  6  7  8  9  10     Дипломатичность, расчет-                 

венность поведения                                                                         ливость

Тревожность, неуверенность,           1  2  3  4  5  6  7  8  9  10      Спокойствие, уверенность

чувство вины                                                                                    в себе 

Консерватизм                                      1  2  3  4  5  6  7  8  9  10      Склонность к новому

Зависимость от группы, ориенти-     1  2  3  4  5  6  7  8  9  10      Независимость от мнения  ок-

ровка на социальное одобрение                                                      ружающих, стремление дейст-

(конформизм)                                                                                   вовать исходя из собственных

                                                                                                             убеждений

Низкий самоконтроль, недисцип-     1  2  3  4  5  6  7  8  9  10      Высокий самоконтроль,

линированность                                                                                самодисициплина

Расслабленность, низкая мотива-      1  2  3  4  5 6  7  8  9  10      Напряженность, возбужден-

ция                                                                                                      ность, вызванная большим

                                                                                                             стремлением к успеху

 

 

 

 

 

  После первичной  обработки результатов для   групп юношей и девушек по  каждой шкале получены следующие  результаты   (см. табл.)

             

 

Средние значения по методике ПП

                                                                                       Таблица

     Названия  шкал

   Средние значения

          Сигма

   

   девушки

   юноши

  девушки

  юноши

22

открытость

7,84

7,18

1,89

2,21

23

интеллект

6,68

7,66

1,65

2,19

24

эмоц. устойчивость

7,19

6,43

1,75

2,47

25

доминирование

7,03

6,68

2,14

2,21

26

импульсивность

5,11

4,75

2,16

2,27

27

совестливость

7,13

6,00

1,93

2,49

28

смелость

7,23

6,89

2,08

2,26

29

мягкость

7,57

6,52

1,61

2,06

30

подозрительность

5,73

5,23

2,79

1,89

31

непрактичность

5,94

5,75

1,82

2,24

32

дипломатичность

5,81

6,96

2,02

1,87

 

33

спокойствие

7,13

6,52

1,82

2,01

34

склонность к новому

8,48

7,25

1,43

2,29

35

независимость

6,63

6,77

2,40

2,21

36

самоконтроль

7,27

6,75

1,89

2,30

37

возбужденность

7,39

6,98

1,72

2,17


 

 

По  данным методики ПП девушки  склонны воспринимать себя как более  непосредственными и прямолинейными, более совестливыми (высокая нормативность  поведения) и чувствительными, чем  юноши. Юноши же оценивают себя более  интеллектуально развитыми, жесткими и суровыми, более консервативными, дипломатичными, расчетливыми, чем девушки.

                                  

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

                                         В Ы В О Д  

 

Периодом возникновения сознательного  «я», как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается подростковый и ранний юношеский возраст.

В период ранней юности  (14,5-17 лет) в  рамках становления нового уровня самосознания происходит формирование относительно устойчивого представления о себе, Я-концепции.  К  16 - 17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином  “самоопределение”.

Теоретический анализ литературы по проблеме самоопределения в подростковом и раннем юношеском возрасте позволяет сделать следующие выводы:

  • В основе самоопределения в ранней юности лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу;  активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования.
  • Наиболее емким определением  личностного самоопределения является процесс формирования смысловой системы, в которой слиты представления человека о себе и о мире.
  • Я-концепция может быть рассмотрена как фактор личностного самоопределения в ранней юности.

В практической части работы проведено  изучение  Я-концепции как фактора  личностного самоопределения в  ранней юности с целью выявления  взаимосвязи этих двух психологических  феноменов на практике

По данным исследования, на успешность личностного самоопределения  девушек  в раннем юношеском возрасте  значимое влияние оказывает осознание  себя как самостоятельной, независимой  от мнения окружающих, самооценка развития волевых сторон своей личности, своей привлекательности и интеллектуального развития . 

Для юношей успешность личностного самоопределения связана  с осознанием себя как уверенного в себе человека, энергичного, деятельного, обладающего определенными деловыми качествами: смелость, склонность к риску, предприимчивость, сдержанность, рассудительность, дипломатичность, расчетливость. 

Отличия между  юношами и девушками в содержательных характеристиках Я-концепции, оказывающих  влияние на их личностное самоопределение  обнаруживается в степени значимости группы позитивных, социально желательных личностных свойств: для юношей, большую значимость, чем для девушек, в   личностном самоопределении, оказывает осознание себя как носителя таких  позитивных характеристик как справедливость, отзывчивость, доброта.

 Таким образом,  гипотеза исследования о том,  что содержательные характеристики  Я-концепции , оказывающие влияние  на личностное самоопределение  в ранней юности будут иметь  различия для юношей и девушек  подтвердилась.

Полученные результаты исследования позволяют определить взаимосвязь  содержательных характеристик  Я-концепции и успешности  личностного самоопределения в ранней юности, поэтому они могут быть использованы в работе психолога по оказанию психолого-педагогической помощи  юношам и девушкам этого возраста. 

 

                                    

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Абульханова-Славская К.А.  Деятельность  и психология личности. М.,1989.

2. Алешина Ю.Е., Гозман  Л.Я., Дубровская Е.С. Социально-психологические  методы исследования. М., 1987. С. 91-114.

3. Ананьев Б.Г. К постановке  проблемы развития де тского  самосознания.- вып.18.18,М.,1948.

4. Бернс Р. Развитие  Я-концепции и воспитание.М.,1986.

5. Божович Л.И. Этапы формирования  личности в онтогенезе  //  Вопросы   психологии.1979.№4.С.23-24.

6. Божович Л.И., Славина  Л.С. Психическое развитие школьника  и его воспитание. М.,1979.

7. Бороздина Л.В. Притязания личности  и самооценка //  Вестник МГУ,серия  14, №3,1986.

8. Братусь Б.С. О механизмах  целеполагания // Вопросы психологии. 1977. №2.С.121-124.

9. Возрастная и педагогическая  психология/ под ред. А.В.Петровского.  М..1979.

10. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение  как психологическая проблема // Вопросы психологии, 1988, №2.

11. Гинзбург М.Р. Психологическое  содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1994, №3.

12. Дубровина И.В., Круглов Б.С.  Психологические аспекты формирования  ценностных ориентаций и интересов  учащихся. //  Ценностные ориентации  и интресы школьников.,1983, с. 27-36.

13. Журавлев В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпусников средней школы. Ростов н/Д, 1972.

Информация о работе Личностное самоопределение как психологическое новообразование ранней юности