Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 16:25, курсовая работа
Цель исследования : Установить взаимосвязь между содержанием Я-концепции и личностным самоопределением в ранней юности.
Объект исследования : юноши и девушки в возрасте 15- 16 лет.
Предмет исследования : Взаимосвязь Я-концепции и личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.
Гипотеза исследования : Содержательные характеристики Я-концепции, оказывающие влияние на личностное самоопределение в ранней юности будут иметь различия для юношей и девушек..
ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................... 3 - 5
ГЛАВА 1. Я-концепция в раннем юношеском возрасте ................. 6 - 22
1.1 Самосознание и его место в психической организации
человека ......................................................................................... 6 - 8
1.2 Понятие, значение и структура Я-концепции ............................ 8 - 15
1.3 Становление самосознания в ранней юности как источник
формирования Я-концепции ............................................................. 15 - 18
1.4 Особенности Я-концепции в ранней юности ........................... 18 - 22
ГЛАВА 2. Личностное самоопределение как психологическое
новообразование ранней юности ....................................................... 23 - 33
2.1 Личностное самоопределение как психологическая
проблема ............................................................................................ 23 - 27
2.2 Психологическое содержание личностного самоопределения
в ранней юности ................................................................................. 28 - 33
ГЛАВА 3. Практическое изучение Я-концепции как фактора
личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте ...... 34 - 41
ВЫВОД ....................................................................................... 42 - 43
Список литературы .......................................................................... 44 - 45
По полученным данным девушки более склонны себя осознавать как носителя позитивных, социально желательных характеристик (фактор Оценки). Они оценивают себя более доброжелательными, добросовестными и отзывчивыми. Для юношей характерно восприятие себя как менее активных, суетливых и более враждебных., чем для девушек.
Методика “ Полярные профили”
Данная методика создавалась по распрастраненному в экспериментальной психологии методу полярных профилей, принцип которого был также использован при создании методики ЛД. Достоинством методики ПП является возможность самостоятельного выбора личностных качеств для оценивания со стороны экспериментатора. В нашем исследовании мы воспользовались вариантом, предложенным Н.Р.Битяновой .
Данный вариант методики ПП содержит
16 антонимичных пар личностных качеств,
каждая из которых выступает как
отдельная шкала в нашем
Ф.И.О. _____________________возраст__
Замкнутость, скрытность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Общительность, открытость
Низкий интеллект
Эмоциональная неустойчивость 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Эмоциональная устойчивость
Склонность к подчинению , 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Склонность к доминированию
покорность, мягкость
Сдержанность, рассудительность, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Восторженность, импульсив-
внимательность, серъезность
Недобросовестность, игнориро- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Совестливость, высокая нор-
вание общественных норм
Робость, застенчивость, осторож- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Смелость, склонность к рис-
ность
Жесткость, суровость
Доверчивость
Практичность, объективная 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Непрактичность, богатое
оценка реальности
Прямолинейность, непосредст- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Дипломатичность, расчет-
венность поведения
Тревожность, неуверенность, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Спокойствие, уверенность
чувство вины
Консерватизм
Зависимость от группы, ориенти- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Независимость от мнения ок-
ровка на социальное одобрение
(конформизм)
Низкий самоконтроль, недисцип- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Высокий самоконтроль,
линированность
Расслабленность, низкая мотива- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Напряженность, возбужден-
ция
После первичной
обработки результатов для
групп юношей и девушек по
каждой шкале получены
Средние значения по методике ПП
№ |
Названия шкал |
Средние значения |
Сигма | |||
девушки |
юноши |
девушки |
юноши | |||
22 |
открытость |
7,84 |
7,18 |
1,89 |
2,21 | |
23 |
интеллект |
6,68 |
7,66 |
1,65 |
2,19 | |
24 |
эмоц. устойчивость |
7,19 |
6,43 |
1,75 |
2,47 | |
25 |
доминирование |
7,03 |
6,68 |
2,14 |
2,21 | |
26 |
импульсивность |
5,11 |
4,75 |
2,16 |
2,27 | |
27 |
совестливость |
7,13 |
6,00 |
1,93 |
2,49 | |
28 |
смелость |
7,23 |
6,89 |
2,08 |
2,26 | |
29 |
мягкость |
7,57 |
6,52 |
1,61 |
2,06 | |
30 |
подозрительность |
5,73 |
5,23 |
2,79 |
1,89 | |
31 |
непрактичность |
5,94 |
5,75 |
1,82 |
2,24 | |
32 |
дипломатичность |
5,81 |
6,96 |
2,02 |
1,87 |
|
33 |
спокойствие |
7,13 |
6,52 |
1,82 |
2,01 | |
34 |
склонность к новому |
8,48 |
7,25 |
1,43 |
2,29 | |
35 |
независимость |
6,63 |
6,77 |
2,40 |
2,21 | |
36 |
самоконтроль |
7,27 |
6,75 |
1,89 |
2,30 | |
37 |
возбужденность |
7,39 |
6,98 |
1,72 |
2,17 |
По данным методики ПП девушки
склонны воспринимать себя как более
непосредственными и
Периодом возникновения
В период ранней юности (14,5-17 лет) в рамках становления нового уровня самосознания происходит формирование относительно устойчивого представления о себе, Я-концепции. К 16 - 17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином “самоопределение”.
Теоретический анализ литературы по проблеме самоопределения в подростковом и раннем юношеском возрасте позволяет сделать следующие выводы:
В практической части работы проведено изучение Я-концепции как фактора личностного самоопределения в ранней юности с целью выявления взаимосвязи этих двух психологических феноменов на практике
По данным исследования, на успешность личностного самоопределения девушек в раннем юношеском возрасте значимое влияние оказывает осознание себя как самостоятельной, независимой от мнения окружающих, самооценка развития волевых сторон своей личности, своей привлекательности и интеллектуального развития .
Для юношей успешность
личностного самоопределения
Отличия между
юношами и девушками в
Таким образом,
гипотеза исследования о том,
что содержательные
Полученные результаты исследования позволяют определить взаимосвязь содержательных характеристик Я-концепции и успешности личностного самоопределения в ранней юности, поэтому они могут быть использованы в работе психолога по оказанию психолого-педагогической помощи юношам и девушкам этого возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.,1989.
2. Алешина Ю.Е., Гозман
Л.Я., Дубровская Е.С. Социально-
3. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития де тского самосознания.- вып.18.18,М.,1948.
4. Бернс Р. Развитие
Я-концепции и воспитание.М.,
5. Божович Л.И. Этапы
6. Божович Л.И., Славина
Л.С. Психическое развитие
7. Бороздина Л.В. Притязания
8. Братусь Б.С. О механизмах целеполагания // Вопросы психологии. 1977. №2.С.121-124.
9. Возрастная и педагогическая психология/ под ред. А.В.Петровского. М..1979.
10. Гинзбург М.Р. Личностное
11. Гинзбург М.Р. Психологическое
содержание личностного самоопр
12. Дубровина И.В., Круглов Б.С.
Психологические аспекты
13. Журавлев В.И. Вопросы жизненно
Информация о работе Личностное самоопределение как психологическое новообразование ранней юности