Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 12:45, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение особенностей личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка;
- рассмотреть особенности личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка
- исследовать практическое применение личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка.
Введение 4
1 Теоретические аспекты личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка 6
1.1 Научно-педагогические исследования личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка 6
1.2 Значение личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка 10
2 Особенности личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка 18
2.1 Принципы личностно-ориентированного подхода 18
2.2 Методы личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка 20
3 Практическое применение личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка 23
Заключение 26
Список использованной литературы 29
Развитие индивидуальности ученика тесно связано с развитием его самостоятельности, этому способствует увеличение учебного времени отведенного на самостоятельную работу учащихся.
Основной проблемой
при внедрении личностно-
Для решения этой проблемы нужно в первую очередь способствовать развитию следующих функций личности:
При внедрении личностно-
Для этого нужно не
отбирать учеников по способностям и
тем качествам, что хочет видеть
учитель, а с внимательного и
понимающего педагогического
Вот на что нужно обратить внимание в первую очередь, при внедрении личностно-ориентированного подхода в обучении.
Во-первых, принять процесс обучения не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальных способностей ученика, при которых обучение и воспитание плавно сливаются.
Во-вторых, нужно выявить характер взаимоотношений участников образовательного процесса: учителей, учеников и родителей.
В-третьих, оценить критерии эффективности процесса обучения.
Немаловажной проблемой
при внедрении личностно-
При разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного обучения нужно руководствоваться следующим:
Организация личностно-ориентировонного подхода к работе с текстом учебника должна быть направлено в первую очередь на развитие не памяти, а на развитие самостоятельности мышления. Для этого нужно развивать способность учеников к анализированию учебного материала, что способствует пониманию. Ведь процесс понимания очень сложен, в него всегда включается личностное преобразование заданного текста на основе субъектного опыта ученика.
В процессе внедрения личностно-ориентировонного подхода в обучении позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Он должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в личном опыте учащихся, как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственного жизненного опыта.
Важна при этом и форма обсуждения детских ответов. Она не должна быть жесткой, не должна содержать резких критических замечаний в виде оценки «правильно - неправильно». Это должен быть равноправный диалог, что называется «на короткой ноге», где каждый ученик может высказать свое мнение по обсуждаемой теме, не боясь ошибиться и быть осужденным.
При использовании личностно-
Анализируя на уроке результаты работы ученика, учитель должен не только объявить выставленные отметки, повторить разделы темы, вызвавшие наибольшее количество ошибок, но обязательно обсудить те способы, которыми пользовались ученики при выполнении работы, выявить и поддержать правильные и оригинальные.
Функция учителя здесь не столько настоятельная с такими указаниями как: «повтори материал», «прорешай побольше задач», «посмотри на образец» и т.п., сколько рекомендательная с предложениями и советами, такими как: «давай подумаем вместе», «расскажи, каким способом выполнял задание», «выбери по своему усмотрению путь решения задачи и дай ему обоснование».
Это позволяет работать на уроке с каждым учеником и с классом в целом. Учитель вместе с учащимися ищет и находит наиболее эффективные пути усвоения знаний, поощряет интересные высказывания и находки, анализирует неудачные попытки, стимулирует учащихся к понятию причин своих ошибок, обсуждает меры их устранения и т.д.
При такой позиции
учителя каждый ученик может рассчитывать
на то, что его услышат, обсудят
его предложения, серьезно и уважительно
отнесутся к его версиям
Из этого следует, что целесообразно использовать в общеобразовательной школе личностно - ориентированный подход в обучении, так как это одно из условий организации всестороннего, гармоничного развития учащихся.
Информация о работе Личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка