Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 21:51, контрольная работа
Давно замечено, и это наблюдение отчетливым образом отразилось в теориях личности, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя приметный след в личности и при определенных условиях, превращаясь в личностные черты.
Рассмотрим в обобщенном виде основные факты, свидетельствующие о положительном и отрицательном влиянии группы на индивида.
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
ОБЩНОСТИ НА ИНДИВИДА………………………………………..
ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ГРУППЫ НА ЛИЧНОСТЬ……….
ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА……….
САМОЧУВСТВИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ…………………………
Глоссарий
Из числа положительных эмоциональных состояний пра-вильнее других воспринимается и оценивается радость, не-сколько хуже -- упоение. В группе индифферентных эмо-циональных состояний точнее других идентифицировалось состояние удивления, несколько хуже -- безразличия. Из чис-ла отрицательных эмоций одинаково плохо воспринимались обида, тоска и гнев.
Были обнаружены существенные межиндивидуальные раз-личия в правильности определения отдельных видов эмоци-ональных состояний человека. Оказалось, что эти различия связаны с культурой, национальностью, профессией, неко-торыми другими факторами. Они также касаются возраста и пола человека, его психологического состояния в момент вос-приятия.
Кроме индивидуальных различий, определяемых названными причинами, существуют типичные формы восприятия и пони-мания человека человеком. Среди них выделяются следующие:
1. Аналитический. В данном случае каждый информативный ингредиент внешности человека, например его руки, глаза, форма губ, подбородка, цвет и форма волос и т.п., связывается с нали-чием определенной личностной черты. О психологических осо-бенностях человека судят на основе предварительного разложе-ния его внешности на элементы (анализа внешнего облика), а Далее по ним судят об отдельных присущих ему качествах лич-ности. Данный тип восприятия свойствен художникам и врачам, которым по роду своей профессии нередко приходится зани-маться изучением внешнего облика человека (художникам -- Для его воссоздания на полотне, врачам -- с поставленной задачей более точной медицинской диагностики). 2.Эмоциональный. Здесь человеку приписываются те или иные качества личности на основе эмоционального отношения к нему, причем личностная оценка воспринимаемого определяете рассмотренными ранее механизмами эффекта первичности эффекта новизны. Такой тип межличностного восприятия неред-ко встречается у детей, особенно у подростков, а также у лиц женского пола, эмоционально возбудимых лиц и у части людей с образным типом памяти и мышления.
Перцептивно-ассоциативный. Он характеризуется исполь-зованием суждений по аналогии при восприятии человека. При- знаки его внешнего облика и поведенческие реакции вызывают в памяти воспринимающего образ другого человека, снаружи чем-то похожего на воспринимаемого. Благодаря имплицитной тео-рии личности гипотетически достраивается и формируется образ воспринимаемого и ему приписываются те черты, которые характерны для имплицитной теории личности воспринимаю-щего. Этот тип межличностного восприятия нередко можно повстречать у людей пожилого возраста, у тех, кто располагает довольно большим и богатым профессиональным и жизненным опытом общения с разными людьми, например у актеров, которым часто приходится воспроизводить психологию и поведение различных людей. Аналогичным образом, воспринимая и оценивая других людей, действуют те, кому нередко приходится оценивать другого человека как личность в условиях дефицита информации и времени: педагоги, врачи, руководители. Социально-ассоциативный. В этом случае восприятие и оценка осуществляются на основе сложившихся социальных стереотипов, т.е. на базе отнесения воспринимаемого лица к определенному социальному типу. В итоге воспринимаемому человеку приписываются качества того типа, к которому он был отнесен. Как базовые социальные типы могут обозначиться люди разных профессий, социального положения, мировоззрения и т.п. Этот тип восприятия свойствен, например, руководителям и политикам, философам и социологам.
Для того чтобы правильно воспринять и оценить человека, надобно чутко наблюдать за его поведением в тех ситуациях, где он более всего и разностороннее всего раскры-вает себя как личность. Эти ситуации должны отвечать следую-щим основным требованиям:
А. Быть такими, в которых поведение человека направлено на достижение целей, соответствующих его наиболее важным жизненным мотивам и потребностям. Б. Эти ситуации должны быть связаны с преодолением серь-езных препятствий на пути достижения желаемой цели. Среди этих препятствий должны помимо прочего находиться люди, чьи интересы не полностью совпадают с интересами данного человека.
В. Соответствующие ситуации должны включать в себя три основные сферы человеческой деятельности: учение, общение и труд, поскольку в каждой из них проявляются существенные и разные стороны личности.
Наблюдения за человеком с поставленной задачей его оценки как личности должны проводиться по определенному плану. Для того чтобы получить необходимые для обобщения сведения о личности че-ловека, желательно в общении с ним и в процессе наблюдения за ним обратить особое чуткость на то, что он говорит, как говорит, каким образом реагирует на действия и поступки дру-гих людей.
Если это может быть, то надобно употребить суждениями и мнениями других людей о воспринимаемом человеке, так как любое отдельно взятое мнение постоянно в той или иной степени субъективно, односторонне. Мы не в состоянии постоянно на-ходиться рядом с другим человеком, непрерывно наблюдать за его поведением. Чаще всего мы встречаемся с человеком эпи-зодически, наблюдаем его в ограниченном круге социальных ситуаций, например в школе, в семье, в кругу друзей, на отдыхе и т.д. Следовательно, мы в состоянии правильно воспринять и оценить в человеке только те черты, которые в этих условиях раскрываются довольно полно. Остальное мы можем не быть в курсе просто по той причине, что не имели благоприятной возмож-ности вести наблюдение за сведениям человеком в иных социаль-ных ситуациях. Такую вероятность могли получить окружаю-щие люди, поэтому их мнение в данном случае может служить хорошим дополнением к нашему своему восприятию.
Есть некоторые факторы, которые мешают правильно восп-ринимать и оценивать людей. Основные из них такие:
1. Неумение различать ситуации общения по таким призна-кам, как:
а) цели и задачи общения людей в данной ситуации,
б) их намерения и мотивы,
в) формы поведения, подходящие для достижения поставленных целей,
г) состояние дел и самочувствие людей в момент наблюде-ния за ними.
Наличие заблаговременно заданных установок, оценок, убеждений которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания им другого человека. Такие установки обычно проявляются в суждениях типа "Что тут смотреть и оценивать? Я и так знаю...".
Наличие уже сформированных стереотипов, в соответст-вии с которыми наблюдаемые люди заблаговременно относятся к опре-деленной категории и формируется установка, направляющая
внимание на поиск связанных с ней черт. Например: "Все маль-чишки грубы", "Все девчонки неискренни".
Стремление работать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, к примеру, имеют "готовое" суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.
Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мне-нию других людей в оценках личности, стремление полагаться только на свое ощущение о человеке, отстаивать его.
Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, про-исходящих по естественным причинам со временем. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждение и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.
Важное роль для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают товарищ друга, имеет обширно исследованное в социальной психологии явление каузальной атрибуции. Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми товарищ друга:
Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему или появляясь одновременно, обычно рассматриваются как его возможные причины.
Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-либо уникальное событие, мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка.
Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение волен избирать устраивающий лично его вариант. На практике такой отбор нередко определяется отношением оценивают человека к тому, чей поступок подлежит объяснению.
САМОЧУВСТВИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ
Под самочувствием личности в группе понимается то общее психологическое состояние, возбудимый и моральный на-строй, который у нее доминирует в результате длительного пре-бывания в данной группе. Для того чтобы точнее определить самочувствие большинства индивидов в группе, в психологии пользуются понятием психологический климат. Его мы уже каса-лись раньше, а в данный момент рассмотрим несколько подробнее.
С помощью этого понятия обозначаются моральная и эмо-циональная стороны системы человеческих отношений, сложив-шихся в группе. Психологический климат включает в себя совокупность нравственных норм и ценностей, которыми ру-ководствуются члены группы в своих отношениях к объединя-ющему их делу и товарищ к другу. Психологический климат сущест-венно характеризует преобладающий в группе возбудимый настрой.
Кроме общих явлений, связанных с психологическим кли-матом, группу интегрально описывает то влияние, которое она, как целое, оказывает на индивида. С его стороны это влияние прежде всего выступает в форме эмоционального и морального настроя (самочувствия, настроения и т.п.).
Анализируя динамику взаимоотношений в различных мик-рогруппах -- диадах и триадах -- в выше сказанном, мы отмечали, что малые группы разного уровня развития по-раз-ному влияют на отношения людей, как бы разворачивая их по отношению к делу и товарищ к другу то положительной, то отрица-тельной стороной или оставляя безразличными. Это значит, что сложившийся в группе психологический климат может актуа-лизировать то лучшие, то худшие качества личности человека.
Рассмотрим, какое влияние группа может оказать на эмоци-ональное самочувствие ее членов, в частности, на снятие меж-личностной предубежденности и тревожности.
Практически постоянно мы воспринимаем и оцениваем людей под влиянием определенной установки. Эта установка может быть постоянной и изменчивой, зависящей от обстоятельств и особенностей воспринимаемых людей. Будучи стабильной и мало связанной с личностями оцениваемых людей, такая установка может принимать форму предубеждения и порождать необъек-тивное отношение к человеку. Тот, в свою очередь, справедли-во считая, что к нему относятся предвзято, отвечает тем же. Так складываются трудные, конфликтные отношения, из которых сложно бывает найти выход, поскольку вовлеченные в него сто-роны не усматривают в самих себе первоисточник конфликт-ной ситуации.
Причиной конфликта людей, чаще всего встречающейся на практике, является непорядочное, несправедливое, недоброе, нечестное отношение одного человека к другому. Способ сня-тия предубежденности содержится, в свою очередь, в том, чтобы, преодолев межличностное недоверие, начать доверие людей товарищ к другу.
Имеется несколько путей снятия предубежденности в груп-повых отношениях:
Создание ситуаций, в которых люди будут понимать товарищ друга как равные по своему статусу. Это можно сделать, например, с помощью ролевых игр типа социально-психологи-ческого тренинга.
Развитие у каждого члена группы способности правильно понимать и оценивать людей, умения и навыки межлично-стного общения.
Стимулирование и поощрение прямых межличностных кон-тактов людей, которые в отношении товарищ друга испытывают недоверие.
Обогащение индивидуального опыта предубежденного че-ловека путем его наблюдения за отношениями других людей к тому, к кому он испытывает чувство предубеждения (имеются в виду люди, мнением которых он дорожит).
Много внимания в связи с эмоционально-мотивационными вопросами регуляции человеческого поведения в малых группах в последние несколько десятилетий привлекла тре-вожность, которая возникает у индивидов в группе (ситуа-ционная тревожность). Явление тревожности возникает и в группе при эмоционально-неблагоприятных, подозрительных отношениях, связанных с недоверием товарищ к другу и отчужденностью. Основной способ снятия подобной тревожности - тот же, который используется для предупреждения и снятия конфликтов: повышение открытости и взаимного доверия членов группы. Рассмотрим более чутко внутригрупповые конфликтные ситуации. Сначала представим себе типы таких конфликтов (рис. 83). Первый сверху на рисунке из межличностных конфликтов назван конфликтом безысходности по той причине, что из него для вовлеченных индивидов нет удовлетворительного выхода. Взаимоотношения людей в данном случае являются не противоположными: один из членов группы от-носится к другому отрицательно, а второй -- положительно, и если ни тот, ни прочий не захотят изменить свое отношение, то их отношения постоянно будут находиться в состоянии несовместимости. Психологически острее тот самый конфликт мо-жет переживаться тем из членов пары, кто, испытывая положи-тельное отношение к партнеру, с его стороны встречает к себе отрицательное отношение. Данный тип конфликта можно раз-решить одним лишь способом: полным разрывом отношений между конфликтующими сторонами.
Второй тип межличностных конфликтов представляет собой конфликт неопределенности, поскольку при неопределенном (по-ложительном или отрицательном) отношении одного из парт-неров к другому он с его стороны не встречает к себе столь же однозначного отношения, ни положительного, ни отрицательного. В силу этого обстоятельства отношения людей, вов-леченных в данную психологическую ситуацию, длительное вре-мя могут оставаться неясными, поскольку тот, чье отношение к другому положительное, может предполагать такое же отноше-ние к себе со стороны партнера, а тот, чье отношение отрица-тельное, также может рассчитывать на положительное к себе отношение и в силу этого обстоятельства сохранять свои взаи-моотношения с другим.
Третий тип межличностных конфликтов характеризуется тем, что один и тот же человек вызывает к себе одновременно и положительное, и отрицательное отношение. Всякое движение, направленное на сближение с ним, довольно скоро останавли-вается, так как сближение вызывает усиливающееся стремле-ние разорвать с сведениям человеком отношения. Здесь один индивид, испытывающий амбивалентное (противоречивое, двой-ственное) чувство к другому, одновременно и стремится к не-му, и боится его. В результате он останавливается где-то на полпути к партнеру, сохраняя сообща с тем определенную пси-хологическую дистанцию, уравновешивающую противополож-но направленные силы стремления и избегания.
Последнее из аномальных отношений, которое, являясь по преимуществу личностным, также может обозначиться в сфере меж-личностных групповых отношений, -- это фрустрация. В пси-хологии фрустрация понимается как состояние эмоционально-психологического расстройства, связанное с переживанием не-удачи в достижении поставленной цели, с тщетностью прилага-емых усилий. Фрустрация сопровождается разочарованием, раз-дражением, тревогой, иногда -- отчаянием; она отрицательно влияет на отношения людей, если хотя бы один из них пребывает в состоянии фрустрации. В групповых отношениях фрустрация нередко способствует возникновению межлично-стных конфликтов.
У разных людей реакция на фрустрацию может быть различ-ной. Эта реакция может выступать в форме апатии, агрессив-ности, регрессии (временного снижения уровня разумности интеллектуальной организованности поведения). Агрессивные действия как реакция на фрустрацию нередко возникают тогда когда внутренняя напряженность человека, порожденная сильным неудовлетворенным желанием, ищет внешней разряд находит точку ее приложения в другом человеке, который Фистрируемым воспринимается как причина его неудачи. Вот один из примеров действия фрустрации на поведение детей в группе, взятый из исследования, проведенного в начале 40-х годов из-вестным социальным психологом К. Левином совместно с Р.Баркер и Т.Дембо.