Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 21:51, контрольная работа
Давно замечено, и это наблюдение отчетливым образом отразилось в теориях личности, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя приметный след в личности и при определенных условиях, превращаясь в личностные черты.
Рассмотрим в обобщенном виде основные факты, свидетельствующие о положительном и отрицательном влиянии группы на индивида.
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
ОБЩНОСТИ НА ИНДИВИДА………………………………………..
ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ГРУППЫ НА ЛИЧНОСТЬ……….
ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА……….
САМОЧУВСТВИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ…………………………
Глоссарий
Эксперимент, о котором идет речь, проводился с детьми дошкольного возраста в течение нескольких дней. В первый День детям была предоставлена вероятность игрывать в комнате с разными игрушками, причем все они были некомплектными. Например, стол был без стульев, телефонная трубка -- без телефонного аппарата, кораблик -- без воды и т.д. Несмотря на неполноту игрушек, все дети играли увлеченно легко заменяя недостающие предметы другими или вообра-жаемыми.
На второй день проведения опыта ситуация измени-лась. Когда дети вошли в помещение, где они вчера с увлечени-ем играли, их взору открылась соседняя комната, которая рань-ше, в первый день проведения опыта, была закрыта. В этой комнате теперь находились те же игрушки, с которыми дети играли вчера, но полнокомплектные, а также другие, ещё более привлекательные. Однако достать их было нельзя, так как новая комната от прежней была отделена непреодолимой пре-градой -- проволочной сеткой.
Поведение детей в этих условиях резко изменилось. Если раньше они с увлечением играли, общались товарищ с другом, то теперь их группа распалась и они как бы замкнулись в себе, перестали общаться и дружить. Одновременно они потеряли охота и способность игрывать. Их перестали привлекать не-комплектные игрушки. Многие из участвовавших в экспери-менте детей стали вести себя по отношению к этим игрушкам агрессивно: бросать, ломать их. В присутствии взрослых дети капризничали. Один ребенок, не обращая внимания на других и на взрослых, лег на пол и, ничего не делая, демонстративно смотрел в потолок; прочий, подойдя к сетке, стал дергать ее ручонками; третий бессмысленно, без интереса перебирал, пе-ребрасывая с места на место, старые игрушки.
Часто объектом вымещения агрессивности фрустрированного человека становятся другие члены его группы, которые раздра-жают его и не способны вручить ему отпор. Такое агрессивное по-ведение называется "смещенным", так как объектом акта аг-рессии становится не фрустратор, а некто прочий, случайно ока-завшийся рядом.
Агрессивные реакции, порожденные фрустрацией, могут оказаться направленными не только на внутригрупповые, но и на межгрупповые отношения. Они могут проявляться в меж-национальных, межгосударственных отношениях, во взаимо-отношениях между различными социальными группами. Та-кого рода акты нередко наблюдаются в периоды социаль-ных, политических и экономических депрессий, массового недовольства людей условиями жизни. В таких условиях объектами смещенной агрессии могут стать люди, принадлежащие другим социальным группам, прочий национальности и вероисповедания. Если в силу сложившихся обстоятельств агрессия оказалась вымещенной на каком-либо объекте или по истечении значи-тельного периода времени вызванная ею внутренняя психоло-гическая напряженность сама собою спала, то следующей ти-пичной психологической реакцией, наступающей за агрессией, является апатия. Быстрота ее возникновения следом за агрессией и глубина могут быть индивидуально различными, по-разному проявляться в различных социальных группах.