Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 17:53, реферат
Подобные обстоятельства обусловлены ситуацией самого учителя, который работает с группой, не им отобранной, существует в атмосфере жесточайшей формализованной отчетности, работает в изнашивающем режиме реального времени.
Экономические, политические и социальные изменения общества принесли изменения и в образование. В него хлынул поток различных инноваций, которые пытались реформировать содержание и технологии образования. Можно было бы предполагать, что ситуация в школах кардинально поменялась, но для таких суждений нужен объективный инструмент анализа.
Введение
1. Педагогическая направленность личности учителя
2. Знания учителя
3. Умения учителя
4. Профессионально важные личностные качества учителя
Заключение
Список литературы
Личность учителя
ПЛАН
Введение
1. Педагогическая направленность личности учителя
2. Знания учителя
3. Умения учителя
4. Профессионально важные личностные качества учителя
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время происходит
критическая переоценка сложившихся
десятилетиями постулатов варианта
классно-урочной системы и
Рассмотрим условия
Ученик обучается не с
теми, с кем хотел бы, т.е. не выбирает
партнеров, а также не выбирает школу
и учителя, находится в группе,
единственным критерием объединения
которой служит биологический возраст.
Он получает ответы на вопросы, которые
не задавал, и учится не тому, чему бы
хотелось учиться, ему все время
надо принуждать себя выполнять «задания
со стороны», у него четко ограничено
поле проявления свободной познавательной
активности, он вынужден подчиняться
чужой воле, круг его интересов
формируется заранее
Подобные обстоятельства
обусловлены ситуацией самого учителя,
который работает с группой, не им
отобранной, существует в атмосфере
жесточайшей формализованной
Экономические, политические и социальные изменения общества принесли изменения и в образование. В него хлынул поток различных инноваций, которые пытались реформировать содержание и технологии образования. Можно было бы предполагать, что ситуация в школах кардинально поменялась, но для таких суждений нужен объективный инструмент анализа.
1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Педагогическая практика
нередко требует оценки сложившейся
ситуации и срочного педагогического
реагирования. На помощь учителю приходит
интуиция, представляющая собой сплав
опыта и высоких личностных качеств.
В воспитательском опыте
Эффективность педагогической
деятельности в воспитательном процессе
требует налаживания обратных связей,
организованного получения
Педагогическая деятельность
как общественное явление реализуется
диалектически, в противоречиях. Именно
противоречия являются движущей силой
ее развития, возникновения передового
и новаторского опыта, стимулирования
педагогической мысли. Эти противоречия
обусловлены подвижностью, изменчивостью
содержания основных функций педагогической
деятельности. Развитие жизни общества,
накопление новых знаний, совершенствование
процессов производства, социальный
прогресс - все это требует изменения
содержания педагогических функций. Педагогическая
же деятельность обладает известной
традиционной консервативностью. Она
обусловлена особенностями
Педагогическая деятельность
как общественное явление существует
в системе сложных зависимостей
и отношений с другими
Педагогическая деятельность как общественное явление неразрывно связана с идеологической надстройкой. В ее задачу входит формирование индивидуального сознания детей в духе требований гуманного, демократического общественного сознания, включение детей в культуру общественной жизни.
Педагогическая деятельность
органично связана с языком. Язык
- основное орудие педагогической деятельности,
с его помощью осуществляется
педагогическое взаимодействие, воздействие
и организация всей детской жизни.
Педагогическая деятельность как общественно-
Центральным звеном всякой педагогической
системы являются цели воспитания детской
личности. Педагогическая цель отражает
в себе философские, экономические,
политические, нравственные, правовые,
эстетические, биологические представления
о совершенном человеке и его
предназначении в жизни общества.
Цель научно обоснованной педагогической
государственно-общественной системы
в условиях демократического общества
должна быть достаточно четкой и гибкой,
учитывающей интересы общества в
целом и каждого ребенка, отдельных
социальных групп и слоев населения.
Жизнь требует разработки целеполагания
на основе глубокого понимания сущности
человеческой личности, ее реального
становления как частицы
В обществе в связи с
углубившимся экономическим, социальным,
национальным, образовательным, духовным
расслоением возникло многообразие
представлений о человеке и обществе,
столкнулись разнообразные
2. ЗНАНИЯ УЧИТЕЛЯ
Используем концепцию образа мира в качестве инструмента анализа актуальных проблем педагогики.
Под образом мира А.Н. Леонтьев
[4] понимал систему значений (знаний,
представлений и т.д.) человека о
мире в целом и различных его
сторонах и процессах. Согласно взглядам
В.В. Петухова [8], А.Г. Асмолова [1], образ
мира человека - это психическое
образование, формирующееся в результате
единства когнитивных, эмоционально -
смысловых компонентов и
В качестве иллюстрации приведем анализ традиционной школы с помощью концепции мира личности. Для традиционной педагогики характерна жесткая технологизация процесса обучения с целью гарантированного формирования знаний, умений и навыков, в угоду методикам теряется как личность ребенка, так и личность педагога.
А.Б. Орлов [6] выделил негласные принципы традиционной авторитарной педагогики. Это такие принципы как:
- принцип субординации - когда
учитель учит, руководит и оценивает,
а ребенок обучается,
- принцип беспроблемности
обучения - мыслится как простое
«переливание» знаний из
- принцип безличных отношений
- определяет строго статусно - ролевые
отношения учителя и учащихся,
регулируемые правилами и
- принцип
Используя материалы В.В. Колпачникова [3], рассмотрим к формированию каких особенностей образа мира учащихся приводит подобная педагогическая система и, соответственно, какие особенности их личностной активности она определяет.
У учащихся возникает представление
о мире, в котором они не являются
ценностью, этот мир не доброжелателен
к ним, карает за проступки и ошибки,
мир полон запретов, в человеческих
отношениях чувства и желания
не значимы, другой человек, в том
числе и взрослый, воспринимается
как существо без чувств, враг или
соперник. Эти представления о
мире преобразуются из внешнего опыта
отношений ребенка с миром
в структурные и содержательные
компоненты его личности, а затем
в модель поведения в различных
видах деятельности. Данным представлениям
соответствуют характеристики личностной
активности - это недостаточное самоуважение
и низкая самооценка, безынициативность,
повышенная тревожность. Подлинная
активность заменяется вынужденной, ощущением
несвободы, лицемерием. Учащиеся не знают
себя, своего внутреннего мира, с
невниманием относятся к
В чем видится причина, обусловившая подобное направление развития личности ребенка? Можно предполагать, что это связано с определенной поврежденностью личности учителя, ибо социальную ситуацию и культурную среду развития личности ребенка в школе создают учителя.
Проанализируем ряд
которого является система смысловых ориентации человека в мире, является инструментом, средством приобщения к родовой человеческой сущности.» [2]
Для выявления данных характеристик
воспользуемся рядом методик. Так,
методика «Тест - опросник уровня субъективного
контроля» (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М.
Эткинд) дает возможность проанализировать
чувства ответственности и