Личность учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 17:53, реферат

Краткое описание

Подобные обстоятельства обусловлены ситуацией самого учителя, который работает с группой, не им отобранной, существует в атмосфере жесточайшей формализованной отчетности, работает в изнашивающем режиме реального времени.
Экономические, политические и социальные изменения общества принесли изменения и в образование. В него хлынул поток различных инноваций, которые пытались реформировать содержание и технологии образования. Можно было бы предполагать, что ситуация в школах кардинально поменялась, но для таких суждений нужен объективный инструмент анализа.

Содержание

Введение
1. Педагогическая направленность личности учителя
2. Знания учителя
3. Умения учителя
4. Профессионально важные личностные качества учителя
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Личность учителя.docx

— 45.99 Кб (Скачать файл)

Личность учителя 

 

ПЛАН

Введение

1. Педагогическая направленность личности учителя

2. Знания учителя

3. Умения учителя

4. Профессионально важные личностные качества учителя

Заключение

Список литературы 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

В настоящее время происходит критическая переоценка сложившихся  десятилетиями постулатов варианта классно-урочной системы и сопровождающих ее правил, атрибутов, инструкций, традиций. Не умаляя достоинств этой системы, более  полувека добротно служившей авторитарному  режиму в условиях эффективной идеологии  равенства через распределение, в том числе и благ интеллектуальных, необходимо признать, что данная система  преуспела в отлаживании механизма  массового производства людей с  равными возможностями.

Рассмотрим условия образовательной  системы, в которую включены ученик и учитель, которые по ряду объективных  причин не могут влиять на эти условия.

Ученик обучается не с  теми, с кем хотел бы, т.е. не выбирает партнеров, а также не выбирает школу  и учителя, находится в группе, единственным критерием объединения  которой служит биологический возраст. Он получает ответы на вопросы, которые  не задавал, и учится не тому, чему бы хотелось учиться, ему все время  надо принуждать себя выполнять «задания со стороны», у него четко ограничено поле проявления свободной познавательной активности, он вынужден подчиняться  чужой воле, круг его интересов  формируется заранее оговоренной  жесткой учебной программой, он обучается  в усредненном темпе и все  время оценивается по сравнению  с общим, а не индивидуальным фоном.

Подобные обстоятельства обусловлены ситуацией самого учителя, который работает с группой, не им отобранной, существует в атмосфере  жесточайшей формализованной отчетности, работает в изнашивающем режиме реального  времени.

Экономические, политические и социальные изменения общества принесли изменения и в образование. В него хлынул поток различных  инноваций, которые пытались реформировать  содержание и технологии образования. Можно было бы предполагать, что  ситуация в школах кардинально поменялась, но для таких суждений нужен объективный  инструмент анализа.  

 

1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ  ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ 

 

Педагогическая практика нередко требует оценки сложившейся  ситуации и срочного педагогического  реагирования. На помощь учителю приходит интуиция, представляющая собой сплав  опыта и высоких личностных качеств. В воспитательском опыте вырабатывается умение выбрать из арсенала педагогических качеств именно то, которое отвечает требованиям данного момента. Наконец, четвертым компонентом педагогической деятельности является высочайшая политическая, нравственная, эстетическая культура ее носителя. Вне такой культуры все другие компоненты в педагогической практике оказываются парализованными, малоэффективными. Эта общая функция  включает в себя ряд более конкретных. К ним относятся: а) передача знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения; б) развитие их интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой  и действенно-практической сфер; в) обеспечение сознательного усвоения воспитуемыми нравственных принципов  и навыков поведения в обществе; г) формирование эстетического отношения  к действительности; д) укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и  способностей. Все эти функции  неразрывно взаимосвязаны. Передача ребенку  знаний, умений и навыков, организация  его многообразной и разнообразной  деятельности закономерно влечет за собой развитие его сущностных сил, потребностей, способностей, дарований.

Эффективность педагогической деятельности в воспитательном процессе требует налаживания обратных связей, организованного получения информации о ходе процесса и его результатах. Педагогическая диагностика позволяет  педагогу быть осведомленным относительно того, что и как реально влияет на обучение, формирование личностных качеств воспитуемых. Она дает возможность  проверять соответствие результатов  педагогических воздействий воспитательным целям и вносить необходимые  дополнения, исправления, коррективы в  содержание и методику воспитательного  процесса.

Педагогическая деятельность как общественное явление реализуется  диалектически, в противоречиях. Именно противоречия являются движущей силой  ее развития, возникновения передового и новаторского опыта, стимулирования педагогической мысли. Эти противоречия обусловлены подвижностью, изменчивостью  содержания основных функций педагогической деятельности. Развитие жизни общества, накопление новых знаний, совершенствование  процессов производства, социальный прогресс - все это требует изменения  содержания педагогических функций. Педагогическая же деятельность обладает известной  традиционной консервативностью. Она  обусловлена особенностями детской  природы, необходимостью устойчивости и стабильности содержания, форм и  методов учебно-воспитательной работы. Немалую роль играют и профессионально-психологические  особенности труда учителя, состоящие  в возникновении и укреплении в сознании педагогических штампов  и шаблонов. В результате между  устаревающим содержанием воспитания и обучения, способами и формами  педагогической деятельности, с одной  стороны, и новыми требованиями жизни  общества,-с другой, возникает противоречие. Его разрешение осуществляется на основе анализа всех сфер жизни нашего общества, выявления новых требований к  человеку и данных педагогической науки, необходимых для пересмотра содержания образования и воспитательного  процесса, совершенствования форм и  методов педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность как общественное явление существует в системе сложных зависимостей и отношений с другими явлениями  общественной жизни. Она тесно связана  с экономическим базисом. Педагогическая деятельность по существу есть органическая часть производственных отношений, организуемая для удовлетворения нужд экономики, производства, подготовки производительных сил, общественно-государственных потребностей. Она содержится за счет общества, выполняет  его социальный заказ, призвана обеспечивать охрану и умножение его собственности, трудовую и общекультурную подготовку подрастающего поколения. Педагогическая деятельность направлена также на решение  задач развития в ребенке человеческой личности.

Педагогическая деятельность как общественное явление неразрывно связана с идеологической надстройкой. В ее задачу входит формирование индивидуального  сознания детей в духе требований гуманного, демократического общественного  сознания, включение детей в культуру общественной жизни.

Педагогическая деятельность органично связана с языком. Язык - основное орудие педагогической деятельности, с его помощью осуществляется педагогическое взаимодействие, воздействие  и организация всей детской жизни. Педагогическая деятельность как общественно-государственная  функция выступает в качестве организатора педагогических усилий всего  общества: педагогической деятельности общественности, трудовых коллективов, семьи, всех педагогических учреждений.

Центральным звеном всякой педагогической системы являются цели воспитания детской  личности. Педагогическая цель отражает в себе философские, экономические, политические, нравственные, правовые, эстетические, биологические представления  о совершенном человеке и его  предназначении в жизни общества. Цель научно обоснованной педагогической государственно-общественной системы  в условиях демократического общества должна быть достаточно четкой и гибкой, учитывающей интересы общества в  целом и каждого ребенка, отдельных  социальных групп и слоев населения. Жизнь требует разработки целеполагания  на основе глубокого понимания сущности человеческой личности, ее реального  становления как частицы общества, активно участвующей в потоке необходимых экономических, политических, социальных, культурных процессов, и  вместе с тем, как духовно и  граждански свободного существа, реализующего себя в свободном выборе программы  действий, в принятии принципиальных решений и ответственном нравственном поведении.

В обществе в связи с  углубившимся экономическим, социальным, национальным, образовательным, духовным расслоением возникло многообразие представлений о человеке и обществе, столкнулись разнообразные классовые, групповые, личные интересы и стремления, обострились социально-политические и духовно-нравственные противоречия. Появились бесчисленные партии, платформы, фракции, общественные организации  разнообразной социальной, национальной, религиозной и политической ориентации, формулирующие свои, нередко противоположные  друг другу цели воспитательной работы с детьми. Обозначилось известное  противостояние педагогической цели государственно-общественной системы, реализуемой через школу, профессионально-технические училища, внешкольные учреждения, общественные организации разнообразной направленности, средства массовой информации, и потому остающейся в общественном сознании господствующей, разнообразным интересам, стремлениям, намерениям, целям, идеалам  различных общественных организаций  и неформальных объединений. Педагогика как общественная наука призвана выявить и классифицировать все многообразие социальных устремлений людей, их идеалы и воспитательные цели, определить направленность и характер этих целей, их место и реальный вес в общественном взаимодействии. 

 

2. ЗНАНИЯ УЧИТЕЛЯ 

 

Используем концепцию  образа мира в качестве инструмента  анализа актуальных проблем педагогики.

Под образом мира А.Н. Леонтьев [4] понимал систему значений (знаний, представлений и т.д.) человека о  мире в целом и различных его  сторонах и процессах. Согласно взглядам В.В. Петухова [8], А.Г. Асмолова [1], образ  мира человека - это психическое  образование, формирующееся в результате единства когнитивных, эмоционально - смысловых компонентов и готовности к действию. А.Н. Леонтьев [4] показал, что ясное восприятие и понимание  информации извне происходит на основе встречной психической активности в виде системы ожиданий, предположений, и гипотез о природе поступающего воздействия. И если происходит согласование поступающей информации и встречной  психической активности, то человек  «вписывает» поступающее воздействие  в имеющуюся у него систему  представлений о мире. Источником развития образа мира для человека является усвоение им культурно - исторического  опыта в результате воспитания и  обучения, т.е. общество предоставляет  развивающемуся человеку не только имеющиеся  представления и знания о мире, но и типичные способы действий и  поведения, ценности и нормы, а кроме  того, индивидуальный опыт осмысления событий, явлений и фактов собственной  жизни в мире, хотя результат осмысления может не совпадать с общепринятым в данном социуме. Теория Э.Эриксона утверждает, что каждый человек на определенных этапах развития определяет для себя: враждебен и опасен мир  вокруг него или доброжелателен, принимает  или одобряет мир инициативу или  наказывает за нее, поддерживает и ценит  способности и творчество или  равнодушен к их проявлению. Он подчеркивает роль индивидуального опыта и  осмысления в формировании образа мира личности. Образ мира служит для  человека средством организации  и управления его жизненной активностью, как внешней, так и внутренней, психической. Цель воспитания и обучения может рассматриваться как помощь человеку в возможном более оптимальном  построении его образа мира.

В качестве иллюстрации приведем анализ традиционной школы с помощью  концепции мира личности. Для традиционной педагогики характерна жесткая технологизация процесса обучения с целью гарантированного формирования знаний, умений и навыков, в угоду методикам теряется как  личность ребенка, так и личность педагога.

А.Б. Орлов [6] выделил негласные  принципы традиционной авторитарной педагогики. Это такие принципы как:

- принцип субординации - когда  учитель учит, руководит и оценивает,  а ребенок обучается, регулируется  и оценивается.;

- принцип беспроблемности  обучения - мыслится как простое  «переливание» знаний из головы  учителя в головы учеников;

- принцип безличных отношений  - определяет строго статусно - ролевые  отношения учителя и учащихся, регулируемые правилами и предписаниями,  игнорируя личные чувства и  переживания;

- принцип деиндивидуализированности  педагогического процесса, в котором  учитель взаимодействует с недифференцированной  «массой» учащихся класса.

Используя материалы В.В. Колпачникова [3], рассмотрим к формированию каких особенностей образа мира учащихся приводит подобная педагогическая система  и, соответственно, какие особенности  их личностной активности она определяет.

У учащихся возникает представление  о мире, в котором они не являются ценностью, этот мир не доброжелателен к ним, карает за проступки и ошибки, мир полон запретов, в человеческих отношениях чувства и желания  не значимы, другой человек, в том  числе и взрослый, воспринимается как существо без чувств, враг или  соперник. Эти представления о  мире преобразуются из внешнего опыта  отношений ребенка с миром  в структурные и содержательные компоненты его личности, а затем  в модель поведения в различных  видах деятельности. Данным представлениям соответствуют характеристики личностной активности - это недостаточное самоуважение и низкая самооценка, безынициативность, повышенная тревожность. Подлинная  активность заменяется вынужденной, ощущением  несвободы, лицемерием. Учащиеся не знают  себя, своего внутреннего мира, с  невниманием относятся к собственным  чувствам и чувствам других людей, отношения  с людьми характеризуются напряженностью, враждебностью, зажатостью.

В чем видится причина, обусловившая подобное направление  развития личности ребенка? Можно предполагать, что это связано с определенной поврежденностью личности учителя, ибо социальную ситуацию и культурную среду развития личности ребенка  в школе создают учителя.

Проанализируем ряд характеристик  личностной активности учителей различных  школ города, выбрав одну из ведущих  характеристик - самосознание. «Самосознание - это осознанное отношение к своим  потребностям, влечениям и мотивам  поведения, переживаниям и мыслям» [ II]. Наш выбор объясняется тем, что «личность, определяемая как  высший уровень самосознания [11], содержанием

которого является система  смысловых ориентации человека в  мире, является инструментом, средством  приобщения к родовой человеческой сущности.» [2]

Для выявления данных характеристик  воспользуемся рядом методик. Так, методика «Тест - опросник уровня субъективного  контроля» (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд) дает возможность проанализировать чувства ответственности и готовность к активности. Данный тест направлен  на определение локализации контроля и уровня субъективного контроля. [ 10]

Информация о работе Личность учителя