Личность – человеческий индивид, субъект отношений и сознательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 20:09, контрольная работа

Краткое описание

Личность – человеческий индивид, субъект отношений и сознательной деятельности.
Личность в психологии – системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности в общении, характеризующее его со стороны вовлеченности в общественные отношения.
На протяжении XX века в мировой психологии сложилось два основных направления, в контексте которых были разработаны наиболее значительные теории личности: гуманистическая и психоаналитическая психология.
Гуманистическая психология есть ни что иное, как альтернатива двум важным течениям в психологии – психоанализ и бихевиоризм. Она берет свое начало в экзистенциальной философии, отвергающей положение, что человек – продукт либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей следы (особенно раннего влияния). Экзистенциалисты выделяют идею о том, что каждый из нас ответственен за то, кто мы и чем становимся.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная психоогия.docx

— 33.24 Кб (Скачать файл)

                                                  Введение  
 

     Личность – человеческий индивид, субъект отношений и сознательной деятельности.

     Личность в психологии – системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности в общении, характеризующее его со стороны вовлеченности в общественные отношения.

     На  протяжении XX века в мировой психологии сложилось два основных направления, в контексте которых были разработаны наиболее значительные теории личности: гуманистическая и психоаналитическая психология.

     Гуманистическая  психология есть ни что иное, как альтернатива двум важным течениям в психологии – психоанализ и бихевиоризм. Она берет свое начало в экзистенциальной философии, отвергающей положение, что человек – продукт либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей следы (особенно раннего влияния). Экзистенциалисты выделяют идею о том, что каждый из нас ответственен за то, кто мы и чем становимся.

     Таким  образом, гуманистическая психология  основной моделью принимает ответственного  человека, который беспрепятственно  делает свой выбор среди предоставляемых  возможностей. Главное положение  этого направления – концепция  становления. Человек динамичен,  всегда находится в процессе  становления. Но это не только  формирование биологических потребностей, сексуальных или агрессивных  побуждений. Человек, отрицающий  развитие, отрицает, что в нем  есть все возможности для полноценного  человеческого существования.

      Другой взгляд можно охарактеризовать  как феноменологический или «здесь  и сейчас». Это направление  заключается в субъективной или  личной реальности, т.е. подчеркивается  значение субъективного опыта  как основного феномена в изучении  и понимании человека. Теоретические  построения и внешнее поведение  вторичны по отношению к непосредственному  опыту и его исключительному  значению для того, кто его  переживает.    

      Гуманисты рассматривают людей, как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, который ограничен только физическими или социальными воздействиями. Сторонниками гуманистических взглядов, можно назвать таких видных теоретиков, как Фром, Олпорт, Келли и Роджерс, и Абрахам Маслоу, который получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности.

     Теория Маслоу о самоактуализации личности, основывающаяся на изучении зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, которые весьма характерны для гуманистического подхода.

     Так, рассматривая человека, он подчеркивал его особое положение, отличное от животных. Маслоу утверждал, что изучение животных неприменимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристика, которые присущи только человеку (юмор, зависть, вина и т.д.). Он полагал, что в каждом человеке природой заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования.

     Основной его концепции является вопрос о мотивации. Маслоу говорил, что люди мотивированы на установление личных целей. Именно это делает их жизнь значительной и сознательной. Он описывал человека, как «желающее существо», который никогда не достигает состояния полного удовлетворения. Всяческое отсутствие потребностей, если таковое существует, в лучшем случае недолговечно. Когда удовлетворена одна из потребностей, то на поверхность сразу же всплывает другая и направляет внимание и усилие человека.

     Таким  образом, можно выделить основные  достоинства гуманистической теории  личности: ее ярко выраженную  практическую направленность и  ориентацию на человека как  на активного строителя собственного  бытия, обладающего неограниченными  способностями и возможностями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         1Гуманистическое  направление. 

 Каждый  из  нас  имеет  какое – то представление  о  личности. Чаще  всего  личность  ассоциируется  с  популярностью, публичным  «имиджем» ,силой воли, высокой уверенностью  в себе, развитым  самосознанием и т.д.  У одних людей эти качества  проявляются более отчетливо, у других – менее.

     В современной психологии  выделяют  семь  основных  подходов  к изучению  личности. Каждый  подход  имеет свою  теорию, свои  представления о свойствах и структуре личности, свои  методы  их  измерения. Вот можно предложить  следующие схематическое  определение : личность – это  многомерная  и  многоуровневая  система  психологических  характеристик, которые  обеспечивают  индивидуальное  своеобразие, временную  и  ситуативную  устойчивость  поведения  человека.

     Теория  личности – это  совокупность  гипотез, или  предложений  о  природе  и  механизмах  развития  личности. Теория  личности  пытается  не  только  объяснить, но  и  предсказать  поведение  человека ( Хьелл А., Зиглер Д., 1997 ). Выделяют  психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную  и диспозициональную теорию  личности. Рассмотрим  гуманистическую теорию  личности.

     В гуманистической теории  личности  выделяются  два осноных направления. Первое , « клиническое » ( ориентированное преимущественно на  клинику ), представлено  во  взглядах  американского психолога   К. Роджерса. Основоположником  второго, « мотивационного », направления является  американский  исследователь  А. Маслоу. Несмотря  на  некоторые  отличия  между  этими  двумя  направлениями, их  объединяет  много  общего.

     Главным  источником  развития  личности  представители   гуманистической  психологии  считают  врожденные  тенденции  к  самоактуализации. Развитие  личности  есть  развертывание  этих  врожденных  тенденций. Согласно  К. Роджерсу, в психике человека  существуют  две врожденные  тенденции. Первая , названная им  «самоактуализирующей  тенденцией», содержит  изначально  в свернутом виде  будущие свойства  личности  человека. Вторая – «организмический  отслеживающий процесс» - представляет  собой механизм  контроля  за  развитием личности. На  основе  этих  тенденций у человека в  процессе  развития  возникает  особая  личностная  структура «Я», которая  включает  «идеальное  Я»  и  «реальное  Я». Эти  подструктуры  «Я» находятся  сложных  отношениях – от  полной  гармонии  ( конгруэнтности )  до  полной  дисгармонии ( Роджер  К. 1994 ).

Цель  жизни, согласно  К. Роджерсу, - реализовать  весь  свой  врожденный  потенциал, быть  « полностью  функционирующей   личностью » т.е  человеком, который  использует  все  свои  способности  и  таланты, реализует  свой  потенциал    и движется  к полному познанию  себя, своих переживаний, следуя  своей истинной  природе.

   А. Маслоу  выделил два типа  потребностей, лежащих в основе  развития  личности : « дефицитарные », которые прекращаются  после их  удовлетворения,  и « ростовые », которые. Напротив, только  усиливаютя  после их  реализации. Всего, по  Маслоу, существует  пять  уровней  мотивации :

- физиологический  ( потребности  в  еде, сне  );

- потребности   безопасности  (потребности  квартире, работе );

- потребности   в  принадлежности, отражающие  потребности  одного человека  в  другом  человеке , например  в  создании  семьи;

- уровень   самооценки ( потребность  в   самоуважении, компетенции, достоинстве  );

- потребность   в  самоактуализации  ( метапотребности   в  творчестве, красоте, целостности  ).

     Потребности первых  двух  уровней относится к дефицитарным, третий  уровень потребностей  считается промежуточным, на  четвертом и пятом уровнях находится ростовые  потребности.

  Маслоу  сформулировал   закон  поступательного  развития  мотивации, согласно  которому  мотивация  человека  развивается   поступательно : движение  на  более  высокий  уровень   происходит  в  том  случае, если  удовлетворены  ( в  основном ) потребности  низшего  уровня . Другими  словами, если  человек  голоден  и  у  него  нет  крыши  над  головой , то  ему  будет  трудно  создать  семью  и  тем  более  испытывать  уважение  к  себе  или  заниматься  творчеством.

    Наиболее  важными для человека  являются  потребности  в  самоактуализации. Самоактуализация – не  конечное  состояние  совершенства  человека. Ни  один  человек  не  становится  настолько  самоактуализированным, чтобы  отбросить  все  мотивы. У  каждого  человека  всегда  остаются  таланты для дальнейшего развития. Человек, достигший  пятого  уровня, называется « психологически  здоровой  личностью » ( Маслоу  А,1999)

     По  мнению  гуманистов, решающего   возрастного  периода  не  существует; личность  формируется   и  развивается  в  течении   всей  жизни. Однако  ранние  периоды  жизни (детство   и  юношество ) играют  особую  роль  в  развитии  личности. В  личности  доминирует  рациональные  процессы, где   бессознательное   возникает  лишь  временно, когда   по  тем  или  иным  причинам  блокируется  процесс  самоактуализации. Гуманисты  считают, что   личность  обладает  полной  свободой  воли. Человек  осознавая  себя, осознает  свои  поступки, строит  планы, ищет  смыслы  жизни.  Человек – творец  собственной   личности,  творец  своего  счастья.

    Внутренний  мир  человека, его мысли, чувства и эмоции  для гуманистов  не  есть  прямое  отражение действительности. Каждый  человек интерпретирует  реальностью в соответствии  со  своим субъективным  восприятием. Внутренний  мир человека  в полной  мере  доступен  только  ему самому. Основу  действий  человека  составляют  субъективное  восприятие  и субъективные  переживания. Только  субъективный  опыт  является  ключом  к пониманию поведения конкретного человека.

     В   гуманистической  модели  личности  основными  концептуальными « единицами » выступают :

- « реальное  Я »- совокупность  мыслей, чувств  и  переживаний « здесь   и  сейчас » ( Роджерс   К, 1994);

- « идеальное   Я »- совокупность  мыслей, чувств  и  переживаний, которые   человек  хотел  бы  иметь   для  реализации  своего   личностного  потенциала.

- потребности   в  самоактуализации – врожденные  потребности, определяющие  рост  и  развитие  личности  ( Маслоу  А, 1997).

    Хотя  « реальное  Я » и  «  идеальное  Я » являются  довольно  размытыми  понятиями,  тем  не  менее, существует  способ  измерения  их  конгруэнтности (совпадения).высокий  показатель  конгруэнтности  свидетельствует   об  относительно  высокой   гармонии « реального  Я  »  и  « идеального  Я  »  ( о  высокой  самооценке ). При  низких  же  значениях   конгруэнтности ( низкой  самооценке ) отмечается  высокий  уровень   тревожности, признаки  депрессии.

    При   рождении  обе  подструктуры  структуры  « Я »  полностью   конгруэнтны,  и  поэтому   человек  изначально  добр  и  счастлив. Впоследствии, благодаря   взаимодействию  с  окружающей  средой, расхождения  между   « реальным  Я » и  «  идеальным  Я »  могут   приводить  к  искаженному   восприятию  реальности – субцепции,  по  терминологии  К. Роджерса. При  сильных  и  длительных  расхождениях  между  « реальным  Я » и  «идеальным Я»  могут  возникать  психологические  проблемы.

     Студенты  с  высокой  самооценкой   в  случае  неудачи  (например, провал  на  экзамене ) пытаются  установить  контакт  с  преподавателем   и  пересдать  предмет  еще  раз. При  повторных  попытках  их  показатели  только  улучшаются. Студенты  же  с  низким  уровнем  самооценки  отказываются  от  дальнейших  попыток  пересдать  экзамен, преувеличивают  свои   трудности, избегают  ситуации, где  они  могли  бы  проявить  себя, чаще  страдают  одиночеством.

     В   качестве  блоков  личности  в   этой  теории  выступают  пять  уровней  потребностей  человека  по  А. Маслоу.

     Целостность   личности  достигается  в   том  случае, когда  конгруэнтность  между  « реальным   Я »  и  « идеальным  Я » приближается  к единице.  Целостность личности – основное  качество « полностью функциониру ющей  личности ».Смысл воспитания  и коррекции личности  состоит в развитии  целостности личности.

     Целостная   личность, во-первых, стремится  к установлению  хорошего  психологического  контакта  со  своими  друзьями  и близкими, к раскрытию им  своих скрытых эмоций  и тайн;  во-вторых, четко знает, кто она есть  на  самом деле ( « реальное Я » ) и кем бы  она хотела  быть ( « идеальное Я »);  в-третьих, максимально открыта к новому  опыту и принимает жизнь такой,  какая она есть « здесь и сейчас »;  в-четвертых, практикует  безусловное позитивное  отношение ко  всем  людям;  в-пятых, тренирует в себе  эмпатию к другим   людям, т.е пытается  понять  внутренний  мир другого человека  и смотреть  на  другого человека  его глазами.

Информация о работе Личность – человеческий индивид, субъект отношений и сознательной деятельности