Личность – человеческий индивид, субъект отношений и сознательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 20:09, контрольная работа

Краткое описание

Личность – человеческий индивид, субъект отношений и сознательной деятельности.
Личность в психологии – системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности в общении, характеризующее его со стороны вовлеченности в общественные отношения.
На протяжении XX века в мировой психологии сложилось два основных направления, в контексте которых были разработаны наиболее значительные теории личности: гуманистическая и психоаналитическая психология.
Гуманистическая психология есть ни что иное, как альтернатива двум важным течениям в психологии – психоанализ и бихевиоризм. Она берет свое начало в экзистенциальной философии, отвергающей положение, что человек – продукт либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей следы (особенно раннего влияния). Экзистенциалисты выделяют идею о том, что каждый из нас ответственен за то, кто мы и чем становимся.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная психоогия.docx

— 33.24 Кб (Скачать файл)

      Целостную личность  характеризуют :

  • Эффективное  восприятие  реальности;
  • Спонтанность, простота  и  естественность  поведения;
  • Ориентация  на  решение  проблемы, на  дело;
  • Постоянная « детскость » восприятия;
  • Частые  переживания  « пиковых »  чувств, экстаза;
  • Искреннее  желание  помочь  всему  человечеству;
  • Глубокие  межличностные  отношения;
  • Высокие  моральные  стандарты.

Таким  образом, в  рамках  гуманистического  подхода,  личность – это  внутренний  мир  человеческого  «Я»  как  результат  самоактуализации, а структура  личности – это  индивидуальное  соотношение  « реального  Я » и  « идеального  Я », а  также  индивидуальный  уровень  развития  потребностей  в  самоактуализации. 

            
 
 
 

                    2.   Гуманистическая теория  личности. 

      Гуманистическая  теория  изучает   здоровье, гармоничные  личности, достигшие  вершины  личностного   развития, вершины « самоактуализации  ». Такие  « самоактуализирующиеся  » личности, к  сожалению, составляют  лишь  1 – 4 % от  общего  количества  людей, а  остальные  на  той  или  иной  ступени   развития.

     А.  Маслоу, один  из  ведущих  психологов  США в  области  исследования  мотивации, разработал  « иерархию  потребностей ». Она состоит из  следующих ступень : 1- физиологические потребности – это низшие, управляемые органами  тела  потребности, как дыхание, пищевая, сексуальная,  потребность в самосознание. Ступень 2 – потребность в надежности – стремление  к материальной  надежности, здоровью, обеспечению в старости  и т .п. Ступень 3 – социальные  потребности. Удовлетворение их  потребностей  необъективно  и трудноописуемо. Одного  человека  удовлетворяют очень немногие  контакты  с другими людьми, в другом  человеке  эта потребность в общении выражается  очень сильно. Ступень 4 – потребность в уважении, осознании собственного  достоинства – здесь идет  речь  об  уважении, престиже, социальном  успехе. Вряд  ли  эти  потребности  удовлетворяются  отдельным  лицом, для  этого  требуется  группы. Ступень 5 – потребность  в  развитии  личности, в  осуществлении  самого  себя, в  самореализации, самоактуализации, в  осмыслении  своего  назначения  в  мире.

     Маслоу  выявил  следующие  принципы  мотивации  человека :

  • Мотивы  имеют  иерархическую  струкуру;
  • Чем  выше  уровень  мотива, тем  менее  жизненно  необходимым  являются  соответствующие  потребности : тем  дольше  можно  задержать  их  реализацию;
  • Пока  не  удовлетворены  нижние  потребности, высшие  остаются  сравнительно  неинтересными. С  момента  выполнения  низшие  потребности  перестают  быть  потребностями,  т.е.  они  теряют  мотивирующую  силу;
  • С  повышением  потребностей  повышается  готовность  к  большей  активности. Таким  образом, возможность  к  удовлетворению  высших  потребностей  является  большим  стимулом  активности, чем удовлетворение  низших.

      Маслоу  отмечает, что  нехватка  благ, блокада  базовых  и   физиологических  потребностей  в  еде, отдыхе, безопасности  приводит  к  тому, что  эти  потребности  могут  стать  для  обычного  человека  ведущим  ( «Человек  может  жить  хлебом  единым, когда  не  хватает  хлеба» ). Но  если  базовые, первичные  потребности  удовлетворены, то  у  человека  могут  проявляться  высшие  потребности, метамотивация  ( потребности  к  развитию, к  пониманию  своей  жизни, к  поиску  смысла  своей  жизни.). Для  многих  людей  присущи  так  называемые « неврозы  существования », когда  человек  не  понимает, зачем  живет, и  страдает  от  этого.

      Если  человек  стремиться  понять  смысл  своей  жизни,  максимально  полно  реализовать   себя, свои  способности, он  постепенно  переходит  на  высшую  ступень  личностного  саморазвития.

     «  Самоактуализирующейся  личности  » присущи  следующие  особенности: 1. Полное  принятие  реальности  и  комфортное  отношение к ней ( не  прятаться от  жизни, а знать, понимать  ее);  2. Принятие  других  и себя ( «Я делаю свое, а ты делаешь свое». Я в этом  мире  не  для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты  в этом  мире  не  для того,    чтобы соответствовать моим  ожиданиям. Я есть я, ты есть ты. Я уважаю  и принимаю  тебя  таким,  каков ты  есть» ). 3. Профессиональная  увлеченность  любимым делом, ориентация  на  задачу, на  дело;  4. Автономность, независимость от  социальной  среды, самостоятельность суждений;  5. Способность к пониманию других  людей, внимание, доброжелательность  к людям;  6. Постоянная  новизна, свежесть  оценок, открытость  опыту;  7. Различение  цели  и средств, зла и добра ( « не  всякое  средство  хорошо  для достижения  цели » )  8. Спонтанность, естественность  поведения;  9. Юмор;  10. Саморазвитие, проявление  способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующееся творчество  в работе, любви, жизни;  11. Готовность  к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей,  к осознанию своего  опыта, к подлинному  пониманию своих возможностей, к повышению конгруэнтности. Конгруэнтность – это  соответствие  переживания  его  настоящему  содержанию. Преодоление  защитных  механизмов  помогает  достичь  конгруэнтных, истинных  переживаний. Защитные  механизмы  мешают  правильно  осознавать  свои  проблемы. Развитие  личности – это  повышение  конгруэнтности, повышение  понимания  своего  «реального  Я», своих  возможностей, особенностей, это  самоактуализация  как  тенденция  к  пониманию  своего  «реального  Я».

      Активная  позиция  по  отношению   к  действительности, изучение  и  преодоление  реальности, а  не  бегство  от  нее,  способность  видеть  события   своей  жизни  таким, какие   они  есть, не  прибегая  к   психологической  защите, понимание   того, что  за  отрицательной  эмоцией скрывается  проблема, которую надо  решить, готовность  идти  навстречу проблемам, отрицательны   эмоциям, чтобы  найти  и  снять  помехи  для  личностного  роста,- вот  что  позволяет  человеку  достичь  понимания  себя, смысла  жизни, внутренней  гармонии  и  самоактуализации. Принадлежность  к  группе  и  чувство  самоуважения – необходимые  условия  для  самоактуализации , так  как  человек  может  понять  себя  только  получая  информацию  о  себе  от  других  людей. Патогенные  механизмы, мешающие  развитию  личности, следующие : пассивная позиция по  отношению к действительности ; вытеснение  и другие  способы защиты «Я» ( проекция, замещение, искажение истинного положения вещей в угоду внутреннему равновесию  и спокойствию ). Деградации  личности  способствуют  психологические и социальные  факторы. Этапы деградации  личности : 1. Формирование  психологии «пешки», глобального ощущения  своей зависимости от  других  сил             ( феномен «выученной  беспомощности»); 2. Создание  дефицита  благ, в результате  ведущими  становиться первичные потребности в пищи  и выживаемости; 3. Создание  «чистоты»  социального  окружения – разделение  людей  на  «хороших»  и  «плохих», «своих»  и  «чужих», создание  вины  и  стыда  за  себя; 4. Создание  культа  «самокритики», признания  даже  в  совершении  тех  неодобряемых  поступков, которые  человек  никогда  не  совершал; 5. Сохранение  «священных  основ» (запрещается даже  задумываться, сомневаться в основополагающих  предпосылках  идеологии); 6. Формирование  специализированного языка     ( сложенные проблемы  спрессовываются до  коротких, очень простых, легко запоминающихся  выражений).

В  результате  всех  этих факторов  для  человека  становиться  привычным «нереальное  существование», поскольку  из  сложного, противоречивого, неопределенного  реального  мира  человек  переходит  в  «нереальный  мир ясности, упрощенности » 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Заключение. 
 

     В результате построения психоаналитических, гуманистических и других теорий личности психология обогатилась обширным числом понятий, исследовательских методик и тестов.

     В процессе жизнедеятельности большинство людей проявляется как отдельные социальные индивиды, которые подчиняются определенной технологии общества, тем правилам и нормам, которые к ним предъявляются. К сожалению, система предписаний не может предугадать все варианты ситуаций или жизненных случаев, поэтому человек вынужден выбирать. Свобода выбора и ответственность за него и есть критерии личностного уровня самосознания.

     Гуманистическая психология основной моделью принимает ответственного человека, который беспрепятственно делает свой выбор среди предоставляемых возможностей. Главное положение этого направления – концепция становления. Человек динамичен, всегда находится в процессе становления. Но это не только формирование биологических потребностей, сексуальных или агрессивных побуждений. Человек, отрицающий развитие, отрицает, что в нем есть все возможности для полноценного человеческого существования.

          Таким образом, можно выделить основные достоинства гуманистической теории личности: ее ярко выраженную практическую направленность и ориентацию на человека как на активного строителя собственного бытия, обладающего неограниченными способностями и возможностями

      Жизнь человека нельзя понять, если не принимать во внимание  наивысшие стремления. Рост, самоактуализация, стремление к здоровью, поиски  самотождественности и самостоятельности,  жажда прекрасного (и другие  способы выражения стремления "наверх") сейчас нужно принять безоговорочно  как широко распространенную  и, возможно, универсальную тенденцию Теория Маслоу, подчеркивающая уникальность человека и наличие возможности саморегулируемого и эффективного функционирования, обладает огромной притягательной силой для тех, кто разделяет его оптимистическую точку зрения на человечество. Его вклад в изучение и понимание личности находится в центре внимания этой главы.    

     Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного применения своих талантов, способностей и возможностей своей личности.

     Самоактуализироваться – значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины своих возможностей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Личность – человеческий индивид, субъект отношений и сознательной деятельности