Логотерапия Виктора Франкла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 12:37, реферат

Краткое описание

«Логос» - греческое слово, которое означает «смысл». Логотерапия или, как ее называют некоторые авторы, «Третья Венская школа психотерапии» фокусируется на смысле человеческого существования, а также на поиске человеком такого смысла. Согласно логотерапии, стремление найти смысл в собственной жизни является первичной мотивирующей силой человека. Вот почему В.Франкл говорит о воле к смыслу в противоположность принципу удовольствия (или, стремлению к удовольствию), на котором центрируется психоанализ З.Фрейда, а также в противоположность воле к власти, акцентируемой в психологии А.Адлера.

Вложенные файлы: 1 файл

л8грепмг8олгтрнп.docx

— 76.83 Кб (Скачать файл)

 7. СУЩНОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ 

Акцент на ответственности отражается в категорической максиме (основном принципе) логотерапии: «Жить так, как если бы ты живешь уже второй раз и как если бы ты поступал в первый раз так же неправильно, как собираешься поступить сейчас!»  Она предлагает вообразить сначала, что настоящее уже стало прошлым, и затем, что прошлое может быть изменено и исправлено. Такой прием сталкивает человека с конечностью жизни, а также с окончательностью (законченностью) того, что он сделает из своей жизни и самого себя.

Логотерапия стремится побудить пациента к полному осознанию его собственной ответственности, следовательно, ему должна быть оставлена возможность выбора: за что, по отношению к чему или к кому он осознает себя ответственным. Вот почему логотерапевт из всех психотерапевтов менее всего подвержен искушению навязывать пациенту ценностные суждения, потому что он никогда не позволяет пациенту переносить ответственность за суждение на доктора.

Таким образом, самому пациенту необходимо решать, должен ли он интерпретировать свою задачу, как  быть ответственным перед обществом  или же перед его собственной  совестью. Большинство, однако, считают  себя ответственными перед Богом; они  интерпретируют свою жизнь не только в терминах поставленной перед ними задачи, но и в отношении к тому, кто ставил задачу перед ними.

Логотерапия не поучает и не проповедует. Она далека и от логического рассуждения, и от морального увещевания. Роль логотерапевта состоит в расширении и прояснении поля зрения пациента с тем, чтобы весь спектр смыслов и ценностей стал видимым и осознаваемым им. Логотерапия не стремится навязывать какие бы то ни было суждения пациенту, ибо истина утверждает себя сама и не нуждается во вмешательстве.

Подлинный смысл жизни должен быть найден в окружающем мире скорее, нежели в самом человеке или в его собственной психике, как если бы она была замкнутой системой. Точно так же реальная цель человеческого существования не может быть достигнута посредством так называмой самоактуализации. Человеческое существование в сущности скорее самотрансцендентно, нежели самоактуализируемо. Самоактуализация вообще не может быть целью по той простой причине, что чем больше человек будет стремиться к ней, тем больше он будет промахиваться. Ибо только в той мере, в какой он будет посвящать себя осуществлению цели его жизни, он и будет себя актуализировать. Иными словами, самоактуализация не будет достигнута, если это становится самоцелью, но может быть лишь сопутствующим эффектом самотрансценденции (согласно В. Франклу - "выход за свои пределы" - к другому человеку или к смыслу.)

До настоящего момента мы рассматривали смысл  жизни как постоянно изменяющийся, но никогда не исчезающий. Согласно логотерапии, мы можем реализовать смысл жизни тремя различными способами: 1) через деятельность; 2) через переживание ценностей (созерцание явлений природы или культуры, а также переживание любви); 3) через страдание.

 8. СМЫСЛ ЛЮБВИ

Любовь - это единственный способ постижения другого человеческого  существа во всей глубине его личности. Никто не может полностью понять самую сущность другого человеческого  существа до тех пор, пока он не полюбит  его. Посредством духовного акта любви он обретает способность видеть сущностные черты и свойства любимого человека; и даже более того, он начинает видеть то, что потенциально содержится в нем, то, что еще не реализовано, но должно быть реализовано. Кроме того, своей любовью любящая личность делает возможным для любимого человека актуализировать эти возможности. Помогая ему осознать, чем он может  быть и чем он должен стать, он делает возможным их осуществление.

В логотерапии любовь - такой же первичный феномен, как и секс. Вполне нормально, если секс является способом выражения любви. Секс оправдан и санкционирован при условии и лишь до тех пор, пока он является выразителем любви. То есть любовь понимается не как просто побочный эффект секса, но, напротив, секс понимается как выражение переживания, называемого любовью.

Третий способ отыскания  смысла жизни состоит в переживании  страдания.

9. СМЫСЛ СТРАДАНИЯ

В тех случаях, когда человек сталкивается с  невыносимой и неизбежной ситуацией, когда он имеет дело с судьбой, которую невозможно изменить, например, с неизлечимой болезнью, такой как, скажем, неоперабельный рак, именно тогда человеку дается последний шанс осуществить высшую ценность, реализовать самый глубокий смысл, смысл страдания. Ибо самое важное - это позиция, которую мы принимаем по отношению к страданию, позиция, при которой мы берем на себя это страдание.

Пример. Однажды пожилой практикующий врач консультировался у Франкла по поводу тяжелой депрессии. Он не мог пережить потерю своей жены, которая умерла два года назад и которую он любил больше всего на свете. Но как логотерапевт мог ему помочь? Что должен был ему сказать? Франкл отказался от каких-либо разговоров и вместо этого задал ему вопрос: «Скажите, доктор, что было бы, если бы вы умерли первым, а ваша жена пережила бы вас?». - «О! - сказал он, - для нее это было бы ужасно; как сильно она бы страдала!». На что Франкл сказал: «Видите, доктор, какими страданиями ей это бы обошлось, и именно вы были бы причиной этих страданий; но теперь вам приходится оплачивать это, остававшись в живых и оплакивая ее». Он не сказал больше ни слова, лишь пожал руку и тихо покинул кабинет. Страдание каким-то образом перестает быть страданием, после того как оно обретает смысл, такой, например, как смысл жертвенности.

Традиционная психотерапия ориентировалась  на восстановление способности человека трудиться и радоваться жизни; логотерапия принимает эти задачи, но идет дальше, восстанавливая способность страдать, если это необходимо, посредством отыскания смысла даже в страдании.

Бывают ситуации, когда человек лишен возможности  выполнять работу или радоваться жизни; страдание, которого нет возможности  избежать, нельзя исключить. В мужественном принятии такого страдания жизнь  обретает и сохраняет смысл до конца. Иными словами, смысл жизни безусловен, ибо включает даже потенциальный смысл страдания.

10. МЕТАКЛИНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Все больше и больше врач сталкивается с вопросами: Что есть жизнь? Что такое страдание, в  конце концов? Действительно, к психиатру  сегодня приходят пациенты скорее с  человеческими проблемами, чем с  невротическими симптомами. Некоторые  из людей, которые в наше время  обращаются к психиатру, в прежние  времена обращались бы к пастору, священнику или раввину; но теперь они  часто отказываются иметь дело с  ними, так что врачу приходится скорее сталкиваться с философскими вопросами, чем с эмоциональными конфликтами.

«Вы уверены, что человеческий мир является конечным пунктом развития космоса? Разве нельзя представить, что имеется еще другое возможное измерение, мир за пределами человеческого мира, мир, в котором вопрос об окончательном смысле человеческого страдания нашел бы свой ответ?»

12. СУПРАСМЫСЛ (от лат. supra - над – выше)

Этот окончательный смысл  с необходимостью превышает и превосходит ограниченные интеллектуальные способности человека; в логотерапии говорят в этом контексте о супрасмысле. От человека требуется не способность выдерживать абсурдность жизни, как утверждают некоторые философы-экзистенциалисты, но, скорее, умение выдерживать свою неспособность постичь ее безусловный смысл в рациональных терминах; логос глубже, чем логика.

Психиатр, который идет за рамки понятия супрасмысла, раньше или позже будет озадачен своими пациентами, так, однажды Франкл был озадачен своей шестилетней дочерью, которая однажды его спросила: «Почему мы говорим о добром Господе Боге?» На что тот сказал: «Несколько недель назад ты болела корью, а потом добрый Господь Бог послал тебе полное выздоровление». Однако такой ответ не удовлетворил маленькую девочку, и она возразила: «Это так, но, пожалуйста, папа, не забывай, что сначала он послал мне корь».

13. МИМОЛЕТНОСТЬ ЖИЗНИ

К таким вещам, которые  лишают смысла человеческую жизнь, принадлежит  не только страдание, но и умирание, не только мучения, но и смерть. Единственно преходящими (временными) аспектами жизни являются возможности, но с момента актуализации они становятся реальностью; они спасены и переданы в прошлое, в котором они зафиксированы и сохраняются от исчезновения. Потому что в прошлом ничто не теряется безвозвратно, но все сохраняется.

Преходящий характер нашего существования никоим образом не делает его бессмысленным. Но он обусловливает нашу ответственность. Потому что все зависит от нашей реализации потенциальных возможностей. Человек постоянно делает свой выбор: какие из них будут осуждены на небытие, а какие будут реализованы? Какой выбор будет сделан раз и навсегда, «бессмертный след на песке времени»? В любой момент человек должен решать - к лучшему или к худшему, - что будет памятником его существования. Обычно человек осознает только сферу мимолетности и не замечает полных гарантий прошлого, в котором оказываются спасены раз и навсегда его дела и радости, а также и его страдания.

Ничто не может быть отменено и ничто сделанное не может  быть не сделанным. Можно сказать  так, что осуществление чего-то есть самый надежный способ его сохранения.

Логотерапия, сознавая преходящий характер существования человека, не пессимистична, но, скорее, активистична. Образно выражаясь, можно сказать: пессимист похож на человека, который со страхом и печалью смотрит, как его настенный календарь, от которого он каждый день отрывает по одному листку, становится все тоньше с каждым прошедшим днем. С другой стороны, человек, который активно борется с проблемами жизни, подобен человеку, который отрывает каждый последующий лист его календаря и кладет его заботливо и бережно вместе с его предшественниками, предварительно сделав на оборотной стороне краткие дневниковые заметки. Он может размышлять с радостью о всем богатстве, сохраненном в этих заметках, о всей полноте уже прожитой жизни. Что из того, что он замечает, что стареет? Есть ли у него причины завидовать молодым или ностальгически переживать собственную утраченную молодость? Из-за чего завидовать молодым людям? Из-за возможностей, которыми они располагают, из-за будущего, которое у них впереди? «Нет, благодарю вас, - думает он. - Вместо возможностей у меня имеются реальности в моем прошлом, не только реальность осуществленного дела и пережитой любви, но и реальность пережитого страдания. Таковы вещи, которыми я больше всего горжусь, хотя они и не могут вызывать зависть».

14. ЛОГОТЕРАПИЯ КАК ТЕХНИКА

Реалистический страх, такой  как страх смерти, не может быть снят посредством его психодинамической  интерпретации. С другой стороны, страх  невротический, например агорафобия, нельзя вылечить с помощью философского понимания. Однако логотерапия разработала специальную технику для лечения также и этих случаев. Чтобы объяснить, что происходит, когда применяется данная техника, рассмотрим состояние, которое часто встречается у невротиков, а именно антиципаторную тревогу. Для этого страха характерно то, что он продуцирует именно то, чего пациент боится. Например, человек, страдающий боязнью покраснеть, входя в большое помещение, в котором находится много людей, входит и действительно краснеет. В этом контексте, перефразируя известное выражение «желание - отец мысли», можно сказать: «страх - мать происходящего».

Ирония содержится в том, что как страх порождает то, чего человек боится, так чрезмерно сильное желание делает невозможным то, чего он желает. Эта эксцессивная интенция, или «гиперинтенция», как я ее называю, особенно часто наблюдается в случаях неврозов на сексуальной почве. Чем больше мужчина старается демонстрировать свою сексуальную потенцию или женщина - ее способность переживать оргазм, тем менее они в этом преуспевают. Удовольствие есть и должно оставаться побочным эффектом, и оно разрушается или уничтожается в той степени, в какой оно делается самоцелью.

На факте, что  страх порождает именно то, чего человек боится, и что гиперинтенция делает невозможным то, чего человек желает, логотерапия основывает свою технику, называемую «парадоксальной интенцией». При этом подходе фобическому пациенту предлагается хотеть, хотя бы только на один момент, именно того, чего он боится.

Пример. Молодой врач консультировался по поводу страха из-за потения. Как-только он начинал бояться, что станет потеть, этой антиципаторной тревоги было достаточно, чтобы вызвать обильное потоотделение. С целью разорвать этот порочный круг посоветовали пациенту каждый раз, когда он начинает потеть, намеренно решать показать людям, как сильно он может потеть. Неделю спустя тот рассказывал следующее. Как только он встречал кого-нибудь, кто вызывал его антиципаторную тревогу, он говорил себе: «Я потел раньше только на кварту, а теперь я напотею по меньшей мере на десять кварт!» Результатом было то, что пациент, десять лет страдавший этой фобией, после одного сеанса в течение недели освободился от нее навсегда.

Эта техника состоит в инвертировании установки пациента, поскольку его страх заменяется парадоксальным желанием. Посредством такого приема «ветер убирается из парусов» тревоги.

Такая техника  должна основываться на специфически человеческой способности дистанцирования, изначально содержащейся в чувстве юмора. Эта важная способность самодистанцирования актуализируется всякий раз, когда применяется логотерапевтическая техника «парадоксальной интенции». Одновременно пациент становится способным отделить себя от своего невроза. Г. Б. Оллпорт пишет: «Невротик, который учится смеяться над самим собой, может находиться на пути к саморегуляции, возможно, - к излечению».

Используя эту  логотерапевтическую технику, проводили успешное лечение даже в случаях затяжных обсессивно-компульсивных неврозов тяжелой степени. Пример. Шестидесятипятилетняя женщина в течение шестидесяти лет страдала навязчивым действием мытья рук такой тяжести, что, казалось, только лоботомия может принести облегчение. Однако начали лечение посредством парадоксальной интенции, и два месяца спустя пациентка была способна вести нормальный образ жизни. Перед поступлением в клинику она признавалась: «Жизнь стала для меня адом». Парализованная своей компульсией и бактериофобической обсессией, она, в конце концов, целый день оставалась в постели, не способная выполнять никакой домашней работы. Было бы не совсем точно говорить, что сейчас она полностью свободна от симптомов, потому что обсессия может появляться в ее сознании. Однако она способна «посмеяться над ней», иными словами применить парадоксальную интенцию.

Информация о работе Логотерапия Виктора Франкла