Логотерапия Виктора Франкла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 12:37, реферат

Краткое описание

«Логос» - греческое слово, которое означает «смысл». Логотерапия или, как ее называют некоторые авторы, «Третья Венская школа психотерапии» фокусируется на смысле человеческого существования, а также на поиске человеком такого смысла. Согласно логотерапии, стремление найти смысл в собственной жизни является первичной мотивирующей силой человека. Вот почему В.Франкл говорит о воле к смыслу в противоположность принципу удовольствия (или, стремлению к удовольствию), на котором центрируется психоанализ З.Фрейда, а также в противоположность воле к власти, акцентируемой в психологии А.Адлера.

Вложенные файлы: 1 файл

л8грепмг8олгтрнп.docx

— 76.83 Кб (Скачать файл)

Парадоксальная интенция не зависит от этиологической базы в каждом конкретном случае. Это подтверждается высказыванием Эдит Вейскопф-Джельсон: «Хотя традиционная психотерапия настаивает, что терапевтические процедуры должны основываться на выявлении этиологии, возможно, что некоторые причины могут обусловливать неврозы в течение раннего детства, и совершенно другие могут вызывать неврозы во взрослом периоде».5

То, что часто  рассматривается в качестве причин неврозов, т. е. комплексы, конфликты  и травмы, часто представляет собой  скорее симптомы неврозов, нежели их причины.

Что касается актуальной детерминации неврозов, то помимо конституциональных факторов, соматических или психических  по природе, такие механизмы обратной связи, как антиципированная тревога  являются главным патогенным фактором. Данный симптом вызывает фобическую реакцию, фобия усиливает симптом, а симптом в свою очередь усиливает фобию. Аналогичная цепочка событий, однако, может наблюдаться в случае обсессивно-компульсивных неврозов, когда пациент борется с мыслями, которые его преследуют. Тем самым, он увеличивает силу их разрушительного действия, так как действие вызывает противодействие. Опять-таки идет процесс усиления симптома. С другой стороны, как только пациент перестает бороться с его обсессиями, а вместо этого, используя парадоксальную интенцию, трактует их иронически и высмеивает, порочный круг разрывается, а симптом ослабевает и, наконец, атрофируется. В благоприятных случаях, когда отсутствует экзистенциальный вакуум, который вызывает и проявляет симптом, пациент не только имеет успех в высмеивании своего страха, но и в конечном счете преуспевает в полном его игнорировании.

Как видим, антиципированная тревога требует противодействия  посредством парадоксальной интенции. Гиперинтенция, так же как и гиперрефлексия, требует противодействия посредством дерефлексии. Дерефлексия, однако, возможна в конечном счете только при условии реориентации пациента относительно его специфического призвания и миссии в жизни.

Не самоцентрация невротика, будь то жалость к себе или презрение, может разорвать порочный круг, но самововлеченность, которая становится ключом к исцелению.

15. КРИТИКА ПАНДЕТЕРМИНИЗМА

Психоанализ часто обвиняется в так называемом пансексуализме. Ему присуще нечто более ошибочное и более опасное – «пандетерминизм» (представление о человеке, игнорирующее его способность занимать позицию по отношению к каким бы то ни было условиям). Человек не является полностью обусловленным и детерминированным. Он сам определяет, сдаться ли ему перед обстоятельствами или противостоять им. Иными словами, человек в конечном счете является самоопределяющимся существом. Человек не просто существует, но решает, каким будет его существование, каким он станет в следующий момент.

 Каждый человек имеет свободу измениться в любой момент. Следовательно, мы можем предсказать его будущее только в широких рамках статистического обследования относительно целой группы; индивидуальная личность, однако, остается в сущности непредсказуемой. Основанием для любых предсказании служат биологические, психологические и социологические условия. Однако одной из главных черт человеческого существования является способность возвышаться над этими условиями и трансцендировать их. Подобным образом, человек в конечном счете трансцендирует самою себя; человек - существо самотрансцендирующее.

Пандетерминистическая трактовка религии, однако, утверждает, что религиозная жизнь человека обусловлена его ранним детским опытом, а его понятие о Боге зависит от имеющегося у него образа отца. В противоречие этому взгляду хорошо известно, что сын пьяницы совершенно необязательно станет пьяницей. Точно так же человек может противостоять вредоносному влиянию ужасного образа отца и установить здоровые отношения с Богом. Даже самый плохой образ отца не может с необходимостью помешать установлению хороших отношений с Богом. Скорее глубокая религиозная вера даст человеку силы преодолеть ненависть к отцу. Наоборот, бедная религиозная жизнь не в каждом случае бывает обусловлена фактором развития.

Как только мы пытаемся интерпретировать религию как просто продукт психодинамики, в смысле бессознательных мотивирующих сил, мы сбиваемся с пути и утрачиваем возможность правильного понимания данного феномена. Вследствие такого заблуждения психология религии часто превращается в психологию как религию в том смысле, что иногда психологии начинают поклоняться и объяснять ею все и вся.

16. ПСИХИАТРИЧЕСКОЕ КРЕДО

Не существует ничего мыслимого, что так обусловливало бы личность человека, что оставляло бы его  без малейшей свободы. Следовательно, определенная степень свободы, сколь  бы ограниченной она ни была, сохраняется  у человека и в случае невроза, и даже психоза; фактически, самое  глубокое ядро личности пациента даже не затрагивается психозом. Пример. Человек лет шестидесяти страдал слуховыми галлюцинациями, которые преследовали его не один десяток лет. Представилась разрушенная личность. Как оказалось, все его окружение рассматривало его как идиота. Но какое удивительное очарование излучал этот человек! В детстве он хотел стать священником. Однако ему пришлось удовлетвориться единственной радостью - пением по воскресеньям в церковном хоре. Его сестра, которая сопровождала его, рассказывала, что иногда он становился очень возбужденным, но всегда в последний момент ему удавалось вновь обрести самоконтроль. Франкл заинтересовался психодинамикой данного случая, в данном случае имела место сильная фиксация пациента на его сестре. Поэтому он поинтересовался, каким образом ему удавалось восстановить самоконтроль. «Ради чего ты это делаешь?». На что после нескольких секунд паузы пациент ответил: «Ради Господа Бога». В этот момент обнаружилась глубинность его личности и в самых ее глубинах, несмотря на бедность его интеллектуальной оснащенности, раскрылась аутентичная религиозная жизнь.

Неизлечимый психически больной  может утратить свою полезность, но сохранить достоинство человеческого  существа. Таково психиатрическое кредо В.Франкла. Без него он не видит смысла быть психиатром. Ради чего? Только ради поврежденного механизма мозга, который нельзя починить? Если бы пациент не был чем-то большим, эвтаназия, определенно, была бы оправданна.

17. РЕГУМАНИЗИРОВАНИАЯ ПСИХИАТРИЯ

Слишком долгое время, фактически полвека, психиатрия пыталась интерпретировать человеческую психику просто как  механизм и соответственно терапию  психических заболеваний просто как технику. То, что теперь начинает маячить на горизонте, это - не психологизированная медицина, но гуманистическая психиатрия.

Врач, который все еще  интерпретировал бы свою роль как  роль техника, признал бы, что он не видит в пациенте ничего большего, чем машину, вместо того чтобы видеть за болезнью человеческое существо. Человеческое существо - не вещь среди других вещей; вещи детерминируют друг друга, а  человек в конечном итоге существо самодетерминирующее. Кем он становится - в границах наследственности и среды - зависит от него самого. Человек заключает в себе любые возможности; какая из них реализуется, зависит от принимаемых решений, а не от условий.

ЛОГОТЕРАПИЯ НА ПРАКТИКЕ

 

В.Франкл рассматривает пять сфер применения логотерапии:

 

  1. В случаях ноогенного невроза, возникшего в следствие утраты смысла. Логотерапия рассматривается как специфическая терапия, которая помогает пациентам вновь обрести утраченный смысл жизни.
  2. Психогенные неврозы. В этом случае она применяется в качестве дерефлексии и парадоксальной интенции. Логотерапию необходимо рассматривать не только как симптоматическую терапию, поскольку и в этом случае она воздействует непосредственно на причины невроза.
  3. Неизлечимые соматогенные заболевания. В этом случае логотерапия принимается для того, чтобы помочь больному обрести смысл в своем страдании, за счет реализации ценности установки.
  4. Социогенные явления: ощущение бессмысленности, чувство опустошенности, экзистенциальный вакуум, проявляющиеся в экзистенциальном вакууме и чувстве опустошенности, которые могут служить предвестниками ноогенного невроза.
  5. Сфера социогенного сомнения и отчаяния. Здесь Франкл говорит о профилактике ятрогенных неврозов, проявляющейся в «утешении страждущим». Имеются в виду случаи, когда врач в силу своих личных редукционстких установок усиливает экзистенциальную фрустрацию пациента.

 

Основные методы психотерапевтической работы Франкла можно подразделить на три большие группы: терапию клиентов, находящихся в состоянии экзистенциального вакуума (в том числе и ноогенного невроза); терапию психогенных неврозов; терапию так называемых соматогенных неврозов.

 

Логотерапия клиентов в состоянии экзистенциального вакуума и ноогенного невроза предполагает довольно широкий спектр методов и технических приемов:

  1. Гуманные отношения. Терапия должна представлять из себя сбалансированный процесс, включающий в себя как продуманные терапевтические стратегии так и отношения «Я - Ты». Гуманные отношения предполагают заботу о клиенте и уважение к его уникальной человеческой сущности.
  2. Углубление экзистенциального осознания заключается в помощи пациентам по осознанию конечности жизни и важности взятия на себя за нее ответсвенности. Помощь может быть предложена в форме разъяснения, а также предложении максим (кратких императивов поведения), например, одна из самых любимых максим Франкла: «Живите так, будто вы живете второй раз и действовали в своей жизни также неправильно, как собираетесь действовать сейчас». Пациентам также может быть предложено представить свою жизнь в виде движущихся картин, которые снимаются на кинопленку. Такого рода сравнения делаются для того, чтобы люди как можно быстрее осознали необратимость своей жизни - задним числом уже ничего нельзя вырезать и подправить.
  3. Фокусирование на поисках смысла. Логотерапия не является ни учением, ни проповедью, ни моральным увещеванием. Работу логотерапевта Франкл сравнивает с работой офтальмолога, который дает людям видеть мир таким, каков он на самом деле. Пациентам оказывается помощь в достижении «высочайшей из возможных активаций их жизни». Они должны понять, что они ответственны за нахождение смысла в любой ситуации, при любых обстоятельствах.

При фокусирование на поисках смысла Франкл описывает следующие методы работы терапевта:

  • Оказание пациенту помощи в осознании голоса своей неосознаваемой духовности;
  • Постановка перед пациентами вопросов о смысле;
  • Увеличение источников смысла;
  • Выявление смысла через сократический диалог;
  • Выявление смысла через логодраму с акцентом на поиски смысла;
  • Предложение смысла. Франкл считает, что в отдельных случаях терапевт имеет на это право;
  • Анализ сновидений.

Логотерапия при психогенных неврозах предполагает использование двух, возможно, наиболее известных практических методов В.Франкла - это дерефлексия и парадоксальная интенция.

Дерефлексия направлена на то, чтобы противодействовать гиперрефлексии, т.е. чрезмерному вниманию пациента на самом себе и своей болезни. Спектр применения дерефлексии довольно широк, например, это могут быть сексуальные неврозы, такие как импотенция и фригидность. В качестве случая успешного применения дерефлексии Франкл приводит случай лечения одной молодой женщины, которая жаловалась на фригидность. В детстве над ней совершил сексуальное насилие отец, однако, сам по себе этот случай не являлся причиной ее фригидности. Эта женщина читала популярную психоаналитическую литературу и все время боялась, что этот травмирующий опыт будет причиной ее неудач в сексуальной сфере. Вследствие чрезмерного внимания на себе и своих гипотетических проблемах, она полностью утратила способность испытывать оргазм. Когда ее внимание было переориентировано с себя на партнера, она стала испытывать непроизвольные оргазмы, тем самым избавившись от своей проблемы.

Парадоксальная интенция рекомендуется Франклом для краткосрочного лечения обцессивно-компульсивных и фобических психических расстройств. При фобиях парадоксальная интенция применяется для снятия тревоги повторения негативных событий, которые уже происходили ранее. Эта тревога проявляется в так называемой гиперинтенции, которая способствует тому, чтобы как раз происходило чего пациенты больше всего опасаются. Суть парадоксальной интенции заключается в том, что пациентам намеренно предлагается делать то, чего они больше всего бояться. Парадоксальная интенция также приводит к усилению ощущения юмора клиентов, что дополнительно приводит к отстраненности от неврозов, так как они начинают над ними смеяться.  Например, одна студентка-медик очень сильно боялась дрожи, в результате она начинала дрожать сразу же, как только преподаватель анатомии входил в препараторскую. После соответствующей инструкции она решила свою проблему следующим образом. Как только указанный преподаватель входил в комнату она говорила себе «О, вот и преподаватель! Теперь я покажу ему, какая я хорошая «дрожалка», - я действительно покажу ему, как можно сильно дрожать!» Однако всякий раз, когда она пыталась дрожать намеренно, дрожь прекращалась. Аналогичным образом, дело обстоит с обсессивно-компульсивными неврозами, которые заключаются в страхе пациентов, как бы их навязчивые идеи не привели к несчастью. Причем, чем сильнее они борются со своими навязчивыми мыслями, тем сильнее навязчивые мысли вторгаются в сознание. Применение парадоксальной интенции позволяет помочь им прекратить борьбу, в результате чего симптомы невроза в скором времени уменьшаются, а иногда и вовсе сходят на нет.

Информация о работе Логотерапия Виктора Франкла