Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:49, контрольная работа
Любви все возрасты покорны... О любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Есть формулы любви, научные определения, философские трактаты. Но все же тема любви в наше время остается очень актуальной.
Введение…………………………………………………..….…3
«Любовь» Зигнумда Фрейда……………………………...……5
«Искусство любви» Эриха Фромма……………………..….…8
Франкл Виктор и его смысл любви……………………..…....16
Многообразный мир любви……………………………...…....18
Любовь в современном мире………………………….………23
Заключение………………………………………………….….28
Содержание.
Введение…………………………………………………..…
«Любовь» Зигнумда Фрейда……………………………...……5
«Искусство любви» Эриха Фромма……………………..….…8
Франкл Виктор и его смысл любви……………………..…....16
Многообразный мир любви……………………………...…....18
Любовь в современном мире………………………….………23
Заключение………………………………………………….
Введение.
Любви все возрасты покорны... О любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Есть формулы любви, научные определения, философские трактаты. Но все же тема любви в наше время остается очень актуальной.
Любовь является ведущей потребностью человека, одним из главных способов укоренения его в обществе. Человек лишился природных корней, перестал жить животной жизнью. Ему нужны человеческие корни, столь же глубокие и прочные, как инстинкты животного. И одним из таких корней является любовь.
По мере развития общества любовь наполняется социальным и нравственным содержанием, становясь образцом отношений между людьми. Только в любви и через любовь человек становится человеком. Без любви он неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины.
Многие и многие великие умы человечества пытались постичь великую тайну любви, главную загадку человеческой жизни. Философы и психологии, религиозные мыслители, представители всех творческих сфер деятельности пытались прояснить этот вопрос. До сих пор не существует приемлемого для всех определения любви. Тайна в философском смысле — это не то, что где-то спрятано, не то, что рано или поздно можно открыть, тайна — это то, что лежит на поверхности, всем видимое и, тем не менее, недоступное. Но это не значит, что все усилия оказались напрасными. Человеку невозможно найти такой ответ на "вечные вопросы", который бы удовлетворил всех представителей человечества. Ему важно найти ответы на свои жизненные вопросы. И этого будет достаточно для достижения счастья, гармонии и полного удовлетворения.
Итак, цель настоящей работы – постараться ответить на вопросы, что же такое любовь: инстинкт или экзистенциальная потребность. Для этого я использую труды авторов с различными точками зрения на это чувство.
Экзистенциальная потребность человека (лат. экзистенция- существование) - понятие “философии существания” - западной философии, возникшей в нач. ХХ века, связанной с именами М.Хайдеггера, К.Ясперса, Ж.П.Сартра. Потребность человека переживать своё собственное существование, “бытие в мире”, как непосредственную, нерасчлененную целостность субъекта и объекта. Постижение смысла того или иного поступка, переживания, смысла жизни, смерти. “Экзистенция - внутреннее бытие человека, его переживания, то непознаваемое в человеческом “Я”, вследствие которого человек предстает как конкретная неповторимая личность”, <...> способная к “чистой активности”, свободе, выбору”. “В силу внутренне присущей человеку свободы, экзистенциальный субъект находится в состоянии непрестанного выбора, самопревосхождения. Именно в этом его свойстве, реализующемся каждый раз в конкретной ситуации, коренится в конечном итоге неисчерпаемый источник культурного творчества”. Для этого я использую труды авторов с различными точками зрения на это чувство.1
Феномен любви интересовал многих философов разных времен. А также есть много различных произведений, в которых подробно и широка, раскрыта проблема любви.
«Любовь» Зигнумда Фрейда.
Зигмунд Фрейд австрийский ученый так же уделил внимание феномену любви. Для того, что бы понять его суждение о любви необходимо понять общие черты фрейдовского объяснения неврозов. «Основой невроза, является конфликт между принципом удовольствия и принципом реальности, происходящий в психике человека»1. Когда конфликт достигает невыносимой остроты, человек начинает страдать неврозом.
Как же возникает это конфликт? Каждый младенец от рождения совершенно бессознательно подчиняется в своем поведении принципу удовольствия, купается в наслаждениях и стремится избегать неприятных ощущений. «Он насквозь эротичен, не способен ни к какому самоограничению, он – совершенно безнравственный сластолюбец. Детская сексуальность связана, преимущественно, с ртом и анусом, а не с половыми органами, поскольку последние еще не достигли зрелости».2 Со временем окружающая среда начинает ограничивать его права на удовольствия, его принуждают считаться с окружающим миром. Его отрывают от материнской груди, начинают приучать к горшку, учат ходить и много другое, чему каждая мама учит ребенка. Таким образом, в противовес принципу удовольствия у ребенка начинает формироваться принцип реальности. Фрейд также считает, что вместе с принципом реальности начинает формироваться человеческое сознание или как он его назвал человеческое «я». Под давлением реальности ребенок отказывается от чисто сексуального мышления и начинает познавать законы реальности и приспосабливаться к ним.
Для взрослого человека совершенно недопустимы те вольности, которые позволялись ему в детстве, но он не исчезают. Что же с ними становиться? Есть два пути. Их либо подавляют, то есть вытесняют в бессознательное. Либо они преобразуются в непрямые формы осуществления, иногда они подвергаются такому изменению, что распознать их почти невозможно. В итоге принцип реальности берет верх, но принцип удовольствия остается. Первичные позывы сластолюбия Фрейд называет, словом «либидо». И именно это либидо должно, так или иначе, получать удовлетворение, в противоположном случае начнется грубый конфликт между сознанием и бессознательным, между «хочу» и «нельзя», что в конечном итоге приведет к неврозу.
Рассмотрев концепцию Фрейда можно прейти к его суждениям о любви.
По Фрейду понятие любви это обобщение всего того, что происходит от энергии либидо, то есть половая любовь с целью совокупления, а также любовь к себе, любовь родителей, любовь детей, дружба и общечеловеческая любовь. Он писал: «Психоанализ научил нас рассматривать все эти явления как выражение одних и тех же побуждений первичных позывов»1.
Фрейд различает два течения любви – нежное и чувственное. В норме они должны сливаться вместе в половой любви, в противном случае человек обречен, страдать импотенцией или фригидностью. Из этих двух течений нежное зарождается намного раньше, чем чувственное, еще в детстве начинают появляться его зачатки. Оно сначала направлено на членов семьи, на тех, кто занят воспитанием ребенка. Оно содержит и некоторую долю полового влечения, подтверждение этого является то, что ребенок обещает жениться на маме, сестре, воспитательнице.
При половом созревании
к нежному течению
Однако слияние воедино эти двух течений бывает не всегда. Во-первых, выбор постороннего человека может быть запрещен, по каким либо причинам, во-вторых, первые детские объекты, от которых следовало бы уйти, настолько привлекательно, что от них нельзя отказаться. «Если эти два фактора достаточно сильны, то начинает действовать общий механизм образования неврозов. Либидо отвращается от реальности, подхватывается работой фантазии, усиливает образы первых детских объектов и фиксируется на них». 3А так как в условиях семьи, открыто можно, проявлять лишь нежное течение, то чувственное необходимо подавлять или реализовывать на постороннем человеке, который не напоминает нам обожаемых людей. Реализовывать же его на постороннем человеке, который нам напоминает любимого человека, невозможно из-за страха, который возник вследствие запрета. Таким образом, любовь становиться расщепленной на возвышенную и низменную.
Если же чувственное течение будет всегда под запретом, и не будет реализовываться вообще, то тогда может наступить психологическая импотенция или фригидность.
Запрет в любовной
жизни хотя и имеет негативные
последствия, однако неограниченная с
самого начала половая свобода также
влечет за собой нежелательные
Сексуальное ограничение необходимо для культурного развития. Так как энергия либидо, не имея выхода, будет направлено на творчество. Именно при помощи ограничений, считал Фрейд, становятся возможными достижения человеческой культуры. Ведь если бы мы имели возможность беспрепятственно получать сексуальные удовольствие, мы бы не отрывались от них для того что бы делать культурные открытия.
Таким образом,
рассмотрев теорию Фрейда
Важная заслуга Фрейда состояла в том, что, его концепция вызвала цепную реакцию со стороны других мыслителей. Многие не согласились с его концепцией, и в результате этого на свет появилось очень много трудов посвященных феномену любви.
«Искусство любви» Эриха Фромма.
Фромм утверждал, что любовь это искусство, а не дар свыше. Так же он отрицал, что любовь это всего лишь инстинкт. Он также говорит, что люди заблуждаются, когда думают, что любовь приходит совершенно независимо от человека – как не подвластный ему инстинкт или как счастливый случай, который подарил ему любимого. Дело, прежде всего в том умеет ли человек любить. Фромм сравнивает способность любить, например, со способностью рисовать: например человек хочет научиться хорошо рисовать, а вместо того что бы учиться просто будет сидеть и ждать случая появления какого-либо предмета, воображая будто тогда он сразу станет потрясающим художником. Звучит глупо, неправда ли, ведь что бы стать профессионалом, необходимо постоянно совершенствовать свои навыки. Точно также обстоит и с любовью, говорит Фромм.
«Полное – в достижении межличностного единения, слияния своего "я" и "я" другого человека, то есть в любви»1. Любовь является подлинным единением двух людей. Причем Фромм отмечает, что любовью можно называть лишь ее зрелую форму, а незрелые – это не любовь. Незрелые формы любви Фром называет симбиотическим союзом.
Зрелая любовь, по Фромму, предполагает определенный набор качеств, в которых индивид реализует свое чувство. Это забота, заинтересованность, ответственность, уважение и знание.
Любовь невозможна без заботы, и это хорошо видно в любви матери к своему ребенку. Мать заботиться о нем, и если она забывает его покормить или вовремя поменять пеленки, то мы можем усомниться в ее любви.
«Любовь – это
активная заинтересованность в
Забота и заинтересованность в совокупности ведут к еще одному проявлению любви – ответственности. Ответственность – это не налагаемая извне обязанность, а внутренне осознанный долг заботиться о другом человеке. Ответственность это полностью добровольный акт. Любящий человек всегда в ответе за своего любимого. Мать ответственность побуждает заботиться о своем ребенке.
Ответственность могла бы легко выродиться в желание превосходства и господства, если бы не было еще одного компонента любви – уважения. «Уважение вовсе не страх и благоговение, а способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальность и желать, чтобы другой человек максимально развил свою индивидуальность».1 Уважение, таким образом, исключает диктатуру и насилие.
Однако невозможно уважать человека, не зная его. «Знание, которое выступает элементом любви, не ограничивается поверхностным уровнем, а проникает в самую сущность».2 Например, человек может догадаться, что его любимый раздражен, даже если последний не проявляет этого открыто, но важнее знать, почему он раздражен. И если человек знает, почему его любимый раздражен, то он обладает знанием, которое выступает элементом любви.
Если все эти элементы присутствуют в любви, то она является зрелой любовью, а не просто симбиотический союз. «Любовь это не обязательно отношение к определенному человеку; это установка, ориентация характера, которая задает отношения человека к миру вообще, а не только к одному "объекту" любви».3
Фромм далее рассматривает различные типы любви. Он разделяет любовь, на различные типы исходя из объекта, на который она направлена. Он выявил: братскую любовь, материнскую любовь, эротическую любовь, любовь к себе и любовь к богу.
Братская любовь по Фромму является наиболее фундаментальным видом любви, она составляет основу для других типов любви. Под ней он понимает ответственность, заботу, уважение, обстоятельное знание другого человеческого существа, желание продлить его жизнь. Братская любовь – это любовь ко всем человеческим существам. Фромм говорит: «Любовь к беспомощному человеку, любовь к бедному и чужому – это начало братской любви. Нет заслуги в том, чтобы любить человека одной с тобой крови».6
«Материнская любовь, как я уже говорил, – это безусловная самоотдача во имя жизни ребенка и его потребностей».7 Но в этом типе любви, в отличие от братской любви предполагает определенное распределение ролей. Лет до 8-10 для ребенка проблема состоит почти исключительно в том, чтобы быть любимым, а не любить самому. Лишь позже начинает появляться стремление что-то дать родителям, то есть любить их, а не только быть любимым ими. Между родителями тоже имеется некоторое распределение ролей. Материнской любви к ребенку чаще свойственна безусловность, и она независимость от того, как к ней относится ребенок. Отцовская же любовь обычно – обусловленная, то есть любовь отца ребенок как бы должен заслужить, и отец всегда более требователен к ребенку. Сочетание безусловной материнской и обусловленной отцовской любви наиболее благоприятно для гармоничного развития ребенка считает Фромм. Зрелость материнской любви, по Фромму, заключается в том, что бы мать смогла научить ребенка самостоятельности.
Информация о работе Любовь - инстинкт или экзистенциальная потребность