Материнская депривация в детском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Рассмотреть влияние материнской депривации на развитие ребенка.
Задачи: Дать определение понятию «психическая депривация»; Выделить и кратко охарактеризовать виды деприваций; Выявить роль матери в воспитании ребенка; Рассмотреть особенности развития ребенка в условиях материнской депривации. Изучить вопрос об обратимости эффекта материнской депривации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………2
Глава 1. Психическая депривация как объект психологического исследования.
1.1 Понятие Психической депривации…………………………………..................4
1.2. Виды Психической депривации………………………………………………...8
Глава 2 Последствия материнской депривации для развития ребенка
2.1. Последствия материнской депривации вследствие формирования ее у индивида с рождения …………………………………………………………………………..14
2.2. Последствия материнской депривации: Когда депривация возникла вследствие разрыва с матерью …………………………………………………………………..21
2.3 Обратим ли эффект депривации?........................................................................33
Заключение………………………………………………………………………......41
Список использованной литературы………………………………………….........42

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая №2!.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

Ряд данных свидетельствует о том, что разлука с матерью или вообще отсутствие близких взрослых сказывается на развитии познавательных функций детей. В особенности это относится к речевому или, скорее, предречевому развитию младенцев. М.И. Лисина [15]

Большое число исследований подробно изучало влияние лишения матери в приютах. Было показано, что нездоровые проявления разлучения с матерью появляются с нескольких недель жизни. Подобные свидетельства со стороны многих авторов не оставляют сомнения в том, что развитие младенца в приюте почти с самого начала жизни ниже нормы. Среди прочих симптомов можно отметить, что депривированный ребенок чаще всего неспособен улыбаться при виде человеческого лица, он может не ответить на «воркование» взрослого, может иметь плохой аппетит и, несмотря на правильное питание, будет плохо набирать вес, он может плохо спать и не проявлять инициативы. Дж. Боулби [15]

Имеются данные, свидетельствующие о влиянии разлуки с взрослыми на развитие и фиксацию у детей фобий и неврозов. Так, З.Фрейд в ряде работ развивает мысль о том, что разлука с матерью заставляет младенца остро переживать свою беспомощность, вызывает у него повторно эмоцию страха, в результате чего это переживание фиксируется, вступает в связь с каким-нибудь внешним объектом и переходит в фобию.

Во многих работах отмечается, какое влияние оказывает разлука с матерью на развитие личностных качеств детей. Так, Джерсилд считает, что выросшие вне семьи дети не способны к богатым эмоциональным переживаниям; способность ребенка любить окружающих, говорит он, тесно связана с тем, сколько любви получил он сам, и в какой форме она выражалась.

Ряд авторов - Джерсилд, Деннис, Леви, Риббл - считает, что у ребенка имеется некая инстинктивная потребность в привязанности взрослых; она прирожденна и появляется спонтанно. Вовне эти потребности ребенка в привязанности выступают как некий «аффективный голод», удовлетворение которого столь же жизненно важно, как и удовлетворение голода телесного. В зависимости от того, как удовлетворяется эта первичная потребность ребенка, складывается его личность, его отношение к самому себе. М.И. Лисина [15]

Основываясь на клинических данных о детях-сиротах с Задержкой психического развития (ЗПР), армянский психолог А.А. Налчаджян делает вывод, что также, как и у детей с ЗПР из семьи, причиной задержки их психического развития явились алкоголизация родителей, патология беременности и родов, заболевания в раннем возрасте, неблагоприятные условия выхаживания. В то же самое время у детей-сирот с ЗПР выявляется более отягощенная клиническая симптоматика, вызванная как осложненным характером детского органического поражения ЦНС, так и специфическими условиями организации выхаживания и медицинского обслуживания в младенчестве и раннем возрасте. Многие воспитанники с данной аномалией наблюдаются у детского психиатра по поводу синдрома психомоторной возбудимости, неврозоподобных,  психопатоподобных и апатико-адинамических расстройств, что, в свою очередь, накладывает негативный отпечаток на их общее соматовегетативное состояние.[18]

Исследование психологических особенностей детей-сирот с ЗПР обнаруживает у них интеллектуальную пассивность, ограниченный объем знаний и представлений об окружающем, отставание в формировании умственных операций, недоразвитие всех сторон речи  близкую конфликтную готовность  и неумение разрешать напряженные ситуации, недостаточно критическое отношение к себе, повышенную зависимость поведения от ситуации, несформированность личностного сопереживания происходящего, ослабление волевой регуляции поведения.[20, 18]

Существует мнение, что в отличие от ребенка, с рождения оказавшегося без материнской заботы, развитие личности ребенка, имевшего мать, но в какой-то момент лишившегося ее, идет по так называемому невротическому типу, когда на передний план выступают разного рода защитные механизмы. Дж. Боулби отмечал, например, что дети, разлученные с матерью, приспосабливаясь к новым условиям жизни, часто как бы забывают ее и даже начинают относиться к ней негативно: не хотят узнавать, ломают полученные от нее игрушки. Красноречивое наблюдение приводит польский исследователь К. Обуховский: ребенок после возвращения из больницы узнавал всех домашних, за исключением матери.

Приведенные факты убедительно свидетельствуют, что ребенок, по тем или иным причинам переживший раннюю и достаточно длительную разлуку с матерью, попадает в очень тяжелую ситуацию, которая оказывает серьезное негативное влияние на его развитие. Главную роль здесь играет именно фактор материнской депривации.[19].              

Выдающийся английский психолог Джон Боулби является основоположником психологии привязанности. Около сорока лет назад исследования Боулби привели к коренному пересмотру психоаналитических представлений о природе связи ребенка и матери, долгое время господствовавших  в психологии. Он и его ближайшая не менее знаменитая сподвижница из США Мэри Эйнсворт, по-новому раскрыли значение этой связи для развития личности ребенка и роль ее нарушений в раннем детстве, например, из-за разлуки, эмоциональной депривации или сиротства.

Боулби считал,  что существуют некие врожденные компоненты той специфической системы регуляции поведением, которая с самого начала направляет активность младенца по отношению к взрослому. Однако процесс становления поведения привязанности у ребенка весьма длителен и проходит четыре стадии: 1)начальной ориентировки и неизбирательной адресации сигналов любому лицу (слежение глазами, цепляние, улыбка, лепет), 2)выделения и сосредоточения на определенном лице, 3)использования взрослого (обычно матери) в качестве «надежной базы» для исследовательского поведения (по выражению М.Эйнсворт) и источника, дающего чувство защищенности и, наконец, 4)гибко регулируемого (целекорректируемого) партнерства на третьем году жизни.[3]

Поиск младенцем защитной близости и контакта со взрослым резко активизируется в ситуациях опасности, тревоги или разного рода дискомфорта (боли, холода и т.д.): здесь взрослый становится источником успокоения и чувства защищенности, наличие которого позволяет ребенку активно осваивать полный новизны и разнообразия окружающий мир. Таким образом, теория Боулби раскрывает привязанность к матери  одновременно и как определенное активное поведение ребенка, и как эмоциональную связь с ней. Тяжелые страдания малыша, разлученного с матерью, объясняются, по мнению Боулби, активированным состоянием его внутренней системы регуляции поведения  привязанности и отсутствием привычных стимулов, прекращающих ее действие (контакт с матерью). В этих условиях у ребенка возникает состояние острой дезадаптации, когда угнетаются все другие формы поведения, а в результате даже при самом хорошем уходе со стороны чужих для ребенка лиц он теряет интерес к окружающему, плохо ест и спит, испытывает тревогу, отчаяние или апатию, легко заболевает[3].

Полноценное развитие ребенка возможно только в контакте с матерью, иначе малыш при всяком новом раздражителе испытывает страхи и тревогу. Активность ребенка в познании окружающего базируется на чувстве любви к матери. Доверие к миру, открытость к восприятию нового возможны при ощущении постоянной материнской заботы. Дефицит эмоционального тепла, который испытывает ребенок в младенчестве, в дальнейшем с трудом компенсируется.

Обобщая материалы многолетних исследований, Дж. Боулби высказал предположение, что долговременная разлука ребенка с матерью в первые 3-5 лет жизни приводит, как правило, к нарушению его психического здоровья и оказывает влияние на весь дальнейший ход его личностного развития.

 

                                   2.3 Обратим ли эффект депривации?

Первый год жизни имеет фундаментальное значение для всего последующего развития ребенка. Специфика развития младенцев в доме ребенка не имеет фатального характера и может быть скорректирована при специально организованном субъектно-ориентированном общении с взрослыми в адекватной возрастному периоду форме. Опыт такой работы имеется и описан в работах как отечественных психологов (М.И. Лисина, И.В. Дубровина, А.Г. Рузская, Л.Н. Галигузова, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, М.М. Царегородцева), так и зарубежных (Э. Пиклер, М. Винце, К. Хевеши и др.).

Диагностика психического развития младенцев в доме ребенка не имеет существенных отличий по своей процедуре и методикам, в сравнении с диагностикой психического развития ребенка из семьи, хотя и отличается, по своим результатам. Она направлена на описание и объяснение изменений в процессе физического развития ребенка, эмоционального и социального поведения, познания младенца. Ввиду ее чрезвычайного многообразия выделяют наиболее важные аспекты: восприятие, т.е. способность получать и реагировать на зрительные, звуковые, обонятельные и вкусовые впечатления; возможность распознавать информацию. Диагностика первого года жизни связана с выделением определенных умений, имеющих существенное значение для дальнейшего развития ребенка. Развитие младенца зависит от взрослого, поэтому диагностика указанных аспектов связана, прежде всего, с взаимодействием младенца и взрослого. Так как депривация вызывает значительные изменения в ходе и темпах развития ребенка, то грамотная диагностика позволяет увидеть возможные задержки психического развития.

Исследователи различают два основных вида этиологии материнской депривации:

* материнская депривация, сформировавшаяся у индивида, лишенного материнской заботы с рождения (младенческая);

* материнская депривация, возникшая вследствие разрыва с матерью (или человека ее заменявшего).

В последнем случае, разрыв с матерью начинается с тяжелейшего эмоционального переживания ребенка. Исследователи указывают на тяжелейшие психологические и психические осложнения, возникающие у детей не только отданных в детский дом, но и оказавшихся в больницах, при любых социально-жестких формах изоляции, характеризующихся отсутствием эмоциональной близости и теплоты, а так же рационально-оптимистичного объяснения случившегося. Последствиями таких травматичных для ребенка действий являются появление разного рода невротических реакций, появление апатии, вплоть до развития аутизма. После возвращения ребенка в семью, последствия депривации постепенно проходят, но Л.М.Шипицына и др. указывают, что «в ряде специальных исследований было установлено, что в случае разлуки с матерью свыше 5-6 месяцев изменения оказываются необратимыми»[25].

Считается, что последствия ранней материнской депривации, имевшей место до 3-х летнего возраста, в дальнейшем невосполнимы. В частности, W. Goldfarb наблюдал у детей, которые в первые 3 года воспитывались в закрытом учреждении (приюте), а в дальнейшем были отданы на воспитание приемным родителям, выраженное ограничение способности к общению, повышенную агрессивность, жестокость, бесконтрольное импульсивное поведение. В.Tizard исследовала 2 группы детей — находившихся в закрытом учреждении длительно и находившихся в приюте короткое время, а затем быстро усыновленных или переведенных в семейный детский дом, где они наблюдались более чем 80 специалистами. Обнаружилось, что ранние депривационные расстройства с течением времени постепенно сглаживаются и компенсируются. В 8-летнем возрасте большинство детей были способны устанавливать эмоциональные контакты с приемными родителями или воспитателями приюта. Однако дети, прожившие в условиях закрытого детского учреждения более 4 лет, были тревожны, не поддавались контролю со стороны взрослых и плохо успевали в школе. В возрасте 16 лет у них отмечались выраженные наклонности к девиантному поведению.

Динамика развития усыновленных детей-сирот зависит от множества факторов: конституционально-наследственных особенностей ребенка, отягощенности пренатальными и постнатальными заболеваниями, раннего психического развития, особенностей приемных родителей и микросоциального окружения. Считается, что последствия ранней депривации несколько сглаживаются, если ребенок в дальнейшем попадает в интеллигентную семью. Однако сам факт воспитания ребенка приемными родителями в ряде случаев может быть причиной возникновения у него вторичных психотравмирующих переживаний. Приемные родители подчас испытывают сложные отношения к усыновленному ребенку. Многие из них переживают утрату способности иметь детей и, как следствие, отсутствие у себя чувства идентичности как членов генеалогической цепи.

Прогноз компенсации депривационных нарушений формирования личности зависит от продолжительности нахождения в условиях депривации. Дети, чья депривация длилась первые три года или больше, демонстрируют социальные, эмоциональные и интеллектуальные трудности даже после того, как они провели несколько лет в стабильной домашней обстановке. Они имеют большие трудности в формировании привязанности к приемным родителям.

В связи с различной чувствительностью к депривации встает вопрос о возможности различной степени избавления от ее последствий. Вопрос об обратимости сам по себе поднимает несколько более важных теоретических вопросов о сущности развития. В этом отношении представляются реальными три теоретические позиции:

1)Теория обучения подразумевает, что развитие полностью или почти полностью зависит от внешней стимуляции. При обеспечении соответствующих внешних условий будет происходить обучение, а то, что не было выучено ранее, может быть выучено после обеспечения соответствующих условий. Согласно этому подходу ребенок, с самого начала отстающий в развитии из-за депривации внешней стимуляции, может постепенно достичь нормы при условии, что его избавят от депривации и предоставят ему достаточно времени для обучения.

2)Позиция психоанализа предполагает, что ранний опыт может положить начало определенным динамическим процессам, которые прочно укореняются и продолжаются, несмотря на последующие изменения в реальной ситуации. Ранняя депривация матери может рассматриваться как толчок к установлению защитных действий, которые спасают ребенка от болезненной фрустрации, вызываемой поисками взаимодействий в окружающем безответном мире. Однажды закрепившись, защитное действие стремится к самосохранению, изолируя ребенка от взаимодействия с миром, который может оказать ему поддержку, быть отзывчивым и полезным, если только быть к нему восприимчивым. Согласно этой позиции обратимость зависит от успеха попыток разбить этот защитный процесс. 3)На психологический подход, предполагающий «сензитивные фазы» или критические периоды, оказала свое влияние этология, но он независимо проявился и в выделении Хеббом раннего обучения как существенной основы для последующего обучения, и в работах некоторых психоаналитиков, например Эриксона. Это положение предполагает, что в ходе развития могут быть фазы, в течение которых определенные процессы развиваются нормально при наличии адекватных условий, но если они отсутствуют, развитие этих процессов может прекратиться, а последующая стимуляция может с большим трудом, если может вообще, активизировать это развитие. Это подчеркивал Боулби, когда предлагал рассматривать развитие младенцев в этологической системе координат.

Информация о работе Материнская депривация в детском возрасте