Матрицы Равена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 18:47, реферат

Краткое описание

Матрицы Равена предназначены для определения уровня интеллектуального развития. Они могут применяться при обследовании лиц с любым языковым и социокультурным фоном, с любым уровнем речевого развития, что создает преимущества их использования при обследовании детей с речевыми нарушениями первичного характера.
По утверждению Равена, при исследовании по этому методу можно выявить способности к систематизации в мышлении, способности логически мыслить и раскрывать существенные связи между предметами и явлениями. Для изучения общего интеллекта, по мнению автора, необходимо дополнительное использование вербальных шкал.

Вложенные файлы: 1 файл

1-progressivnye_matricy_ravena-cvetnoj_variant(1).doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

МАТРИЦЫ РАВЕНА


 

Матрицы Равена предназначены для определения уровня интеллектуального развития. Они могут применяться при обследовании лиц с любым языковым и социокультурным фоном, с любым уровнем речевого развития, что создает преимущества их использования  при  обследовании  детей  с  речевыми   нарушениями первичного характера.

По утверждению Равена, при исследовании по этому методу можно выявить способности к систематизации в мышлении, способности логически мыслить и раскрывать существенные связи между предметами и явлениями. Для изучения общего интеллекта, по мнению     автора,     необходимо     дополнительное      использование вербальных шкал.

Цветной вариант матриц предназначен для обследования детей от 5 до 11 лет. Он состоит из трех серий А, АВ, В по 12 заданий в каждой серии. В процессе выполнения составляющих заданий теста проявляются три основных психических процесса: внимание, восприятие и мышление. В результате анализа ответов испытуемых можно судить об уровне развития у них наглядных форм мышления.

Из всех 36 заданий, 28 направлены на выявление сформированности операций дополнения до целого, на установление тождества, "чувства" симметрии (с учетом принципа центральной и осевой симметрии), а 8 заданий (А11, A12, АВ12, В8 — В12) способствуют выявлению сформированности мыслительных операций (установление отношений по принципу решения простых и сложных аналогий). Количество решенных аналогий может быть важным     показателем     при     дифференциации     ЗПР     и олигофрении.

Тест можно применять для индивидуального и группового обследования детей. При индивидуальном тестировании детей от 5 до 8 лет результаты решения заданий записывает специалист, проводящий обследование. Дети старше 8 лет могут фиксировать свои ответы в протоколе самостоятельно. Тест может быть использован в качестве теста скорости (с ограничением времени выполнения заданий), так и теста результативности (без ограничения времени) (Дж. Равен, 1963).

Инструкция сообщается испытуемому доступным для него средствами и должна содержать указание на наличие "пробела" в матрице "коврике" и необходимость его заполнения подходящим вкладышем "кусочком" из шести предложенных вариантов.

Работа начинается с задания А1.

Инструкция: Посмотри сюда (показываем верхнюю картинку). Здесь в рамке рисунок коврика, у которого недостает одной части. Ее отсюда вырезали.- Каждый из этих кусочков (показываем все по очереди) имеют одинаковый вид, по которому они подходят для пустого промежутка, но только один из них правильный полностью. Посмотри: №1 - форма правильная, но образец неверный, №2 -вообще нет образца, №6 — почти верный, но тоже плохой (показываем в белое место) и т.д. Только один из них верен. Покажи тот кусочек, который полностью подходит.

После нахождения правильного ответа ребенку предлагается следующее задание. В случаях неудач рекомендуется возвращение к демонстрации решения задания А1. В случаях неудач Равен рекомендует также применять "задвижную" форму теста. По мнению, автора, нет необходимости приводить инструкцию полностью к каждому заданию. Ее можно сократить, упростить.

Обработка и оценка результатов исследования: Обработка результатов исследования включает сравнение с ключом. За каждое правильное решение начисляется 1 балл. Суммарное количество баллов, подсчитывается по 35 заданиям (начиная с А2) и является основным показателем, который интерпретируется путем сравнения с нормами для данного возраста. Для каждой суммы баллов существует определенное распределение правильных результатов по отдельным сериям. При этом существует допустимый "индекс вариабельности".

Ключ теста "Равена прогрессивные матрицы"

А1 - 4

АВ1 – 4

В1 – 2

А2 – 5

АВ2 – 5

В2 – 6

А3 – 1

АВ3 – 1

В3 – 1

А4 – 2

АВ4 – 6

В4 – 2

А5 – 6

АВ5 – 2

В5 – 1

А6 – 3

АВ6 – 1

В6 – 3

А7 – 6

АВ7 – 3

В7 – 5

А8 – 2

АВ8 – 4

В8 – 6

А9 – 1

АВ9 – 6

В9 – 4

А10 – 3

АВ10 – 3

В10 – 3

А11 – 5

АВ11 – 5

В11 – 4

А12 – 4

АВ12 – 2

В12 - 5


 

"Индекс  вариабельности" определяют исходя из таблиц распределения числа правильных решений в каждой из трех серий. Варианты распределения решений в сериях были получены эмпирическим путем при анализе выполнения теста испытуемыми из выборки стандартизации. Варианты распределения по таблице определяются в соответствии с общей суммой баллов во всех сериях. Табличное распределение сравнивают с полученным в конкретном случае, разности ожидания и наличных оценок в каждой серии (без учета знака) суммируются. Полученная величина и является "индексом вариабельности".


Например.  При  общей  оценке  в  23  "сырых"  баллов  оценки  по отдельным сериям распределяются следующим образом: А - 9; Ав-8; В-5. В данном случае А-10; Ав-8; В-5. Подсчитывается "индекс вариабельности": 10-9=1; 8-8=0; 5-6= - 1. В результате данного подсчета "индекс вариабельности" равен 2.

Нормальные значения индекса в пределах 0-4 свидетельствуют о достоверности результата исследования. При увеличении индекса до критического значения (7 и более) данные теста считаются недостоверными.

 

Таблица № 1 Нормальное распределение результатов в отдельных сериях

 

Общая

сумма

А

Ав

В

Общая сумма

А

Ав

В

10

5

3

2

23

9

8

6

11

6

3

2

24

10

8

6

12

7

3

2

25

10

9

6

13

7

3

3

26

10

9

7

14

7

4

3

27 .

10

10

7

15

7

4

4

28

10

10.

8

16

8

4

4

29

11

10

8

17

8

5    

4

30

11

10

9

18

8

6

4

31

11

10

10

19

8

б

5

32

11

11

10

20

8

7

5

33

11

11

11

21

9

8

5

34

12

11

11

22

9   

8

5

35

12

12

11


 

В соответствии с суммой правильных решений и "индексом вариабельности" уровень развития интеллекта можно выразигь с помощью:

A. процентильной шкалы;

B. процентной шкалы.

 

Процентиль - стандартная мера успешности выполнения задания. Ои характеризует количество испытуемых в процентном отношении по всей обследованной выборки получивших за выполнение заданий данный или более низкий балл.

Таблица №2.Таблица процентильных оценок (А)

   

Процентиль

Возраст (в годах)

 

5/6

6

6/6

7

7/6

8

8/6

9

9/6

10

10/6

11

95 

19

21

23

24

25

26

28

30 »

32

33

33

35

90 

17

20

21

22

23

24

26

28

31

31

31

34

75

15

17

18

19

20

21

23

26

28

28

29

31

50

14

15

15

16

17

18

20

22

24

24

26

28

25

12

13

14

14

15

16

17

19

21

22

22

24

10

-

12

12

13

14

14

15

16

18

20

20

21

5

-

-

-

12

12

13

14

15

16

17    ,

17

17

                               

 

Таблица № 3. Оценка результатов по тесту Равена

(процентная  шкала - В)

Степень

Оценка результатов

Условия

1

 

очень высокий  

Если результат 95% и выше

2

 

хороший        

Если результат 75% и выше

3

 

средний            

Если результат в границах выше 25% - ниже 75%

+

 

выше среднего

Если   результат   выше   среднего арифметического     для     данного возраста

-

 

ниже среднего

Если    результат    ниже    среднего арифметического     для     данного возраста

4

 

слабый           

Если результат 25% и ниже

5

 

очень слабый

   

Если результат 5% и ниже


 

Матрицы Дж. Равена используются как интеллектуальный тест, однако он является информативным в отношении уровня сформированности произвольной регуляции деятельности в целом и произвольной регуляции психических функций в частности. Выводы относительно данных регулятивных действий можно сделать на основании качественной оценки результатов теста. Цель методики: выявление развития регулятивных действий при нахождении недостающего элемента матрицы.

Оцениваемые УУД: целенаправленность; работоспособность, контроль, коррекция; познавательные действия: сравнение, анализ, синтез, аналогия.

 

Для диагностики регулятивных действий учитываются следующие качественные показатели:

Показатели и уровни развития регулятивных действий:

  1. Волевая саморегуляция:
  1. утомляемость ребенка при работе с матрицами.

Психолог должен отметить в протоколе, на какой минуте у ребенка появились признаки утомления (начал отвлекаться на посторонние дела, смотреть по сторонам, задавать вопросы о времени окончания тестирования и т. д.).

  1. темп деятельности и его изменения:
  • особенности темпа деятельности по длительности выполнения задания:

Информация о работе Матрицы Равена