Матрицы Равена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 18:47, реферат

Краткое описание

Матрицы Равена предназначены для определения уровня интеллектуального развития. Они могут применяться при обследовании лиц с любым языковым и социокультурным фоном, с любым уровнем речевого развития, что создает преимущества их использования при обследовании детей с речевыми нарушениями первичного характера.
По утверждению Равена, при исследовании по этому методу можно выявить способности к систематизации в мышлении, способности логически мыслить и раскрывать существенные связи между предметами и явлениями. Для изучения общего интеллекта, по мнению автора, необходимо дополнительное использование вербальных шкал.

Вложенные файлы: 1 файл

1-progressivnye_matricy_ravena-cvetnoj_variant(1).doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)
  • возрастание по мере «врабатываемости» - 1 б.;
  • замедление по мере утомления – 0 б.
  • особенности изменения темпа деятельности по мере увеличения сложности заданий:
  • повышается – 2 б;
  • остается неизменным – 1 б.;
  • снижается – 0 б.
  1. Стратегия деятельности:
  • целенаправленное, последовательное выполнение заданий - 3 б.;
  • действия методом «проб и ошибок», то есть достаточно целенаправленные действия (может, даже неверные), но с частичным учетом проведенных проб и сделанных ошибок - 2 б.;
  • хаотическое выполнение заданий, то есть деятельность без учета результативности выполнения собственных попыток, ошибок, проб - 1 б.
  1. Планирование (оценивается на основе ответов ребенка о найденной им закономерности, задаваемых психологом после выполнения каждой матрицы. Если ребенок может объяснить способ выполнения задания, т. е. выявил необходимую закономерность, психолог делает вывод, что ребенок осуществляет предварительное планирование):
  • осуществляет – 2 б.;
  • осуществляет частично – 1 б;
  • не осуществляет – 0 б.
  1. Контроль выполнения деятельности:
  • осуществляет постоянно - 2 б.;
  • осуществляет периодически - 1 б.;
  • не осуществляет - 0 б.
  1. Коррекция выполнения заданий:
  • осуществляет постоянно - 2 б.;
  • осуществляет периодически - 1 б.;

не осуществляет - 0 б.

 

Если ребенок затрудняется в выполнении какой-либо матрицы, психолог предлагает ему помощь. Для исключения возможности отгадывания варианта ответа по тесту, необходимо просить объяснить найденную закономерность.

Рассмотрим примерные вопросы, задаваемые психологом, в ситуации оказания помощи (не обязательно задавать ребенку все предлагаемые вопросы одного вида помощи, возможно уже первый вопрос поможет ребенку выполнить задание!) на примере выполнения задания 7 серии С (С7):

  1. Стимулирующая помощь:
  • подумай;
  • что не так?;
  • посмотри еще раз;
  • нужно стараться все делать самому и др.
  1. Эмоционально-регулирующая помощь:
  • хорошо, продолжай;
  • у тебя все получится;
  • ты умный, ты все умеешь и др.;
  • невербальные средства (взгляд, кивок, улыбка, покачивание головы).
  1. Направляющая помощь:
  • что здесь изображено?;
  • какие квадраты расположены на коврике?;
  • как расположены маленькие квадраты внутри больших?
  • как расположены маленькие квадраты внутри больших по вертикали;
  • как расположены маленькие квадраты внутри больших по горизонтали;
  • как надо расположить маленький квадрат в большом, в заплатке, чтобы заплатка подошла к коврику?
  1. Организующая:
  • в какой части большого квадрата расположены маленькие квадраты (сверху, в середине, снизу) в верхнем горизонтальном ряду?;
  • в какой части большого квадрата расположены маленькие квадраты (сверху, в середине, снизу) в среднем горизонтальном ряду?;
  • в какой части большого квадрата расположены маленькие квадраты (сверху, в середине, снизу) в нижнем горизонтальном ряду?;
  • значит в недостающем кусочке коврика, в какой части большого квадрата должен быть расположен маленький квадрат (сверху, в середине, снизу)?
  • в какой части большого квадрата расположены маленькие квадраты (справа, в центре, слева) в левом вертикальном ряду?;
  • в какой части большого квадрата расположены маленькие квадраты (справа, в центре, слева) в среднем вертикальном ряду?;
  • в какой части большого квадрата расположены маленькие квадраты (справа, в центре, слева) в правом вертикальном ряду?;
  • значит в недостающем кусочке коврика, в какой части большого квадрата должен быть расположен маленький квадрат (справа, в центре, слева);
  • объедини свои предположения на основании горизонтального и вертикального расположения маленького квадрата в большом в недостающем кусочке коврика.
  1. Обучающая: оказывая этот вид помощи, экспериментатор показывает и объясняет, что и как делать.

После того, как ребенок принял необходимый ему вид помощи, продвинувший его в выполнении задания, психолог начисляет баллы:

  • за принятие стимулирующей или эмоционально-регулирующей помощи и правильное выполнение с ее помощью задания, ребенку начисляется 0,75 балла;
  • за принятие направляющей помощи и правильное выполнение с ее помощью задания, ребенку начисляется 0,5 баллов;
  • за принятие организующей помощи и правильное выполнение с ее помощью задания, ребенку начисляется 0,25 баллов;
  • за оказание психологом обучающей помощи ребенок получает 0 баллов.

Полученные в результате помощи баллы суммируются и дополнительно складываются с основными баллами, полученными ребенком вне ситуации оказания помощи. В результате по тесту получаем три количественных результата: 1) баллы «без помощи»; 2) баллы «с помощью»; 3) общий балл. Степень развития интеллекта ребенка оценивается только по баллам «без помощи». Полученные баллы «с помощью» позволяют сделать вывод относительно зоны ближайшего развития ребенка.

 


Информация о работе Матрицы Равена