- возрастание по мере «врабатываемости»
- 1 б.;
- замедление по мере утомления
– 0 б.
- особенности изменения темпа деятельности по мере
увеличения сложности заданий:
- повышается – 2 б;
- остается неизменным – 1 б.;
- снижается – 0 б.
- Стратегия деятельности:
- целенаправленное, последовательное
выполнение заданий - 3 б.;
- действия методом «проб и ошибок»,
то есть достаточно целенаправленные действия
(может, даже неверные), но с частичным
учетом проведенных проб и сделанных ошибок
- 2 б.;
- хаотическое выполнение заданий,
то есть деятельность без учета результативности
выполнения собственных попыток, ошибок,
проб - 1 б.
- Планирование (оценивается на основе
ответов ребенка о найденной им закономерности,
задаваемых психологом после выполнения
каждой матрицы. Если ребенок может объяснить
способ выполнения задания, т. е. выявил
необходимую закономерность, психолог
делает вывод, что ребенок осуществляет предварительное планирование):
- осуществляет – 2 б.;
- осуществляет частично – 1 б;
- не осуществляет – 0 б.
- Контроль выполнения деятельности:
- осуществляет постоянно - 2 б.;
- осуществляет периодически
- 1 б.;
- не осуществляет - 0 б.
- Коррекция выполнения заданий:
- осуществляет постоянно - 2 б.;
- осуществляет периодически
- 1 б.;
не осуществляет - 0 б.
Если ребенок затрудняется
в выполнении какой-либо матрицы, психолог
предлагает ему помощь. Для исключения
возможности отгадывания варианта ответа по тесту, необходимо просить
объяснить найденную закономерность.
Рассмотрим примерные вопросы,
задаваемые психологом, в ситуации оказания
помощи (не обязательно задавать ребенку
все предлагаемые вопросы одного вида
помощи, возможно уже первый вопрос поможет ребенку выполнить задание!)
на примере выполнения задания 7 серии
С (С7):
- Стимулирующая помощь:
- что не так?;
- посмотри еще раз;
- нужно стараться все делать
самому и др.
- Эмоционально-регулирующая
помощь:
- хорошо, продолжай;
- у тебя все получится;
- ты умный, ты все умеешь и др.;
- невербальные средства (взгляд,
кивок, улыбка, покачивание головы).
- Направляющая помощь:
- что здесь изображено?;
- какие квадраты расположены
на коврике?;
- как расположены маленькие
квадраты внутри больших?
- как расположены маленькие квадраты внутри больших по
вертикали;
- как расположены маленькие
квадраты внутри больших по горизонтали;
- как надо расположить маленький
квадрат в большом, в заплатке, чтобы заплатка
подошла к коврику?
- Организующая:
- в какой части большого квадрата
расположены маленькие квадраты (сверху,
в середине, снизу) в верхнем горизонтальном
ряду?;
- в какой части большого квадрата
расположены маленькие квадраты (сверху,
в середине, снизу) в среднем горизонтальном
ряду?;
- в какой части большого квадрата
расположены маленькие квадраты (сверху, в середине,
снизу) в нижнем горизонтальном ряду?;
- значит в недостающем кусочке
коврика, в какой части большого квадрата
должен быть расположен маленький квадрат
(сверху, в середине, снизу)?
- в какой части большого квадрата
расположены маленькие квадраты (справа,
в центре, слева) в левом вертикальном
ряду?;
- в какой части большого квадрата
расположены маленькие квадраты (справа,
в центре, слева) в среднем вертикальном
ряду?;
- в какой части большого квадрата
расположены маленькие квадраты (справа, в центре, слева) в правом
вертикальном ряду?;
- значит в недостающем кусочке
коврика, в какой части большого квадрата
должен быть расположен маленький квадрат
(справа, в центре, слева);
- объедини свои предположения
на основании горизонтального и вертикального расположения маленького
квадрата в большом в недостающем кусочке
коврика.
- Обучающая: оказывая этот вид
помощи, экспериментатор показывает и
объясняет, что и как делать.
После того, как ребенок принял
необходимый ему вид помощи, продвинувший
его в выполнении задания, психолог
начисляет баллы:
- за принятие стимулирующей
или эмоционально-регулирующей помощи
и правильное выполнение с ее помощью
задания, ребенку начисляется 0,75 балла;
- за принятие направляющей помощи
и правильное выполнение с ее помощью задания, ребенку начисляется
0,5 баллов;
- за принятие организующей помощи
и правильное выполнение с ее помощью
задания, ребенку начисляется 0,25 баллов;
- за оказание психологом обучающей
помощи ребенок получает 0 баллов.
Полученные в результате помощи
баллы суммируются и дополнительно
складываются с основными баллами, полученными
ребенком вне ситуации оказания помощи.
В результате по тесту получаем три количественных
результата: 1) баллы «без помощи»; 2) баллы
«с помощью»; 3) общий балл. Степень развития
интеллекта ребенка оценивается только
по баллам «без помощи». Полученные баллы
«с помощью» позволяют сделать вывод относительно
зоны ближайшего развития ребенка.