Межгрупповые конфликты и способы их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 21:08, реферат

Краткое описание

Сегодня все большие обороты набирает такая наука как конфликтология. С чем это связано? Я думаю, с тем, что тема конфликта стала на сегодняшний день особенно актуальна, а связано это с тем, что в прогрессивных кругах поменялось само отношение к конфликту. Многие представляют конфликт как нечто негативное, отрицательное, в общем. То, что нужно избегать. По сути, так оно и есть, но только в отношении самого процесса конфликта. Сегодня все больше и больше исследователей сходятся во мнении, что конфликт – это не такое уж и однозначное явление. Причиной таких взглядов стал анализ результатов, к которым приводит конфликт в разных ситуациях.

Содержание

Введение

1. Понятие конфликта

2. Виды конфликтов

3. Межгрупповые конфликты

4. Способы и пути разрешения межгрупповых конфликтов.

Заключение

Список используемой литературы:

Вложенные файлы: 1 файл

Межгрупповые конфликты и способы их разрешения.docx

— 44.49 Кб (Скачать файл)

 
Говоря о внутренних показателях  непосредственно самого процесса межличностного конфликта, можно привести следующие  черты групп, находящихся в конфликте, выделенных Дафтом10

    1.  
      Наблюдается четкое разграничение на «мы» (внутри группы) и «они» (вне группы) и проводится их сравнение.
    2.  
      Группа, которая ощущает, что находится в конфликте с другой группой, становится более сплоченной и дружно работает, чтобы единым фронтом нанести той поражение.
    3.  
      Положительные чувства и сплоченность внутри группы не распространяется на людей, не входящих в группу.
    4.  
      Члены группы, которые ощущают угрозу, считают себя лучше других – они переоценивают свои силы и недооценивают возможности членов других групп.
    5.  
      Общение между конфликтующими группами сокращается и сопровождается негативными проявлениями.
    6.  
      При проигрыше группы сплоченность между ее членами уменьшается, возрастает напряжение, все ищут «козла отпущения».

 
Эти выводы, основанные на исследованиях, помогают описать и понять поведение  конфликтующих групп в организации. 
 
Но, конечно, самым главным показателем при итоговой оценке конфликта является то, какой эффект он производит: конструктивный или деструктивный. Конструктивные конфликты отвечают целям группы и улучшают ее работу, деструктивный же, наоборот, ухудшает. Но для того, чтобы понять, что отличает первый от второго, Роббинз предлагает еще одну классификацию конфликтов, вспомогательную, так сказать. В частности, он говорит, что существует три типа конфликтов: конфликт задачи (касается содержания и целей выполняемой работы), конфликт отношений (фокусируется на межличностных отношениях, обусловленных ценностями каждой из групп) и конфликт процесса (связан с тем, как выполняется работа). Результаты его исследований показывают, что конфликты отношений почти всегда носят деструктивный характер. Это объясняется тем, что трения и межличностная враждебность, присущие конфликтам отношений, повышают вероятность столкновения между людьми и снижают уровень взаимопонимания, что неизбежно препятствует выполнению организационных задач. В тоже время низкий уровень конфликта процесса и низкий или умеренный уровень конфликта задач носят в основном конструктивный характер. Чтобы конфликт процесса был конструктивным, он должен поддерживаться на низком уровне. Ожесточенные споры по поводу того, кто и какую работу должен выполнять, становятся деструктивными, как только они порождают неопределенность в распределении организационных ролей, увеличивают время выполнения поставленных задач и приводят к пересечению целей, преследуемых членами группы. Низкий или умеренный уровень конфликта задач, как правило, положительно сказывается на результатах группы, поскольку такой конфликт стимулирует обсуждение идей, которые помогают группам эффективнее работать. 
 

4. Способы и  пути разрешения межгрупповых  конфликтов.

 
 
В той мере, в какой конфликт конструктивен, менеджеру следует его использовать и дать ему естественно разрешиться. В ситуации открытого столкновения члены группы вынуждены искать решения, улаживать разногласия, быть более  изобретательными и пытливыми. К  сожалению, большая часть конфликтов в организациях не является открытыми. Их пытаются не замечать. 
 
Существует две принципиальные стратегии управления конфликтами. Во-первых, их предотвращение (или профилактика). Во-вторых, управление конфликтами и конфликтными отношениями в случае их возникновения, а также использование результатов столкновений (как конструктивных, так и деструктивных). 
 
Подход к предупреждению конфликтов основан в первую очередь на предвосхищении и блокировании самих источников конфликтов. При этом деятельность осуществляется в следующих направлениях: 
 
1) Разъяснение задач и требований к деятельности каждой группы: «конкретных показателей выполнения функциональных обязанностей, критериев оценки результата, сроков отчетности, установление системы полномочий и ответственности, информационных взаимоотношений и ответственности (когда даются ответы на вопросы, кто получает информацию, кто и кому, в какие сроки предоставляет ее)»11
 
2) Использование координационных и интеграционных механизмов: «установление иерархии полномочий, цепи отдачи команд, распоряжений и получение обратной связи (реализация принципа единоначалия); установление полномочий по принятию решений и организации информационных потоков; использование служб с межфункциональными обязанностями и полномочиями»12
 
3) Постановка комплексных целей. Например, если между отделами одного управления возникают или назревают конфликты, то следует сформулировать общую цель для всей этой структуры, а не для каждого подразделения в отдельности. Формулирование целей для всей организации будет способствовать тому, что руководители управлений станут принимать решения в отношении всего коллектива, а не только групповые. Этот подход наиболее точно соответствует реалистической теории группового конфликта. 
 
4) Установление системы вознаграждений. Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей, чтобы избежать дисфункциональных последствий. Люди и группы, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп. 
 
Существует также еще одна известная классификация стратегий работы с конфликтами, которая включает в себя три варианта: стратегии «проигрыш-проигрыш», «выигрыш-проигрыш» и «выигрыш-выигрыш». Самой эффективной является «выигрыш-выигрыш», но, поскольку другие стратегии также встречаются очень часто, нужно рассмотреть и их тоже. 
 
«Проигрыш-проигрыш». В этом случае проигрывают обе стороны. Эта стратегия может иметь различные формы, и одной из самых распространенных является компромисс или занятие промежуточной позиции. Другие методы: расплатиться с одной из конфликтующих сторон (часто это взятка), привлечение третьей стороны или арбитра и использование бюрократических правил и существующего порядка. Подобная стратегия является наихудшей из всех, но иногда это единственный путь для разрешения конфликта. 
 
«Выигрыш-проигрыш». Основой этой стратегии можно назвать конкуренцию. С одной стороны, эта стратегия будет функциональной, т.к. создает стимул для соперничества и достижения победы, а это приводит к сплачиванию людей в группах. С другой стороны – дисфункциональной, т.к. игнорирует иные решения, такие, например, как выход, основанный на кооперации, мешает поддержанию атмосферы исследования и творчества. И самая большая проблема этой стратегии заключается в том, что одна сторона обязательно проигрывает. 
 
«Выигрыш-выигрыш». Эта стратегия является для организации самой лучшей, т.к. все силы и творческий потенциал обеих сторон направлены на решение проблемы, а не на победу друг над другом. В конфликтной ситуации удовлетворяются потребности обеих сторон, для всех участников конфликта результаты его разрешения весьма значимы. Это есть сотрудничество. Хотя зачастую в конфликте трудно достичь результата «выигрыш-выигрыш», он все же должен оставаться главной целью. 
 
Другим важным элементом при работе с конфликтами является тактика ведения переговоров. Сегодня разработки и технологии в этой области все больше набирают обороты и уже вышли за рамки конфликтологии. Нил и Базерман отмечают: «Переговоры ведут все. В разных формах переговоры представляют собой общий механизм для разрешения разногласий и перераспределения ресурсов»13. Они определяют переговоры как «процесс принятия решения взаимозависимыми сторонами, у которых существуют разные предпочтения. Именно благодаря переговорам стороны решают, что получит, а что отдаст каждая из них в процессе взаимоотношений»14. Тема ведения переговоров сегодня настолько широка, что она требует особого рассмотрения и анализа, отдельно от конфликта, поэтому в данной работе я этим заниматься не буду. 
 

Заключение

 
 
Учитывая число групп в любой  организации, можно утверждать, что  конфликты между ними неизбежны. Многие полагают, что конфликт влечет за собой ухудшение работы группы или организации. Факты, рассмотренные  мною выше, демонстрируют, что это  предположение зачастую не соответствует  действительности. Конфликт может быть конструктивным или деструктивным. Когда конфликт чересчур силен или  чересчур слаб, он мешает работе группы; на оптимальном уровне он препятствует застою, стимулирует творчество, ослабляет  напряженность между отдельными членами группы и способствует переменам, в то же время не приобретает разрушительного  характера. 
 
Универсального способа разрешения конфликтов, пригодного для всех случаев жизни не существует. Следует выбирать способ разрешения конфликтов, который будет наиболее эффективен в конкретной ситуации. Нужно использовать конкуренцию в случаях, когда требуются быстрые и решительные действия (при возникновении чрезвычайных обстоятельств); при необходимости решить важные проблемы, которые требуют срочного принятия специальных мер (введение жестких правил и суровой дисциплины); при необходимости решить проблемы, жизненно важные для благополучия организации. 
 
Сотрудничество необходимо, чтобы найти взаимополезное решение, когда интересы обеих сторон конфликта слишком важны, чтобы им можно было поступиться; когда нужно объединить точки зрения разных людей; когда нужно достичь согласия путем выработки единой точки зрения, учитывающей интересы всех участников конфликта; когда необходимо преодолеть у людей чувства, мешающие им хорошо относиться друг к другу. 
 
Метод компромисса будет особенно полезен, когда необходимо прийти к быстрому решению в условиях жестких временных ограничений или достичь временного согласия по сложным проблемам. И можно вообще избегать или игнорировать конфликт в случаях, когда предмет конфликта достаточно тривиален или когда существуют гораздо более важные и актуальные проблемы. 
 
 

Список используемой литературы:

 
 
 

  1.  
    Лютенс Ф. Организационное поведение: Пер. с англ. 7-го изд. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 692 с.
  2.  
    Психология менеджмента: Учебник /Под ред. проф. Г.С. Никифорова – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2000. – 572 с.
  3.  
    Роббинз Стивен П. Основы организационного поведения. 8-е изд.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. – 448 с.
  4.  
    Хант Дж. Управление людьми в компаниях: руководство для менеджера /Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп – Бизнес», 1999. – 360 с.
  5.  
    Мескон М., Альберт М., Хелоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Издательство «Дело», 1997. – 567 с.

 


Информация о работе Межгрупповые конфликты и способы их разрешения