Межгрупповые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить межгрупповые отношения на примере студенческой группы.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать общение как процесс взаимодействия между личностями;
2. Дать характеристику видам взаимодействия;
3. Охарактеризовать самочувствие личности в группе;
4. Провести исследование межгрупповых отношений.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ основных психологических подходов по проблеме исследования межгрупповых отношений
1.1. Исторический аспект изучения проблемы психологии межгрупповых отношений 7
1.2. Понятие социальной группы, общества и межгрупповых отношений 16
1.3. Психология человеческих отношений 24
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Эмпирическое исследование психологии межгрупповых отношений 35
2.1. Описание методик и организация исследования 35
2.2. Анализ полученных данных и интерпретация результатов 38
Выводы по главе 2 41
Заключение 43
Список литературы 46
Приложения 47

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая ксюша (1) (1).docx

— 232.70 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки РФ

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра психологии

 

 

 

 

                                                                                                                      ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ

                                                                                   Руководитель работы

                                                                                  ________________________

«__»_______________2013  г.

 

 

 

 

МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

Курсовая работа

по дисциплине

«Социальная психология»

 

 

 

 

Выполнил студент группы ПС-10________                 ______________

                                                                       подпись                       И.О.Фамилия         

                        

Руководитель(ст.преподаватель)

Нормоконтроль                                ________                   __________________

                                                                        подпись                           И.О.Фамилия                                                        

 

 

 

Курсовая работа защищена с оценкой  ___________________________

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2013

Министерство образования  и науки РФ

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу

 

По курсу _______________________________________________________

Студенту________________________________________________________

                                                      И.О. Фамилия

Тема курсовой работы____________________________________________

_______________________________________________________________

________________________________________________________________

Исходные данные________________________________________________                                                                                                   ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рекомендуемая литература_________________________________________                                                                                                                                

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

Дата выдачи задания  «____» _________________20__г.

Дата представления работы руководителю «____» _______________20__г.

Руководитель курсовой работы ____________________________________

                                                         подпись                           И.О.Фамилия

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

4

Глава 1. Теоретический анализ основных психологических подходов по проблеме исследования межгрупповых отношений

 

1.1. Исторический аспект  изучения проблемы психологии межгрупповых отношений                                                                                                

 7

1.2. Понятие   социальной группы, общества и   межгрупповых отношений

16

1.3. Психология человеческих  отношений

24

Выводы по главе 1

33

Глава 2. Эмпирическое исследование психологии межгрупповых отношений

35

2.1. Описание методик и  организация исследования

35

2.2. Анализ полученных  данных и интерпретация результатов

38

Выводы по главе 2

41

Заключение

43

Список литературы

46

Приложения

47





 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

            Актуальность проблемы межгрупповых отношений определяется тем, что уровень развития групп в настоящее время в большей степени зависит от уровня развития отношений через взаимодействие личностей. Психология межгрупповых отношений является одним из наиболее молодых и быстро развивающихся  направлений в социальной психологии. Постановка проблемы межгрупповых отношений  как социально-психологической имеет  исключительное значение для теории и методологии. Но в социальной психологии недооценивается проблематика межгрупповых отношений. В современных условиях деятельность групп активизируется во многих сферах общественной жизни. До сих пор существует острая дискуссия  относительно объяснения феномена «сдвига  риска». Она затрагивает весьма важные и более общие вопросы о  том, может ли группа быть рассмотрена  как нечто, стоящее над индивидами, можно ли вообще прогнозировать какой-либо продукт групповой деятельности на основе знания индивидуальных вкладов  в него. Целесообразность исследования групп очевидна, т.к. они являются удобной моделью изучения процессов внушаемости, комфортности, врабатываемости, общения и т.д. за определенный промежуток времени.   Взаимодействие  групповых субъектов является итогом эволюционного развития различных уровней организации общества. Их соответствующая роль и влияние сохраняются в скрытой или очевидной форме в любом акте взаимодействия. Взаимоотношения социальных групп, формирующиеся в социальной системе, стали тем моментом, который концентрирует в себе все основные проблемы социальных наук и позволяет в будущем говорить о новой модели социальной стороны психики человека.

Психология и поведение  отдельного человека как личности существенно  зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные более или менее устойчивые соединения, называемые группами.

         Среди групп особо выделяются коллективы. Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имeeт, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов данного коллектива. B коллективе межличностные отношения основаны нa взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п. Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться c вoзлoжeнными нa нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности), иметь выcoкyю мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чeм может дать cyмма того же количества индивидов, работающих в отдельности.

           Психологически развитой как коллектив считается такая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе.

           Цель исследования: изучить межгрупповые отношения на примере студенческой группы.

           Объектом: данного исследования является студенческая группа.

           Предмет: является взаимосвязь между членами группы.

           Гипотеза: межгрупповые отношения зависят от индивидуальных особенностей участников студенческой группы.

          Задачи исследования:

1. Охарактеризовать общение  как процесс взаимодействия между  личностями;

2. Дать характеристику  видам взаимодействия;

3. Охарактеризовать самочувствие  личности в группе;

4. Провести исследование  межгрупповых отношений.

         Методологическая основа: за основу данной работы по рассмотрению проблемы психологии межгрупповых отношений на примере студенческой группы были взяты труды Агеева В. С. ("психология межгрупповых отношений), Немов Р.С.

        Методы: наблюдение, беседа, психологическая диагностика.

В данной работе были использованы следующие методики:

- Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено «Cоциометрия»

-Анкета «Изучение сплоченности группы

         Выборка: исследование проводилось со студенческой группой обучающиеся по специальности юриста(г. Иркутск, НИИрГТУ), в период с 17 мая по 20 мая 2013 года.

Выборочную совокупность составили 9 человек ( все девушки).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический анализ основных психологических подходов по проблеме исследования межгрупповых отношений

1.1. Исторический  аспект изучения проблемы психологии  межгрупповых отношений

 

             Эта проблематика до недавнего времени оставалась недостаточно исследованной. Одной из причин является, по-видимому, маргинальность проблемы межгрупповых отношений, ее весьма сильная и очевидная включенность в систему социологического знания и других гуманитарных наук, приведшая к тому, что и собственно психологические проблемы области рассматривались в значительной мере вне контекста психологии. Вместе с тем, когда интерес к этим проблемам все же возникал и в сфере социальной психологии, они не отождествлялись здесь с особой предметной областью, но были как бы растворены в других разделах данной науки. Примером могут служить исследования межгрупповой агрессии в концепции Г. Лебона, негативных установок на другую группу в работе Т.Адорно и др., враждебности и страха в психоаналитических теориях и т.д. Второстепенное положение проблематики межгрупповых отношений породило отсутствие разработки вопроса о том, что же специфичного в подходе к данной проблеме привносит именно социальная психология. В значительной степени этому способствовал и гипертрофированный интерес к изучению малых групп, который был характерен для развития социальной психологии в 20 - 30-е гг.: вся исследовательская стратегия строилась таким образом, чтобы сконцентрировать внимание на динамических процессах, происходящих внутри них. Конкретным выражением утраты социального контекста социальной психологией явилась, в частности, недооценка проблематики межгрупповых отношений.

            Не случайно поэтому, что ситуация резко изменилась с тех пор, как начала складываться критическая ориентация по отношению к традиционной социальной психологии. Необходимость выделения области межгрупповых отношений, конечно, диктуется прежде всего усложнением самой общественной жизни, где межгрупповые отношения оказываются непосредственной ареной сложных этнических, классовых и других конфликтов. Но наряду с этим и внутренняя логика развития социально-психологического знания, уточнение предмета этой науки требуют всестороннего анализа этой сложнейшей сферы. Прямым следствием критики неопозитивистской ориентации в социальной психологии явился призыв к детальному изучению психологии межгрупповых отношений [1] предполагалось, что на этом пути удастся преодолеть дефицит причинного объяснения внутригрупповых процессов, отыскать их подлинные детерминанты.

       Переломным моментом можно считать начало 50-х годов, хотя окончательное оформление принципиальная позиция, призывающая к утверждению самостоятельной области межгрупповых отношений в социальной психологии, получила позднее, когда она была сформулирована в работах А. Тэшфела. Большое внимание этой проблеме уделено также в работах В. Дуаза и в концепции социальных представлений С. Московиси и др. (Донцов, Емельянова, 1987).

        Однако ранее всего экспериментальные исследования в этой области были проведены М. Шерифом (1954) в американском лагере для подростков. Эксперимент состоял из четырех стадий. На первой подросткам, приехавшим в лагерь, была предложена общая деятельность по уборке лагеря, в ходе которой были выявлены стихийно сложившиеся дружеские группы; на второй стадии подростков разделили на две группы так, чтобы разрушить естественно сложившиеся дружеские отношения (одна группа была названа "Орлы", другая "Гремучие змеи"). При этом было замерено отношение одной группы к другой, не содержащее враждебности по отношению друг к другу. На третьей стадии группам была задана различная деятельность на условиях соревнования и в ее ходе был зафиксирован рост межгрупповой враждебности; на четвертой стадии группы были вновь объединены и занялись общей деятельностью (ремонтировали водопровод). Замер отношений бывших групп друг к другу на этой стадии показал, что межгрупповая враждебность уменьшилась, но не исчезла полностью.

            Важно подчеркнуть тот принципиальный вклад, который был сделан в изучение области межгрупповых отношений. В отличие от мотивационных подходов, свойственных фрейдистский ориентированным исследователям, когда центральным звеном оставалась отдельная личность в ее отношениях с представителями других групп, Шериф предложил собственно групповой подход к изучению межгрупповых отношений: источники межгрупповой враждебности или сотрудничества отыскиваются здесь не в мотивах отдельной личности, а в ситуациях группового взаимодействия. Это было новым шагом в понимании межгрупповых отношений, но при предложенном понимании взаимодействия были утрачены чисто психологические характеристики - когнитивные и эмоциональные процессы, регулирующие различные аспекты этого взаимодействия. Не случайно поэтому, что впоследствии критика исследований Шерифа велась именно с позиций когнитивистикой ориентации.

            В рамках этой ориентации и были выполнены эксперименты А. Тэшфела, заложившего основы принципиального пересмотра проблематики межгрупповых отношений в социальной психологии. Изучая межгрупповую дискриминацию (внутригрупповой фаворитизм по отношению к своей группе и внегрупповую враждебность по отношению к чужой группе), Тэшфел полемизировал с Шерифом по вопросу о том, что является причиной этих явлений. Настаивая на значении когнитивных процессов в межгрупповых отношениях, Тэшфел показал, что установление позитивного отношения к своей группе наблюдается и в отсутствие объективной основы конфликта между группами, т.е. выступает как универсальная константа межгрупповых отношений.

Информация о работе Межгрупповые отношения