Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 18:08, курсовая работа
Цель исследования: изучить межгрупповые отношения на примере студенческой группы.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать общение как процесс взаимодействия между личностями;
2. Дать характеристику видам взаимодействия;
3. Охарактеризовать самочувствие личности в группе;
4. Провести исследование межгрупповых отношений.
Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ основных психологических подходов по проблеме исследования межгрупповых отношений
1.1. Исторический аспект изучения проблемы психологии межгрупповых отношений 7
1.2. Понятие социальной группы, общества и межгрупповых отношений 16
1.3. Психология человеческих отношений 24
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Эмпирическое исследование психологии межгрупповых отношений 35
2.1. Описание методик и организация исследования 35
2.2. Анализ полученных данных и интерпретация результатов 38
Выводы по главе 2 41
Заключение 43
Список литературы 46
Приложения 47
Выводы по главе 2
В результате анализа
Исследуемая группа находится
на промежуточном уровне
Узнали, что под самочувствием личности в группе понимается то общее психологическое состояние, эмоциональный и моральный настрой, который y нее доминирует в результате длительного пребывания в данной группе. Для того чтобы точнее определить самочувствие большинства индивидов в группе, в психологии пользуются понятием психологический климат.
C помощью этого понятия обозначаются моральная и эмоциональная стороны системы человеческих отношений, сложившихся в группе. Психологический климат включает в себя совокупность нравственных норм и ценностей, которыми руководствуются члены группы в своих отношениях к объединяющему их делу и друг к другу. Психологический климат существенно характеризует преобладающий в группе эмоциональный настрой.
На основе данного понятия
нами было установлено, что
психологический климат группы
не идеален, то есть могут
в определенные моменты
Заключение
Таким образом, актуальность проблемы межгрупповых отношений определяется тем, что уровень развития групп в настоящее время в большей степени зависит от уровня развития отношений через взаимодействие личностей. Психология межгрупповых отношений является одним из наиболее молодых и быстро развивающихся направлений в социальной психологии. Постановка проблемы межгрупповых отношений как социально-психологической имеет исключительное значение для теории и методологии. Но в социальной психологии недооценивается проблематика межгрупповых отношений. В современных условиях деятельность групп активизируется во многих сферах общественной жизни.
Была поставлена нами цель изучить межгрупповые отношения на примере студенческой группы.
Изучили следующие задачи:
1. Охарактеризовать общение
как процесс взаимодействия
2. Дать характеристику видам взаимодействия;
3. Охарактеризовать самочувствие личности в группе;
4. Провести исследование межгрупповых отношений.
Понятие межгрупповой дифференциации охватывает два специфичных социально-психологических процесса, связанных с установлением различий между своей и другими группами. Во-первых, процесс формирования внутригруппового предпочтения как проявление эмоциональной приверженности к своей группе, являющейся необходимым условием сохранения психологического единства группы. Во-вторых, процесс межгруппового сопоставления и сравнения, являющийся необходимым условием и предпосылкой согласованной совместной деятельности и межгруппового взаимодействия, какую бы форму это взаимодействие ни принимало.
Разработка проблемы межгрупповых отношений на основе принципа деятельности вносит существенный вклад в развитие этих идей: теперь можно констатировать не просто тот факт, что социальные отношения могут способствовать развитию межгрупповой дискриминации лишь при определенных условиях, но и назвать средство, при помощи которого она вообще может быть снята. Таким средством выступает совместная деятельность групп. При ее наличии межгрупповая дифференциация, проявляющая себя на когнитивном уровне как констатация различий между "моей" и "чужой" группами, совсем не обязательно в реальном взаимодействии приводит к внегрупповой враждебности. Этими принципами необходимо руководствоваться, решая практические проблемы межгрупповых отношений. Так, на уровне малых групп может быть усовершенствован поиск оптимальных форм сотрудничества, на уровне больших групп – сняты некоторые вопросы межэтнических отношений, отношений между народами разных государств. Может быть вычленен и своеобразный "средний" уровень рассмотрения проблемы – взаимоотношение профессий, различных ведомств между собой и др.
В чисто научном плане введение проблематики межгрупповых отношений в социальную психологию имеет большое значение для обогащения наших знаний о самих группах.
В результате исследования
Узнали, что под самочувствием личности в группе понимается то общее психологическое состояние, эмоциональный и моральный настрой, который y нее доминирует в результате длительного пpeбывaния в данной группе. Для того чтобы точнее определить самочувствие большинства индивидов в группе, в психологии пользуются понятием психологический климат.
C помощью этого понятия
На основе данного понятия
нами было установлено, что
психологический климат группы
не идеален, то есть могут
в определенные моменты
Таким образом, наша гипотеза: межгрупповые отношения зависят от индивидуальных особенностей участников студенческой группы, доказана.
Список литературы
Приложение 1
Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено «Cоциометрия» |
Назначение и содержание. а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые); в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами. Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (15 мин). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках. Метод разработан Дж. Морено, который и ввел термин «социометрия», означающий измерение межличностных взаимоотношений в группе. В настоящее время этот метод имеет много модификаций. Внедрение его в исследования советских психологов связано с именами Е. С. Кузьмина, Я. Л.Коломинского, В. А. Ядова, И. П. Волкова и др. Оснащение: бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица, ручка. Подготовка исследования. Обследованию может подвергнуться группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп, формируются критерии социометрического выбора. Критерий - это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными. С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарища для досуга). В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы вы хотели работать?») и негативные («С кем бы вы не хотели работать?»). После выбора и формулировки критериев составляется опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев. Порядок исследования. Перед началом опроса инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе его следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно, выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов. Примерный текст инструкции: «При формировании вашей группы, естественно, не могли быть учтены Ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно определились, и для вас и для вашего руководства выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности вашего коллектива. Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов». Методические указания. Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводит к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске. Возможны три основных способа выбора: а) количество выборов ограничивается 3-5; б) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает); в) испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия. С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов - третий. Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение: за отрицательный выбор. |
Обработка и интерпретация результатов
3. На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы-«мишени», что является существенным дополнением к табличному подходу.
Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.
I) Внутренний круг - это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.
II) Второй круг-зона
III) Третий круг - зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
IV) Четвертый круг - зона изолированных - это те, которые не получили ни одного очка.
Приложение 2
Анкета «Изучение сплоченности группы».
1. Дисциплинированность
2. Эрудированность
3. Сознание общественного долга
4. Сообразительность
5. Начитанность
6. Трудолюбие
7. Идейная убежденность
8. Умение контролировать работу
9. Моральная воспитанность
10. Самокритичность
11. Отзывчивость
12. Общественная активность
13. Умение работать с книгой
14. Любознательность
15. Умение планировать работу
16. Целеустремленность
17. Коллективизм
18. Прилежание
19. Требовательность к себе
20. Критичность
21. Духовное богатство
22. Умение объяснить задачу
23. Честность
24. Инициативность
25. Внимательность
26. Чувство ответственности
27. Принципиальность
28. Самостоятельность
29. Общительность
30. Рассудительность
31. Скромность
32. Осведомленность
33. Справедливость
34. Оригинальность
35. Уверенность в себе
Вычисляется «C» – коэффициент,
характеризующий степень
C =1,4 n – N/6 N
N – число учащихся участников эксперимента, n – сумма выборов, приходящихся на пять качеств личности, получивших максимальное число выборов.
Если C» 0,5 (т.е. равен или больше 0,5), то исследованная группа достигла уровня коллектива.
Если C – в пределах 0,3–0,5, то класс, группа расцениваются как промежуточные по уровню развития. Если С «0,3, то данная группа недостаточно развита как коллектив