Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:43, реферат
Гарри Стэк Салливан (Sullivan, Harry Stack), (21.02.1892-14.01.1949) -американский социальный философ, психиатр и психолог; автор оригинальной концепции психиатрии как научной дисциплины о межличностных взаимоотношениях. Представитель неофрейдизма. Подобно другим последователям этого направления произвел социологическую модификацию классического психоанализа.
Введение
Глава 1 Биография
Глава 2 Межличностная теория психиатрии
2.1.Межличностный контекст
2.2.Структура личности
2.2.1.Динамизмы
2.2.2.Я-система
2.2.3.Персонификация
2.2.4.Когнитивные процессы
2.3.Динамика личности
2.3.1.Напряжение
2.3.2.Боязнь и страх
2.3.3.Хорошая и плохая мать
2.3.4.Управление матерью
2.3.5.Трансформация энергии
2.4.Развитие личности
2.4.1.Стадии развития
2.4.2.Детерминанты развития
2.5.Статус в настоящее время. Общая оценка
Заключение
Глоссарий
Литература
В 1931 г. вышла его статья «Факторы среды в этиологии и курсе лечения шизофрении». В ней Салливен высказал мысль о том, что проявления шизофрении нужно объяснять на основе человеческого опыта, а не наследственных или органических факторов, значение которых несравнимо меньше. По его мнению, под влиянием опыта у некоторых людей могут возникнуть изменения в поведении и образе мыслей. Именно их Салливен понимал как проявления шизофренического психоза.
Истоки этого психоза, по мнению Салливена, лежат в тех событиях реальной жизни, которые переживались пациентом или его близкими. Огромное значение при этом имеет общение в самом раннем возрасте с матерью или человеком, заменяющим мать. Если младенческие аспекты личности, формирующиеся при этом, будут искажены, это может привести к нарушениям в последующем развитии и формированию патологической личности, или, если они не слишком выражены, к возникновению невропатической зависимости от матери у мальчиков. При этом происходит полная или частичная интеграция материнской системы взглядов, что впоследствии может привести к нарушению развития естественного интереса к девочкам. Личность ребенка будет не в состоянии сама развиваться в направлении естественной гетеросексуальное, что отрицательным образом может повлиять на его отношения с окружающими.
Такое нарушенное развитие влечет за собой ухудшение межличностных отношений. В сочетании с этим чрезмерная самоидентификация с матерью может стать причиной шизофренического психоза. Эти идеи о взаимосвязи межперсонального поведения ипатологии Салливен отразил в своей единственной монографии, вышедшей при жизни, — «Концепция современной психиатрии» (1947).
В этом случае основной задачей психотерапии становится выработка защитных механизмов личности, обеспечивающих ее адекватное приспособление к окружающим. Для достижения этой цели, Салливен разработат метод «психиатрического интервью», который предполагает воздействие психиатра на межличностную ситуацию, возникающую при контакте с пациентом. Огромное внимание здесь уделялось роли врача во время такого общения. Задача терапевта, по мнению Салливена, при этом заключалась в том, чтобы помочь пациенту понять и выразить словами свой опыт.
В 1932 году он стал одним из организаторов Вашингтонско-Балтиморского Психоаналитического Общества, действующего в качестве филиала АПА, реорганизованной в федерацию американских психоаналитических обществ. Т.О. Гарри Салливан был представителем психоаналитического движения в США, автором «интерперсонального психоанализа». Через год (в 1933) он выдвигает идею создания психоаналитической секции в Американской Психиатрической Ассоциации, что вызвало крайне отрицательную реакцию ортодоксальных психиатров, хотя в США (в отличие от Европы) и не было столь резкого водораздела между психоанализом и академической психиатрией.
В 1933 году он стал президентом Фонда Уильяма Алансона Уайта и работал там до 1943 г. В 1936 г. он способствовал основанию и стал директором Вашингтонской школы психиатрии - учебного института Фонда.
В 1938 г. начал выходить журнал «Психиатрия» («Psychiatry»), материалы которого отражали теорию межличностных отношений, разрабатывавшуюся Салливаном. Он был сначала соиздателем, редактором которого был первые десять лет его существования, а затем- до своей кончины - издателем этого журнала.
В 1948 году ему удается начать издание двух журналов «Журнал биологии и патологии» и «Журнал для изучения интерперсональных процессов».
Помимо Уильяма Алансона Уайта,
главное влияние на интеллектуальный
путь Салливана оказали Фрейд, Адольф
Мейер (Меуег,А.), а также Чикагская
социологическая школа в
Накануне Второй мировой войны Салливан применял методы психиатрии для тестирования призывников (в 1941 был назначен директором психиатрического отдела службы призыва). По окончании войны он работал как медик в Федеральном совете профессионального образования, затем в Службе народного здоровья. В 1948, сотрудничая со Всемирной организацией здравоохранения и ЮНЕСКО "Напряженность", организованном ООН для изучения влияния напряженности на международные отношения и взаимопонимание, а в 1949 - в создании Всемирной федерации психического здоровья. В том же году он стал членом международной комиссии по подготовке Международного конгресса по психическому здоровью. Салливан был научным и государственным деятелем, выдающимся психиатром, лидером сыгравшей важную роль школы обучения психиатрии, замечательным терапевтом, смелым теоретиком. Его личность и оригинальность мышления привлекали множество людей, ставших его приверженцами, учениками, коллегами, друзьями.
Убежденность Салливана в том, что даже глубоко поврежденный разум тем не менее остается разумом, нашла применение в лечении больных шизофренией. Какой бы странной ни была система символов больного шизофренией, она трактовалась как «попытка иного прочтения жизненного опыта». Салливан не только проводил длительные неформальные беседы с пациентами, но и принимал на работу лиц, которые имели психологические нарушения и могли в силу этого устанавливать более тонкий и доверительный контакт с пациентами.
Хотя Салливан не отрицает роли наследственности и созревания в становлении организма, он полагает, что, то, что выступает как собственно человеческое - продукт социальных взаимодействий. Более того, межличностный опыт может изменять - и изменяет - физиологическое функционирование человека, так что можно даже сказать, что организм теряет статус биологического существа и становится социальным организмом, обладающим собственными особенными способами дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения и т.д. Для Салливана психиатрия близка социальной психологии, и его теорию личности отличает явная ориентация на социально-психологические понятия и переменные. Он пишет: "Мне кажется, что общая психиатрия как наука охватывает во многом ту же область, что изучается и социальной психологией, поскольку научная психиатрия изучает межличностные отношения, а это в конечном итоге требует использования той же системы понятий, которую мы теперь соотносим с теорией поля. С этой точки зрения личность рассматривается как нечто гипотетическое. Изучать возможно лишь рисунок процессов, типичных для взаимодействия личностей в повторяющихся ситуациях или "полях", включающих наблюдателя" (1950).
Основной целью собственных теоретических и практических разработок Салливан считал формирование адекватного приспособления личности к окружающим людям посредством развития ее защитных механизмов. Разработал метод "психиатрического интервью" ("психиатрической беседы"), обеспечивающей активное воздействие психиатра на межличностную ситуацию. Оказал влияние на развитие модернистских версий психоанализа, психиатрию, психологию и социологию малых групп.
В последние годы жизни Салливан
потерял интерес к
Также в последние годы своей жизни Салливен уделял большое внимание изучению состояния беспокойства. По его мнению, организм стремится к достижению динамического постоянства, при котором происходит удовлетворение всех потребностей. На психологическом уровне индивид стремится к безболезненному приспособлению к окружающей среде. Если эти два уровня, биологический и психологический, сочетаются, то у человека продуцируется чувство высокого самоуважения. В том случае, когда происходит рассогласование самих потребностей и способов их удовлетворения, возникает личностное напряжение, беспокойство. Салливен считал, что беспокойство является той силой, проистекающей из низкой самооценки, которая вносит в жизнь человека тревогу и нервозность. Корень всех душевных заболеваний Салливен видел именно в беспокойстве.
Идейно связанной с научными интересами Салливана была общественная сфера его деятельности. Он писал на такие разнообразные темы, как проблемы чернокожей молодежи на юге Соединенных Штатов, антисемитизм в нацистской Германии и международная напряженность. Салливан полагал, что психологам надлежит сыграть важную роль в решении этих проблем, поскольку в основе поведения изолированных и запутавшихся людей, будь то шизофреники, обитатели гетто или представители народов, вовлеченных в военные конфликты, лежат тревога и страх. В сотрудничестве с канадским психиатром Б. Чизхольмом, ставшим впоследствии директором Всемирной организации здравоохранения, он старался воплотить эти свои идеи в практику. Эти усилия привели к созданию Международной федерации психического здоровья.
Салливан скоропостижно
При жизни Салливан опубликовал единственную книгу «Концепции современной психиатрии» (Conceptions of Modern Psychiatry, 1940, по другим источникам 1947).
В нашей стране в 1999 г. была издана другая его книга (на родине подготовленная к выходу его последователями) — «Интерперсональная теория в психиатрии». Большого интереса она не вызвала, затерявшись в потоке околопсихологической макулатуры. Вероятно, коммерческий провал этого издания удерживает наших издателей от выпуска других книг Салливана, в свое время вышедших на его родине посмертно. А они, объединенные в собрание сочинений, составляют два увесистых тома. Так что для наших психологов возможности знакомства с идеями Салливана весьма ограничены — не в пример, скажем, тем же Роджерсу или Эриксону. А ведь если разобраться, многие идеи этих ученых, ставших у нас культовыми фигурами, почерпнуты в рассуждениях Салливана. Так, Роджерс строил свою теорию личности на идее Салливана о том, что Я-концепция является продуктом социума. А стадии развития, выделенные Салливаном, фактически предвосхитили возрастную периодизацию Эриксона. Любой шаг вперед легче сделать с опорой на достижения предшественников. Так не будем же забывать, что у нас предшественников было много, и Гарри Стак Салливан — один из них.
После его ухода остались обширные рукописи; кроме того, остались записи многих лекций, прочитанных студентам Вашингтонской школы психиатрии. Эти рукописи и записи, как и другие неопубликованные материалы, были доверены Психиатрическому Фонду Уильяма Алансона Уайта.
Итак, назовём основные опубликовали книги его учениками и последователеми: «Интерперсональная теория психиатрии» (Interpersonal Theory of Psychiatry, 1953); «Психиатрическое интервью» (Psychiatric Interview, 1954); "Клинические исследования в психиатрии" (1956), «Шизофрения как человеческий процесс» (Schizophrenia as a Human Process, 1962); «Психопатология личности» (Personal Psychopathology, 1934, опубл. в 1970); «Синтез психиатрии и социальных наук» (The Fusion of Psychiatry and Social Science, 1964).
Глава 2
Межличностная теория психиатрии
Гарри Стек Салливан – создатель "межличностной теории психиатрии", где главный принцип – в том, что касается личности, – заключается в следующем: личность – это "относительно устойчивый рисунок периодически возникающих межличностных ситуаций, характеризующих жизнь человека" (1953). Личность не может быть оторвана от межличностных ситуаций, и межличностное поведение являет все, что может быть рассмотрено как личность. Ребенок с первого дня жизни является частью межличностной ситуации и на протяжении остальной жизни остается в составе социального поля. Впрочем, теория Салливана не претендует на окончательное определение личности, она касается только социальных интерсубъективных (а не межличностных, как считают некоторые психологи) отношений. А его концепт "персонификация" – весьма корректен и применяем практически.
Рассмотрим в дальнейшем изложении материала основное содержание концепций Г.С.Салливана: Межличностный контекст, Структура личности, Динамизмы, Я-система, Персонификация, Когнитивные процессы, Динамика личности, Напряжение, Боязнь и страх, «Хорошая и плохая мать», «Управление матерью», Трансформация энергии, Развитие личности, Стадии развития, Детерминанты развития.
2.1.Межличностный контекст
На основании своих
Информация о работе Межличностная теория психиатрии Г.С.Салливана