Межличностная теория психиатрии Г.С.Салливана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:43, реферат

Краткое описание

Гарри Стэк Салливан (Sullivan, Harry Stack), (21.02.1892-14.01.1949) -американский социальный философ, психиатр и психолог; автор оригинальной концепции психиатрии как научной дисциплины о межличностных взаимоотношениях. Представитель неофрейдизма. Подобно другим последователям этого направления произвел социологическую модификацию классического психоанализа.

Содержание

Введение
Глава 1 Биография
Глава 2 Межличностная теория психиатрии
2.1.Межличностный контекст
2.2.Структура личности
2.2.1.Динамизмы
2.2.2.Я-система
2.2.3.Персонификация
2.2.4.Когнитивные процессы
2.3.Динамика личности
2.3.1.Напряжение
2.3.2.Боязнь и страх
2.3.3.Хорошая и плохая мать
2.3.4.Управление матерью
2.3.5.Трансформация энергии
2.4.Развитие личности
2.4.1.Стадии развития
2.4.2.Детерминанты развития
2.5.Статус в настоящее время. Общая оценка
Заключение
Глоссарий
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

реферат - Салливан.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

В 1931 г. вышла его статья «Факторы среды в этиологии и курсе лечения шизофрении». В ней Салливен высказал мысль о том, что проявления шизофрении нужно объяснять на основе человеческого опыта, а не наследственных или органических факторов, значение которых несравнимо меньше. По его мнению, под влиянием опыта у некоторых людей могут возникнуть изменения в поведении и образе мыслей. Именно их Салливен понимал как проявления шизофренического психоза.

Истоки этого психоза, по мнению Салливена, лежат в тех событиях реальной жизни, которые переживались пациентом или его близкими. Огромное значение при этом имеет общение в самом раннем возрасте с матерью или человеком, заменяющим мать. Если младенческие аспекты личности, формирующиеся при этом, будут искажены, это может привести к нарушениям в последующем развитии и формированию патологической личности, или, если они не слишком выражены, к возникновению невропатической зависимости от матери у мальчиков. При этом происходит полная или частичная интеграция материнской системы взглядов, что впоследствии может привести к нарушению развития естественного интереса к девочкам. Личность ребенка будет не в состоянии сама развиваться в направлении естественной гетеросексуальное, что отрицательным образом может повлиять на его отношения с окружающими.

Такое нарушенное развитие влечет за собой ухудшение межличностных отношений. В сочетании с этим чрезмерная самоидентификация с матерью может стать причиной шизофренического психоза. Эти идеи о взаимосвязи межперсонального поведения ипатологии Салливен отразил в своей единственной монографии, вышедшей при жизни, — «Концепция современной психиатрии» (1947).

В этом случае основной задачей психотерапии становится выработка защитных механизмов личности, обеспечивающих ее адекватное приспособление к окружающим. Для  достижения этой цели, Салливен разработат метод «психиатрического интервью», который предполагает воздействие психиатра на межличностную ситуацию, возникающую при контакте с пациентом. Огромное внимание здесь уделялось роли врача во время такого общения. Задача терапевта, по мнению Салливена, при этом заключалась в том, чтобы помочь пациенту понять и выразить словами свой опыт.

В 1932 году он стал одним из организаторов Вашингтонско-Балтиморского Психоаналитического Общества, действующего в качестве филиала АПА, реорганизованной в федерацию американских психоаналитических обществ. Т.О. Гарри Салливан был представителем психоаналитического движения в США, автором «интерперсонального психоанализа». Через год (в 1933) он выдвигает идею создания психоаналитической секции в Американской Психиатрической Ассоциации, что вызвало крайне отрицательную реакцию ортодоксальных психиатров, хотя в США (в отличие от Европы) и не было столь резкого водораздела между психоанализом и академической психиатрией.

В 1933 году он стал президентом Фонда Уильяма Алансона Уайта и работал там до 1943 г. В 1936 г. он способствовал основанию и стал директором Вашингтонской школы психиатрии - учебного института Фонда.

В 1938 г. начал выходить журнал «Психиатрия» («Psychiatry»), материалы которого отражали теорию межличностных отношений, разрабатывавшуюся Салливаном. Он был сначала соиздателем, редактором которого был первые десять лет его существования, а затем- до своей кончины - издателем этого журнала.

В 1948 году ему удается начать издание двух журналов «Журнал биологии и патологии» и «Журнал для изучения интерперсональных процессов».

Помимо Уильяма Алансона Уайта, главное влияние на интеллектуальный путь Салливана оказали Фрейд, Адольф Мейер (Меуег,А.), а также Чикагская  социологическая школа в составе  Джорджа Герберта Мида (Mead, G.H.), У.И.Томаса (Thomas, W.I.), Эдварда Сепира (Sapir, Е.), Роберта Э. Парка (Park, R.E.), Э.У.Берджесса (Burgess, E.W.), Чарльза Э. Мерриэма (Merriam, C.E.), Уильяма Хили (Healy, W.), Харольда Лассуэлла (Lasswell, H.). Особенную близость Салливан чувствовал с Эдвардом Сепиром, одним из первых начавшим отстаивать необходимость сближения антропологии, социологии и психоанализа. Салливан начал формулировать основные положения своей теории межличностных отношений в 1929 г. и утвердился в своих идеях в середине 30-х.

Накануне Второй мировой войны  Салливан применял методы психиатрии для тестирования призывников (в 1941 был назначен директором психиатрического отдела службы призыва). По окончании  войны он работал как медик  в Федеральном совете профессионального образования, затем в Службе народного здоровья. В 1948, сотрудничая со Всемирной организацией здравоохранения и ЮНЕСКО "Напряженность", организованном ООН для изучения влияния напряженности на международные отношения и взаимопонимание, а в 1949 - в создании Всемирной федерации психического здоровья. В том же году он стал членом международной комиссии по подготовке Международного конгресса по психическому здоровью. Салливан был научным и государственным деятелем, выдающимся психиатром, лидером сыгравшей важную роль школы обучения психиатрии, замечательным терапевтом, смелым теоретиком. Его личность и оригинальность мышления привлекали множество людей, ставших его приверженцами, учениками, коллегами, друзьями.

Убежденность Салливана в том, что даже глубоко поврежденный разум тем не менее остается разумом, нашла применение в лечении больных шизофренией. Какой бы странной ни была система символов больного шизофренией, она трактовалась как «попытка иного прочтения жизненного опыта». Салливан не только проводил длительные неформальные беседы с пациентами, но и принимал на работу лиц, которые имели психологические нарушения и могли в силу этого устанавливать более тонкий и доверительный контакт с пациентами.

Хотя Салливан не отрицает роли наследственности и созревания в становлении организма, он полагает, что, то, что выступает как собственно человеческое - продукт социальных взаимодействий. Более того, межличностный опыт может изменять - и изменяет - физиологическое функционирование человека, так что можно даже сказать, что организм теряет статус биологического существа и становится социальным организмом, обладающим собственными особенными способами дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения и т.д. Для Салливана психиатрия близка социальной психологии, и его теорию личности отличает явная ориентация на социально-психологические понятия и переменные. Он пишет: "Мне кажется, что общая психиатрия как наука охватывает во многом ту же область, что изучается и социальной психологией, поскольку научная психиатрия изучает межличностные отношения, а это в конечном итоге требует использования той же системы понятий, которую мы теперь соотносим с теорией поля. С этой точки зрения личность рассматривается как нечто гипотетическое. Изучать возможно лишь рисунок процессов, типичных для взаимодействия личностей в повторяющихся ситуациях или "полях", включающих наблюдателя" (1950).

Основной целью собственных теоретических и практических разработок Салливан считал формирование адекватного приспособления личности к окружающим людям посредством развития ее защитных механизмов. Разработал метод "психиатрического интервью" ("психиатрической беседы"), обеспечивающей активное воздействие психиатра на межличностную ситуацию. Оказал влияние на развитие модернистских версий психоанализа, психиатрию, психологию и социологию малых групп.

В последние годы жизни Салливан потерял интерес к организационной  деятельности, сосредоточив свое внимание на деятельности организованного им Вашингтонского Психоаналитического  Института и основанного им журнала "Психиатрия".

Также в последние годы своей  жизни Салливен уделял большое внимание изучению состояния беспокойства. По его мнению, организм стремится к  достижению динамического постоянства, при котором происходит удовлетворение всех потребностей. На психологическом уровне индивид стремится к безболезненному приспособлению к окружающей среде. Если эти два уровня, биологический и психологический, сочетаются, то у человека продуцируется чувство высокого самоуважения. В том случае, когда происходит рассогласование самих потребностей и способов их удовлетворения, возникает личностное напряжение, беспокойство. Салливен считал, что беспокойство является той силой, проистекающей из низкой самооценки, которая вносит в жизнь человека тревогу и нервозность. Корень всех душевных заболеваний Салливен видел именно в беспокойстве.

Идейно связанной с научными интересами Салливана была общественная сфера его деятельности. Он писал  на такие разнообразные темы, как  проблемы чернокожей молодежи на юге  Соединенных Штатов, антисемитизм в нацистской Германии и международная напряженность. Салливан полагал, что психологам надлежит сыграть важную роль в решении этих проблем, поскольку в основе поведения изолированных и запутавшихся людей, будь то шизофреники, обитатели гетто или представители народов, вовлеченных в военные конфликты, лежат тревога и страх. В сотрудничестве с канадским психиатром Б. Чизхольмом, ставшим впоследствии директором Всемирной организации здравоохранения, он старался воплотить эти свои идеи в практику. Эти усилия привели к созданию Международной федерации психического здоровья.

Салливан скоропостижно скончался  от сердечного приступа в Париже 14 января 1949, куда он прибыл на заседание совета Международной федерации психического здоровья. Как человек, известный своими заслугами перед Вооруженными силами США (он служил в годы I мировой войны и впоследствии принимал участие во многих военных проектах, дослужился до майора), Салливан был похоронен на Арлингтонском воинском кладбище.

При жизни Салливан опубликовал единственную книгу «Концепции современной психиатрии» (Conceptions of Modern Psychiatry, 1940, по другим источникам 1947).

В нашей стране в 1999 г. была издана другая его книга (на родине подготовленная к выходу его последователями) —  «Интерперсональная теория в психиатрии». Большого интереса она не вызвала, затерявшись в потоке околопсихологической макулатуры. Вероятно, коммерческий провал этого издания удерживает наших издателей от выпуска других книг Салливана, в свое время вышедших на его родине посмертно. А они, объединенные в собрание сочинений, составляют два увесистых тома. Так что для наших психологов возможности знакомства с идеями Салливана весьма ограничены — не в пример, скажем, тем же Роджерсу или Эриксону. А ведь если разобраться, многие идеи этих ученых, ставших у нас культовыми фигурами, почерпнуты в рассуждениях Салливана. Так, Роджерс строил свою теорию личности на идее Салливана о том, что Я-концепция является продуктом социума. А стадии развития, выделенные Салливаном, фактически предвосхитили возрастную периодизацию Эриксона. Любой шаг вперед легче сделать с опорой на достижения предшественников. Так не будем же забывать, что у нас предшественников было много, и Гарри Стак Салливан — один из них.

После его ухода остались обширные рукописи; кроме того, остались записи многих лекций, прочитанных студентам Вашингтонской школы психиатрии. Эти рукописи и записи, как и другие неопубликованные материалы, были доверены Психиатрическому Фонду Уильяма Алансона Уайта.

Итак, назовём основные опубликовали книги его учениками и последователеми: «Интерперсональная теория психиатрии» (Interpersonal Theory of Psychiatry, 1953); «Психиатрическое интервью» (Psychiatric Interview, 1954); "Клинические исследования в психиатрии" (1956), «Шизофрения как человеческий процесс» (Schizophrenia as a Human Process, 1962); «Психопатология личности» (Personal Psychopathology, 1934, опубл. в 1970); «Синтез психиатрии и социальных наук» (The Fusion of Psychiatry and Social Science, 1964).

 

Глава 2

Межличностная теория психиатрии

Гарри Стек Салливан – создатель "межличностной  теории психиатрии", где главный  принцип – в том, что касается личности, – заключается в следующем: личность – это "относительно устойчивый рисунок периодически возникающих  межличностных ситуаций, характеризующих жизнь человека" (1953). Личность не может быть оторвана от межличностных ситуаций, и межличностное поведение являет все, что может быть рассмотрено как личность. Ребенок с первого дня жизни является частью межличностной ситуации и на протяжении остальной жизни остается в составе социального поля. Впрочем, теория Салливана не претендует на окончательное определение личности, она касается только социальных интерсубъективных (а не межличностных, как считают некоторые психологи) отношений. А его концепт "персонификация" – весьма корректен и применяем практически.

Рассмотрим в дальнейшем изложении  материала основное содержание концепций  Г.С.Салливана: Межличностный контекст, Структура личности, Динамизмы, Я-система, Персонификация, Когнитивные процессы, Динамика личности, Напряжение, Боязнь и страх, «Хорошая и плохая мать», «Управление матерью», Трансформация энергии, Развитие личности, Стадии развития, Детерминанты развития.

2.1.Межличностный  контекст

На основании своих клинических  наблюдений, Салливан постепенно пришел к убеждению, что для понимания психопатологии недостаточно сосредоточить все внимание на самом индивиде (как это предполагалось в получавшем все большее распространение персоноцентрическом подходе, пришедшем на смену нозоцентрическому). Через некоторое время он делает ряд революционных для того периода развития психиатрии и психотерапии выводов, в частности: люди неотделимы от своего окружения; личность формируется только в рамках межличностного общения; личность и характер находятся не "внутри" человека, а проявляются только в отношениях с другими людьми, при этом - с разными людьми по разному. Далее Салливан конкретизирует, что "личность проявляется исключительно в ситуациях межличностного общения", а сама личность - это "сравнительно прочный стереотип повторяющихся межличностных ситуаций, которые и являются особенностью ее жизни". В целом, это было новым подходом к исследованию личности, к психопатологии и психоанализе. Особо следует отметить, что Салливан отказался от доминировавшей ранее в психоанализе концепции, апеллировавшей преимущественно к внутренним душевным переживаниям индивида, так как эта концепция игнорировала предшествующие и актуальные отношения, и таким образом, заведомо рассматривала объект исследования вне соответствующего ему исторического и социального контекста. Тогда же Салливан приходит к выводу, что человеческое поведение и мышление вряд ли заключено "внутри" индивида, и скорее генерируется в процессе межличностного общения с другими индивидами. Личность формируется не вообще, а с учетом исходной специфики ее "ниши" в межличностном общении, поэтому в процессе сколько-нибудь серьезного исследования любого пациента нельзя не учитывать историю и специфику его межличностных контактов.

Информация о работе Межличностная теория психиатрии Г.С.Салливана